1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой праведный алексий московский

Святой праведный алексий московский

Дни памяти: 22 июня (День упокоения), 2 сентября (Собор Московских святых), 29 сентября (Перенесение мощей).

Святой праведный Алексий Мечёв родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. С рождения жизнь о. Алексия связана с именем Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Рождение Святого Праведного Алексия было благословлено Святителем Филаретом. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.

Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Но мать не благославила этого. Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошёл. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери. Шестая заповедь Бога, данная Моисею: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Вот что значит – почитать родителей.
В 1893 г. Алексий Мечёв был рукоположен во священника к одной из самых маленьких церквей в Москве – Св. Николая на Маросейке. Он ввёл в своём храме ежедневное богослужение и 8 лет служил в пустом храме. Но постепенно скорбящие и обременённые горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.
Вступив в брак в 1884 г. Алексий Мечёв, по его собственным словам, прислушивался к советам и замечаниям жены, как к старческому руководству. Лишившись супруги, он, несмотря на огромную скорбь, принимает совет Святого Иоанна Кронштадского: «будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет», и, отрешившись от собственного горя, посвящает себя служению страждущим. Другая заповедь Божия: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Отец Алексий вступил на стезю старчества в миру. Уже будучи известным духовником и старцем, праведный Алексий смирялся перед молодыми служителями и даже прихожанами, желавшими донести до батюшки свои идеи. Смирялся он и перед многочисленными посетителями, которых принимал уже будучи тяжело больным.
Можно сказать, что вся жизнь Святого праведного Алексия была монашеством в миру. Проведя всю жизнь в суете и толчее Москвы, душой он непрестанно пребывал с Богом, молясь обо всем мире. Недаром духовные друзья отца Алексия Оптинские старцы — иеросхимонах Анатолий (Потапов – канонизированный ныне как преподобный), игумен скита Феодосий — изумлялись подвигу московского старца, живущего «во граде яко в пустыни». Игумен Феодосий говорил: «На все это дело, которое вы делаете один, у нас в Оптиной несколько человек понадобилось. Одному это сверх сил. Господь вам помогает». А старец Нектарий (Тихонов) говорил москвичам: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий».
Был духовником Николая Бердяева. В 1922 году, когда Бердяев получил приказ ОГПУ покинуть РСФСР, он, находясь в большом смятении, обратился к отцу Алексею. «Не смущайтесь, езжайте смело. Ваше слово должен услышать Запад», — сказал отец Алексей.
В советское время его дважды вызывали на «собеседование» в ОГПУ (в конце 1922 и 30 марта 1923 года), ему запрещали принимать верующих. Не был подвергнут репрессиям только из-за тяжёлой болезни.
В последних числах мая 1923 г. о. Алексий уехал в Верею, где отдыхал в прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Много плакал. Скончался о. Алексий в пятницу 22 июня 1923 года внезапно.
Гроб с телом о. Алексия был доставлен в храм Свт. Николая в Клённиках. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и пели панихиды.
Литургию и отпевание совершал во главе сонма духовенства архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря, — об этом просил в своем письме незадолго до смерти отец Алексий. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 20 июня был освобожден и смог исполнить желание батюшки.
Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Исполнились пророческие слова батюшки: «Когда я умру — всем будет радость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия, его жены и отца были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой. Благодаря рассказам о полученной помощи, а позднее и публикациям, множество людей узнали об отце Алексии и, прося его заступничества в своих бедах и трудных житейских обстоятельствах, бывали утешены батюшкой. Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма на Маросейке.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года старец в миру протоиерей Алексий Мечев был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В 2001 году в центре Москвы прошел многотысячный (до 8 тысяч человек) Крестный ход, сопровождавший перенесение святых мощей из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая на Маросейке.
Напутствуя участников крестного хода, Святейший Патриарх напомнил: «Старшее поколение москвичей помнит молитвенный подвиг старца, который в суровые годы, годы стояния за веру, многих верующих утешил, ободрил, помог перенести испытания. Почитание старца продолжалось и после его кончины».
Мощи святого были перенесены в Никольскую церковь на Маросейке, где протоиерей Алексий Мечев служил 31 год: с 1892 по 1923. После праздничной Литургии Святейший Патриарх Алексий в проповеди особо отметил дар старца откликаться на чужую боль и страдания, и воспринимать их как свои собственные: «За этот подвиг Алексий Мечев получил от Бога дар прозорливости, когда ему открывалась жизнь человека, обращавщегося к старцу».
Почитание Святого Праведного Алексия Московского Мечёва не ограничивается стенами лишь Никольского храма. За последние годы появились и в Москве, и по всей стране посвященные ему храмы и приделы.

Из поучений святого праведного старца Алексия Мечёва

В какой бы грех не впал ты, кайся, и Господь готов принять тебя с распростертыми объятиями.

Если бы так легко было спасаться, так давно мы все были бы святыми.
Хочешь жить духовной жизнью, — следи за собой. Каждый вечер просматривай, что сделал хорошего и что плохого, за хорошее благодари Бога, а в плохом кайся.

Когда тебя хвалят, а ты замечаешь за собой разные недостатки, то эти похвалы должны ножом резать по сердцу и возбуждать стремление к исправлению.

Постясь телесно, постись и духовно, не дерзи никому, а особенно старшим, этот пост будет выше телесного.
Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри сейчас же на себя, не ты ли этому причина.

Отец Алексий говорил, что когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» — батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет. «Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он своих духовных детей.

Святой праведный Алексий Московский

Память 9 / 22 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

С рождения жизнь отца Алексия была связана с именем святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского (память 19 ноября). Святитель Филарет спас его отца от смерти на морозе, когда тот был ребенком. Увидев в этом Промысл Божий, святитель и далее заботился о спасенном ребенке, а потом и о его семье. Во время рождения отца Алексия (роды у его матери Александры Дмитриевны были трудными) митрополит Филарет молился вместе с Алексеем Ивановичем Мечёвым об удачном разрешении его жены от бремени и предсказал: «Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия».

Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям. Учился он в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, по окончании которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Однако его мать воспротивилась, желая видеть сына священником. Алексию было нелегко отказаться от своей мечты, но против воли горячо любимой матери он не пошел. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрел истинное призвание.

По окончании семинарии Алексий служил псаломщиком в Знаменской церкви Пречистенского сорока. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание. Настоятель требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, замахивался на него кочергой и даже бил. Но Алексий сносил все безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии святой благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу. Уже будучи священником, отец Алексий, услышав о смерти этого человека, пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению тех, кто знал отношение к нему почившего.

Потом отец Алексий говорил, что, когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». (Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» – батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет.) «Таких людей надо любить как благодетелей», – учил он в дальнейшем духовных детей.

18 ноября 1884 года он был рукоположен в диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде. Отец Алексий внешне проявлял величайшую простоту, внутренне же испытывал пламенную ревность о Господе.

В 1884 году Алексий женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. Брак его был очень счастливым. Но Анна Петровна страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом постоянных забот отца Алексия. В семье родились дети: дочери Александра (1888) и Анна (1890), сыновья Алексей (1891), умерший на первом году жизни, и Сергей (1892), а также младшая дочь Ольга (1896).

19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен в священника к церкви святителя Николая в Кленниках. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре, совершил ее епископ Нестор, управляющимй Московским Новоспасским монастырем. Приход этой церкви был малочислен, поскольку поблизости находились большие известные храмы. Хотя отец Алексий готовился к пастырству в деревне, он, получив приход в столице, всецело предал себя воле Божией и стал трудиться, положив в основание молитву и духовное бодрствование.

Введя в своем храме ежедневное богослужение, святой Алексий восемь лет служил в пустой церкви, почти в одиночестве. Со временем скорбящие и обремененные горестями люди потянулись в этот храм, и от них пошла молва о его добром настоятеле.

Жизнь духовенства малых приходов того времени была материально тяжелой, бытовые условия плохими. Матушка Анна Петровна тяжело болела, у нее началась водянка, сопровождавшаяся большими отеками и мучительной одышкой. Она так страдала, что принялась упрашивать мужа, чтобы он прекратил ее вымаливать… 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Анна Петровна скончалась.

На вопрос Алексия Мечёва: «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – отец Иоанн ответил: «Не горе твое я пришел разделить, а радость: тебя посещает Господь». Впоследствии отец Алексий скажет о себе: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей». Святой Иоанн посоветовал ему: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя – и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

Благодать Божия, обильно почивающая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Призыв отца Иоанна он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни, когда всего себя отдавал молитве и служению людям. И теперь, по выражению одного из духовных чад, он «верным и несменяемым стражем стал у скорбного сердца человеческого».

Всех приходящих в храм святителя Николая в Кленниках, искавших помощи, отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В души их вселялись радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его полюбили, пожалели, утешили больше всех. Святой Алексий был преисполнен любви. Он не знал жестокого слова «карать», а знал милостивое слово «прощать». «Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближним», – говорил отец Алексий.

Он не налагал на своих чад бремени тяжелого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов. В то же время, подчеркивая необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, он указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился. Наделенный благодатным даром прозорливости, святой по глубокому смирению старался не показывать полноты этого дара.

Указание, как поступить в том или ином случае, батюшка высказывал только раз. Если пришедший возражал, отец Алексий устранялся от последующего разговора, не объясняя, к чему приведет неразумное поведение. Тем же, кто пришел с покаянным чувством и был преисполнен доверия, он оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них пред Господом и принося избавление от трудностей и бед.

В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл церковноприходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон духовную дочь Марию Николаевну Соколову, впоследствии монахиню Иулианию.

Проповеди батюшки были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Молитва святого Алексия никогда не прекращалась. Наполняя собою храм, она вселяла в присутствующих уверенность, что при всей житейской суете можно быть далеким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу еще здесь, на земле. Когда батюшка молился, то, по отзывам видевших его, он горел на молитве, внимал каждому слову молитвы жадно, словно боясь упустить миг духовного восторга. Старец учил, что личная молитва, беседа с Господом и обращение к Нему – это надежное и спасительное средство для укрепления в себе веры в Промысл Божий.

Отец Алексий очень чтил святыню храма – Феодоровскую икону Божией Матери (она по сей день находится в храме святителя Николая в Кленниках), служил перед ней молебны. Однажды, в преддверии событий 1917 года, во время молебна он увидел, как из очей Царицы Небесной покатились слезы. Это видели и все присутствующие.

Велико было смирение отца Алексия. Он никогда не обижался на грубости, сторонился проявления к себе знаков почтения и уважения, избегал пышных служб. «Я что? Я – убогий…» – говаривал он. Однажды, заставив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице и не придала этому значения, он сказал ей: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет».

Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники: старец иеросхимонах Анатолий (Потапов), прославленный ныне как преподобный (память 30 июля), и скитоначальник игумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца, жившего «во граде яко в пустыни». Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий».

Святой патриарх Тихон всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии и даже предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства.

Дважды отца Алексия вызывали на собеседование в ОГПУ, запрещали принимать народ. Во второй раз его отпустили сразу, ибо увидели, что он тяжело болен.

В последних числах мая 1923 года отец Алексий уехал в Верею, где обычно отдыхал. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своем храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом, проливая обильные слезы.

Скончался святой Алексий 9 июня (ст. ст.) 1923 года. Гроб с его телом был доставлен в храм святителя Николая в Кленниках. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и служили панихиды. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище святой патриарх Тихон, освобожденный в этот день из заключения. Святейший отслужил по усопшему литию, опустил гроб в могилу и первым бросил в нее горсть земли.

Через десять лет, в связи с закрытием Лазаревского кладбища, останки святого праведного Алексия и его супруги были перенесены на Лефортовское Введенское кладбище. Тело батюшки было нетленным.

