3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой праведный иоанн русский исповедник

Святой праведный ИОАНН РУССКИЙ, исповедник (†1730)

Иоанн Русский (около 1690, Украина — 9 июня (27 мая) 1730, Ургюп, Турция) — православный святой, праведный, исповедник.

Родился около 1690 года на Украине. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов. После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии (вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.

Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп. Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Пещерные церкви в Каппадокии

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя её в тяжелом труде и молитве. Перед смертью он тяжело заболел, и, не имея возможности встать, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник побоялся открыто идти в дом к мусульманину и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник скончался. Это произошло 27 мая 1730 (9 июня 1730).

Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн.

Могила святого сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, на ней совершались чудеса. Через 3 года, в ноябре 1733, священник этой церкви увидел Иоанна во сне, и тот сказал ему, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой местные христиане решились открыть её. Тело действительно оказалось нетленным и источало приятный аромат. В таком состоянии оно находится и в наши дни.

Мощи прав. Иоанна Русского в ц. прав. Иоанна Русского в г. Прокопи на о-ве Эвбея

Извлечённые мощи были положены в раке в церкви.

В 1832 г. хедив Египта Ибрагим-паша атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, расформированных султаном Махмудом II, по понятным причинам были враждебны ему, и не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп — разграблен, а мощи Иоанна, не найдя в раке ничего ценного, воины решили сжечь.

Набрав дров, они разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

В 1845 г. мощи переносят в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого.

В конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении начинается строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В благодарность в монастырь посылается десница святого, это происходит в 1881 г. В 1898 г. строительство храма завершается, и мощи переносят туда.

В 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покидает Анатолию в обмен на турецкое население Греции (Греко-турецкий обмен населением). Христиане Ургюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. С собой они забирают и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Там они почивают и поныне.

Храм праведного Иоанна Русского в Нео-Прокопионе, Греция

Святой Иоанн — прекрасный пример жизни человека “по Бозе”, ибо открывает своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей жизни. Вечной, Небесной. Душа наша бессмертна.

Святой Иоанн своими чудесами привносит в сердца верующих небесный свет, божественную силу, которая побеждает узы материи, одолевает все преграды, привносит великие перемены в людские характеры, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.

В храме Святого Иоанна Русского в Нео-Прокопионе

Мощи святого праведного Иоанна Русского находятся на острове Эвбея

Мощи святого Иоанна Русского хранятся, как величайшая святыня, в Греции на острове Эвбея. Этот святой является особым покровителем Эллады. Его называют чудотворцем и «скоропослушником». Это один из самых любимых и почитаемых святых в Греции. Особенно он покровительствует детям. День памяти этого святого в Греции отмечают 27 мая, а в России — 9 июня по новому стилю.

Тропарь Иоанну Русскому
От земли пленения твоего / воззвавый тя к Небесным селением, / Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, / праведне Иоанне, / ты бо, в России ятый и во Асию проданный, / посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении / и, сеяв зде слезами, / жнеши тамо неизглаголанною радостию. / Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак праведного Иоанна Русского
Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.

Молитва праведному Иоанну Русскому
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник

Аудио

Память 27 мая / 9 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святой Иоанн родился в одном из сел Малороссии в 1690 году и воспитывался в благочестии и любви к добродетелям. По достижении зрелого возраста он был призван на царскую воинскую службу и участвовал в русско-турецкой войне (1710). Во время неудавшегося Прутского похода его взяли в плен татары [1] и продали в рабство одному турецкому кавалерийскому офицеру, который отвез Иоанна к себе на родину – в каппадокийский Прокопион.

В то время как многие его товарищи по пленению отреклись от христианства, святой Иоанн стойко сопротивлялся и обещаниям, и побоям хозяина, говоря, что никакие муки не могут поколебать его любви ко Христу. При этом он добавлял: «Ты господин моего тела, но не моей души. Если ты дашь мне свободу исповедовать мою веру, я буду хорошо служить тебе. С радостью тут, в уголке конюшни, буду я думать о Христе, для Которого вифлеемские ясли стали царским ложем. Я безропотно вынесу твои побои, как Господь терпел побои воинов. Но даже если ты предашь меня самым страшным и самым ужасным мучениям, я никогда не отрекусь от Христа». Такие слова, исполненные пламенной христианской ревности, а также целомудренное и скромное поведение изменили чувства и отношение к нему турецкого офицера. Он прекратил издеваться над христианином и больше не принуждал отречься от веры.

Иоанн был приставлен к уходу за лошадьми. Он жил в темном уголке конюшни, а когда хозяин выезжал верхом в город, был обязан следовать за ним пешим, как раб. Но блаженный с признательностью принимал такое унизительное положение и благодарил Господа за то, что такой ценой освободился от принуждения к отступничеству. Иоанн, подобно праведному Иову, ходил босым и зимой и летом, одевался в лохмотья, спал на охапке соломы или на навозной куче, но при этом продолжал благочестивую жизнь, проводил целые ночи в молитве, стоя на коленях на паперти соседней церкви святого Георгия. Иоанн безропотно принимал оскорбления и насмешки других невольников и охотно помогал им.

Такая жертвенность и подвиги благочестия оказали благотворное влияние на его хозяина, ставшего к тому времени самым богатым и уважаемым среди горожан. Однажды хозяин решил отправиться в паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину, и после долгого и изнурительного путешествия прибыл в священный город.

Через несколько недель после отъезда хозяина его жена пригласила родственников и друзей на большой ужин, чтобы гости смогли выразить свои пожелания благополучного возвращения ее супруга. Когда Иоанн вошел в зал, неся гостям обильный плов, хозяйка дома воскликнула: «Как был бы рад муж, если бы был с нами, ведь плов – его любимое блюдо!» Иоанн на некоторое время предался безмолвной молитве, а затем попросил хозяйку дать ему блюдо с пловом, чтобы послать хозяину в Мекку. Гости стали насмехаться над ним, а хозяйка с улыбкой подала блюдо с пловом. Иоанн вернулся в конюшню и обратился к Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14: 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Затем он возвратился в зал, где шло пиршество, и сообщил, что блюдо прибыло по назначению. Все рассмеялись и стали обвинять его в том, что он украдкой сам съел весь плов.

Однако хозяин, вернувшись из паломничества, привез с собой пустое блюдо, украшенное его инициалами, и рассказал, что однажды вечером, вернувшись в свой шатер, обнаружил это блюдо, наполненное вкусным пловом. Все домочадцы были потрясены рассказом и, призывая Аллаха, стали с тех пор относиться к христианскому невольнику с уважением и почтением. Иоанну предлагали свободу, более достойную комнату, но святой отказался, сказав, что предпочитает остаться в своем углу в конюшне, где ему лучше славить Господа.

Так в благочестии он и жил долгие годы. Заболев, Иоанн попросил священника принести ему святое причастие. Тот, опасаясь открыто принести святыню в дом мусульманина, спрятал его в яблоко, которое и передал святому. Так Иоанн получил напутствие в жизнь вечную и почил в мире 27 мая 1730 года, чтобы получить славную свободу чад Божиих.

Через три года старый священник и другие христиане видели и неоднократно, как ночью огненный столп спускался с небес на могилу святого. Они открыли ее и обнаружили, что мощи Иоанна нетленны и источают благоухание. Христиане перенесли их с большой радостью в церковь святого Георгия, поместив в раке под алтарем.

С тех пор от святых мощей совершилось множество чудес не только для христиан, но и для мусульман Каппадокии. В 1832 году, во время разграбления деревни армией Осман-паши, турецкие солдаты бросили мощи в огонь. Но драгоценная святыня осталась невредимой, а в пламени явился сам Иоанн и стал грозить безбожным солдатам. Испуганные турки, оставив добычу, бросились бежать из деревни.

В другой раз святой появился, чтобы своими руками удержать рушащуюся крышу над греческой школой, и так спас два десятка ребятишек, которые там находились.

Во время изгнания греков из Малой Азии в 1922 году христиане Прокопиона взяли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи праведника и перенесли их в селение Новый Прокопион на острове Эвбея. Доныне святой Иоанн Русский почитается там как неиссякаемый источник исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с верой.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник

Аудио

Память 27 мая / 9 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святой Иоанн родился в одном из сел Малороссии в 1690 году и воспитывался в благочестии и любви к добродетелям. По достижении зрелого возраста он был призван на царскую воинскую службу и участвовал в русско-турецкой войне (1710). Во время неудавшегося Прутского похода его взяли в плен татары [1] и продали в рабство одному турецкому кавалерийскому офицеру, который отвез Иоанна к себе на родину – в каппадокийский Прокопион.

В то время как многие его товарищи по пленению отреклись от христианства, святой Иоанн стойко сопротивлялся и обещаниям, и побоям хозяина, говоря, что никакие муки не могут поколебать его любви ко Христу. При этом он добавлял: «Ты господин моего тела, но не моей души. Если ты дашь мне свободу исповедовать мою веру, я буду хорошо служить тебе. С радостью тут, в уголке конюшни, буду я думать о Христе, для Которого вифлеемские ясли стали царским ложем. Я безропотно вынесу твои побои, как Господь терпел побои воинов. Но даже если ты предашь меня самым страшным и самым ужасным мучениям, я никогда не отрекусь от Христа». Такие слова, исполненные пламенной христианской ревности, а также целомудренное и скромное поведение изменили чувства и отношение к нему турецкого офицера. Он прекратил издеваться над христианином и больше не принуждал отречься от веры.

Иоанн был приставлен к уходу за лошадьми. Он жил в темном уголке конюшни, а когда хозяин выезжал верхом в город, был обязан следовать за ним пешим, как раб. Но блаженный с признательностью принимал такое унизительное положение и благодарил Господа за то, что такой ценой освободился от принуждения к отступничеству. Иоанн, подобно праведному Иову, ходил босым и зимой и летом, одевался в лохмотья, спал на охапке соломы или на навозной куче, но при этом продолжал благочестивую жизнь, проводил целые ночи в молитве, стоя на коленях на паперти соседней церкви святого Георгия. Иоанн безропотно принимал оскорбления и насмешки других невольников и охотно помогал им.

Такая жертвенность и подвиги благочестия оказали благотворное влияние на его хозяина, ставшего к тому времени самым богатым и уважаемым среди горожан. Однажды хозяин решил отправиться в паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину, и после долгого и изнурительного путешествия прибыл в священный город.

Через несколько недель после отъезда хозяина его жена пригласила родственников и друзей на большой ужин, чтобы гости смогли выразить свои пожелания благополучного возвращения ее супруга. Когда Иоанн вошел в зал, неся гостям обильный плов, хозяйка дома воскликнула: «Как был бы рад муж, если бы был с нами, ведь плов – его любимое блюдо!» Иоанн на некоторое время предался безмолвной молитве, а затем попросил хозяйку дать ему блюдо с пловом, чтобы послать хозяину в Мекку. Гости стали насмехаться над ним, а хозяйка с улыбкой подала блюдо с пловом. Иоанн вернулся в конюшню и обратился к Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14: 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Затем он возвратился в зал, где шло пиршество, и сообщил, что блюдо прибыло по назначению. Все рассмеялись и стали обвинять его в том, что он украдкой сам съел весь плов.

Однако хозяин, вернувшись из паломничества, привез с собой пустое блюдо, украшенное его инициалами, и рассказал, что однажды вечером, вернувшись в свой шатер, обнаружил это блюдо, наполненное вкусным пловом. Все домочадцы были потрясены рассказом и, призывая Аллаха, стали с тех пор относиться к христианскому невольнику с уважением и почтением. Иоанну предлагали свободу, более достойную комнату, но святой отказался, сказав, что предпочитает остаться в своем углу в конюшне, где ему лучше славить Господа.

Так в благочестии он и жил долгие годы. Заболев, Иоанн попросил священника принести ему святое причастие. Тот, опасаясь открыто принести святыню в дом мусульманина, спрятал его в яблоко, которое и передал святому. Так Иоанн получил напутствие в жизнь вечную и почил в мире 27 мая 1730 года, чтобы получить славную свободу чад Божиих.

Через три года старый священник и другие христиане видели и неоднократно, как ночью огненный столп спускался с небес на могилу святого. Они открыли ее и обнаружили, что мощи Иоанна нетленны и источают благоухание. Христиане перенесли их с большой радостью в церковь святого Георгия, поместив в раке под алтарем.

С тех пор от святых мощей совершилось множество чудес не только для христиан, но и для мусульман Каппадокии. В 1832 году, во время разграбления деревни армией Осман-паши, турецкие солдаты бросили мощи в огонь. Но драгоценная святыня осталась невредимой, а в пламени явился сам Иоанн и стал грозить безбожным солдатам. Испуганные турки, оставив добычу, бросились бежать из деревни.

В другой раз святой появился, чтобы своими руками удержать рушащуюся крышу над греческой школой, и так спас два десятка ребятишек, которые там находились.

Во время изгнания греков из Малой Азии в 1922 году христиане Прокопиона взяли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи праведника и перенесли их в селение Новый Прокопион на острове Эвбея. Доныне святой Иоанн Русский почитается там как неиссякаемый источник исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с верой.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

9 июня. Святой исповедник Иоанн Русский

Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце ХVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.

В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.

В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Таин и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.

Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью».

В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.

15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению вселенского патриарха Константина V, кесарийским митрополитом Иоанном.

В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Несколько десятилетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.

(Праведному Иоанну Русскому)

Тропарь, глас 4-й

От земли пленения твоего воззвавый тя к Небесным селением, Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, праведне Иоанне, ты бо, в России ятый и во Асию проданный, посреде агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении и, сеяв зде слезами, жнеши тамо неизглаголанною радостию. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тойже

От земли Призвавший тя в Небесныя Обители сохраняет и по смерти нетленное тело твое, святе, ты бо яко пленник приведен бысть в Азию, идеже уподобися Христу. Сего ради моли Его спастися душам нашим.

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Пресветлым озаряемь светом Солнца Правды, просвещение испроси мне, омраченному, воспети твое, Богосветле, светозарное торжество.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Уды вся умертвив, мудре, в чистом сердце твоем имел еси Христа, умертвивша и стерша главу змия и от яда того избавльша человеческое естество.

Слава: В законе Господни поучался, был еси, яко древо, еже благий плод свой даде во время свое, приял бо еси по кончине, достославне, благодать врачевати призывающия тя.

И ныне: Тя, Всепетая Приснодево, исповедающии Богородицу, утверждение и предстательство имамы и, прибегающе к Тебе, бури житейския и искушений избавляемся.

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, Древом умерщвлей грех, и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Просия святое житие твое, блаженне, во Асии и озаряет светом чудес, но проси и нам благодати еже хотети и еже деяти благая, чтущим память твою.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Не дал еси сна очима твоима, дондеже успил еси, достохвальне, безчинная двизания востающая на дух плоти твоими ко Господу всенощными молении.

Слава: Непобедимою силою Креста Христова демонская победив устремления, явился еси виновник спасения многих, помощник сый притекающих к мощем твоим.

И ныне: Яко чертог одушевлен Божий и кадильницу мысленнаго и светоноснаго Угля, величаем Тя, Богородице, зовуще: радуйся, Ходатаице спасения нашего.

Седален, глас 4-й

Был еси пленник на земли, Богомудре, всяко озлобление претерпевая, добродетели, яко же фимиам благовонен и жертву благоприятну, принесл еси Богу, Егоже моли даровати согрешений очищение чтущим святую память твою.

Слава, и ныне: Ты прибежище наше еси, и сила и утешение, Богородице Пречистая, се бо Иже всех Господь, рождься от Тебе, Деву Божественную Тя соблюде по рождестве и Небесе и земли Царицу сотвори, тем Тя вси недостойными усты славим.

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твой и убояхся, разумех дела Твоя, и дивихся, и возопих: слава силе Твоей, Господи.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Душу свою украсил еси, плотское умертвив мудрование, темже Небесных красот еси зритель.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Праведен был еси и незлобив, истинен же и непорочен, верен и богочестив, прехвальне.

Слава: Божественным смирением возвышаемь, врага смирил еси, блаженне, на Небеси и на земли славен явлься.

И ныне: Спасай стадо Твое, Мати Божия, безвредно от всякаго зла, Тя бо во обстояниих имамы избавление.

Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо, разве Тебе, бога не знаю.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Неблагороден раб по телу сотворься, благороден нрав в души имел еси, пречестне, все твое желание на Бога Всевидца возложил еси.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Богоугодно течение свое на земли совершившу ти, со благоугодившими Богу ныне ликуеши, моляся о почитающих преставление твое, Богоизбранне.

Слава: Чудо зрится на тебе, славне, како по преставлении соблюдается нерушимо, благовонно и целебно тело твое судьбами Прославльшаго Тя.

И ныне: Исполни уста наша хваления Твоего, Госпоже, и покажи ны другий десятострунный псалтирь очищением сугубыя чувств пятерицы.

Ирмос: Глас глагол молебных от болезненныя, Владыко, души услышав, от лютых мя избави: Един бо еси нашего спасения виновен.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Яко крин благовонен, израсти тя Россия, и, яко шипок красен, был еси посреде терния агарянскаго, облаговонившей тя благодати Божией.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Яко финикс процвет, благодати тезоименне, сладостию плодов услаждаеши чувства верных, яко кедр несокрушим, явлься бурею напастей и искушений.

Слава: Яко многоценное сокровище, в земли крыющееся, мощи своя явил еси благочестивым в видении, и теми недуги врачуеши, подай от Бога освящение лобызающим я.

И ныне: Яко Мати всех даров Подателя явилася еси, сад многоцветен и рай сладкодышущ, плодами Духа ущедряющ и благодатьми облагоухающ поющия Тя.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

В честней памяти твоей, святе, веселится о тебе Россия, во благочестии тя воспитавшая, и целебным мощем твоим радуется Асия, идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов, сосуд честен явился еси Божия благодати, еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти: радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Како по достоянию восхвалим тя, доблемудре, подвиги твоими страсти умертвивша, плоть поработивша духу и врага победивша? Кто, слышав великое твое терпение и смирение, не удивится? Еже ко всем кротость и беззлобие, к скорбящим сострадание, к сущим в бедах и недузех поможение. В невечернем убо дни Царствия Божия, с праведными праведно наслаждаяся, молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

День празднственный совершаем днесь блаженнаго успения твоего, светозарне, в немже светильник нося, полн елея благих дел, вшел еси в светлый чертог и Жениху душ вопиеши: благословен еси, Боже отец наших.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Душу удобрив, Богомудре, ралом молитвы, воздержание посеяв и оросив е слезами, пожал еси класы чистоты, и праведности, и с праведными взываеши укрепльшему тя Христу: благословен еси, Боже отец наших.

Слава: Святых души, праведных лик и Безплотных умов ополчение прияша тя, сликовствующа им, досточудне, нетленным одеянием славы украшенна и с ними поюща: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне: На Тя, Владычице, надежду мою от души возложих всю и чаю от Тебе Божественнаго утешения, благодатную помощь низпосли ми, стезю показуя, к Небеси возводящую, во еже пети: благословен еси, Боже отец наших.

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Святейших и Животворящих Таин возжелевшу тебе, прехвальне, приобщитися при исходе, принесени быша во яблоце, ихже прияв, воспарил еси к Небесным.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Доброту Создателя, юже зрел еси зде, яко в зерцале и гадании, ныне, прешед к Вышним, яснейше зриши разрешшимся тебе зерцалом, Богоблаженне.

Слава: Течения сладкая исцелений искапают потове твои и скорби твоя – радование с верою притекающим к мощем твоим во славу Христа Бога нашего.

И ныне: Святейший храме Спаса нашего, преславный Его престоле, превысокое Небо и Раю словесный, отверзи нам, Преблагословенная Богородительнице, райския двери.

Ирмос: От Бога Бога Слова, неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама, ядию в тление падшаго люте, от Святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради, вернии, единомудренно песньми величаем.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Богатство некрадомое собрав, еже ни червь, ни тля тлит, и, яко же некий кораблец, отплыв от земли, пристанища всепокойнаго и блаженства вечнаго достигл еси.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас.

Горнее Царство, Вышний град, Божий рай, праведных наслаждение и свет немерцающ обрести сподобился еси, идеже нас помяни, воспевающих тя, всехвальне.

Слава: С сонмом праведных и всех святых ликуя, приснопамятне, моли всех Создателя и Бога, да сподобит спасаемых части память твою празднующих.

И ныне: Приими, Владыко, ходатайство о нас Матере Твоея и егоже прославил еси, Иоанна праведнаго, ихже мольбами не лиши нас благих Твоих, уготованных любящим Тя.

Молитвы праведному Иоанну Русскому

Сохранить веру подчас бывает нелегко. Но жития святых помогают людям понять, что даже в самые тяжелые минуты нельзя отрекаться от Господа и тогда Всевышний будет к ним добр. Так, мы можем видеть на примере праведной жизни Иоанна Русского, в чем помогает молитва и как прожить жизнь со смирением, благочестием и твердостью веры.

История Иоанна Русского

Проповедник Иоанн Русский родился в Малороссии в 17 веке. Принимая участие в русско-турецкой войне, он был захвачен в плен и продан в рабство начальнику конницы. Плененных христиан обычно обращали в мусульманство, но святой Иоанн Русский был стоек в своей вере: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру».

Вначале обращение в плену с ним было жестоким, но со временем его праведная жизнь начала вызывать у людей уважение. Хозяин предложил ему жить как свободный человек, но праведный Иоанн отказался. Он продолжал работать в конюшне, где уединенно молился по ночам, укрепляясь в вере к Богу.

Через три с половиной года после смерти его мощи были обнаружены нетленными и перенесены в церковь.

В чем помогают молитвы святому Иоанну Русскому?

День почитания Иоанна Русского отмечают 9 июня.

В этот день принято просить прощения у родных и у тех, кто держит на вас обиду. Это также время, чтобы посетить храм в честь Иоанна Русского и вознести ему молитвы.

Искренняя молитва Иоанну Русскому поможет вам:

  • простить обиды;
  • получить уверенность в повседневных делах;
  • остановить межнациональные и религиозные распри;
  • укрепиться в православной вере;
  • избавиться от болезней.

Молитва о работе

О всеблаженный исповедниче Христов и великий чудотворче Иоанне, Эвбея скоровище, Греческия страны похвало и людей русских сродниче! Ты в пленении агарянском лютая биения и влас сожжение твердо за Христа претерпел еси, благочестием же своим, подвиги и чудесы верныя премного укрепил еси, неверныя же умягчил еси и просветил, по кончине же бесчесленными чудесы и исцеленьми просияваеши. Вемы, угодниче Божий, яко велие дерзновение имаши ко Господу, нам же, бедствующим, сострадаеши тако тепле, яко не терпиши и зрети ны в лютых недузех или тяжких скорбех сущими, и сего ради и непризываемый скоро притекаеши, телеса и души врачуя, бесы изгоняя, заблуждшия обращая, наипаче же от малых детей всякую болезнь и горесть отгоняя. Се бо и ныне греси мнози отяготиша ны и изнуряющими скорбьми души наша сотрошася, силы же телесныя оскудеша, и како унынию и тягостней печали противостати возможем, аще не ты сам, святче Божий, восстанеши по нас и противу врагов наших благодатне ополчишися! Испроси же, благоприятными твоими ко Господу молитвами, телесными недуги страждущим совершенное исцеление, всем же спасительное терпение и благодарение; скорби, бесовския наветы и искушения отврати; вся же, елика попустит Господь, научи во очищение понести благоразумне; нас же, во тьме неведения и забвения заповедей Божиих сущих, просвети, выну неуклонне творити волю Божию настави, бесплодия духовнаго разреши, очищение, освящение и просвещение душам нашим даруй; да с тобою вкупе выну и во веки веков прославим Всеблагаго Бога и Пречистую Богородицу, твоим всемощным заступлением. Аминь.

Молитва святому Иоанну Русскому за детей

О, святый новоявленный угодниче Божий, Иоанне Русский! Подвигом добрым подвизаяся на земли, восприял еси на небесех венец правды, еже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстояй Престолу Божию, приими моления наша, раб Божиих (имена), и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу козней диавольских, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.

Молитва Иоанну Русскому об исцелении

Одна из главных молитв, которые возносят этому святому, это молитва Иоанну Русскому об исцелении от различных болезней. История знает немало чудесных случаев, когда просьбы, обращенные к этому Святому, исполнялись, и человек быстро выздоравливал.

О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь и кондак праведному Иоанну Русскому

Тропарь, глас 4

От земли́ плене́ния твоего́/ воззва́вый тя к Небе́сным селе́нием,/ Госпо́дь соблюда́ет невреди́мо и цельбоно́сно те́ло твое́,/ пра́ведне Иоа́нне,/ ты бо, в Росси́и я́тый и во Аси́ю прода́нный,/ посреде́, ага́рянскаго злоче́стия благоче́стно пожи́л еси́ во мно́зе терпе́нии/ и, се́яв зде слеза́ми,/ жне́ши та́мо неизглаго́ланною ра́достию.// Те́мже моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

От земли, где ты был в плену, воззвавший тебя к Небесным селениям Господь сохраняет невредимым и подающим исцеления тело твое, праведный Иоанн, ибо ты, взятый в России и проданный в Азию, посреди мусульманской ереси благочестиво прожил со многим терпением и, сеяв здесь со слезами, пожинаешь там с неизреченной радостью (Пс.125:5). Потому моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь, глас 4

От земли́ Призва́вший тя в Небе́сныя оби́тели/ сохраня́ет и по сме́рти нетле́нное те́ло твое́, свя́те,/ ты бо я́ко пле́нник приведе́н бысть в А́зию,/ иде́же и уподо́бися Христу́.// Сего́ ра́ди моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

Призвавший тебя от земли в Небесные обители сохраняет и после смерти нетленным тело твое, святой, ибо ты как пленник приведен был в Азию, где и уподобился Христу. Потому моли Его о спасении наших душ.

Ин тропарь, глас 4

На Небеси́ предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ пра́ведне блаже́нне Иоа́нне,/ земны́й а́нгеле, Бо́жий челове́че,/ с Безпло́тными ли́ки славосло́виши любо́вь неизрече́нную,/ в Це́ркви перворо́дных со святы́ми водворя́яся,/ о нас, су́щих на земли́, возно́сиши моли́твы/ к Соде́телю всех и Спа́су,/ да пода́ст мир все́му ми́ру,/ Це́рквам на земли́ благостоя́ние и соедине́ние всех,/ чту́щих Сы́на Бо́жия во пло́ти прише́дша,/ во святе́м Те́ле Христа́ Иису́са,/ е́же есть Це́рковь Бо́га Жива́го,// во спасе́ние ро́да челове́ческаго.

Перевод:

Предстоя на Небесах Святой Троице, праведный блаженный Иоанн, земной ангел и человек Божий, в собрании Бесплотных (ангелов) ты прославляешь неизреченную любовь, в Церковь первородных (Евр.12:23) со святыми водворяясь, о нас, живущих на земле, возносишь молитвы к Создателю всех и Спасителю, да подаст мир всему миру, Церквям на земле твердость и единство всех, почитающих Сына Божия, пришедшего во плоти, во святом Теле Христа Иисуса, которое есть Церковь Бога Живого, во спасение рода человеческого.

Кондак, глас 8

В честне́й па́мяти твое́й, свя́те,/ весели́тся о тебе́ Росси́я,/ во благоче́стии тя воспита́вшая,/ и целе́бным моще́м твои́м ра́дуется Аси́я,/ иде́же у́зкий путь проше́д страда́льческаго пле́на и по́стнических подвиго́в,/ сосу́д че́стен яви́лся еси́ Бо́жия благода́ти,/ ея́же проси́ и нам, чти́телем твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те.

Перевод:

В день почитаемой памяти твоей, святой, радуется о тебе Россия, воспитавшая тебя в благочестии, и целебным мощам твоим радуется Азия, где ты прошел узкий путь (Мф.7:14) страдальческого плена и постнических подвигов, ты явился почтенным сосудом Божией благодати, ее же проси и нам, почитающим тебя, да взываем к тебе: «Радуйся, Иоанн, одноименный с благодатью».

Ин кондак, глас 4

Ны́не приспе́ па́мять сла́вных, свя́те о́тче, дел твои́х,/ веселя́ще благочести́выя ду́ши,// ве́рно чту́щия тя, Иоа́нне.

Перевод:

Сегодня настал день памяти прославляемых, отче, дел твоих, радующий благочестивые души, с верою почитающих тебя, Иоанн.

Ин кондак, глас 4

Ева́нгельския любве́ служи́теля,/ пра́вды Бо́жия ревни́теля,/ чистоты́ душе́вныя и теле́сныя храни́теля,/ ве́ру Христо́ву испове́давша в страда́ниих,/ пра́веднаго Иоа́нна ублажа́ем и почита́ем днесь,/ и житие́м его́ назида́ющеся, пое́м:// ра́дуйся, моли́твенниче наш, от Бо́га просла́вленный.

Перевод:

Евангельской любви служителя, правды Божией ревнителя, чистоты душевной и телесной хранителя, веру Христову исповедавшего в страданиях, праведного Иоанна прославляем и почитаем сегодня, и жизнью его назидаясь, воспеваем: «Радуйся, молитвенник наш, прославленный Богом».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector