2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таможенный союз Евразийского экономического союза нюансы

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза — eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год — Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год — в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год — Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год — «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год — Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Содержание

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС [1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза [2] ;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Таможенный союз ЕАЭС

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 12.02.2017 2017-02-12

Статья просмотрена: 1831 раз

Библиографическое описание:

Сивенкова А. И., Шуклина З. Н. Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 297-300. — URL https://moluch.ru/archive/140/39557/ (дата обращения: 14.11.2019).

В статье оцениваются направления совершенствования таможенного оформления в условиях ЕАЭС с учетом принятия нового Таможенного кодекса, подчеркиваются особенности таможенной услуги, определяются пути совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, предназначенных для торгового оборота, переход к представлению и контролю информации, регламенты оценки качества и безопасности товаров, единой сертификации для стран ЕАЭС.

Ключевые слова: таможенные отношения, таможенное оформление, услуги, ЕАЭС, контроль документов

Современные внешние отношения стран строятся в условиях глобализации, изменения политических доминант, обострения интеграционных противоречий, информационной войны и формирования новых союзов и структур. Особое место на мировом уровне занимает ЕАЭС (Евразийский экономический союз), который сформирован как международное экономическое объединение, включающее пять стран: Россию, Казахстан, Беларуси, Армению и Киргизию. Главной целью создания ЕАЭС является обновление национальных экономик всех стран-партнеров и повышение конкурентной способности на новом уровне.

Евразийская интеграция в таможенной сфере означает торговлю без пошлин и таможенных границ для того, чтобы помочь партнерам нарастить товарооборот, снизить цены на товары и продукты, импортируемые из стран — участниц Союза, в том числе за счет создания равных конкурентных условий для производителей.

По итогам 2015 года объем взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС составил 45,4 млрд. долл., что на 26 % ниже уровня взаимного товарооборота стран-участниц ЕАЭС в 2014 году. Внешний товарооборот ЕАЭС за первое полугодие 2016г. составил 228,6 млрд. долларов США (экспорт 140,5, импорт 88,1 млрд. Долларов), что меньше на 23 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта сократился на 29,3 %, а объем импорта на 10,3 %. Уменьшение объема торговли между государствами ЕАЭС в 2015 году было менее глубоким, чем сокращение объема торговли с третьими странами, в результате чего удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в целом по ЕАЭС увеличился с 11,7 % по итогам 2014 года до 13,5 % по итогам 2015 года. Отметим, что единственный рост взаимной торговли в долларовом эквиваленте в 2015 году наблюдался между Арменией и Кыргызстаном (рост на 8,1 %), взаимный товарооборот остальных стран сократился, наибольшее сокращение наблюдается в паре Казахстан — Белоруссия (на 39,2 %). [7]

В зависимости от особенностей таможенной услуги, степени развития экономики, законодательного закрепления и регулирования отношения в ЕАЭС изменяются достаточно сложно и проблематично. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. При этом услуга может восприниматься как товар, особые действия, направленные на потребителя, некоторая деятельность, определенные блага. При определении таможенных услуг важно подчеркнуть, что это вид бизнеса для бизнеса (В2В), осуществляемый специализированными компаниями, выступающими в качестве подрядчиков по выполнению вспомогательных бизнес-процессов. Таможенные услуги оказываются в таможенной и околотаможенной сферах. Спектр услуг, связанных с таможенными транзакциями, оказывается участникам внешнеэкономической деятельности, а также друг другу в рамках совместных проектов по схемам аутсорсинга. К специфическим условиям, формирующим спрос на таможенные услуги в России, эксперты относят три главных фактора: непрозрачность таможенного администрирования со стороны госструктур и волюнтаристский характер принятия ими решений, проблемы коррупционного влияния; сложность российского законодательства, вариации правоприменительной практики; выполнение таможенной системой налоговых функций и вытекающих из нее принципов, связанных с взиманием с участников ВЭД платежей в государственный бюджет. [3]

Сложившаяся структура внешнеэкономической деятельности в России изначально подразумевает участие посреднических специализированных коммерческих и государственных организаций в предоставление сведений с целью таможенного оформления. Потенциальные клиенты, потребители таможенных услуг — это российские и зарубежные компании, являющиеся участниками ВЭД. Взаимные расчеты и ценовой фактор имеет для всех большое значение, но существуют принципиальные отличия в характере запросов. Если российские компании нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах и платежах, то крупные западные компании заинтересованы в получении качественных и надежных услуг. При выборе значительно больше внимания уделяют репутации фирмы, опыту работы на рынке, рекомендациям со стороны партнеров и коллег по бизнесу. Западные клиенты склонны обращаться к западным компаниям и более редко к официальным представителям, для них поведение их коллег более прозрачно и предсказуемо, а значит существует больше гарантий на получение качественных услуг и исключает ответственность перед таможней. [2]

В ЕАЭС принят единый таможенный тариф (ЕТТ) — комплекс таможенных пошлин, которые установлены с учетом действующей ТН ВЭД ЕАЭС на товары, импортируемые из третьих стран. Однако, каждый член Союза имеет право самостоятельно формировать сезонные пошлины и применять их в течение 6 месяцев вместо тарифов, предусмотренных ЕТТ, или устанавливать размеры ввозные пошлины на определенную продукцию. Список товаров утверждается специальной Комиссией на основании подписанного таким государством договора о присоединении к Союзу. В частности, каждая страна оставила за собой право определять размер таможенных пошлин на экспортируемый газ, нефть и нефтепродукты в третьи страны, которые не используются в торговле между государствами ЕАЭС. [1]

При ввозе на территорию ЕАЭС продукции, произведенной в развивающихся и наименее развитых странах, действуют тарифные преференции на ввозные пошлины. Для наименее развитых стран нулевой размер, а для развивающихся стран — 75 % от их действующего уровня. К развивающимся странам относят 103 государства, из которых главные бенефициары — Бразилия, Турция, Парагвай, Аргентина, Китай, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. Следует обратить внимание на то, что доставка грузов из Китая является наиблее востребованной. Всего 22 страны из этого списка достигли высокого уровня доходов, что является основанием для их исключения. Список наименее развитых стран, получивших такой статус по классификации ООН, включает 49 стран, в связи с чем основными бенефициарами являются: Бангладеш, Эфиопия, Малави, Мьянма, Афганистан и Камбоджа. [2]

В Евразийской экономической комиссии эксперты уполномоченных государственных органов и представители бизнес-сообщества Евразийского экономического союза обсудили порядок совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов. Предложения оформлены как 2 блока, когда первый носит среднесрочный характер и предполагает комплексное регулирование вопроса на уровне Таможенного кодекса ЕАЭС. Это перспективная модель, подразумевающая создание института уполномоченного экспресс-оператора (экспресс-перевозчика) по аналогии с действующим институтом уполномоченного экономического оператора. Второй блок включает поправки в правовую базу ЕАЭС, принятие которых обеспечит развитие института экспресс-грузов в существующих реалиях и повысит эффективность таможенного администрирования в краткосрочной перспективе. Эти предложения связаны с оптимизацией формы реестра экспресс-грузов, предусматривают ее электронную копию, четкие правила применения и заполнения реестра. Предлагаемые изменения направлены на упорядочение совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, предназначенных, в том числе, для торгового оборота. [6]

Помимо Таможенного кодекса в рамках ЕАЭС действуют около 20 международных соглашений, которые нередко противоречат друг другу. В ходе работы над проектом нового таможенного кодекса все они были переработаны и кодифицированы. Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд принципиально новых положений, существенно упрощающих работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, стимулировав тем самым развитие экономики и торговли. Кодекс предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни, подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, призванного упростить и ускорить процесс прохождения товаров через таможню. Также создает условия для механизма «единого окна», позволяющего ускорить оформление документов. [6]

Отметим, что, в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС, на единой территории должно быть обеспечено единое таможенное регулирование. ТК ЕАЭС, ставший плодом совместных усилий представителей госорганов и бизнес-сообществ евразийской «пятерки», призван решить эту задачу. В ходе изменения национального таможенного законодательства следует принять норму, которая позволит не требовать в момент пересечения границы наличия сертификатов соответствия импортных товаров техническим регламентам ЕАЭС. Такие документы можно представлять перед выпуском в свободное обращение. Эксперт считает, что «такая мера должна упростить пересечение границы товарами и снизить вероятность коррупционных явлений» в национальном законодательстве некоторых стран — участников Союза должно появиться большое количество изменений. Если таможенное право России, Беларуси и Казахстана похоже, то нормативные акты Армении и Киргизии значительно отличаются. Поэтому их следует в кратчайшие сроки привести в соответствие с новым документом. для повышения эффективности таможенного контроля и снижения субъективных факторов при его осуществлении необходимо использовать алгоритм профилирования ДТ и инспекторов, уполномоченных на их оформление; для корректного взаимодействия с таможенным органом участник ВЭД должен иметь возможность обратиться с любыми вопросами в ближайший таможенный орган. Для этого следует внести изменения в нормативно- правовую базу и наделить таможенные органы дополнительными правами и обязанностями. [5]

Эксперты считают, что необходимо осуществить срочный переход от представления и контроля документов (в том числе и электронных) к представлению и контролю сведений (информации), уйти от локального государственного контроля к консолидированному, провести стандартизацию процессов и информации. По их мнению, в роли уполномоченного госоргана, возглавляющего работу над проектом построения «единого окна», должна выступить ФТС России. Появится возможность существенно снизить издержи ТП за счет уменьшения расходов на единичное финансовое обеспечение, улучшить инвестиционный климат в стране и обеспечить рост ее инвестиционной привлекательности. Предлагается поддержать инициативу добросовестных предпринимателей, взявших на себя дополнительные обязательства перед государством и потребителем услуг по продвижению проекта по введению саморегулирования таможенных представителей. [4]

К новому направлению можно отнести институт уполномоченных экономических операторов, хорошо себя зарекомендовавших организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность по упрощенным таможенным процедурам. Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты. Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных операций; ослабление административного давления. Статус УЭО может быть предоставлен декларантам, таможенным представителям, перевозчикам, владельцам СВХ. [3]

Департамент ЕЭК при подготовке изменений учитывал опыт проводимых в странах Союза экспериментов (пилотных проектов) по совершенствованию технологии совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, а также современные тенденции в этой области в международной практике. [4]

К евразийскому экономическому союзу с интересом относятся и другие страны, например, Египет, Иран, Монголия, Таиланд, КНР, Индия, Сингапур. Для осуществления целей свободного передвижения товаров по ЕАЭС были утверждены регламенты к качеству и безопасности товаров, возможных проходить единую сертификацию для стран ЕАЭС. Сертификат соответствия ТР ЕАЭС оформляется органом сертификации, который числится в едином реестре аккредитованных организаций. Заявителем при сертификации ТР ЕАЭС может быть уполномоченное лицо иностранным изготовителем или же организация (ИП) зарегистрированная в ЕАЭС. Сертификат выдается на русском языке, но при желании возможно получить на языке одного из государств — членов ЕАЭС. Максимальный срок действия сертификата ЕАЭС составляет не более 5 лет, в некоторых регламентах срок действия установлен индивидуально. [3]

Итак, таможенное законодательство в ЕАЭС унифицировано, около 90 % регулирования осуществляется на основе единой нормативно-правовой базы. Но тотальная унификация не является целью интеграции, не нужно унифицировать естественные конкурентные преимущества стран, которые должны иметь возможность конкурировать по прозрачным правилам. Оптимизация отношений строится на основе нового Таможенного Кодекса ЕАЭС, который позволит сокращать сроки таможенных операций, устанавливать легитимные, четкие и ясные правоотношения, максимально использовать интернет-ресурсы, активно развивать и применять услуги УЭО, исключить субъективизм при принятии решений таможенными органами.

Что такое таможенный союз, его значение

Таможенный союз – межгосударственное объединение между странами в рамках ЕАЭС. Основная цель создания – это упростить торговые операции между государствами, что являются участницами ассоциации. Также участники ТС приняли единые таможенные тарифы и остальные меры регулирования.

Основы функционирования ТС

Задача создания подобного экономического объединения:

  • Формирование единой таможенной территории в пределах стран, что вошли в объединение.
  • На территории таможенного союза ЕАЭС действуют режимы тарифных и нетарифных ограничений при торговле между государствами участниками.
  • Отмена контроля на внутренних постах на границе стран, что входят в ТС.
  • Применение однотипных механизмов регулирования торговли, экономики. Для этого вводятся меры по гармонизации законодательства членов ТС.
  • Внедрение и функционирование единого органа управления.

Что касается торговых отношений со странами, которые не являются членами Таможенного Евразийского экономического союза, то с ними предполагается такое взаимодействие:

  1. Применение общего тарифа для тех или иных товаров, которые попадают на территорию ассоциации.
  2. Использование единых мер нетарифного регулирования.
  3. Проведение одинаковой таможенной политики.
  4. Использование единых тарифов.

На данный момент самым известным и давно функционирующим является Европейский таможенный экономический союз. Его формирование было начато в 1958 году.

Участники, территория и управление

На данный момент в объединении состоят такие страны:

  • Россия с июля 2010 г.
  • Казахстан с июля 2010 г.
  • Беларусь с июля 2010 г.
  • Армения с октября 2015 г.
  • Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято. Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений.

Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Органы управления – едины, основных 2:

  1. Межгосударственный совет. Это высший орган, членами которого являются главы государств и руководители правительств стран ТС. Он является наднациональным.
  2. Комиссия ТС. Это ведомство решает все вопросы, касательно формирования таможенных правил, отвечает за регулировку торговой политики государств.

История создания

Формирования ТС стало процессом длительным и во многих аспектах сложным. Страны-участники Таможенного Союза 2019 это те государства, которые сумели пройти все этапы согласований и притирок.

Началом процесса стал январь 1997 года, когда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Кыргызстана подписали соглашение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном Союзе». Необходимость подобной консолидации возникала, когда стало ясно что СССР как структура отошел в небытие. Тогда страны Таможенного союза (список 2019 предложен выше) договорились сотрудничать с целью формирования и развития объединенного экономического пространства в рамках СНГ.

Интересно! Идею создания союза сформировал еще в начале 1994 года Нурсултан Назарбаев. Как основа ТС в его видении должна была стать общность интересов государств, что ранее входили в СССР.

Идея формирования союза предполагала беспрепятственное перемещение товаров и предоставление услуг всем странам участницам. При этом предполагаемый формат экономических контактов в полной мере защищал интересы стран Таможенного союза.

Как результат, создавалось единое таможенное пространство без внутренних таможенных пошлин. Границы как таковые переносились на внешние границы союза. В идеале значительно упрощалась торговля, но на самом деле все вышло не так легко. на первом этапе договоренности включали в том числе определение основных направлений деятельности каждой страны для подкрепления союза. Конкретней:

  1. Гарантирования равноправия на имущество ТС.
  2. Члены Евразийского экономического союза могли свободно распоряжаться имуществом ТС в пределах законодательства стран участниц.
  3. Создание единой нормативной базы госрегулирования экономики.

В том же 1997 году сформированы следующие управления интеграции: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет.

В 1998 году участником союза стал Таджикистан и уже между 5 странами подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Спустя несколько месяцев члены Таможенного союза подписали следующие важные документы:

  • «О формировании ТС».
  • «О международных автомобильных сообщениях».
  • «О единых условиях транзита через территории стран участниц ТС».
  • «О взаимодействии энергетических систем».

В феврале 1999 подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». За счет принятия указанных актов удалось в значительной мере упросить процедуры пограничного контроля между странами участниками Евразийского экономического союза.

Следующие важные этапы:

  1. 2007 год. Между Беларусю, Россией и Казахстаном заключается договор о единой таможенной территории.
  2. 2009 год. Соглашения, что были ранее подписаны, получают «физическую форму», то есть реализуются на практике.
  3. 2010 год. Принятый ранее Единый таможенный тариф вступает в силу, формируется и принимается Таможенный кодекс Таможенного союза.
  4. На протяжении 2011-2013 годов происходит разработка важных документов, которые регламентируют деятельность союза. Среди важнейших появляется единый технический регламент о безопасности продукции.

2014-2015 года ознаменовались пополнением списка стран Евразийского экономического союза (для 2017 он тоже актуальный) Арменией и Кыргызстаном. В перспективе союз будет расширятся, на данный момент желание присоединиться изъявили Тунис и Сирия, но пока дальше разговоров дело не зашло и состав остается прежним.

В 2019 году вступил в силу принятый ранее Таможенный кодекс ЕАЭС.

О новом Таможенном кодексе Таможенного союза 2019 года, Вы узнаете из нашей статьи. Переходите по ссылке.

Распределение таможенных пошлин

Единый Таможенный союз естественно получает пошлины за пересечение границ объединения, ввоз/вывоз товаров. В объединении принята схема распределения этих доходов между странами участницами. Структура такая:

  • Россия получает 85,33% от общих поступлений.
  • Казахстан – 7,11%.
  • Беларусь – 4,55%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Как видно налоги распределяются по старшинству, то есть чем раньше страна стала участником объединения, тем на больший размер дохода от пошлин она может рассчитывать.

На данный момент происходит период формирования ТС, так таможенный союз ЕС прошел длительный период в 30 лет до момента абсолютного становления.

Цели, направления

При создании подробного экономического пространства, основной целью был социально-экономический прогресс. В результате одними из главных перспективных целей стали увеличение товарооборота услуг стран участниц. Этот момент для начала реализовывался между участниками за счет следующих действий:

  1. Внедрение общих требований и принятие стандартов безопасности для отечественных экономик и ассоциации в общем.
  2. Упразднение процедур на внутренних таможнях стран союза. За счет этого товары стран Таможенного союза ЕвраЗЭС стали более доступными и привлекательными.
  3. Наращивание товарооборота за счет указанных выше мер.

На данный момент того самого желанного увеличения товарооборота не происходит, хотя регулярно принимаются новые соглашения. Правда, упрощение товарооборота все же произошло не так существенно, улучшены конкурентные условия.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в Таможенном союзе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Уменьшение давления на производителя – экономического и административного.
  • Формирование двухуровневой нормативной документации, что помогает сделать взаимоотношения на рынке более четкими и ясными.
  • Повышение уровня защиты рынков от опасной продукции.
  • Расширение возможностей компаний в выборе коммерческого решения. При этом исключается двойное сертифицирование и дублирование остальных процедур.
  • Исключение технических барьеров для участников Евразийского таможенного союза.
  • Стимулирование развития экономики разными способами.

Что касается принципов технического регулирования в таможенном объединении, то существуют такие основные принципы:

  1. Установление единого техрегламента для стран участниц, касательно продукции и товаров.
  2. Проведение политики, которая согласовывается с каждой страной касательно технического регулирования.
  3. До момента вступление ТР Евразийского Экономического союза ЕАЭС действие национального законодательства в этой сфере.

Преимущества участия в ТС

На данный момент не все страны союза ЕАЭС присоединились к ТС, причины у каждой свои. Но следует выделить основные преимущества участия в подобном объединении:

  • Существенное снижение расходов на: переработку, транспортировку товаров в пределах союза.
  • Уменьшение бюрократических процедур, а как результат и временных затрат при транспортировке товаров по территории ТС.
  • Сокращение числа таможенных процедур, которые необходимо пройти для выезда с грузом в третьи страны.
  • Таможенный союз в 2019 году дает новые рынки сбыта.
  • Упрощение законодательства за счет его унификации.

Противоречия, проблемы или почему ТС не работает так как планировалось

Так как каждая страна стремиться сохранить и поддержать свою экономику, неудивительно, что часто возникают трения и трудности. Отдельные санкции «удобно» применять через методы нетарифного регулирования, что и происходит. Хотя страны таможенного союза с Россией в период 2018-2019 годов уже «сдружились», ранее было немало проблем.

Один из самых сложных конфликтов между РФ и Беларусю, когда в 2014 году Россия запретила практически в полном объеме экспорт мяса. На тот момент это было 400 тыс. тонн. В то же время произошло ужесточение контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, хотя фактически по нормам ТК ТС усиление мер контроля невозможно.

Реакция президента страны участницы ТС не заставила себя долго ждать – Беларусь вернула пограничный контроль на границе с РФ. Конфликт стал настоящей проблемой, ведь Беларусь заявила о намерении отказаться от рубля в расчетах и вернуться к долларам. В результате идея таможенного союза сильном пошатнулась – государства члены Евразийского экономического союза почувствовали себя неуверенно в данном формате отношений.

Вывод

В перспективе экономическое объединение ТС – имеет шансы для активного развития и внедрения всех заявленных преимуществ. Пока происходит процесс становления, в общем виде самыми заинтересованными участниками являются соседи РФ, которые с вступлением получат более выгодные условия на приобретение газа и нефти. Заявленное упрощение товарооборота пока не наблюдается.

Видео: Таможенный Союз 2019

Таможенный кодекс ЕАЭС принесет предпринимателям только выгоду – министр ЕЭК

Таможенное администрирование является сейчас одной из наиболее активных сфер интеграции в Таможенном союзе. Начало нового этапа сближения стран с ожидаемым вступлением в силу 1 января 2015 года также не обойдет стороной эту область: в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) готовят проект нового Таможенного кодекса. О новациях документа рассказывает член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин

Готовится новая редакция Таможенного кодекса (ТК) или новый нормативный акт? Как будет называться новый документ?

Проект документа, который сейчас разрабатывается, называется Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Международный договор о его принятии подпишут страны — члены союза. При этом действующий сейчас договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года с даты вступления в силу нового договора утратит силу.

Проясните, пожалуйста: сейчас действует ТК Таможенного союза или ТК ЕврАзЭс?

В договоре о Евразийском экономическом союзе, который начнет применяться с 1 января 2015 года, уже предусмотрено, что в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право союза, и положениями самого договора о ЕАЭС.

Как уже было сказано, разработка проекта ТК ЕАЭС была начата в декабре 2013 года, но одновременно с договором о ЕАЭС ТК ЕАЭС не вступит в силу.

До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в союзе будет осуществляться в соответствии с договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и другими международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, которые были заключены в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующими на 1 января 2015 года. Такая возможность закреплена в переходных положениях договора о ЕАЭС (статья 101).

Когда планируется подготовить документ? Когда вступят в силу изменения? Предусмотрены ли различные сроки вступления в силу отдельных частей/статей?

Мы планируем в основном завершить подготовку текста проекта ТК ЕАЭС в августе этого года. В сентябре-октябре доработаем все отложенные или спорные вопросы, обсудим их на рабочей группе, а по итогам направим проект для проведения внутригосударственного согласования. Этот процесс в государствах займет определённое время, в результате мы получим замечания и предложения сторон по доработке ТК ЕАЭС, еще раз соберем экспертов и рабочую группу для обсуждения результатов согласования и доработки текста. Далее международный договор должен пройти внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания.

Что касается переходных положений проекта ТК ЕАЭС, в которых обычно и устанавливают сроки начала применения отдельных норм или статей международного договора отличные от даты его вступления в силу, то эксперты начнут работать над ними только после подготовки итогового текста ТК ЕАЭС, но уже сейчас понятно, что такие различные сроки вступления в силу отдельных положений ТК ЕАЭС по объективным обстоятельствам надо будет устанавливать.

Кто готовит поправки — представители трех сторон отдельно или специальная комиссия?

К осени прошлого года в государствах — членах Таможенного союза сложилось четкое мнение, что создание Евразийского экономического союза требует кардинальной модернизации таможенного законодательства.

Президенты и правительства наших стран предъявляют к таможенному регулированию очень высокие требования, делая акцент на том, что оно напрямую влияет на привлекательность инвестиционного климата государств, их экономическое развитие и позиционирование в мировом сообществе.

По аналогии с договором о Евразийском экономическом союзе было решено проводить работу по совершенствованию таможенного законодательства также на площадке Евразийской экономической комиссии. Решением совета ЕЭК от 9 октября 2013 года под моим руководством была создана рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства, в состав которой вошли представители государственных органов государств — членов Таможенного союза (таможенных служб, министерств и ведомств и других уполномоченных представителей), а также представители белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества.

Подход, который заложен при организации этой работы, хорошо себя зарекомендовал. Рабочая группа обсуждает основные направления совершенствования таможенного законодательства, заслушивает итоги работы экспертов, решает вопросы, по которым эксперты не смогли договориться на своем уровне, дает задания экспертам на очередной период работы. Уже есть несколько вопросов, которые не могут быть решены на уровне рабочей группы, и их необходимо будет обсудить на совете ЕЭК. Но это обычный переговорный процесс, который за прошедшие годы уже хорошо налажен в государствах — членах Таможенного союза.

Какие плюсы и минусы для сторон союза готовит новый кодекс?

Расскажу о плюсах проекта ТК ЕАЭС и минусах действующего таможенного законодательства Таможенного союза.

Сейчас в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП наряду с Таможенным кодексом ТС входят 30 международных договоров, девять из которых уже потеряли актуальность и будут отменены с 1 января 2015 года. Нормы 16 международных договоров были пересмотрены и в измененном виде включены в проект ТК ЕАЭС. В качестве отдельных международных договоров теперь останутся только те, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Сейчас таких договоров пять. Среди них соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС, деятельности представительств таможенных служб, соглашения, определяющие особенности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности, а также оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

В целом при подготовке проекта ТК ЕАЭС помимо согласования его терминологии и норм с положениями договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений 16 международных договоров, решаются весьма актуальные для государств — членов ЕАЭС задачи, такие как совершенствование, модернизация таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий; сокращение национального сегмента таможенного регулирования; учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года; устранение существующих в ТК ТС недочетов и коллизий.

Успешное решение этих задач при подготовке проекта ТК ЕАЭС и будет являться плюсами для государств — членов ЕАЭС, которые получат новое, модернизированное, соответствующее международным стандартам таможенное законодательство.

Повлечет ли это изменения таможенного законодательства участников союза? Потребуется ли унификация?

Действующий в настоящее время Таможенный кодекс ТС содержит большое количество отсылочных норм, позволяющих регулировать целый ряд вопросов на национальном уровне. Когда мы их анализировали, то насчитали порядка 211 таких норм. Естественно, государства — члены ТС и ЕЭП реализовали их в своих национальных таможенных законах.

Еще до начала работы над проектом ТК ЕАЭС в рамках работы консультативного комитета по таможенному регулированию был проведен анализ имеющихся в ТК ТС отсылочных норм на национальное законодательство. Мы получили четкую картину, как эти нормы реализованы в национальных таможенных законах. Эксперты, работая над проектом ТК ЕАЭС, используют эту информацию и обсуждают исключение отсылочных норм, которые вызывают различное правовое регулирование таможенных правоотношений либо не были востребованы и реализованы в национальных актах. Однако совсем исключить такие отсылки не планируется, да и не получится. Большинство отсылочных норм связано с тем, что другие отрасли законодательства государств не унифицированы (налоговое, валютное, административное, банковское, законодательство об электронном документе), соблюдение норм которых необходимо и при таможенном регулировании.

В связи с этим, конечно, после подписания ТК ЕАЭС всем трем государствам придется приводить свои национальные таможенные законы в соответствие новому наднациональному таможенному законодательству ЕАЭС.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о наиболее серьезных новациях нового документа.

За годы, прошедшие после вступления в силу ТК ТС, информационные системы и информационные технологии, применяемые таможенными службами, ушли далеко вперед, и нормы ТК ТС, предусматривающие бумажный документооборот при взаимодействии таможенных органов с лицами, совершающими операции, стали входить в противоречие с практикой работы таможенных органов.

Назову наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС: приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях;

возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, с использованием информационных систем таможенных органов;

оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;

возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

использование механизма единого окна при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, убытием товаров с этой территории, таможенным декларированием и выпуском товаров;

сокращение сроков выпуска товаров;

четкая регламентация условий использования товаров, помещенных под таможенные процедуры, если содержание таможенной процедуры предусматривает ограничения по их использованию на таможенной территории ЕАЭС либо за его пределами.

В проекте ТК ЕАЭС должны появиться еще интересные новеллы при регулировании следующих, находящихся еще в процессе обсуждения, вопросов:

-применения при проведении таможенного контроля системы управления рисками;

-проведения таможенного контроля после выпуска товаров;

-совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки;

-еремещения товаров физическими лицами для личного пользования;

-деятельности уполномоченных экономических операторов.

Обо всем комплексе новелл, которые будут в новом таможенном законодательстве, и более подробно по каждой из них будет иметь смысл поговорить уже по итогам завершения разработки проекта ТК ЕАЭС.

Выгоды и/или потери принесет принятие нового Таможенного кодекса бизнес-сообществу наших стран?

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза — это первый проект международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывается совместно всеми заинтересованными сторонами — государственными органами, представителями бизнес-сообщества трех стран и специалистами Евразийской экономической комиссии. До него складывалась практика, что проекты международных договоров разрабатывали и согласовывали в трехстороннем формате только представители государственных органов, а потом в каждой стране начиналось внутригосударственное согласование готовых проектов уже на национальном уровне с участием представителей бизнеса.

Кроме того, среди представителей бизнес-сообщества складывалось мнение, что государственные органы используют такой формат работы для того, чтобы регулировать таможенные вопросы, учитывая только свои интересы, не допуская на эту переговорную площадку представителей бизнеса. Участие в работе всех заинтересованных сторон, на наш взгляд, позволило свести воедино все интересы, обсуждать наболевшие вопросы в широком формате и находить по ним компромиссные решения при подготовке проекта ТК.

Основными вопросами, которые бизнес обозначил при подготовке проекта ТК ЕАЭС, являются:

-установление ясных и четких правоотношений, при которых каждый хозяйствующий субъект будет знать свои права и обязанности;

-исключение субъективизма при принятии решений таможенными органами, в том числе за счет применения информационных систем и информационных технологий;

-сокращение сроков совершения таможенных операций;

-максимальное использование интернет-ресурсов;

-дальнейшее развитие института+ уполномоченных экономических операторов;

-исключение коллизий в законодательстве — как непосредственно в таможенном, так и с другими отраслями законодательства.

И все эти вопросы уже нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС. Поэтому сейчас можно говорить только о выгодах и преимуществах, которые в результате нового законодательства получит бизнес, полагая, что нормы, которые могли бы принести бизнесу потери, ухудшить его положение, в этот проект не войдут, так как бизнес имеет возможность непосредственно участвовать и представлять свои интересы в работе над проектом ТК ЕАЭС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector