0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайны древних индийских храмов

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кино, Кинозвезды (373)
  • 100 Чудес света (33)
  • Аномальные места (62)
  • Археология, раскопки, открытия (475)
  • Архитектура, замок, крепость, форд (1010)
  • Астрология, знаки, планеты (12)
  • Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
  • Видео (461)
  • Восточная жизнь, интересное (50)
  • Время, календари, измерение времени (106)
  • Выживание в экстремальных условиях (79)
  • Вязание, плетение. (38)
  • Гиперборея, Шамбала, Тибет (90)
  • Декоративно-прикладное искусство (433)
  • Дневник, оформление (380)
  • Рамочки для стихов (91)
  • Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (335)
  • Древние города и страны. Наследие Юнеско (65)
  • Древние цивилизации (159)
  • Духовность, творчество, интуиция, медитация (524)
  • Женщина, красота, мода (912)
  • ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (205)
  • Живопись, (и натюрморты разные) (1010)
  • Живопись1 (718)
  • Животные (139)
  • Загадки, гипотезы, НЛО (317)
  • Здоровье, Диета, Очищение (956)
  • Здоровье, медицина (1092)
  • Интересно!! (3736)
  • История мира, цивилизации, (1341)
  • История от Руси до России.Славяне, язычество (462)
  • Книги, писатели (529)
  • Компьютер (244)
  • Космос, Вселенная (469)
  • Красивые места Мира! (396)
  • Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (698)
  • Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (780)
  • Культура, Культурология, Нравы (975)
  • Любовь, Семья (547)
  • Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (299)
  • Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
  • Море, обитатели, тайны. (161)
  • Музыка (1175)
  • Наука, феномены,сверхвозможности человека (902)
  • Парки, Сады (150)
  • Педагогика, воспитание, образование (552)
  • Плейкаст, клипарт (271)
  • Познание мира и себя (416)
  • Политика, экономика (370)
  • Поэзия, лирика, стихи (666)
  • Православие, христианство (155)
  • Притчи, цитаты, афоризмы (346)
  • Психология. (1577)
  • гештальт (27)
  • Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (482)
  • Птицы (59)
  • Путешествия (375)
  • Религии Мира (71)
  • Скульптура, памятник (157)
  • Спорт (10)
  • Ссылки (79)
  • Стиихийные бедствия (19)
  • Стихи избранные. (158)
  • Страны Мира (486)
  • Тайны века, загадки, непознанное (1102)
  • Танцы, балет (214)
  • Тесты (170)
  • Технологии, изобретения, (599)
  • Тренинг воображения, головоломки, шахматы (252)
  • Философия, мудрость (694)
  • Фото, природа, пейзаж (356)
  • Храмы, Соборы Мира, Монастыри (254)
  • Художники, биография (40)
  • Цветы, растения, деревья (459)
  • Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (99)
  • Чувства (423)
  • Явления природы, экология (396)

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Древние тайны индийских храмов

В Индии десятки тысяч храмов. И некоторые из них очень необычны. Например, в храме Витала в городе Хампи (штат Карнатака) есть 56 гранитных колонн, которые подпирают каменную крышу зала без внешних стен и издают при ударе по ним рукой или каким-либо лёгким предметом звуки, похожие на барабан, духовые или струнные инструменты. Музыкальные звуки также издают некоторые колонны в грандиозном храме Минакши в городе Мадурай (штат Тамилнад). Для того чтобы получить звуковой эффект, достаточно нажать на них рукой.

В Халебиде (штат Карнатака), в одном из храмов XII столетия, высится несколько колонн из Мыльного камня. Они примечательны тем, что на их грубо обработанной поверхности проступают зеркально отполированные полосы. Возле одной из колонн всегда толпятся посетители. Там в зеркальной поверхности смотрящий видит своё двойное отображение: одно — прямое, другое — перевёрнутое вверх ногами. Вероятно, неизвестный мастер обладал секретом особой полировки камня. Она и давала столь необычный оптический эффект. В некоторых храмах среди десятков колонн не найдёшь двух одинаковых, ибо каждая из них соревнуется с соседней в красоте и сложности резных орнаментов.

Но ещё более уникальны пещерные храмы Индии. Так, в центральной части страны, в штате Махараштра, после нескольких веков забвения в XIX столетии был открыт комплекс пещерных монастырей Аджанта, один из величайших памятников буддизма.

Аджанта создавалась буддийскими монахами в течение девяти столетий, начиная со II века до нашей эры. Первым исследователем пещерного города-монастыря был английский археолог Джеймс Фергюсон, представивший в 1843 году научный отчёт Королевскому азиатскому обществу.

Тогда стало известно, что из 29 пещер 24 являются собственно монастырями, а пять — храмами, многие из которых уходят вглубь скальной породы на 100 футов (более 30 метров). По мнению учёного, на создание грандиозного архитектурного комплекса ушло труда больше, чем на постройку пирамиды Хеопса. В самом деле, невозможно не удивляться тому, какие неимоверные труд, мастерство и терпение были затрачены на создание разукрашенных резьбой и скульптурами монолитных сооружений в наитвердейшем базальте.

Пещеры Аджанты представляют собой уникальную картинную галерею. Росписи занимают все свободное пространство: стены, потолки и даже колонны. Содержание фресок также весьма разнообразно. В них все, что волновало людей далёких веков: от простодушной легенды о том, как слон, попав в неволю, растрогал сердце раджи, до изображения вручения верительных грамот персидским послом повелителю княжества Ватапи.

Однако остаётся загадкой — как художники могли рисовать в полутьме пещер? Да ещё и делать это так исключительно хорошо! Если бы они пользовались искусственным освещением (свечами или факелами), на стенах неминуемо остались бы следы копоти, но их нет. Есть предположение, что мастера пользовались светом, отражённым с помощью металлических зеркал.

Удивляет и прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой возраст росписей и влажный климат. Всё это говорит о том, что древние художники прекрасно владели искусством укрепления грунта, знали секреты стойких красок. Применяемый для окраски грунт они готовили из двух слоёв. Для связки использовали пчелиный воск, патоку, камень. Удивительно также и то, что часть росписей исполнена светящимися красками!

Доктор искусствоведения и лауреат премии имени Джавахарлала Неру Семён Тюляев рассказывал, как во время осмотра пещер начала VI века в Аджанте проводник, приведший группу экскурсантов к изображениям женских полуобнажённых фигур, сказал: «После того как я выключу электрический свет, первое время вы не будете видеть ничего, так как в это место пещеры свет от входа совсем не доходит. Когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из неё выступят эти фигуры, и они будут напоминать изваяния из мрамора». Точно так и произошло. Живопись Аджанты, хотя она и создана монахами, никак нельзя назвать религиозной. Напротив, она обладает жизненной достоверностью, пластикой и обаянием.

Впрочем, Аджанта — не единственное место в Индии, где сохранились пещерные монастыри и храмовые комплексы. В 30 милях от Аджанты была обнаружена Элуру (Эллора) — группа из 34 индуистских храмов, вырубленных в скальных породах. Они создавались между V и XIII веками.

Самое значительное и невероятное сооружение Элуру — храм Кайласанатха. Высеченный в VIII веке из цельной скалы, он имеет 80 метров в длину, 50 — в ширину, 40 — в высоту. Этот величественный храм почти равен Парфенону с афинского Акрополя по площади и в полтора раза выше его. Однако для его сооружения потребовалось меньше труда, поскольку не возникала проблема транспортировки строительных материалов. Не было и необходимости в строительных лесах: храм высекали, начав с вершины скалы и постепенно продвигаясь к её подножию.

Башни, галереи, мостики, гигантские слоны, подпирающие площадки, статуи бога Шивы и демонов, разъярённых быков и танцующих девушек — все это вырезано из одной монолитной скалы. Кроме всего прочего, стены Элуру украшены живописью, и, по мнению некоторых исследователей, ряд рисунков изображает не что иное, как… воздушные корабли древних индийцев.

Они же полагают, что эти рисунки являются иллюстрациями великого эпоса «Рамаяна», в котором, как известно, немало места уделено воздушным сражениям богов и героев. Так, в части седьмой рассказывается о том, как великий бог Брахма подарил герою Кубере чудесную колесницу Пушпаку. Она была украшена колоннами и арками, с лестницами и террасами и могла превосходно летать по воздуху. Злодей Ра-вана, брат Куберы, отобрал Пушпаку и с её помощью не только участвовал в «звёздных войнах», но и неоднократно опускался в подводное царство.

Великолепный пещерный комплекс был создан в самом начале нашей эры в Карли (неподалёку от Мумбаи). В огромном зале главного храма — два ряда колонн, буддийская ступа и множество различных каменных скульптур. Свет попадает внутрь через особые отверстия с деревянными решётками. По фасаду располагается большое количество рельефов. Весь комплекс сделан в монолите скалы и поражает своей величественностью. Над главным храмом находятся ещё два выдолбленных в скале яруса. На каждом из них широкие галереи с резными колоннами, с которых можно войти в большие залы и коридоры, ещё практически не исследованные.

Ещё один уникальный древний пещерный комплекс высечен в гранитной горе острова Элефанта, расположенного в акватории большой Бомбейской гавани. Издали остров действительно похож на слона, отсюда его название. Храмы высечены руками индуистских монахов в VI-VII веках и посвящены Шиве. Но порой создаётся впечатление, что они построены циклопами.

Все о месячных. Ваш гид в гинекологии

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.

Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.

Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.

Читторгарх (англ. Chittorgarh, хинди चित्तौड़गढ़) — маленький город на северо-западе Индии в штате Раджастан, славящийся своим древним массивным фортом, возвышающемся на гребне высокого холма на левом берегу реки Берач. Он резко вздымается над окружающими его равнинами на высоту 180 метров и занимает 280 га земли. Древнее сооружение носит статус крупнейшего по площади форта в Индии и, безусловно, считается грандиознейшей крепостью штата Раджастан. Прежние величество и великолепие, несмотря на значительные разрушения, протянулись через века и сохранились в стенах крепости, представляя собой прекрасную и таинственную картину. Сегодня древний форт считается одной из главных достопримечательностей Индии.

Тайны индийских храмов

Что можно найти, и как нужно себя вести в древних храмах Индии.

Когда вы приезжаете в Индию, вы можете путешествовать двумя способами —внешним и внутренним. Внешний способ продолжит ваш сон, а внутренний — пробудит магический, внутренний порядок.

Храмы Индии строились по законам космоса, так, чтобы, настраиваясь на точке снаружи, вы оказывались внутри самого себя, перешагивали через порог материи, попадая в царство Духа.

Есть целые древние тома книг, где описано, как строить эти удивительные храмы, как синхронизировать углы с меридианами земли и дыханием Вселенной. Вселенная, земля, деревья — всё это в представлении индуиста дышит.

Прана течёт по 72 000 нади в нашем теле, точно так же и храм вбирает в себя кровь неба и даёт себе жить. Индийский храм — живое тантрическое тело. Когда прана покидает эти стены, храм перестаёт дышать и становится просто камнем без смысла и порядка.

Храм очищают и напитывают новой энергией. Этим всем занимаются брамины — жрецы индийских храмов.

Индия имеет свой взгляд на порядок и позитивность вещей. Позитивно то, что синхронно с нами, что не вносит разлад в наши собственные жизненные вибрации. Если эта синхроничность закреплена в основании храма, то такой храм синхронизирует и исцеляет человеческую сущность — не только тело, но душу.

В основании храма закладываются тайные, невидимые глазу элементы: драгоценные камни, связки старых молитвенных книг, особые «кавачи» — защиты. В закладку храма вкладывали больше, чем в его стены.

Стены, как и тело человека, — недолговечны, поэтому возраст индийского храма определяется фундаментом и жертвенным камнем.

Совершая внутреннее путешествие по Индии — не торопитесь. Чувствуйте стены храма, оставайтесь там на утреннюю или вечернюю пуджу.

Мои индийские мастера учили, что самое главное случается в третий раз. Сначала сила прогоняет вас, место прогоняет суетливых, торопливых, случайных. Когда после третьего позыва покинуть какое-то место, вы останетесь — сможете получить свой подарок.

В индийских храмовых таинствах используются огонь и вода. Эти первоэлементы перестраивают ваш электромагнитный баланс.

На входе в храм снимайте обувь, если это необходимо задрапируйте слишком открытую одежду палантином. Голову можно не покрывать, в Индии говорят, что энергия храма соединяется с макушкой, и поэтому этот центр должен быть открыт.

Если вы желаете оставить пожертвование – не оставляйте больше чем другие, будьте как дома, где вас приняли. Если вы хотите, чтобы для вас сделали пуджу, купите корзину с цветами на входе в храм, брамины храма вас встретят и узнают по подношениям.

Присутствуйте, чувствуйте место, исследуйте храм внутренним видением. Где у этого места центр, где вам хочется стать или сесть? Обходите святилище только по часовой стрелке, как бы наматывая на себя эту силу.

Даже если вы ничего не знаете об индийских богах — вы попали в их поле. Это наше вывернутое наизнанку бессознательное, наша самость.

Храмы Шивы созданы, чтобы находить центр и медитировать. Храмы очищающей энергии — это храмы Ханумана, где проводят экзорцизм (очищение от негативной энергии). В храмах Лакшми просят о благополучии в семье, а в храмах Сарасвати — знание.

В любом из храмов вы найдёте особое намоленное пространство, где внешнее сливается с внутренним. Любой из этих храмов — дорога во внутренний мир.

Тайна запечатанной двери индийского храма Падманабхасвами.

Удивительная находка индийских археологов

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729— 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам — главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.

Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами — формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.

Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше — царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма — через одни видны стопы, через другие — тело, а через третьи — грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.

Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура — лишь видимая часть богатства Падманабхасвами.Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», — сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад.Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.

Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ — верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии — от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это — уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться — судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы — каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота — полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.

При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.

PS: К началу 20 века 80% всего золота мира было состредоточено в Азии, в том числе Индии и Китае. Именно ФРС США постаралась, чтобы это золото не вошло в мировой оборот.

Тайны древних индийских храмов

Тайна манускрипта Войнича: причём здесь русские?…

Металл, который не тонет

В Иране обнаружена древняя стена длиной более 100 км

Странные подземные толчки в Донецке

Загадочное изобретение русского учёного Михаила Филиппова

Аномалия на скошенном поле в Гемпшире (видео)

Была ли Куликовская битва на самом деле

А ещё частушка есть:

По реке плывёт кувалда из ОрехоЗуево
Ну куда же ты плывёшь, железяка .

….
А за ним несется вор.
Он ведь мой топор украл!
Вот скотина, вот нахал!

Я кричу ему: «Куда?
В морду дам, белиберда!»
Только вор не отвечает,
Он меня не замечает.

Как мне жить без топора?
Подскажите, детвора.

В манускрипте три раздела. Один растения, один астрология и один похожий на медицину.

Меня вот эта страница заинтересовала

Кто то позже написал цифры карандашом. Неправильно написал кстати. Строки пронумерованы древне арабскими цифрами или одним из вариантов цифр древней индии. Маленький кружок у них обозначал ноль. То есть нужно переводить начиная с ноля, а не начиная с единицы.

Если есть предположение что там только согласные буквы, то это опять же восток. Арабы так пишут. Единственно что написано слева направо. То есть на европейские языки я бы не делал ставку, даже если частотный анализ это показал.

Искать надо на востоке.

В окружающем нас мире существует много таинственного – это и древние пирамиды Египта, и Стоунхендж в Англии. Не менее загадочен и древний индийский храм ШРИ ПАДМАНАБХАСВАМИ, скрывающий за своей запечатанной дверью нераскрытую доселе тайну.

Этот индийский храм заслужил славу самого богатого храма в мире. Да, все его стены снаружи покрыты золотом, но дело не только в этом. Не так давно в его подземных хранилищах обнаружили клад, самый крупный из всех, когда-либо найденных.

Не счесть алмазов в каменных пещерах…

Через княжество Траванкор, в котором находился этот величественный храм, с давних пор проходил довольно оживленный торговый путь, по которому купцы чаще всего приезжали закупать специи. И все они делали щедрые подношения божеству этого храма Вишну. Также здесь хранилось то золото, которым торговцы расплачивались за пряности.

Кроме того, по разным торжественным случаям жертвовали храму свои драгоценности и члены богатых семей Индии. На протяжении столетий жрецы храма собирали эти пожертвования и передавали их на хранение в подземный тайник. Долгое время в народе была жива легенда о том, что в подземных кладовых храма спрятаны несметные богатства. И действительно, в 2011 году эта легенда обрела реальные очертания.

Оказалось, что помимо видимой части величественного храма, в Падманабхасвами скрыты и огромные невидимые богатства. Началось все с того, что в 2009 году адвокат Сундара Раджан обратился в Верховный суд Индии с петицией. В ней он потребовал вскрыть подземные кладовые храма и произвести должный учет хранящихся там сокровищ, иначе они будут попросту разграблены. Имелись подозрения, что и сами жрецы время от времени запускают в кладовые свои руки.

Судьи поддержали обеспокоенность адвоката, и вскоре одно из хранилищ было вскрыто для того, чтобы убедиться, что в нем действительно хранятся сокровища. И вот что предстало перед глазами присутствующих:

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Сейчас храм круглосуточно охраняют более 200 полицейских, установлены камеры видеонаблюдения, металлоискатели, есть даже пулеметчики. Но этого, конечно же, недостаточно. Полный учет драгоценностей так и не провели, и они по-прежнему потихоньку растаскиваются и исчезают.

Тайна шестого хранилища

Итак, с пятью хранилищами частично разобрались, но шестое так и остается запечатанным. Его дверь герметично закрыта, хотя непонятно, каким образом – на ней нет ни замков, ни защелок, ни отверстий для ключа. На двери изображена огромная кобра с несколькими головами — запрещающий «знак змеи». Согласно легенде, за этой дверью хранится неприкосновенный запас бога Вишну, и трогать его запрещено.

Жрецы храма категорически не разрешают открывать эту дверь, утверждая, что это сулит неисчислимые беды. Многие прислушиваются к ним, особенно после таинственной смерти Сундар Раджана, затеявшего всю эту эпопею с драгоценностями. Случилось это спустя неделю после вскрытия хранилищ. Согласно официальной версии, умер он от лихорадки, хотя на здоровье не жаловался и долгое время ничем не болел. Но люди считают иначе.

Вскрытие не позволило установить причину смерти. Говорят, однажды, конце 19 века, все же была предпринята попытка открыть эту дверь. На это отважились англичане. Но когда смельчаки вошли в подземелье, на них накинулись полчища невесть откуда выползших огромных змей, отбиться от которых им не удалось ни саблями, ни огнестрельным оружием.

Англичане в ужасе бежали, а те из них, кого змеи покусали, скончались в тяжелых муках. Так что дверь в шестое хранилище остается закрытой, и интрига вокруг драгоценностей храма Падманабхасвами продолжается.

Все о месячных. Ваш гид в гинекологии

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.

Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.

Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.

Читторгарх (англ. Chittorgarh, хинди चित्तौड़गढ़) — маленький город на северо-западе Индии в штате Раджастан, славящийся своим древним массивным фортом, возвышающемся на гребне высокого холма на левом берегу реки Берач. Он резко вздымается над окружающими его равнинами на высоту 180 метров и занимает 280 га земли. Древнее сооружение носит статус крупнейшего по площади форта в Индии и, безусловно, считается грандиознейшей крепостью штата Раджастан. Прежние величество и великолепие, несмотря на значительные разрушения, протянулись через века и сохранились в стенах крепости, представляя собой прекрасную и таинственную картину. Сегодня древний форт считается одной из главных достопримечательностей Индии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×