0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стили языка и стили речи

Стиль языка и стиль речи

Как отмечалось в главе 1, в зависимости от функционирования в той или иной сфере общения выделяют функциональные стили. В XX в. произошло разграничение понятий «стиль языка» и «стиль речи». По определению академика В.В. Виноградова, «стиль языка – это языковая парадигма для литературного языка определенной эпохи его становления» [24, с. 63]. Стилистика языка направлена на нормативные средства языка; стиль понимается как совокупность стилистически окрашенных средств языка. Стилистика языка изучает ресурсы языка: стилистически окрашенную лексику, средства словообразования, фразеологии, морфологии, синтаксиса и др. Стилистика языка обращается к тексту, т.е. к употреблению стилистических средств языка. Стилистика языка признает двоякий характер выделения функциональных стилей: собственно лингвистический (т.е. обладающий определенной совокупностью стилистически значимых языковых средств) и экстралингвистический (т.е. учитывающий условия и цели общения в определенной сфере общественной деятельности).

Стили языка формировались на основе стилей речи. Речь формировала стиль в зависимости от ситуации общения, назначения, функции и целей самой речи, того текста, который порождался говорящим и пишущим.

Среди факторов, позволяющих классифицировать функциональные стили, наиболее общим является ведущая функция каждого стиля: общение — для разговорного стиля, сообщение — для научного и официального, воздействие — для публицистического и художественного.

В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять речевых стилей: повседневная — разговорный стиль, область науки и техники — научный стиль, сфера законодательства и делового общения — официально-деловой стиль, общественно-политическая сфера — публицистический стиль, сфера искусства слова — художественный стиль.

Важным стилеобразующим фактором является форма речи — устная или письменная, а также вид речи (монолог, диалог, полилог). Для разговорного стиля — это устная диалогическая (или полилогическая) речь, для научного и официально-делового — письменная монологическая речь. Публицистический стиль может быть представлен и устной монологической и полилогической речью, и письменной монологической.

Функциональные стили неоднородны: каждый из них представлен рядом жанровых функциональных разновидностей. М.М. Бахтин отмечает: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого» [6, с. 212].

Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленности, то есть целями общения. Именно они диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая.

Так, выбор жанров устной речи зависит от того, является ли коммуникация официальной / неофициальной, публичной / непубличной. Здесь возможны информация, отчет, ораторское выступление, доклад, устный бытовой рассказ и др. Выбор жанров письменной речи определяется не только стилевыми различиями, но и темой и содержанием речи. В научном стиле это могут быть такие жанры, как статья, реферат, аннотация, отзыв и др.; в официально-деловом стиле — заявление, расписка, доверенность, справка, инструкция, объявление и др.; в публицистическом стиле — интервью, репортаж, очерк, заметка и др.; в художественном — рассказ, повесть, роман, стихотворение, басня, сказка и др. Каждый функциональный стиль речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики, морфологии и синтаксиса, которые проявляются в той или иной степени в каждом жанре определенного стиля.

Итак, стиль, как и язык в целом, реализуется в речи. Если рассматривать соотношение стилей языка и стилей речи в их современном виде, то стили речи — это поле применения стилей языка.

Итак, в соответствии с функционированием речи в той или иной социально значимой сфере общественной деятельности выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

1. Назовите основания классификаций разновидностей речи.

2. Что такое литературная речь?

3. Какие особенности имеет устная разновидность речи? Чем различаются неподготовленная и подготовленная формы устной речи? Какими закономерностями регламентируется устная речь?

4. Дайте определение письменной разновидности литературного языка, назовите ее основные функции и свойства.

5. Какая форма речи называется диалогом? Что такое диалогическое единство и какова его структура? Какие типы диалогов вы знаете?

6. Что такое монолог? Охарактеризуйте основные типы монологической речи.

7. Как вы понимаете полилог?

8. Охарактеризуйте функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Приведите примеры.

9. Сравните понятия «стиль языка» и «стиль речи». Назовите основные функциональные стили. Объясните понятие «жанровая разновидность».

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. — М., 2002 ‘

2. Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.П. Устная речь. — Д„ 1988.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.

4. Диалогическая речь. Монологическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

5. Диалог. Монолог / Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. —

6. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М., 1987.

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения; теория и практика обучения: Учебное пособие — М., 2001.

8. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. — М., 1982.

9. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. — Улан-Удэ, 1974.

10. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. — М., 1996.

4.1. Стилевые и жанровые особенности научного стиля

Сфера общественной деятельности, в которой функционируетнаучный стиль, —это наука.

Мысль строго аргументируется; особый акцент делается на ход логических рассуждений. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поскольку назначение науки — выявление закономерностей. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления. Все это определяет экстралингвистические признаки научного стиля:

(1) научная тематика;

(2) точность (точное определение понятий);

(3) стремление к абстрактности, обобщению;

(4) логичность изложения;

Экстралингвистические особенности находят выражение в собственно языковых характеристиках научного стиля и определяют системность языковых средств, которые в нем употребляются.

Научный стиль как система включает языковые единицы трех типов: (1) языковые единицы, обладающие соответствующей функционально-стилистической окраской; (2) языковые единицы стилистически нейтральные (межстилевые); (3) языковые единицы стилистически нейтральные, но функционирующие преимущественно именно в данном стиле.

Доминирующая языковая функция научного стиля — информативная; основная форма речи — письменная; типичный вид речи — монолог. При преобладании письменной формы речи развитие средств массовой коммуникации, расширение научных контактов (съезды, симпозиумы, конференции) увеличивают роль и устной формы научной речи.

Основная цель научного стиля — сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Цели конкретизируются в задачах, которые, с учетом ситуации, определяют отбор материала, используемого на протяжении всего текста. Адресатами произведений научного стиля, как правило, яв­ляются специалисты — читатели и слушатели, подготовленные к восприятию научной информации. Научный стиль обладает значительным разнообразием речевых жанров. Среди них основные: научная монография, научная статья, диссертация, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия), научно-технические произведения (инструкции и др.), научные доклады.

В исследованиях по стилистике признается факт существования иерархии стилистических систем — подсистем, каждая из которых имеет свои жанры. Это положение распространяется и на научный стиль.

Подстили: Собственно научный (монография, статья, доклад, диссертация); научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание); научно-справочный (словарь, справочник, каталог); учебно-научный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция); научно-популярный (лекция, статья, книга).

Стиль языка и стиль речи;

Как отмечалось в главе 1, в зависимости от функционирования в той или иной сфере общения выделяют функциональные стили. В XX в. произошло разграничение понятий «стиль языка» и «стиль речи». По определению академика В.В. Виноградова, «стиль языка – это языковая парадигма для литературного языка определенной эпохи его становления» [24, с. 63]. Стилистика языка направлена на нормативные средства языка; стиль понимается как совокупность стилистически окрашенных средств языка. Стилистика языка изучает ресурсы языка: стилистически окрашенную лексику, средства словообразования, фразеологии, морфологии, синтаксиса и др. Стилистика языка обращается к тексту, т.е. к употреблению стилистических средств языка. Стилистика языка признает двоякий характер выделения функциональных стилей: собственно лингвистический (т.е. обладающий определенной совокупностью стилистически значимых языковых средств) и экстралингвистический (т.е. учитывающий условия и цели общения в определенной сфере общественной деятельности).

Стили языка формировались на основе стилей речи. Речь формировала стиль в зависимости от ситуации общения, назначения, функции и целей самой речи, того текста, который порождался говорящим и пишущим.

Среди факторов, позволяющих классифицировать функциональные стили, наиболее общим является ведущая функция каждого стиля: общение — для разговорного стиля, сообщение — для научного и официального, воздействие — для публицистического и художественного.

В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять речевых стилей: повседневная — разговорный стиль, область науки и техники — научный стиль, сфера законодательства и делового общения — официально-деловой стиль, общественно-политическая сфера — публицистический стиль, сфера искусства слова — художественный стиль.

Важным стилеобразующим фактором является форма речи — устная или письменная, а также вид речи (монолог, диалог, полилог). Для разговорного стиля — это устная диалогическая (или полилогическая) речь, для научного и официально-делового — письменная монологическая речь. Публицистический стиль может быть представлен и устной монологической и полилогической речью, и письменной монологической.

Функциональные стили неоднородны: каждый из них представлен рядом жанровых функциональных разновидностей. М.М. Бахтин отмечает: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого» [6, с. 212].

Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленности, то есть целями общения. Именно они диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая.

Так, выбор жанров устной речи зависит от того, является ли коммуникация официальной / неофициальной, публичной / непубличной. Здесь возможны информация, отчет, ораторское выступление, доклад, устный бытовой рассказ и др. Выбор жанров письменной речи определяется не только стилевыми различиями, но и темой и содержанием речи. В научном стиле это могут быть такие жанры, как статья, реферат, аннотация, отзыв и др.; в официально-деловом стиле — заявление, расписка, доверенность, справка, инструкция, объявление и др.; в публицистическом стиле — интервью, репортаж, очерк, заметка и др.; в художественном — рассказ, повесть, роман, стихотворение, басня, сказка и др. Каждый функциональный стиль речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики, морфологии и синтаксиса, которые проявляются в той или иной степени в каждом жанре определенного стиля.

Итак, стиль, как и язык в целом, реализуется в речи. Если рассматривать соотношение стилей языка и стилей речи в их современном виде, то стили речи — это поле применения стилей языка.

Итак, в соответствии с функционированием речи в той или иной социально значимой сфере общественной деятельности выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

1. Назовите основания классификаций разновидностей речи.

2. Что такое литературная речь?

3. Какие особенности имеет устная разновидность речи? Чем различаются неподготовленная и подготовленная формы устной речи? Какими закономерностями регламентируется устная речь?

4. Дайте определение письменной разновидности литературного языка, назовите ее основные функции и свойства.

5. Какая форма речи называется диалогом? Что такое диалогическое единство и какова его структура? Какие типы диалогов вы знаете?

6. Что такое монолог? Охарактеризуйте основные типы монологической речи.

7. Как вы понимаете полилог?

8. Охарактеризуйте функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Приведите примеры.

9. Сравните понятия «стиль языка» и «стиль речи». Назовите основные функциональные стили. Объясните понятие «жанровая разновидность».

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. — М., 2002 ‘

2. Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.П. Устная речь. — Д„ 1988.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.

4. Диалогическая речь. Монологическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

5. Диалог. Монолог / Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. —

6. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М., 1987.

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения; теория и практика обучения: Учебное пособие — М., 2001.

8. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. — М., 1982.

9. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. — Улан-Удэ, 1974.

10. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. — М., 1996.

4.1. Стилевые и жанровые особенности научного стиля

Сфера общественной деятельности, в которой функционируетнаучный стиль, —это наука.

Мысль строго аргументируется; особый акцент делается на ход логических рассуждений. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поскольку назначение науки — выявление закономерностей. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления. Все это определяет экстралингвистические признаки научного стиля:

(1) научная тематика;

(2) точность (точное определение понятий);

(3) стремление к абстрактности, обобщению;

(4) логичность изложения;

Экстралингвистические особенности находят выражение в собственно языковых характеристиках научного стиля и определяют системность языковых средств, которые в нем употребляются.

Научный стиль как система включает языковые единицы трех типов: (1) языковые единицы, обладающие соответствующей функционально-стилистической окраской; (2) языковые единицы стилистически нейтральные (межстилевые); (3) языковые единицы стилистически нейтральные, но функционирующие преимущественно именно в данном стиле.

Доминирующая языковая функция научного стиля — информативная; основная форма речи — письменная; типичный вид речи — монолог. При преобладании письменной формы речи развитие средств массовой коммуникации, расширение научных контактов (съезды, симпозиумы, конференции) увеличивают роль и устной формы научной речи.

Основная цель научного стиля — сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Цели конкретизируются в задачах, которые, с учетом ситуации, определяют отбор материала, используемого на протяжении всего текста. Адресатами произведений научного стиля, как правило, яв­ляются специалисты — читатели и слушатели, подготовленные к восприятию научной информации. Научный стиль обладает значительным разнообразием речевых жанров. Среди них основные: научная монография, научная статья, диссертация, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия), научно-технические произведения (инструкции и др.), научные доклады.

В исследованиях по стилистике признается факт существования иерархии стилистических систем — подсистем, каждая из которых имеет свои жанры. Это положение распространяется и на научный стиль.

Подстили: Собственно научный (монография, статья, доклад, диссертация); научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание); научно-справочный (словарь, справочник, каталог); учебно-научный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция); научно-популярный (лекция, статья, книга).

Стили языка и стили речи

Следует иметь в виду, что функционально-стилистические границы современного литературного языка очень подвижны. Функциональные стили не представляют замкнутой системы. Основная часть языкового материала — общеязыковые, межстилевые средства.

Со времени Ломоносова стили и стилистические средства языка изучаются параллельно. В середине XVIII в. стили и «речения» находились в полном соответствии: отдельный разряд «речений» был закреплен за своим стилем. Однако позже сложилась новая стилистическая система, характеризующаяся отсутствием прямого соответствия разрядов стилистических средств стилям. Ныне бесперспективно искать в литературном языке системно организованные наборы средств, предназначенные только для соответствующих им стилей.

Современные стили не укладываются в рамки теории М. В. Ломоносова, по которой устанавливалось наличие в языке трех типов «речений» (т. е. разрядов лексики), соответствующих высокому, среднему и низкому стилям. Прямое соответствие между разрядами стилистических средств языка и стилями оказалось разрушенным еще при А. С. Пушкине. Расхождения между современными стилями и «стилистическими пластами» лексики и фразеологии показаны, например, А. Н. Гвоздевым. С его точки зрения, нужно выделять 12 стилей (стиль публичной речи, бытовой или разговорной речи, деловой, художественной речи, публицистической речи, научно-популярной речи, торжественный, официальный, интимно-ласковый, юмористический, сатирический, нейтральный) и 7 «стилистических пластов» в словаре языка (научная и техническая терминология; лексика, характеризующая разные исторические эпохи; лексика, характеризующая быт разных народов; группы дореволюционных слов; новые слова — советизмы; лексика с эмоциональной окраской: слова умеренно-книжные, торжественные, риторические, поэтические, «свежие», народнопоэтические, книжно-неодобрительные, архаически-шутливые, напыщенные, архаически-комические; разговорно-бытовые: разговорные, фамильярно-ласкательные, иронически-ласкательные, иронические, фамильярно-грубоватые, интеллигентско-просторечные, неодобрительные, просторечные, вульгарные, слова воровского жаргона, простонародные и диалектные) (20).

Эта классификация Гвоздева А. Н. не получила общего признания, но в ней верно представлена специфическая особенность современной стилистической системы; «стилистические пласты», как правило, не соответствуют стилям, стили в большинстве случаев прямо и непосредственно не связаны с «пластами».

Собственно стилистическая классификация средств современного русского литературного языка включает разряды нейтральных (и близких к ним общих, или межстилевых, единиц общения), высоких (торжественных, книжных, риторических), разговорных и сравнительно небольшую часть просторечных средств, которым в определенных отношениях противопоставляется специальная лексика (терминология). Это, конечно, наиболее важные, основные разряды, но их изучение свидетельствует о несостоятельности теории «стилей языка». Ведь каждый из данных разрядов располагает очень широкой «сферой», которая в ряде случаев не соответствует нескольким стилям. Даже научная терминология нередко используется в публицистических и художественных произведениях, а также в деловой документации. Высокие средства применяются в собственно высоком стиле, в публицистике, в художественной литературе, иногда в научно-популярных произведениях и даже (обычно с ироническим подтекстом) в разговорном стиле. Разговорные средства проникают в научно-популярный стиль, реже в статьи научного характера (чаще всего полемические), их часто используют в публицистике, художественных произведениях, в непринужденных беседах.

Поэтому очень важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми (стилистическими) средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания. Владение функциональными стилями является необходимым составным элементом культуры профессиональной речи дипломата, политика, преподавателя, адвоката, журналиста и т. д.

Проблема стилей в современном языкознании изучена недостаточно, поэтому нет и единой, общепринятой их классификации.

Исследования последнего времени со всей очевидностью показали, что проблема стилей теснейшим образом связана с проблемой соотношения языка и речи. Ныне невозможно себе представить ученого, который изучает стили, не ориентируясь на то или иное понимание противопоставления язык — речь.

Поэтому необходимо охарактеризовать попытки определить специфику «стилей языка» и «стилей речи». Восходят эти попытки к идее В. В. Виноградова: речевые стили очень многочисленны, и возникают они на базе языковых стилей. Подробного описания речевых стилей В. В. Виноградов не дает, ограничиваясь лишь утверждением, что эти стили представляют собой некие композиционные системы в кругу основных жанров или конструктивных разновидностей общественной речи (14; 75). Данная идея реализована в «Лекциях по стилистике русского языка» Л. К. Панфилова. Каждому стилю языка (деловому, научному, разговорному, публицистическому) А. К. Панфилов противопоставляет соответствующие речевые стили. Например, к речевым стилям деловой письменности он относит стиль бытового заявления, стиль заявления о приеме в комсомол; особыми речевыми стилями этой письменности он считает «объявления-рекламы в магазинах», «объявления-рекламы в парках», «объявления с каламбурами или рифмованными строками» и т.д. Количество речевых стилей, возникающих на базе даже одного языкового стиля, представляется бесчисленным, неподдающимся учету (41).

Еще раньше аналогичное понимание речевых стилей было высказано Р. А. Будаговым, который охарактеризовал «языковые стили» как устойчивые и типологически более универсальные в сравнении с речевыми стилями. Последние, по его мнению, отличаются изменчивостью и исключительным разнообразием: реклама в газетах — один речевой стиль, реклама по радио — другой речевой стиль, реклама в журналах — третий и т. д. (8).

На основе сказанного сформулируем определение речевого стиля и представим классификацию стилей, которую предлагает, например, Черемисин П. Г.

Речевой стиль можно охарактеризовать как совокупность контекстов с тождественной или близкой стилистической окраской. Термин «контекст» обозначает в данном случае как минимальную единицу речи, например предложение или несколько предложений, объединенных общей мыслью, так и большое по объему, законченное в смысловом отношении сообщение типа, рассказа, сочинения, развернутых ответов на вопросы, статьи, выступления на собрании и т. д.

Тождественные или сходные по окраске контексты почти всегда близки и тематически, если иметь в виду не узкие и конкретные, а предельно широкие темы (например, быт, наука, сфера деловых отношений и др.); создаются они обычно в условиях общения, которые в чем-то совпадают. До известных пределов эти контексты объединяет и общность цели информации. Следовательно, типизация контекстов по стилистическим свойствам должна осуществляться с учетом нелингвистических факторов, обусловивших членимость речи на стили: специфики связанной с ним темы и цели общения, условий общения, отношения говорящего (пишущего) к литературного собеседнику (читателю). Эта классификация основывается не на одном принципе, а на нескольких, что объясняется сложностью стиля, многоплановостью его признаков. Даже указанные характеристики стилей (по теме и цели общения, по специфике условий применения и т. д.), рассматриваемые в качестве классификационных признаков, в ряде случаев не сохраняют абсолютного значения в пределах всей системы стилей, для некоторых стилей решающий признак — их назначение, для других — специфика окраски.

Стилистическая окраска контекста (следовательно, и соответствующего стиля) формируется в зависимости от характера использованных в нем средств языка. При этом решающее влияние на тип окраски контекста оказывает не общий (межстилевой) языковой материал, употребляющийся во всех стилях, а материал, стилистически маркированный. В этом плане необходимо выяснить отношение различных стилей к разрядам нейтральных, книжных (высоких), разговорных и просторечных средств языка, а также к специальной терминологии.

Функциональные стили речи. Общая характеристика

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета которым древние греки писали на вощаных дощечках) – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили речи), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условии общения. Стилистика знакомит со стилистическойсистемой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией правильной (с соблюдением норм литературного языка), точной, логичной и выразительной речи.

Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи.

В лингвистической стилистике существует два направления: стилистика языка и стилистика речи (функциональная стилистика). Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики, фразеологии и грамматики.

Функциональная стилистика изучает, прежде всего, различные виды речи, их обусловленность различными целями высказывания. М. Н. Кожина дает следующее определение: «Функциональная стилистика — это лингвистическая наука, изучающая особенности и закономерности функционирования языка в различных видах речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения, а также речевую структуру складывающихся при этом функциональных стилей и «нормы» отбора и сочетания в них языковых средств».

В своей основе стилистика должна быть последовательно функциональной. Она должна раскрывать связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями общения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили — разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили — это разные способы использования языка при общении.

Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом.

Таким образом, выделяется пять стилей русского литературного языка:

Разговорная речь служит для непосредственного обще­ния, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым во­просам. В ней часто используется разговорная и простореч­ная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоцио­нальность, образность, конкретность, простота речи.

В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественной речи, не является результатом творческого труда, художественного мастерства. Она являет­ся живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.

Непринуждённое общение обуславливает большую свобо­ду в выборе эмоциональных слов и выражений: шире упот­ребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, ахо­вый, недотёпа), жаргонные (предки — родители).

В разговорной речи часто используются слова с суффик­сами оценки, особенно уменьшительными: свечечка, свечка (нейтр. свеча), окошечко, окошко (нейтр. окно) и т.д.

Для разговорного стиля характерны простые предложе­ния, диалогическая форма речи, обращения. Содержание раз­говорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорному сти­лю присущи неполные предложения: в них находит выраже­ние лишь то, что дополняет реплики собеседника новой ин­формации, развивающей тему речи.

Пример разговорной речи: За месяц до отъезда из Моск­вы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной лов­ле. И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы.

Научный стиль — это стиль научных сообщений. Его жан­ры — научная статья, учебная литература.

Для научного стиля речи характерно употребление тер­минов и абстрактных слов; полностью исключена эмоцио­нальная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.; широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий, преобладание родительного и именительного падежа имени, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; употребление сложных предложе­ний, в том числе многокомпонентных, и др.

Главное назначение научного текста — описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.)? ши­рокое использование абстрактной лексики и терминов. На­пример: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произ­растания (к климату, к почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хра­нения. (Г. Фетисов)

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законо­дательства, делопроизводства, административно-правовой дея­тельности). В рамках этого стиля оформляются различные документы: законы, приказы, постановления, характеристи­ки, протоколы, расписки, справки.

В официально-деловом стиле нет места проявлению ав­торской индивидуальности, поэтому главная его стилевая черта — официальность и точность. Для делового стиля ха­рактерна специальная лексика (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять реше­ние, считать недействительным, следует указать, следу­ет иметь в виду и т.д.).

Пример официально-делового стиля речи:

СИСТЕМНОЕ МЕНЮ

Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел].

Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt]. (В. Пасько)

Публицистический стиль — это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на об­щественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также вы­ступлений по радио, телевидению и т.д.

Основная задача — воздействие на слушателя или читате­ля с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика — общественно-политические и мо­рально-этические проблемы.

В выступлениях на общественно-политические темы мно­го специфической лексики и фразеологизмов: общество, де­баты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, сто­ять на страже и т.д.

С целью воздействия на слушателя или читателя в публи­цистике широко используются слова и выражения, имею­щие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) и отрицательно-оценочную окрашенность (лживое че­ловеколюбие, молодчики, жёлтая пресса, и др.).

Публицистический стиль более свободен в выборе языко­вых средств, чем научный и деловой. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, худо­жественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика; широко используются вопроси­тельные (часто риторические вопросы) и восклицательные предложения, обращения и другие приёмы.

Пример публицистического стиля речи:

Нужно ли говорить, что Россия богата природными ре­сурсами, запасами полезных ископаемых, — об этом знают все. Но настоящее её богатство — люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чём поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые учёные стараются уехать на Запад. И при­чина этому — не всегда деньги. Часто нет нужного оборудо­вания в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оцени­вать знания — так, как это делают во всех развитых странах, (по В. А. Макарову)

Художественная речь — речь художественной литерату­ры (прозы и поэзии). Художественная речь, воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью.

Эмоциональность художественной речи значительно от­личается от эмоциональности разговорно-бытового и публи­цистического стилей прежде всего тем, что выполняет эсте­тическую функцию.

В художественную речь легко проникают элементы дру­гих стилей, если они необходимы для реализации опреде­лённых целей и задач, поэтому она отличается разнопланово­стью, стилистическим многоцветием. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местно­сти — диалектизмы и т.д.

Пример художественной речи:

«Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с зало­женными в карманы руками, дамы в шляпах. Вы здесь встре­тите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкно­венным и изумительным искусством под галстук, бакен­барды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной колле­гии.

Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, ника­кою кистью не изобразимые; усы, которым посвящена луч­шая половина жизнь, — предмет долгих бдений во время дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков — пёстрых, лёгких, . — ослепят хоть кого на Невском про­спекте. (Н. Гоголь)

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Стили речи и типы речи

Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Функциональные стили речи

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Содержание

Характеристика

Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача-сообщить информацию о жизни страны, воздействовать массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т. д.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Функциональные стили речи» в других словарях:

функциональные стили речи — в зависимости от цели и обстановки общения в русском языке выделяют пять основных Ф. с. р.: разговорный стиль, научный стиль, официально деловой стиль, публицистический стиль и … Словарь литературоведческих терминов

Функциональные стили — речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Существует 5 функциональных стилей: научный значение… … Википедия

функциональные стили — Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека (см. функции языка). Функциональные стили не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, влияние… … Словарь лингвистических терминов

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ — ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ. Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. Ф. с. не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, влияние одного на… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Функциональные стили в соотношении с разговорной речью и художественной речью — – см. Художественный стиль речи, или художественно изобразительный, художественно беллетристический; Разговорный стиль … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Функциональный стиль речи — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Научный стиль речи — Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи — – это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевой системностью – см.), сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе — целенаправленная пед. деятельность по формированию речи учащихся вооружение школьников навыками практич. владения родным лит. языком как средством общения. В процессе работы по Р. р. учащиеся овладевают произносительными, лексич., морфологич. и… … Российская педагогическая энциклопедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector