1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой праведный иоанн русский исповедник †1730

Святой праведный ИОАНН РУССКИЙ, исповедник (†1730)

Иоанн Русский (около 1690, Украина — 9 июня (27 мая) 1730, Ургюп, Турция) — православный святой, праведный, исповедник.

Родился около 1690 года на Украине. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов. После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии (вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.

Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп. Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Пещерные церкви в Каппадокии

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя её в тяжелом труде и молитве. Перед смертью он тяжело заболел, и, не имея возможности встать, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник побоялся открыто идти в дом к мусульманину и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник скончался. Это произошло 27 мая 1730 (9 июня 1730).

Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн.

Могила святого сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, на ней совершались чудеса. Через 3 года, в ноябре 1733, священник этой церкви увидел Иоанна во сне, и тот сказал ему, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой местные христиане решились открыть её. Тело действительно оказалось нетленным и источало приятный аромат. В таком состоянии оно находится и в наши дни.

Мощи прав. Иоанна Русского в ц. прав. Иоанна Русского в г. Прокопи на о-ве Эвбея

Извлечённые мощи были положены в раке в церкви.

В 1832 г. хедив Египта Ибрагим-паша атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, расформированных султаном Махмудом II, по понятным причинам были враждебны ему, и не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп — разграблен, а мощи Иоанна, не найдя в раке ничего ценного, воины решили сжечь.

Набрав дров, они разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

В 1845 г. мощи переносят в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого.

В конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении начинается строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В благодарность в монастырь посылается десница святого, это происходит в 1881 г. В 1898 г. строительство храма завершается, и мощи переносят туда.

В 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покидает Анатолию в обмен на турецкое население Греции (Греко-турецкий обмен населением). Христиане Ургюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. С собой они забирают и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Там они почивают и поныне.

Храм праведного Иоанна Русского в Нео-Прокопионе, Греция

Святой Иоанн — прекрасный пример жизни человека “по Бозе”, ибо открывает своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей жизни. Вечной, Небесной. Душа наша бессмертна.

Святой Иоанн своими чудесами привносит в сердца верующих небесный свет, божественную силу, которая побеждает узы материи, одолевает все преграды, привносит великие перемены в людские характеры, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.

В храме Святого Иоанна Русского в Нео-Прокопионе

Мощи святого праведного Иоанна Русского находятся на острове Эвбея

Мощи святого Иоанна Русского хранятся, как величайшая святыня, в Греции на острове Эвбея. Этот святой является особым покровителем Эллады. Его называют чудотворцем и «скоропослушником». Это один из самых любимых и почитаемых святых в Греции. Особенно он покровительствует детям. День памяти этого святого в Греции отмечают 27 мая, а в России — 9 июня по новому стилю.

Тропарь Иоанну Русскому
От земли пленения твоего / воззвавый тя к Небесным селением, / Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, / праведне Иоанне, / ты бо, в России ятый и во Асию проданный, / посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении / и, сеяв зде слезами, / жнеши тамо неизглаголанною радостию. / Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак праведного Иоанна Русского
Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.

Молитва праведному Иоанну Русскому
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник

Аудио

Память 27 мая / 9 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святой Иоанн родился в одном из сел Малороссии в 1690 году и воспитывался в благочестии и любви к добродетелям. По достижении зрелого возраста он был призван на царскую воинскую службу и участвовал в русско-турецкой войне (1710). Во время неудавшегося Прутского похода его взяли в плен татары [1] и продали в рабство одному турецкому кавалерийскому офицеру, который отвез Иоанна к себе на родину – в каппадокийский Прокопион.

В то время как многие его товарищи по пленению отреклись от христианства, святой Иоанн стойко сопротивлялся и обещаниям, и побоям хозяина, говоря, что никакие муки не могут поколебать его любви ко Христу. При этом он добавлял: «Ты господин моего тела, но не моей души. Если ты дашь мне свободу исповедовать мою веру, я буду хорошо служить тебе. С радостью тут, в уголке конюшни, буду я думать о Христе, для Которого вифлеемские ясли стали царским ложем. Я безропотно вынесу твои побои, как Господь терпел побои воинов. Но даже если ты предашь меня самым страшным и самым ужасным мучениям, я никогда не отрекусь от Христа». Такие слова, исполненные пламенной христианской ревности, а также целомудренное и скромное поведение изменили чувства и отношение к нему турецкого офицера. Он прекратил издеваться над христианином и больше не принуждал отречься от веры.

Иоанн был приставлен к уходу за лошадьми. Он жил в темном уголке конюшни, а когда хозяин выезжал верхом в город, был обязан следовать за ним пешим, как раб. Но блаженный с признательностью принимал такое унизительное положение и благодарил Господа за то, что такой ценой освободился от принуждения к отступничеству. Иоанн, подобно праведному Иову, ходил босым и зимой и летом, одевался в лохмотья, спал на охапке соломы или на навозной куче, но при этом продолжал благочестивую жизнь, проводил целые ночи в молитве, стоя на коленях на паперти соседней церкви святого Георгия. Иоанн безропотно принимал оскорбления и насмешки других невольников и охотно помогал им.

Такая жертвенность и подвиги благочестия оказали благотворное влияние на его хозяина, ставшего к тому времени самым богатым и уважаемым среди горожан. Однажды хозяин решил отправиться в паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину, и после долгого и изнурительного путешествия прибыл в священный город.

Через несколько недель после отъезда хозяина его жена пригласила родственников и друзей на большой ужин, чтобы гости смогли выразить свои пожелания благополучного возвращения ее супруга. Когда Иоанн вошел в зал, неся гостям обильный плов, хозяйка дома воскликнула: «Как был бы рад муж, если бы был с нами, ведь плов – его любимое блюдо!» Иоанн на некоторое время предался безмолвной молитве, а затем попросил хозяйку дать ему блюдо с пловом, чтобы послать хозяину в Мекку. Гости стали насмехаться над ним, а хозяйка с улыбкой подала блюдо с пловом. Иоанн вернулся в конюшню и обратился к Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14: 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Затем он возвратился в зал, где шло пиршество, и сообщил, что блюдо прибыло по назначению. Все рассмеялись и стали обвинять его в том, что он украдкой сам съел весь плов.

Однако хозяин, вернувшись из паломничества, привез с собой пустое блюдо, украшенное его инициалами, и рассказал, что однажды вечером, вернувшись в свой шатер, обнаружил это блюдо, наполненное вкусным пловом. Все домочадцы были потрясены рассказом и, призывая Аллаха, стали с тех пор относиться к христианскому невольнику с уважением и почтением. Иоанну предлагали свободу, более достойную комнату, но святой отказался, сказав, что предпочитает остаться в своем углу в конюшне, где ему лучше славить Господа.

Так в благочестии он и жил долгие годы. Заболев, Иоанн попросил священника принести ему святое причастие. Тот, опасаясь открыто принести святыню в дом мусульманина, спрятал его в яблоко, которое и передал святому. Так Иоанн получил напутствие в жизнь вечную и почил в мире 27 мая 1730 года, чтобы получить славную свободу чад Божиих.

Через три года старый священник и другие христиане видели и неоднократно, как ночью огненный столп спускался с небес на могилу святого. Они открыли ее и обнаружили, что мощи Иоанна нетленны и источают благоухание. Христиане перенесли их с большой радостью в церковь святого Георгия, поместив в раке под алтарем.

С тех пор от святых мощей совершилось множество чудес не только для христиан, но и для мусульман Каппадокии. В 1832 году, во время разграбления деревни армией Осман-паши, турецкие солдаты бросили мощи в огонь. Но драгоценная святыня осталась невредимой, а в пламени явился сам Иоанн и стал грозить безбожным солдатам. Испуганные турки, оставив добычу, бросились бежать из деревни.

В другой раз святой появился, чтобы своими руками удержать рушащуюся крышу над греческой школой, и так спас два десятка ребятишек, которые там находились.

Во время изгнания греков из Малой Азии в 1922 году христиане Прокопиона взяли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи праведника и перенесли их в селение Новый Прокопион на острове Эвбея. Доныне святой Иоанн Русский почитается там как неиссякаемый источник исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с верой.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Русский Иоанн на греческой земле

О святом Иоанне Русском я услышала в конце 90-х, когда впервые приехала в Грецию: «Ты из России? Как и наш святой Иоанн Русский! Знаешь его?» Нет, я долгое время его не знала и только этой осенью впервые оказалась на Эвбее, где в его честь построен храм. Кто такой Иоанн Русский и почему его так любят греки, рассказывает настоятель храма протопресвитер Иоанн Вернезос, несущий свое служение здесь на протяжении 49 лет.

— Дорогой отец Иоанн! Чем вызвана столь горячая любовь греческого народа к нашему соотечественнику, святому Иоанну Русскому?

— Я приветствую Вас в храме святого Иоанна Русского и желаю, чтобы это паломничество послужило для отдохновения и преображения Вашей души. Святой Иоанн зовется Русским, потому что он родился в Южной России в 1690 году. После призвания в 1712 г. на воинскую службу в армию Петра Первого он участвовал в русско-турецких войнах. В 1718 году эти войны закончились победой Турции. Россия была вынуждена подписать мирный договор, согласно которому не могла получить обратно своих солдат, взятых в плен. Среди военнопленных оказался и святой Иоанна Русский.

Его выкупил в Константинополе один турецкий военачальник и через Анкиру и Кесарию Каппадокийскую, родину святого Василия Великого, привез вместе с другими русскими пленниками в селение Прокопи. Там их всех жестоко пытали, призывая отречься от Христа и принести клятву Магомету, сулили привилегии в получении равных с турками работ. Тяжкие пытки привели к тому, что многие русские воины отреклись от Христа: одни не имея достаточно веры, другие – не выдержав суровых мучений.

Последним из пленных был позван Иоанн Русский. И его турецкий военноначальник поставил перед выбором: либо ты принимаешь мусульманство, либо тебя ждет смерть. Именно этот выбор выявлял великих святых в истории нашей Церкви. Святой Иоанн ответил турку: «Я пленник этой войны, и я – в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни». Именно за выбор исповеднического пути мы, греки, так любим и почитаем святого Иоанна Русского.

Тотчас его отправили в хлев чистить навоз за животными. Его поносили обидными словами, били прутьями и, наконец, предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогревали на огне медную тарелку и затем, доставая ее из огня клещами, прикладывали к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа: когда мы снимаем шапочку с головы святого, то видим следы от этой пытки.

Бессердечие турок и величие души Иоанна Русского особенно хорошо показывает то, как он ответил своим мучителям (и за это тоже он любим греческим народом): «Вы обжигаете мне голову, но это напоминает мне о терновом венце Спасителя. Хлев, где я живу, похож на вифлеемские ясли, в которых родился Христос. А побивание плетьми, оплевание и заушение дают мне почувствовать страдания моего Господа» Он нисколько не роптал на Бога, как мы с вами зачастую, сетуя: «Господи, за что мне все это!»

Если бы мы увидели тогда Иоанна, то перед нами предстал бы человек истерзанный, в окровавленных одеждах. Его голова была прожжена раскаленной медью, а все члены тела ныли от ударов. И несмотря на это каждую субботу, в полночь, он тайком от турок уходил к греческому священнику, чтобы получить от того Пречистые Таины и свои телесные страдания запечатлеть Причащением Тела и Крови Христа.

27 мая 1730 года, в последний день своей земной жизни, святой Иоанн был извещен любовью Божией о грядущей кончине и призвал священника. Тот взял яблоко, вырезал ножом сердцевину, вложил в него Святые Дары и отправился к Иоанну. Составитель жития повествует, что святой лежал в нечистотах животных и был подобен праведному многострадальному Иову. Причастившись Святых Таин, Иоанн предал свой дух Господу.

Вот путь православия: когда мы читаем жития святых, то не находим в них ни цветущих садов, ни накрытых пиршественных столов, но видим путь крови и жертвы, путь на Голгофу и Распятие. Для нас, верных православных христиан, всегда за страданием Великой Пятницы, за страданием Господа на Кресте, видится воскресение. Поэтому и Иоанн Русский повторял: «Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни скорбь, ни мучения, ни огонь…»

Святой Иоанн победил турецкого военноначальника праведностью своей жизни. Когда тот отправился в паломничество в Мекку Аравийскую, Иоанн прислал ему из дома блюдо, наполненное пловом. Это чудо по своему величию сравнимо с чудесами Ветхого Завета: чаша с пловом, посланная из Прокопи, пришла в руки хозяину-турку в Мекку Аравийскую! Когда Иоанн скончался, турок сам призвал христиан со словами: «Мой раб и ваш человек (т.е. христианин), почил. Придите, возьмите его». И когда те пришли, покрыл тело своего слуги одним из самых дорогих ковров в знак почтения к усопшему.

Тело святого было погребено с почестями по православному обычаю. А спустя 3,5 года кто-то из жен-христианок предложил достать его из земли: «Давайте приготовим коливо и почтим сего чужеземца»! Тогда Иоанн явился во сне священнику и сказал: «Вы думаете достать мое тело из могилы, чтобы отслужить панихиду? Когда вы откроете гроб, то найдете тело нетленным!» Гроб был открыт в ноябре 1733 году, и по слову святого, тело оказалось совершенно нетленным. Так были явлены слова Господа: «Кто прославит Меня, того Я прославлю». Отсюда начинается история святых мощей Иоанна Русского в жизни православной Церкви. Его мощи – дар Бога не только грекам, но всему православному миру, всему человечеству. Греки гордятся тем, что мощи святого Иоанна находятся в их стране. И имя Иоанна Русского не сходит с их уст. В Греции не говорят – «святой Иоанн, который попал к нам из России или из Малой Азии», но всегда – «святой Иоанн Русский». Так он явил величие своей веры и прославил свое Отечество.

— И по сей день славит его?

— И по сей день. Я служу у святого Иоанна Русского 49 лет. Это не так много, но должен засвидетельствовать, что он очень любим нашей молодежью за дерзновение, терпение и смирение, которыми победил своего мучителя и праведностью снискал его уважение. Господь даровал святому Иоанну и особую благодать – помогать больным раком, парализованным, бесноватым и всем больным вообще. Известны тысячи его чудес!

— А своими глазами Вы видели какое-то чудо святого Иоанна Русского?

— Каждый день, который мы проживаем, мы можем рассказать не об одном, но о многих его чудесах. Лично для меня величайшее чудо то, что при всем моем недостоинстве он столько лет терпит меня рядом с собой (батюшка улыбается)! Ну, разве это не чудо?

Я расскажу Вам об одном из наиболее потрясших меня в этом году чудес святого. Когда я рассказал о нем на одной конференции, почти все из 400 присутствовавших плакали.

Молодые супруги подошли ко мне под благословение и поведали, что приезжают поклониться святому Иоанну Русскому из Салоник каждый год, берут благословение и возвращаются к привычной жизни после чуда, которое произошло с ними. Когда жена была на пятом месяце беременности и прошла обследования, профессор вызвал ее и ее мужа к себе в кабинет. Молодые встревожились – почему врач приглашает их отдельно от остальных. Их волнение оказалось не напрасным. Доктор объявил прямо: «У Вас рак, необходимо прерывать беременность и тотчас приступать к химиотерапии. Вы молоды. Мы сохраним Вам жизнь, а потом Вы родите здоровых детей. У меня нет ни малейшего сомнения в результате анализов. Поезжайте домой, успокойтесь, хорошенько все обдумайте, а завтра я жду Вас у себя».

Женщина посмотрела на мужа, и ничего ему не говоря, обратилась к профессору: «Доктор! Я не стану возвращаться домой и ждать до завтрашнего дня, но отвечу Вам сейчас». «Сейчас так сейчас!» «Я не позволю убить моего ребенка, но сохраню его, а там будь, как будет. Делать аборт я не стану». Врач сказала: «Хорошо, я принимаю любое Ваше решение». Вечером перед тем, как уснуть, женщина подошла к иконам и упала в бессилии перед ними: «Господи, неужели у Тебя нет ни одного святого для меня! Пошли мне его на помощь, чтобы я смогла родить ребенка даже через свою смерть». Она настаивала на жизни младенца. Уснув, она увидела во сне четыре раки, словно Господь говорил ей: «Чадо мое, не одного, а четверых святых имею я для тебя».

И тут начинается чудо: открывается рака, из нее поднимается прекрасный юноша, прикладывает руку к груди и делает поклон перед молодой женщиной со словами: «И младенца ты родишь, и сама останешься жива. Я Иоанн из России». Сон прекратился, она вскочила, разбудила супруга и повторила ему эти слова. Когда мы беседовали, жена сказала: «Батюшка, вот я, которая должна была умереть от рака, а вот мой ребенок, который не должен был появиться на свет»! И таких чудес тысячи!

Святой Иоанн Русский – наш любимый святой. Он помогает не только в болезнях, скорбях, трудных обстоятельствах, но и в радости. Многие молодые люди, победив на спортивных состязаниях в беге, борьбе, плавании, приносят к иконе свои золотые, серебряные и бронзовые медали (если вы посмотрите на икону, то увидите их), считая, что по заслугам они принадлежат святому. В последнее воскресение сентября и 27 мая, накануне дня памяти Иоанна Русского, многие люди проходят, обращаясь с просьбами к святому, 36 километров пути. На дороге нет свободного метра: всюду идут люди.

Этот путь прошла и та греческая семья Василия и Елизаветы Натариди, которая привезла меня на Эвбею. У этой семьи особые отношения со святым, много чудес они видели по его молитвам и самое великое чудо, это их сын Иоанн, которого Господь даровал им. Рассказывает Елизавета Натариди:

— У нас есть старший сын, но нам очень хотелось иметь ещё детей, а так как прошло много времени с первых родов, то это оказалось не так просто. Я беременела, но, к великому огорчению, происходили выкидыши. Я очень переживала, и тогда муж решил обратиться с молитвой к святому Иоанну Русскому. У греков существует замечательная традиция: если они обращаются с молитвой к святому, то обещают исполнить что-либо для него, дают обет (у них это называется «тама»). Мы тоже дали обет – пойти к святому Иоанну Русскому накануне празднования дня его памяти пешком.

Путь начинается от селения Псахна и вьется по серпантину, то поднимаясь, то опускаясь вниз по горам. Порой идти тяжело и сложно, порой легко и быстро, но всегда радостно и с молитвой на устах! Вот когда ты воистину познаёшь благодать и силу молитвы!

Отработав полный рабочий день, мы перекусили и отправились из Афин в Псахна, где оставили, как и все, машину. На путь мы вступили примерно в полдесятого вечера. Людей было очень много, все шли с фонариками в руках, освящая ими горную дорогу. Кое-где по обочинам расположились милые, родные люди, которые безвозмездно предлагали идущим воду, булочки и лукум с мёдом! С первых же шагов мы ощутили, как преобразились мы сами и все вокруг нас: с какой любовью приветствовали и поддерживали друг друга!

На полпути я от изнеможения не могла двинуться с места, как и многие другие. Вдруг появился мужчина, он бодро шагал, да ещё и шутил. У нас открылось второе дыхание, и мы продолжили путь. Последние 2 километра мне дались очень трудно, но, о чудо – к храму святого Иоанна Русского мы дошли в 8 часов утра! Настроение было прекрасное!

Мы помолились на службе. Затем начался крестный ход: мощи святого обносили по всему Прокопию под «дождь» из свежих лепестков роз, собранных людьми накануне. А местные жители с балконов своих домов осыпали ими мощи на протяжении всего шествия. Вернувшись к храму, раку установили так, что все могли пройти под мощами. Вы знаете, у нас не было никаких сомнений, что святой поможет!

А на следующий год 9 августа у нас родился Ванечка. Сейчас ему 5 лет, и он уже год пономарит в храме Панагиа Сумела (нижний храм посвящен святому Иоанну Русскому), и читает «Отче наш» на греческом языке.

В мае этого года мы снова прошли путь к Иоанну Русскому и пережили эту радость. Сейчас у нас другая просьба, и мы верим, что по молитвам святого Господь нам поможет.

— Отец Иоанн, а русские паломники не забывают своего святого?

— Тысячи русских приезжают на поклонение к святому Иоанну из России. Они стали приезжать около 10 лет тому назад, и с каждым годом их становится все больше и больше. Я уверен, что святой Иоанн рад слышать русскую речь, рад слышать тропари на церковно-славянском языке, рад слышать родной язык, на котором говорила его мама. Ведь это для каждого человека великий подвиг – жить вдали от Родины. И поскольку святой Иоанн по причине войны оказался на чужбине, то уверен, что соприкосновение с Родиной через русских приносит ему особую радость. Очень многие русские присылают сюда письма, просят отслужить Литургию или молебен у святого.

Святой Иоанн очень любит и греков: ведь Греция построила ему прекрасный храм, где празднуют его память. Ежегодно 800 тысяч греков приезжают сюда на поклонение.

— Батюшка, а когда Вы сами впервые узнали о святом Иоанне Русском?

— В младенчестве. Я родился неподалеку от Прокопи. Здесь святой Иоанн всегда очень почитался. Я открою Вам маленькую тайну: 17000 тысяч детей я покрестил в храме за время своего служения. Они уже выросли, приезжают: «Батюшка, Вы нас крестили, теперь венчайте!» После привозят крестить своих детей и даже внуков. И сами греки называют их «росопула», «русские дети», дети Иоанна Русского.

— Имя Иоанн часто встречается?

— Каждую неделю я крещу 5-10 Иоаннов. Из 100 детей 40-50 – Иоанны. Так в Греции святой Иоанн славит свою Родину.

— А кому святой Иоанн совершает чудеса?

— Часто те, кому он совершает чудо, ничего не знают до этого о нем. Он сам называет им свое имя, говорит: «Я Иоанн Русский».

Почему он совершает чудеса? Если мы внимательно посмотрим на икону святого Иоанна Русского, то увидим, что у него крестообразно сложены руки, в одной из них он держит крест. Эти скрещенные руки показывают, что святой – слуга. Чей он слуга? Он – слуга Христа и служит Ему. За каждым чудом Иоанна Русского стоит Христос. Не надо спрашивать, как и почему произошло то или иное чудо! Сам Христос совершил его. Сила, которой святой Иоанн поднимает больного раком и исцеляет его – это сила Божия, благодать Божия, которая прошла через его святые мощи, как проходит она через мощи святого Серафима Саровского, святого Сергия Радонежского, святого Иоанна Кронштадского. Именно она передается больному, и тот получает исцеление. Так и когда мы молимся нашим святым, наша молитва передается Самому Христу.

Дорогие мои! От вашего соотечественника, святого Иоанна Русского, я приветствую вас и благословляю! И в скорби, и в радости святой Иоанн Русский – с вами. Если вы не можете приехать в далекую Грецию, то просите святого Иоанна Русского, и он будет рад придти к вам, на его Родину. Святые живы. Если бы они не были живы, то откуда бы знали нашу боль и скорбь? А раз знают и помогают, значит, живы. Любовь Божия да пребудет с вами и да поможет вам!

Перевод c греческого языка Елизаветы Натариди и Александры Никифоровой

Русский Иоанн на греческой земле

О святом Иоанне Русском я услышала в конце 90-х, когда впервые приехала в Грецию: «Ты из России? Как и наш святой Иоанн Русский! Знаешь его?» Нет, я долгое время его не знала и только этой осенью впервые оказалась на Эвбее, где в его честь построен храм. Кто такой Иоанн Русский и почему его так любят греки, рассказывает настоятель храма протопресвитер Иоанн Вернезос, несущий свое служение здесь на протяжении 49 лет.

— Дорогой отец Иоанн! Чем вызвана столь горячая любовь греческого народа к нашему соотечественнику, святому Иоанну Русскому?

— Я приветствую Вас в храме святого Иоанна Русского и желаю, чтобы это паломничество послужило для отдохновения и преображения Вашей души. Святой Иоанн зовется Русским, потому что он родился в Южной России в 1690 году. После призвания в 1712 г. на воинскую службу в армию Петра Первого он участвовал в русско-турецких войнах. В 1718 году эти войны закончились победой Турции. Россия была вынуждена подписать мирный договор, согласно которому не могла получить обратно своих солдат, взятых в плен. Среди военнопленных оказался и святой Иоанна Русский.

Его выкупил в Константинополе один турецкий военачальник и через Анкиру и Кесарию Каппадокийскую, родину святого Василия Великого, привез вместе с другими русскими пленниками в селение Прокопи. Там их всех жестоко пытали, призывая отречься от Христа и принести клятву Магомету, сулили привилегии в получении равных с турками работ. Тяжкие пытки привели к тому, что многие русские воины отреклись от Христа: одни не имея достаточно веры, другие – не выдержав суровых мучений.

Последним из пленных был позван Иоанн Русский. И его турецкий военноначальник поставил перед выбором: либо ты принимаешь мусульманство, либо тебя ждет смерть. Именно этот выбор выявлял великих святых в истории нашей Церкви. Святой Иоанн ответил турку: «Я пленник этой войны, и я – в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни». Именно за выбор исповеднического пути мы, греки, так любим и почитаем святого Иоанна Русского.

Тотчас его отправили в хлев чистить навоз за животными. Его поносили обидными словами, били прутьями и, наконец, предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогревали на огне медную тарелку и затем, доставая ее из огня клещами, прикладывали к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа: когда мы снимаем шапочку с головы святого, то видим следы от этой пытки.

Бессердечие турок и величие души Иоанна Русского особенно хорошо показывает то, как он ответил своим мучителям (и за это тоже он любим греческим народом): «Вы обжигаете мне голову, но это напоминает мне о терновом венце Спасителя. Хлев, где я живу, похож на вифлеемские ясли, в которых родился Христос. А побивание плетьми, оплевание и заушение дают мне почувствовать страдания моего Господа» Он нисколько не роптал на Бога, как мы с вами зачастую, сетуя: «Господи, за что мне все это!»

Если бы мы увидели тогда Иоанна, то перед нами предстал бы человек истерзанный, в окровавленных одеждах. Его голова была прожжена раскаленной медью, а все члены тела ныли от ударов. И несмотря на это каждую субботу, в полночь, он тайком от турок уходил к греческому священнику, чтобы получить от того Пречистые Таины и свои телесные страдания запечатлеть Причащением Тела и Крови Христа.

27 мая 1730 года, в последний день своей земной жизни, святой Иоанн был извещен любовью Божией о грядущей кончине и призвал священника. Тот взял яблоко, вырезал ножом сердцевину, вложил в него Святые Дары и отправился к Иоанну. Составитель жития повествует, что святой лежал в нечистотах животных и был подобен праведному многострадальному Иову. Причастившись Святых Таин, Иоанн предал свой дух Господу.

Вот путь православия: когда мы читаем жития святых, то не находим в них ни цветущих садов, ни накрытых пиршественных столов, но видим путь крови и жертвы, путь на Голгофу и Распятие. Для нас, верных православных христиан, всегда за страданием Великой Пятницы, за страданием Господа на Кресте, видится воскресение. Поэтому и Иоанн Русский повторял: «Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни скорбь, ни мучения, ни огонь…»

Святой Иоанн победил турецкого военноначальника праведностью своей жизни. Когда тот отправился в паломничество в Мекку Аравийскую, Иоанн прислал ему из дома блюдо, наполненное пловом. Это чудо по своему величию сравнимо с чудесами Ветхого Завета: чаша с пловом, посланная из Прокопи, пришла в руки хозяину-турку в Мекку Аравийскую! Когда Иоанн скончался, турок сам призвал христиан со словами: «Мой раб и ваш человек (т.е. христианин), почил. Придите, возьмите его». И когда те пришли, покрыл тело своего слуги одним из самых дорогих ковров в знак почтения к усопшему.

Тело святого было погребено с почестями по православному обычаю. А спустя 3,5 года кто-то из жен-христианок предложил достать его из земли: «Давайте приготовим коливо и почтим сего чужеземца»! Тогда Иоанн явился во сне священнику и сказал: «Вы думаете достать мое тело из могилы, чтобы отслужить панихиду? Когда вы откроете гроб, то найдете тело нетленным!» Гроб был открыт в ноябре 1733 году, и по слову святого, тело оказалось совершенно нетленным. Так были явлены слова Господа: «Кто прославит Меня, того Я прославлю». Отсюда начинается история святых мощей Иоанна Русского в жизни православной Церкви. Его мощи – дар Бога не только грекам, но всему православному миру, всему человечеству. Греки гордятся тем, что мощи святого Иоанна находятся в их стране. И имя Иоанна Русского не сходит с их уст. В Греции не говорят – «святой Иоанн, который попал к нам из России или из Малой Азии», но всегда – «святой Иоанн Русский». Так он явил величие своей веры и прославил свое Отечество.

— И по сей день славит его?

— И по сей день. Я служу у святого Иоанна Русского 49 лет. Это не так много, но должен засвидетельствовать, что он очень любим нашей молодежью за дерзновение, терпение и смирение, которыми победил своего мучителя и праведностью снискал его уважение. Господь даровал святому Иоанну и особую благодать – помогать больным раком, парализованным, бесноватым и всем больным вообще. Известны тысячи его чудес!

— А своими глазами Вы видели какое-то чудо святого Иоанна Русского?

— Каждый день, который мы проживаем, мы можем рассказать не об одном, но о многих его чудесах. Лично для меня величайшее чудо то, что при всем моем недостоинстве он столько лет терпит меня рядом с собой (батюшка улыбается)! Ну, разве это не чудо?

Я расскажу Вам об одном из наиболее потрясших меня в этом году чудес святого. Когда я рассказал о нем на одной конференции, почти все из 400 присутствовавших плакали.

Молодые супруги подошли ко мне под благословение и поведали, что приезжают поклониться святому Иоанну Русскому из Салоник каждый год, берут благословение и возвращаются к привычной жизни после чуда, которое произошло с ними. Когда жена была на пятом месяце беременности и прошла обследования, профессор вызвал ее и ее мужа к себе в кабинет. Молодые встревожились – почему врач приглашает их отдельно от остальных. Их волнение оказалось не напрасным. Доктор объявил прямо: «У Вас рак, необходимо прерывать беременность и тотчас приступать к химиотерапии. Вы молоды. Мы сохраним Вам жизнь, а потом Вы родите здоровых детей. У меня нет ни малейшего сомнения в результате анализов. Поезжайте домой, успокойтесь, хорошенько все обдумайте, а завтра я жду Вас у себя».

Женщина посмотрела на мужа, и ничего ему не говоря, обратилась к профессору: «Доктор! Я не стану возвращаться домой и ждать до завтрашнего дня, но отвечу Вам сейчас». «Сейчас так сейчас!» «Я не позволю убить моего ребенка, но сохраню его, а там будь, как будет. Делать аборт я не стану». Врач сказала: «Хорошо, я принимаю любое Ваше решение». Вечером перед тем, как уснуть, женщина подошла к иконам и упала в бессилии перед ними: «Господи, неужели у Тебя нет ни одного святого для меня! Пошли мне его на помощь, чтобы я смогла родить ребенка даже через свою смерть». Она настаивала на жизни младенца. Уснув, она увидела во сне четыре раки, словно Господь говорил ей: «Чадо мое, не одного, а четверых святых имею я для тебя».

И тут начинается чудо: открывается рака, из нее поднимается прекрасный юноша, прикладывает руку к груди и делает поклон перед молодой женщиной со словами: «И младенца ты родишь, и сама останешься жива. Я Иоанн из России». Сон прекратился, она вскочила, разбудила супруга и повторила ему эти слова. Когда мы беседовали, жена сказала: «Батюшка, вот я, которая должна была умереть от рака, а вот мой ребенок, который не должен был появиться на свет»! И таких чудес тысячи!

Святой Иоанн Русский – наш любимый святой. Он помогает не только в болезнях, скорбях, трудных обстоятельствах, но и в радости. Многие молодые люди, победив на спортивных состязаниях в беге, борьбе, плавании, приносят к иконе свои золотые, серебряные и бронзовые медали (если вы посмотрите на икону, то увидите их), считая, что по заслугам они принадлежат святому. В последнее воскресение сентября и 27 мая, накануне дня памяти Иоанна Русского, многие люди проходят, обращаясь с просьбами к святому, 36 километров пути. На дороге нет свободного метра: всюду идут люди.

Этот путь прошла и та греческая семья Василия и Елизаветы Натариди, которая привезла меня на Эвбею. У этой семьи особые отношения со святым, много чудес они видели по его молитвам и самое великое чудо, это их сын Иоанн, которого Господь даровал им. Рассказывает Елизавета Натариди:

— У нас есть старший сын, но нам очень хотелось иметь ещё детей, а так как прошло много времени с первых родов, то это оказалось не так просто. Я беременела, но, к великому огорчению, происходили выкидыши. Я очень переживала, и тогда муж решил обратиться с молитвой к святому Иоанну Русскому. У греков существует замечательная традиция: если они обращаются с молитвой к святому, то обещают исполнить что-либо для него, дают обет (у них это называется «тама»). Мы тоже дали обет – пойти к святому Иоанну Русскому накануне празднования дня его памяти пешком.

Путь начинается от селения Псахна и вьется по серпантину, то поднимаясь, то опускаясь вниз по горам. Порой идти тяжело и сложно, порой легко и быстро, но всегда радостно и с молитвой на устах! Вот когда ты воистину познаёшь благодать и силу молитвы!

Отработав полный рабочий день, мы перекусили и отправились из Афин в Псахна, где оставили, как и все, машину. На путь мы вступили примерно в полдесятого вечера. Людей было очень много, все шли с фонариками в руках, освящая ими горную дорогу. Кое-где по обочинам расположились милые, родные люди, которые безвозмездно предлагали идущим воду, булочки и лукум с мёдом! С первых же шагов мы ощутили, как преобразились мы сами и все вокруг нас: с какой любовью приветствовали и поддерживали друг друга!

На полпути я от изнеможения не могла двинуться с места, как и многие другие. Вдруг появился мужчина, он бодро шагал, да ещё и шутил. У нас открылось второе дыхание, и мы продолжили путь. Последние 2 километра мне дались очень трудно, но, о чудо – к храму святого Иоанна Русского мы дошли в 8 часов утра! Настроение было прекрасное!

Мы помолились на службе. Затем начался крестный ход: мощи святого обносили по всему Прокопию под «дождь» из свежих лепестков роз, собранных людьми накануне. А местные жители с балконов своих домов осыпали ими мощи на протяжении всего шествия. Вернувшись к храму, раку установили так, что все могли пройти под мощами. Вы знаете, у нас не было никаких сомнений, что святой поможет!

А на следующий год 9 августа у нас родился Ванечка. Сейчас ему 5 лет, и он уже год пономарит в храме Панагиа Сумела (нижний храм посвящен святому Иоанну Русскому), и читает «Отче наш» на греческом языке.

В мае этого года мы снова прошли путь к Иоанну Русскому и пережили эту радость. Сейчас у нас другая просьба, и мы верим, что по молитвам святого Господь нам поможет.

— Отец Иоанн, а русские паломники не забывают своего святого?

— Тысячи русских приезжают на поклонение к святому Иоанну из России. Они стали приезжать около 10 лет тому назад, и с каждым годом их становится все больше и больше. Я уверен, что святой Иоанн рад слышать русскую речь, рад слышать тропари на церковно-славянском языке, рад слышать родной язык, на котором говорила его мама. Ведь это для каждого человека великий подвиг – жить вдали от Родины. И поскольку святой Иоанн по причине войны оказался на чужбине, то уверен, что соприкосновение с Родиной через русских приносит ему особую радость. Очень многие русские присылают сюда письма, просят отслужить Литургию или молебен у святого.

Святой Иоанн очень любит и греков: ведь Греция построила ему прекрасный храм, где празднуют его память. Ежегодно 800 тысяч греков приезжают сюда на поклонение.

— Батюшка, а когда Вы сами впервые узнали о святом Иоанне Русском?

— В младенчестве. Я родился неподалеку от Прокопи. Здесь святой Иоанн всегда очень почитался. Я открою Вам маленькую тайну: 17000 тысяч детей я покрестил в храме за время своего служения. Они уже выросли, приезжают: «Батюшка, Вы нас крестили, теперь венчайте!» После привозят крестить своих детей и даже внуков. И сами греки называют их «росопула», «русские дети», дети Иоанна Русского.

— Имя Иоанн часто встречается?

— Каждую неделю я крещу 5-10 Иоаннов. Из 100 детей 40-50 – Иоанны. Так в Греции святой Иоанн славит свою Родину.

— А кому святой Иоанн совершает чудеса?

— Часто те, кому он совершает чудо, ничего не знают до этого о нем. Он сам называет им свое имя, говорит: «Я Иоанн Русский».

Почему он совершает чудеса? Если мы внимательно посмотрим на икону святого Иоанна Русского, то увидим, что у него крестообразно сложены руки, в одной из них он держит крест. Эти скрещенные руки показывают, что святой – слуга. Чей он слуга? Он – слуга Христа и служит Ему. За каждым чудом Иоанна Русского стоит Христос. Не надо спрашивать, как и почему произошло то или иное чудо! Сам Христос совершил его. Сила, которой святой Иоанн поднимает больного раком и исцеляет его – это сила Божия, благодать Божия, которая прошла через его святые мощи, как проходит она через мощи святого Серафима Саровского, святого Сергия Радонежского, святого Иоанна Кронштадского. Именно она передается больному, и тот получает исцеление. Так и когда мы молимся нашим святым, наша молитва передается Самому Христу.

Дорогие мои! От вашего соотечественника, святого Иоанна Русского, я приветствую вас и благословляю! И в скорби, и в радости святой Иоанн Русский – с вами. Если вы не можете приехать в далекую Грецию, то просите святого Иоанна Русского, и он будет рад придти к вам, на его Родину. Святые живы. Если бы они не были живы, то откуда бы знали нашу боль и скорбь? А раз знают и помогают, значит, живы. Любовь Божия да пребудет с вами и да поможет вам!

Перевод c греческого языка Елизаветы Натариди и Александры Никифоровой

(Праведному Иоанну Русскому)

Тропарь, глас 4-й

От земли пленения твоего воззвавый тя к Небесным селением, Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, праведне Иоанне, ты бо, в России ятый и во Асию проданный, посреде агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении и, сеяв зде слезами, жнеши тамо неизглаголанною радостию. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тойже

От земли Призвавший тя в Небесныя Обители сохраняет и по смерти нетленное тело твое, святе, ты бо яко пленник приведен бысть в Азию, идеже уподобися Христу. Сего ради моли Его спастися душам нашим.

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Пресветлым озаряемь светом Солнца Правды, просвещение испроси мне, омраченному, воспети твое, Богосветле, светозарное торжество.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Уды вся умертвив, мудре, в чистом сердце твоем имел еси Христа, умертвивша и стерша главу змия и от яда того избавльша человеческое естество.

Слава: В законе Господни поучался, был еси, яко древо, еже благий плод свой даде во время свое, приял бо еси по кончине, достославне, благодать врачевати призывающия тя.

И ныне: Тя, Всепетая Приснодево, исповедающии Богородицу, утверждение и предстательство имамы и, прибегающе к Тебе, бури житейския и искушений избавляемся.

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, Древом умерщвлей грех, и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Просия святое житие твое, блаженне, во Асии и озаряет светом чудес, но проси и нам благодати еже хотети и еже деяти благая, чтущим память твою.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Не дал еси сна очима твоима, дондеже успил еси, достохвальне, безчинная двизания востающая на дух плоти твоими ко Господу всенощными молении.

Слава: Непобедимою силою Креста Христова демонская победив устремления, явился еси виновник спасения многих, помощник сый притекающих к мощем твоим.

И ныне: Яко чертог одушевлен Божий и кадильницу мысленнаго и светоноснаго Угля, величаем Тя, Богородице, зовуще: радуйся, Ходатаице спасения нашего.

Седален, глас 4-й

Был еси пленник на земли, Богомудре, всяко озлобление претерпевая, добродетели, яко же фимиам благовонен и жертву благоприятну, принесл еси Богу, Егоже моли даровати согрешений очищение чтущим святую память твою.

Слава, и ныне: Ты прибежище наше еси, и сила и утешение, Богородице Пречистая, се бо Иже всех Господь, рождься от Тебе, Деву Божественную Тя соблюде по рождестве и Небесе и земли Царицу сотвори, тем Тя вси недостойными усты славим.

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твой и убояхся, разумех дела Твоя, и дивихся, и возопих: слава силе Твоей, Господи.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Душу свою украсил еси, плотское умертвив мудрование, темже Небесных красот еси зритель.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Праведен был еси и незлобив, истинен же и непорочен, верен и богочестив, прехвальне.

Слава: Божественным смирением возвышаемь, врага смирил еси, блаженне, на Небеси и на земли славен явлься.

И ныне: Спасай стадо Твое, Мати Божия, безвредно от всякаго зла, Тя бо во обстояниих имамы избавление.

Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо, разве Тебе, бога не знаю.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Неблагороден раб по телу сотворься, благороден нрав в души имел еси, пречестне, все твое желание на Бога Всевидца возложил еси.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Богоугодно течение свое на земли совершившу ти, со благоугодившими Богу ныне ликуеши, моляся о почитающих преставление твое, Богоизбранне.

Слава: Чудо зрится на тебе, славне, како по преставлении соблюдается нерушимо, благовонно и целебно тело твое судьбами Прославльшаго Тя.

И ныне: Исполни уста наша хваления Твоего, Госпоже, и покажи ны другий десятострунный псалтирь очищением сугубыя чувств пятерицы.

Ирмос: Глас глагол молебных от болезненныя, Владыко, души услышав, от лютых мя избави: Един бо еси нашего спасения виновен.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Яко крин благовонен, израсти тя Россия, и, яко шипок красен, был еси посреде терния агарянскаго, облаговонившей тя благодати Божией.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Яко финикс процвет, благодати тезоименне, сладостию плодов услаждаеши чувства верных, яко кедр несокрушим, явлься бурею напастей и искушений.

Слава: Яко многоценное сокровище, в земли крыющееся, мощи своя явил еси благочестивым в видении, и теми недуги врачуеши, подай от Бога освящение лобызающим я.

И ныне: Яко Мати всех даров Подателя явилася еси, сад многоцветен и рай сладкодышущ, плодами Духа ущедряющ и благодатьми облагоухающ поющия Тя.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

В честней памяти твоей, святе, веселится о тебе Россия, во благочестии тя воспитавшая, и целебным мощем твоим радуется Асия, идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов, сосуд честен явился еси Божия благодати, еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти: радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Како по достоянию восхвалим тя, доблемудре, подвиги твоими страсти умертвивша, плоть поработивша духу и врага победивша? Кто, слышав великое твое терпение и смирение, не удивится? Еже ко всем кротость и беззлобие, к скорбящим сострадание, к сущим в бедах и недузех поможение. В невечернем убо дни Царствия Божия, с праведными праведно наслаждаяся, молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

День празднственный совершаем днесь блаженнаго успения твоего, светозарне, в немже светильник нося, полн елея благих дел, вшел еси в светлый чертог и Жениху душ вопиеши: благословен еси, Боже отец наших.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Душу удобрив, Богомудре, ралом молитвы, воздержание посеяв и оросив е слезами, пожал еси класы чистоты, и праведности, и с праведными взываеши укрепльшему тя Христу: благословен еси, Боже отец наших.

Слава: Святых души, праведных лик и Безплотных умов ополчение прияша тя, сликовствующа им, досточудне, нетленным одеянием славы украшенна и с ними поюща: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне: На Тя, Владычице, надежду мою от души возложих всю и чаю от Тебе Божественнаго утешения, благодатную помощь низпосли ми, стезю показуя, к Небеси возводящую, во еже пети: благословен еси, Боже отец наших.

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Святейших и Животворящих Таин возжелевшу тебе, прехвальне, приобщитися при исходе, принесени быша во яблоце, ихже прияв, воспарил еси к Небесным.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Доброту Создателя, юже зрел еси зде, яко в зерцале и гадании, ныне, прешед к Вышним, яснейше зриши разрешшимся тебе зерцалом, Богоблаженне.

Слава: Течения сладкая исцелений искапают потове твои и скорби твоя – радование с верою притекающим к мощем твоим во славу Христа Бога нашего.

И ныне: Святейший храме Спаса нашего, преславный Его престоле, превысокое Небо и Раю словесный, отверзи нам, Преблагословенная Богородительнице, райския двери.

Ирмос: От Бога Бога Слова, неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама, ядию в тление падшаго люте, от Святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради, вернии, единомудренно песньми величаем.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Богатство некрадомое собрав, еже ни червь, ни тля тлит, и, яко же некий кораблец, отплыв от земли, пристанища всепокойнаго и блаженства вечнаго достигл еси.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Горнее Царство, Вышний град, Божий рай, праведных наслаждение и свет немерцающ обрести сподобился еси, идеже нас помяни, воспевающих тя, всехвальне.

Слава: С сонмом праведных и всех святых ликуя, приснопамятне, моли всех Создателя и Бога, да сподобит спасаемых части память твою празднующих.

И ныне: Приими, Владыко, ходатайство о нас Матере Твоея и егоже прославил еси, Иоанна праведнаго, ихже мольбами не лиши нас благих Твоих, уготованных любящим Тя.

РУССКОЕ СЛОВО

Последние комментарии

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник

Иоанн Русский (около 1690, Украина — 9 июня (27 мая) 1730, Ургюп, Турция) — православный святой, праведный, исповедник.

Родился около 1690 года на Украине. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг.

Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп. Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Пещерные церкви в Каппадокии

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя её в тяжелом труде и молитве. Перед смертью он тяжело заболел, и, не имея возможности встать, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник побоялся открыто идти в дом к мусульманину и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник скончался. Это произошло 27 мая 1730 (9 июня 1730).

Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн.

Могила святого сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, на ней совершались чудеса. Через 3 года, в ноябре 1733, священник этой церкви увидел Иоанна во сне, и тот сказал ему, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой местные христиане решились открыть её. Тело действительно оказалось нетленным и источало приятный аромат. В таком состоянии оно находится и в наши дни.

Мощи прав. Иоанна Русского в ц. прав. Иоанна Русского в г. Прокопи на о-ве Эвбея

Извлечённые мощи были положены в раке в церкви.

В 1832 г. хедив Египта Ибрагим-паша атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, расформированных султаном Махмудом II, по понятным причинам были враждебны ему, и не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп — разграблен, а мощи Иоанна, не найдя в раке ничего ценного, воины решили сжечь.

Набрав дров, они разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

В 1845 г. мощи переносят в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого.

В конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении начинается строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В благодарность в монастырь посылается десница святого, это происходит в 1881 г. В 1898 г. строительство храма завершается, и мощи переносят туда.

В 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покидает Анатолию в обмен на турецкое население Греции (Греко-турецкий обмен населением). Христиане Ургюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. С собой они забирают и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Там они почивают и поныне.

Храм праведного Иоанна Русского в Нео-Прокопионе, Греция

Святой Иоанн — прекрасный пример жизни человека “по Бозе”, ибо открывает своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей жизни. Вечной, Небесной. Душа наша бессмертна.

Святой Иоанн своими чудесами привносит в сердца верующих небесный свет, божественную силу, которая побеждает узы материи, одолевает все преграды, привносит великие перемены в людские характеры, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.

В храме Святого Иоанна Русского в Нео-Прокопионе

Мощи святого праведного Иоанна Русского находятся на острове Эвбея

Мощи святого Иоанна Русского хранятся, как величайшая святыня, в Греции на острове Эвбея. Этот святой является особым покровителем Эллады. Его называют чудотворцем и «скоропослушником». Это один из самых любимых и почитаемых святых в Греции. Особенно он покровительствует детям. День памяти этого святого в Греции отмечают 27 мая, а в России — 9 июня по новому стилю.

Тропарь Иоанну Русскому
От земли пленения твоего / воззвавый тя к Небесным селением, / Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, / праведне Иоанне, / ты бо, в России ятый и во Асию проданный, / посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении / и, сеяв зде слезами, / жнеши тамо неизглаголанною радостию. / Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак праведного Иоанна Русского
Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.

Молитва праведному Иоанну Русскому
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×