Отец Алексий Мечёв причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Канонизация его совершилась на Божественной литургии в храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года.

В 2001 году, на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершилось обретение мощей святого Алексия. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе разлилось дивное благоухание, напоминавшее аромат святого мира.

В настоящее время мощи святого праведного Алексия Мечёва находятся в московском храме святителя Николая в Кленниках.

Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма, где служил святой. На опыте известно, что когда в скорби обращаются к нему: «Батюшка отец Алексий, помоги!», помощь приходит очень скоро, ибо святой праведный Алексий стяжал от Господа великую благодать молиться за тех, кто к нему обращается.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Отдел оптовых продаж издательства Сретенского монастыря

Отдел оптовых продаж издательства Сретенского монастыря

Святой праведный Алексий Московский

Православным людям хорошо известно имя старца в миру протоиерея Алексия Мечёва (1859–1923), настоятеля московского храма святителя Николая в Кленниках, молитвенника и прозорливца. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Книга содержит его наставления, советы, воспоминания близко знавших его людей.

Цена: 110 руб.
ID товара: 135081
ISBN: 978-5-7533-1220-4
Переплёт: Твёрдый
Страниц: 144 (Офсет)

Московский старец отец Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в глубоко верующей семье регента знаменитого кафедрального хора Чудова монастыря в Кремле Алексия Ивановича Мечёва, сына протоиерея Коломенского уезда.

Жизнь семьи Мечёвых проходила под покровом молитв и благословения святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Знакомство со святителем произошло, когда отец будущего великого пастыря Алексий Иванович Мечёв был еще ребенком. Уже тогда будущий регент имел замечательный музыкальный слух. Как-то, в морозный зимний вечер, его вместе с другими мальчиками из семей духовенства Московской епархии, отобранными по их музыкальным дарованиям для столичных церковных хоров, привезли на подворье митрополита. Детей усадили ужинать. Внезапно святитель Филарет, по извещению прозорливого сердца, встревожился и вышел на улицу осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, которого оставили там по недосмотру. Если бы святитель не нашел ребенка, он мог замерзнуть и погибнуть. Увидев в спасении мальчика особый Промысл Божий, митрополит Филарет постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье.

Священник Сергий Дурылин, духовное чадо старца, отмечал: «В характере отца Алексия были подлинно филаретовские черты… Как тот, так и другой были необыкновенно, до безжалостности требовательны к себе и исполнительны во всем, что касалось их служения и долга».

Алексей мечтал посвятить себя служению людям, собирался поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому желанию, она мечтала о духовном поприще для Алексея. Юноша не мог пойти против воли матери, которую он очень любил и уважал. По окончании Московской духовной семинарии в 1880 году он получил назначение псаломщика храма Знамения Божией Матери на Знаменке Пречистенского сoрока.

В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. В том же году Алексей был рукоположен в диакона в Никитском монастыре и получил назначение в церковь святого великомученика Георгия в Лубянском проезде. Он прослужил диаконом девять лет.

Брак отца Алексия и Анны Петровны оказался счастливым, молодая жена любила мужа и сочувствовала ему во всем. В Анне Петровне отец Алексий видел лучшего друга и первого помощника в своем служении, ее советами и замечаниями очень дорожил, будучи твердо уверенным, что любящий глаз жены заметит то, что сам он в себе не заметил и упустил. К великому огорчению батюшки, жена страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот.

Несколько лет у Мечёвых не было детей, а затем один за другим родились пятеро – три дочери: Александра, Анна, Ольга, и два сына: Алексей и Сергей. Впоследствии Сергей стал священником и был прославлен в лике священномучеников.

В марте 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен во священника и направлен служить в один из самых маленьких храмов Москвы – храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках, в самом центре города. С этого дня вся жизнь отца Алексия была неразрывно связана с этим храмом: здесь он прослужил тридцать лет. Рядом находились другие храмы, более просторные, с большими приходами, и поначалу у батюшки почти не было прихожан.

Отец Алексий рассказывал: «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме. Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь – пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий не смущался отсутствием прихожан и продолжал служить.

Молодой священник ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в неделю. Батюшка говорил позднее: «Мне хотелось дать Москве один храмик, где каждый верующий именинник при желании мог бы услышать в день своего ангела величание своему святому».

В те годы москвичи говели раз в году, Великим постом, но в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках можно было исповедаться и причаститься в любой день. Со временем это стало известно всей Москве.

Духовная дочь отца Алексия, выдающийся иконописец, монахиня Иулиания (Соколова) свидетельствовала: «Сила его любви растопила лед равнодушия».

Страшным ударом для отца Алексия стала потеря любимой супруги. Анна Петровна умерла в возрасте тридцати шести лет, перед смертью очень скорбела о том, что покидает любимого супруга и оставляет без материнской заботы своих ненаглядных детишек, самой младшей из которых, дочке Ольге, исполнилось всего шесть лет.

Как раз в тот момент, когда отец Алексий скорбел о безвременной кончине супруги, в Москву приехал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Купеческая семья Беловых, Алексей и Клавдия, близкие отцу Алексию и жившие, как и он, на Маросейке, пригласили отца Иоанна Кронштадтского к себе домой. Вероятно, они хотели, чтобы отец Иоанн утешил скорбящего.

Сохранились воспоминания духовных чад об этой встрече. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – спросил отец Алексий. – «Не горе твое пришел я разделить, а радость, – ответил отец Иоанн, – тебя посещает Господь; оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь – нет на свете горя больше твоего, так оно тяжело тебе. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Отец Иоанн указал на молитву как на первое средство в предложенном подвиге: «…Она облегчит ваши жизненные скорби и даст много утешения другим».

Слова святого и праведного Иоанна Кронштадтского отец Алексий принял как послушание. Позднее он говорил: «Послушался я слов отца Иоанна, и люди предо мною стали другими. Увидел я скорби в их сердцах, и потянулось к ним мое собственное скорбное сердце; в их горе потонуло мое личное горе. Захотелось мне снова жить, чтобы утешать их, согревать их, любить их. С этой минуты я стал иным человеком: я воистину ожил». Так началось старческое служение отца Алексия.

Постепенно вокруг батюшки сложилась крепкая маросейская община, получившая название «монастырь в миру». Духовные чада помогали друг другу, поддерживали в бедах и скорбях. В 1919 году общину благословил сам Святейший Патриарх Тихон.

Священник Сергий Дурылин писал о батюшке: «Об отце Анатолии Оптинском батюшка отзывался с такой любовью, с таким признанием и с таким благоговением, как ни о ком из живущих подвижников и духовных отцов. “Мы с ним одного духа”, – много раз говорил он… Между ними было общение, которое, шутя, близкие называли “беспроволочный телеграф”. Была благодатная близость, благодатное единство старчествования. Сколько раз я в этом убеждался. Отец Анатолий всегда москвичей посылал к отцу Алексию… То же делал отец Нектарий, другой оптинский старец, который однажды сказал кому-то: “Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий”».

Отец Павел Флоренский в 1924 году писал: «Маросейская община была по духовному своему смыслу дочерью Оптиной пустыни: тут жизнь строилась на духовном опыте. Отец Алексий учил своею жизнью, и все вокруг него жило, каждый по-своему и по мере сил участвовал в росте духовной жизни всей общины. По этому, хотя община и не располагала собственной больницей, однако многочисленные профессора, врачи, фельдшерицы и сестры милосердия – духовные дети отца Алексия – обслуживали больных, обращавшихся к отцу Алексию за помощью. Хотя не было своей школы, но ряд профессоров, писателей, педагогов, студентов, также духовных детей отца Алексия, приходили своими знаниями и своими связями на помощь тем, кому оказывалась она потребной. Хотя и не было при общине своего организованного приюта, тем не менее нуждающихся или обращавшихся за помощью одевали, обували, кормили».

Епископ Арсений (Жадановский) вспоминал еще: «Отец Алексий обладал здравым смыслом и проницательным умом, что дало ему возможность развить в себе большой духовный опыт, который в связи с его постоянным бодрствованием над собой проявлялся в умении лечить греховные язвы других людей. Отец Алексий без слов понимал чувства всех обращавшихся к нему как к духовному отцу, он хорошо знал человеческие слабости и, не потворствуя им, как-то особенно осторожно, деликатно, нежно прикасался к душе каждого. Он никогда не показывал вида, что удивляется прегрешениям кого-либо, не укорял грешника, а старался незаметно доводить его до сознания вины и раскаяния, изображая пред ним живые образы людских ошибок и заблуждений, из которых сам пришедший должен был вынести для себя поучительный урок».

Старец учил духовных чад постоянной молитве. На своем примере батюшка показал, что при житейском шуме и суете города можно иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу еще здесь, на земле.

Старец как-то сказал о русском народе: «Не только каждому человеку, но и каждому народу дается Богом свой талант, и для России это – терпение и любовь».

Говорил еще: «Для твердо верующего и живущего по Богу не страшно ничто».

Вздыхал: «Если бы так легко было спасаться, так давно мы все были бы святыми».

Молитва Алексию Московскому (Мечёву)

Святой Алексий Московский вел праведную жизнь честного и доброго человека. Он всегда помогал просящим, как делает это и теперь, отвечая на молитвы и просьбы о помощи.

Житие Алексия Московского

  • 2 сентября (переходящая) — Собор Московских святых
  • 22 июня
  • 29 сентября — Перенесение мощей

На свет Алексий Мечёв появился в 1859 году в семье христиан. В доме всегда царила дружная атмосфера, гостям были рады в любое время. Любовь к Богу была у всех в семье Алексия, и он свою жизнь посвятил служению Господу.

Алексий окончил Заиконоспасское училище, после — Московскую духовную семинарию. В 1880 году, 14 октября, Алексия Мечёва приняли псаломщиком в Знаменскую церковь Пречистенского сорока. Отец Георгий был настоятелем псаломщика долгие годы, которые прошли для него очень тяжело. Настоятель оказался суровым и даже жестоким человеком, часто придирался, оскорблял и даже избивал Алексия. И всё же, провожая отца Георгия в иной мир, Мечёв был грустен, а на похоронах стоял со слезами на глазах. Он считал, что настоятель был для него лучшим учителем, которому он многим обязан.

В 1884 году Мечёв взял в жёны дочь псаломщика Петра Молчанова Анну. Тогда же он стал диаконом в церкви Сретенского сорока. Супруги прожили вместе долгие годы. Брак диакона был удачным и очень счастливым: жена искренне любила мужа, а он в ответ видел в ней друга и помощника, посланного ему Господом. У Алексия и Анны было пять детей, но третий, мальчик, умер в годовалом возрасте. За крепкий долгий брак, святого почитают как помощника в семейных делах. Молитву Алексию Московскому читают, когда наступает разлад в доме, он помогает вернуть любовь и уважение, так необходимые супругам.

В 1893 году Алексий стал священником в Николаевской церкви Сретенского сорока по настоянию епископа Нестера. Потом под управлением Мечёва оказалась церковь святого Николая в Кленниках. Будучи настоятелем, Алексий присутствовал на всех службах, а часто и сам их проводил. К нему приходили за советом и помощью, и никого он не обделял вниманием. Но советовал он лишь раз, а тех, кто пытался поспорить с ним, покидал в середине беседы.

В 1917 году во время чтения молебна Алексий и все прихожане засвидетельствовали чудо – из глаз Богородицы на Федоровской иконе потекли слезы. Увиденное повергло батюшку в шок, дальше продолжить службу он не смог. Но после этого в церковь приходило всё больше людей.

22 июня 1923 года мир простился с Алексием. Теперь 22 июня и 29 сентября отмечают дни памяти святого.

В чем помогают молитвы Алексия Московского?

Все конфликты и ссоры в семье могут быть разрушительными, но с этой бедой может помочь молитва святому Алексию Московскому. Его можно попросить о совете в делах сердечных или о счастье и благополучии для семьи.

Бывают моменты, когда кажется, что назад дороги нет, не осталось ничего хорошего, а общее прошлое меркнет на фоне надвигающихся проблем. Но просьба в молитве Алексию митрополиту Московскому обязательно будет услышана. Святой может вернуть в дом утраченные мир и покой, возродить любовь. Вера учит состраданию и терпению к ближнему, которые должны стать основой крепких отношений.

Обращаются не только с семейными проблемами. Молитву святителю Алексию митрополиту Московскому читают больные раком, пристрастившиеся к алкоголю. Излечивает он от многих болезней, как тела, так и души.

Во многих бедах и проблемах людей виноват стресс, который давит не только психически, но влияет и на здоровье человека. Читая молитву святому, человек обретает душевный покой и умиротворение. Кажется, будто рука настоятеля и сейчас указывает верный путь, как сотню лет назад.

Молитвы святому Алексию Московскому (Мечёву)

Тропарь, глас 3

Я́ко чу́до Бо́жие яви́лся еси́,/ в гра́де Моско́встем, о́тче Алекси́е,/ не в пусты́ни бо, но посреде́ молвы́ процве́л еси́,/ в годи́ну лю́ту богоотступле́ния,/ оба́че дре́вним уподо́бился еси́,/ прови́дец сый, моли́твенник и ста́рец,/ и стра́ждущим уте́шитель и врач,/ сего́ ра́ди о Росси́йстей па́стве,/ хода́тай ны́не бу́ди непрело́жен,// моли́твенниче о душа́х на́ших.

Перевод: Как чудо Божие ты явился в городе Москве, отче Алексий, ибо не в пустыне, но посреди (мирской) суеты расцвел ты, в жестокие времена Богоотступления, однако ты уподобился древним (подвижникам), будучи провидцем, молитвенником и старцем, утешителем страдающих и врачом, потому за Российскую паству будь сейчас ходатаем неизменным, молитвенник о душах наших.

Ин тропарь, глас 1

Помози́ в беда́х и уте́ши в ско́рбех, па́стырю до́брый, о́тче Алекси́е, по́двигом бо ста́рчества ми́ру просия́л еси́, ве́ру и любо́вь Христо́ву во мра́це беззако́ний испове́дал еси́, боле́знуя се́рдцем о всех притека́ющих к тебе́. И ны́не моли́ Бо́га за ны, любо́вию чту́щия тя.

Перевод: Помоги в бедах и утешь в скорбях, пастырь добрый, отче Алексий, ибо в подвиге старчества ты просиял миру, веру и любовь Христову во мраке беззаконий исповедал, болея сердцем обо всех, приходящих к тебе. И сейчас моли Бога о нас, с любовью почитающих тебя.

Ин тропарь на перенесение мощей, глас 4

Наста́ де́нь но́ваго торжества́,/ град Москва́ ра́дуется,/ и вся Росси́йская страна́ ликовству́ет/ но́выми пе́ньми духо́вными,/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ пра́ведника и чудотво́рца Алекси́я,/ я́ко бо свети́ло пресве́тлое,/ возсия́ нам благода́тными луча́ми,/ потребля́я тьму́ неду́г и страсте́й/ от пою́щих приле́жно,/ спаса́й нас моли́твами твои́ми// пра́ведне Алекси́е о́тче наш.

Перевод: Настал день нового торжества, город Москва радуется, и вся Российская страна воспевает новые духовные песнопения, ибо сегодня священный праздник в честь перенесения почитаемых и подающих многие исцеления мощей праведника и чудотворца Алексия, как преяркое светило воссиявших нам благодатными лучами, разгоняя тьму болезней и страстей от воспевающих настойчиво, спасай нас молитвами твоими праведный Алексий, отче наш.

Кондак

Ве́лии труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́, пра́ведный ста́рче Алекси́е, от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго благослове́ние на по́мощь стра́ждущим прия́в, бе́ды и ско́рби людски́я я́ко вери́ги на ра́мо свое́ возложи́. Мы же ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду, со умиле́нием зове́м ти: моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Великие подвиги любви и милосердия ты взял на себя, праведный старец Алексий, от святого пастыря Кронштадтского получив благословение на помощь страдающим, ты возложил беды и скорби людские как вериги на плечи свои. Мы же, зная тебя как дерзновенного молитвенника ко Господу, в сердечном сокрушении взываем: «Моли Христа Бога о спасении наших душ».

Величание праведному Алексию Московскому (Мечёву)

Велича́ем тя, святы́й пра́ведный о́тче Алекси́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва праведному Алексию Московскому (Мечёву)

О, всечестны́й и преблаже́нный о́тче наш Алекси́е, ди́вный ста́рче Моско́вский и всея́ Це́ркве Росси́йския похвало́ и ра́дование! Ве́лию любо́вь ко Го́споду име́я, заве́ты ева́нгельския непрело́жно исполня́я, ду́шу твою́ за па́ству полага́л еси́, ми́лующим се́рдцем боле́знуя о всех, прося́щих твоея́ по́мощи. Приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше, и я́ко в земно́м житии́ твое́м отира́л еси́ вся́ку сле́зу, облегча́л еси́ вся́ку ско́рбь, так и ны́не, милосе́рдый моли́твенниче и хода́таю наш, возьми́ тяготы́, боле́зни и ско́рби на́ша, испо́лни стра́ждущая сердца́ ра́достию, умоли́ Человеколю́бца Бо́га о проще́нии безчи́сленных прегреше́ний на́ших, да очи́стив ду́шу покая́нием, к де́ланию до́брому присту́пим. Ей, ста́рче благи́й, бу́ди и нам па́стырь до́брый, наставля́я на стезю́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми безпоро́чно преи́дем пу́ть жития́ на́шего и обря́щем Оте́чество Небе́сное, иде́же ты со а́нгелы и все́ми святы́ми предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы, сла́вяще Безнача́льнаго Отца́ со Единоро́дным Его́ Сы́ном и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День памяти св. прав. Алексия Московского.

Расписание богослужений

Евангельские Чтения
Рим. 1:7-12, Мф. 5:42-48

22/9 июня — День памяти св. прав. Алексия Московского (30 марта 1859–22 июня 1923)

После кончины протоиерея Алексия Мечёва, последовавшей 9/22 июня 1923 года, его честные останки были погребены на московском Лазаревском кладбище. Но 15/28 сентября 1933 года, поскольку городскими властями было принято решение об упразднении этого кладбища, останки отца Алексия и его близких были перенесены на другой московский погост — «Введенские горы» (или Немецкое кладбище, как его чаще называют).
Святые мощи св. прав. Алексия были обретены 16 июня 2001 года специальной комиссией во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). До момента их перенесения в маросейский храм святые мощи находились в Новоспасском монастыре. 29 сентября 2001 года с особой торжественностью: с преднесением икон храма и хоругвей многих московских церквей, при благовесте колоколов и молитвенном пении, многотысячное праздничное шествие, возглавляемое сонмом духовенства в золотых ризах, сопровождало честные мощи святого праведного Алексия в его родной храм, где он столько лет служил Богу и ближним.
Храм Святителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город» (http://www.klenniki.ru/mochi-aleks). Святые мощи старца Алексия почивают в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня. Пребывают святые мощи в деревянной раке с вырезанным на ней кратким житием. На откидной крышке раки вышит шелками и золотом образ святого праведного Алексия в рост.

Святый праведный Алексий Мечёв

Святой праведный Алексий Мечёв родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. С рождения жизнь о. Алексия связана с именем Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.
Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому. Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошёл. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери. По окончании семинарии Алексий Мечёв служил псаломщиком в Знаменской церкви, где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий сносил всё безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу.
В 1884 г. Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе.

19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим Московским Новоспасским монастырём во священника к одной из самых маленьких церквей в Москве – Св. Николая на Маросейке. Несмотря на то, что о. Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование. Он ввёл в своём храме ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обременённые горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.

Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.
Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.
Приходил батюшка в храм почти с пяти часов утра, сам и отпирал его. Благоговейно приложившись к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и другим образам, он, не дожидаясь никого из причта, готовил все необходимое для Евхаристии, совершал проскомидию. Когда же подходил установленный час, начинал утреню, за которой нередко сам читал и пел; далее следовала литургия. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году Великим постом. В храме же «Николы-Кленники» на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно.

В 1902 году скончалась жена о. Алексия.

Отец Алексий Мечев с семьей. Жена отца Алексия Анна Петровна — слева от него

О. Алексий очень горевал и был безутешен. Он закрывался у себя в комнате и изливал свою душу перед Господом. Но однажды произошла у о. Алексия встреча с ныне прославленным святым праведным Иоанном Кронштадтским. О. Иоанн посоветовал: «будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». О. Алексий вступил на стезю старчества.
Всех приходящих в маросейский храм, искавших помощи, погрязших в грехах, забывших о Боге, о. Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовию и состраданием. В душу их вселялась радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая Батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка был преисполнен любовию. Он не знал жестокого слова «карать», а знал милостивое слово «прощать». Он не налагал на своих чад бремени тяжёлого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов, подчёркивая в то же время необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился. Проповеди Батюшки были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни.
В нижнем жилом этаже храма Батюшка открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (в последствии монахиня Иулиания). Истинными духовными друзьями отца Алексия были оптинские старцы иеросхимонах Анатолий (Потапов – также канонизированный ныне как преподобный), игумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца «во граде яко в пустыни».

В последних числах мая 1923 года о. Алексий уехал в Верею, где отдыхал прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Много плакал. Скончался о. Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Гроб с телом о. Алексия был доставлен в храм Свт. Николая в Клённиках. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и пели панихиды.

Причтен к лику святых Архиейреским Собором 2000 г.
В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской просиявших совершилось обретение мощей святаго праведного Алексия Московского.

Тропарь Святому праведному Алексию Московскому (Мечеву), глас 3
Яко чудо Божие явился еси, / в граде Московстем, отче Алексие, / не в пустыни бо, но посреде молвы процвел еси, / в годину люту богоотступления, / обаче древним уподобился еси, / провидец сый, молитвенник и старец, / и страждущим утешитель и врач, / сего ради о Российстей пастве, / ходатай ныне буди непреложен, // молитвенниче о душах наших.

Тропарь Святому праведному Алексию Московскому (Мечеву). На перенесение мощей, глас 4
Наста день новаго торжества, / град Москва радуется, / и вся Российская страна ликовствует / новыми пеньми духовными, / днесь бо священное торжество / в пренесение честных и многоцелебных мощей / праведника и чудотворца Алексия, / яко бо светило пресветлое, / воссия нам благодатными лучами, / потребляя тьму недуг и страстей / от поющих прилежно, / спасай нас молитвами твоими // праведне Алексие отче наш.

Династии святых. Святой праведный Алексий и священномученик Сергий Мечёвы

В жизни Православной Церкви очень многое значит традиция, и многие традиции живут уже не одну сотню лет. И это очень важно, потому что народ, не знающий своей истории, подобен ребенку – он заново должен познавать все. Традиция сохраняет то, что является неизменным на протяжении долгого времени, она является связующим раствором между поколениями.

Наша семья, например, уже много лет собирается на Рождество и Пасху у бабушки, и сколько я себя помню, это было так. Сейчас уже мои дети, и дети моих родных и двоюродных братьев и сестер собираются с нами. Бог даст, будут собираться и наши внуки. И я знаю, что когда мы собираемся, мы чувствуем себя одним целым, несмотря на то, что все такие разные.

В священнических династиях тоже существуют традиции, и в том числе традиции воспитания. Давайте прикоснемся к опыту жизни и воспитания, который явил нам двух святых: отца и сына.

Жизнь святого праведного Алексия Московского

Святой праведный Алексий Мечёв

Святой праведный Алексей Алексеевич Мечёв родился в 1859 году, его отец был регентом кафедрального Чудовского хора, а его дед протоиерей Иоанн Мечёв служил в Коломенском уезде.
Вот так описывается жизнь семьи, где воспитывался святой Алексий, в его житии: «В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат».

Когда у сестры матери умер муж, они приняли ее вместе с тремя детьми к себе жить, несмотря на то, что пришлось очень сильно потесниться.

Алексей Мечёв хотел после окончания Московской духовной семинарии стать врачом, чтобы как можно больше пользы приносить людям. Но мать решительно воспротивилась этому: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником». Пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. Впоследствии батюшка понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен ей.

Послушание родителям, даже уже в достаточно взрослом возрасте, вознаграждается Богом.
Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. (Кол. 3:20)

Семья

В семье диакона, а затем священника (с 1893 года) Алексия Мечёва и его супруги Анны родились пятеро детей: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), Сергей (1892) и Ольга (1896), но Алексей умер на первом году жизни.

Храм святителя Николая на Маросейке в Москве

Отец Алексей практически ежедневно служил в небольшом храме Святителя Николая в Кленниках, что на Маросейке. И в течение восьми лет храм часто бывал пуст, — люди еще не знали…

В 1902 году умерла супруга отца Алексея Анна (в девичестве Молчанова).

Община

В это время купеческая семья Алексей и Клавдия Беловы, с которыми был близок отец Алексей, пригласили к себе бывшего тогда в Москве отца Иоанна Кронштадтского.

— Вы пришли разделить со мной мое горе? — спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн.

— Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. — Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего… А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет.

Икона святого правденого Алексия Московского

Со временем к батюшке за советом стали приходить все больше и больше людей, уставших от дрязг, неустроенности жизни, тяжелых обстоятельств, пребывающих в унынии и отчаянии, жаждущих получить совет в трудной жизненной ситуации. И всех отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием.

Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния.

За свою веру и труды отец Алексий получил от Бога благодатный дар прозорливости. Приходящие люди понимали, что ему уже известна их жизнь, их мысли и душевные устремления. Но по своему смирению, он старался скрывать этот дар, косвенно наводя на правильное решение или давая совет через рассказ об «аналогичных случаях, которые недавно были».

В конце 1917 года людей, приходящих к старцу Алексию, за советом стало еще больше – по стране кроваво зашагала революция.

Дети

Нельзя забывать, что все это время отец Алексий продолжал воспитывать четверых своих детей. В 1902 году старшей Александре было только четырнадцать лет, Анне – двенадцать, Сергею – десять, а младшей Ольге – только шесть. Кроме того, в нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там полезные для них ремесла.

Сергей был единственным сыном в семье, он с детства помогал отцу в алтаре, пел на клиросе, и батюшка Алексий очень хотел увидеть его своим преемником. Но будучи убежденным противником любого проявления насилия, он никогда ему этого не высказывал, предоставляя свободу выбора.

В 1910 году Сергей Алексеевич поступил в Московский университет на медицинский факультет, но не смог побороть неприятие к практическим занятиям в анатомическом кабинете, и вскоре перевелся на историческо-филологический факультет.

В конце 1914 года Сергей Мечёв ушел добровольцем на фронт и до июня 1916 года служил санитаром и братом милосердия в прифронтовой зоне во втором Подвижном Лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества. Это был ближайший к полю боя медицинский пункт, где все числившиеся санитарами выполняли в первую очередь работу братьев милосердия. Здесь он познакомился со своей будущей супругой, тогда слушательницей Высших женских курсов Евфросинией Николаевной Шафоростовой (1890-1959), происходившей из благочестивой купеческой семьи.

По возвращении с фронта, он закончил свое обучение в Университете, затем некоторое время служил в армии.

Священство

Сергей с детства воспитывался, живя при храме и помогая на богослужениях, которые совершал отец, видя его праведную, устремленную к Богу жизнь. Он с детства знал, что подвиг священства – это огромный ежедневный труд, потому что помимо совершения богослужений, Таинств и приходских треб, нужно всех приходящих за духовным советом утешать, помогать словом и молитвой.

Оптина пустынь в начале XX века

Необходимость принятия священнического сана Сергею Алексеевичу чувствовал его отец, принять сан ласково, но настойчиво уговаривал его святитель Тихон, да и сам Сергей тоже чувствовал свое призвание. Окончательное решение он принял после поездки в Оптину пустынь, с которой у отца Алексия было глубокое духовное родство, его даже называли «оптинский старец в миру». В Оптиной старец Анатолий (Потапов) наставил и укрепил молодого человека в его стремлении принять священнический сан.

О подвиге пастырства отец Сергий впоследствии говорил, что он «почитается в Церкви выше подвига мученичества… Подвиг пастырства так труден, что многие из пастырей, по слову Иоанна Златоуста, не спасут свою душу».

В Лазареву Субботу 1919 года Сергей был рукоположен в диакона, а в Великий Четверток – в иерея. Рукоположение совершил архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Свято-Данилова монастыря. Началась насыщенная священническая жизнь отца Сергия с того, что в день хиротонии он должен был совершать таинство Елеосвящения, потому что отец Алексий очень устал после пешего возвращения из Свято-Данилова монастыря (были перебои с транспортом).

Помимо регулярных богослужений, в храме часто проводились духовные беседы, куда охотно собирались слушатели.

Отца Алексия и его сына отца Сергия связывала глубокая отцовская и сыновняя любовь, но молодой отец Сергий, имея более горячий нрав, будучи более строгим и волевым, во многом его не понимал. Отец Алексий часто становился выше дисциплинарных требований устава, много исповедовал во время литургии.

«Ну, как я откажу в исповеди, — говорил он, — может быть, она последняя надежда человека, может быть, оттолкнув его, я причиню гибель, вред его душе. Христос никого не отталкивал от Себя. Вы говорите: «Закон». Но там, где нет любви, закон не спасает, а настоящая любовь есть исполнение закона!»

Священномученик Сергий Мечёв

Отец Сергий очень хотел послужить сам, один, чтобы все делать строго по уставу, так, как казалось правильным. И вот когда батюшка приболел, такой случай представился.

«Ну, думаю», — рассказывал он, — «теперь-то я не допущу никаких непорядков».

На исповедь приходит девушка.

— А на вечерне были?

— Нет, батюшка, у меня работа вечерняя.

Что же делать? Пришлось ее допустить до исповеди и причастия. Следующая была старушка.

— Ты на вечерне была?

— Нет, батюшка, не могла.

— Как же не могла? Ведь ты не работаешь, всегда дома. Не могу я тебя исповедовать!

— Батюшка, я едва выбралась. Ведь мне приходится с детьми сидеть, и так меня еле отпустили.

Икона священномученика Сергия Мечёва

Пришлось и ее исповедать. Только она отошла, вдруг какой-то незнакомый мужчина без спросу летит чуть не прямо в алтарь. Тут уж он не стерпел: досталось этому мужчине. Он и из храма ушел. Только ушел, а следом бежит к нему женщина: «Отец Сергий! Не приходил ли сейчас муж мой? Его батюшка хотел видеть. Я его едва уговорила!»

Этого-то человека, которого привести к батюшке стоило многих хлопот, а отцу Алексею, может быть, многих молитв, он, можно сказать, прогнал. Долго потом его нельзя было уговорить придти к батюшке. Это был первый урок, показавший отцу Сергию, как прав был батюшка со своими «непорядками», и какую беду наделал бы отец Сергий строгим соблюдением своего «устава».

К отцу Сергию духовных чад привлекала его пламенная вера, воля, сосредоточенность, неподкупная совесть, а также доброта и отзывчивость.

Предвидя мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то сказал своей духовной дочери о нём: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».

9 (22) июня 1923 года протоиерей Алексий Мечёв отошел ко Господу. Хоронила его вся Москва, день и ночь приходили священники и миряне, чтобы попрощаться со старцем, служили литии и панихиды. В день похорон на Лазаревское кладбище прибыл только что освобожденный Святейший Патриарх Тихон.

Настоятельство

Отец Сергий остался один. На его плечи лег тяжелый крест настоятельства. Но кроме просто управления приходом, на нем теперь была ответственность и за духовных чад батюшки, которые привыкли к тому, что старец Алексий уже все знает, и всегда прозорливо подскажет, как поступить.

Отец Сергий горячо молился, чтобы Господь открыл ему Свою волю. Скорый свой арест за неподчинение обновленческому ВЦУ (Высшему Церковному управлению) он почти воспринял как промысел Божий о том, что нужно оставить общину. Но на сороковой день после кончины батюшки, в Бутырской тюрьме, он явно ощутил присутствие и родительскую ласку отца. «Если меня освободят сегодня», — подумал отец Сергий, — «значит, это благословение принять Маросейку». Но освободили его позже, в другой памятный для семьи день – памяти преп.Феодора Тотемского, особо чтимого Мечёвыми, и день рождения его матери. Отец Сергий поехал на могилку к батюшке Алексию и вернулся домой.

Архим.Борис (Холчев), крайняя слева Елизавета Сергеевна Мечёва

Он продолжил служить в храме на Маросейке, но сомнения не оставляли его, и в конце концов за советом он отправился к старцу Нектарию Оптинскому, проживавшему тогда уже не в Оптиной пустыни, а в селе Холмищи. Но впервые доехать ему туда не удалось.

И в этот день он понял, что во что бы то ни стало, должен продолжать служить и продолжать дело отца.

Одна из духовных дочерей отца Сергия, рассказав старцу Нектарию о неудачной попытке отца Сергия приехать в Холмищи, получила следующий ответ: «И хорошо сделал, что не доехал, — я бы все равно не благословил его на оставление паствы».

Община маросейского храма продолжала жить и воспитывать своих членов, членов «покаяльно-богослужебной семьи», откуда вышли и многие замечательные пастыри, в том числе, архимандрит Борис (Холчев). Но это тема для отдельной книги.

Священномученик Сергий Мечёв (фото из дела)

Мученичество

В 1929 году батюшку Сергия арестовали, отец Сергий был сослан в городок Кадников в Вологодской области. В 1932 году закрыли храм на Маросейке (возвращен Церкви в 1990 году), о чем он очень переживал.

В 1933 году его снова арестовали, и дали 5 лет лагерей в Вологодской области. Здесь он сильно болел и исхудал, в том числе и от того, что уголовники постоянно его обкрадывали.

В 1937 году отец Сергий был досрочно освобожден и поселился в окрестностях города Калинина, куда приезжали его духовные дети, и где он сам встречался с иеромонахом Павлом (Троицким), считая его своим духовником.

В 1940 году отец Сергий переехал в Рыбинск, где 7 июля 1941 года он был вновь арестован, а 6 января 1942 года расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД.

Храм святителя Николая на Маросейке в наши дни

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Мечёв и иерей Сергий Мечёв были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Мощи святого праведного Алексия Московского сейчас находятся в храме Святителя Николая в Кленниках на Маросейке, там, где он служил вместе со своим сыном.

В статье также использованы следующие материалы:
Житие св.праведного Алексия (Мечёва) Московского
Житие сщмч.Сергия Мечёва на сайте храма мч.Татианы
Житие сщмч.Сергия Мечёва на сайте Православие.ру
«Сын мой будет больше меня», А.Грубе, «Московский журнал» №8-2005
Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века Московской епархии. Декабрь. Под. ред. Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь: «Булат», 2004
Духовное наследие архимандрита Бориса (Холчева): проповеди, дневниковые записи, беседы и письма / Сост., предисл. и жизнеописание А.Ф.Грушиной, диакона Серафима Чуракова. — М.:ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского« при участии ООО «Издательсво Акант«, 2006. — 400 с., илл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector