3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Татары вера исповедания какая

Какую религию исповедуют татары? Религия татар

В средние века империя татар была одной из самых больших в мире. Изначально это были разрозненные племена, неспособные даже к самоорганизации. Но внедрение единой религии позволило объединить разных вождей и создать мощное государство, которого боялась вся Европа. Какую религию исповедуют татары, знает не каждый.

Кто такие татары

Большой и колоритный народ, живущий от центральной Европы до Дальнего Востока России, называют татарами. Происхождение этого этноса до сих пор вызывает споры в кругах ученых. Некоторые считают, что татары — это потомки монголов, которые ассимилировались с менее численными народами Сибири. Другие утверждают, что главная отличительная черта этого этноса — тюркский язык. Но есть и такие факты, разногласий по которым нет. Какая религия у татар, русский народ знал еще с XIII века.

Истоки вероисповедания

Ислам зародился еще в 611 году, закрепился книгой Коран и в течение двух веков активно распространялся на территории Средней Азии и на Кавказе. Приняли мусульманство и татары. Религия в VIII-IX веке не была насажена искусственно, большая часть людей обратилась к ней по собственному желанию. Волжская Булгария – регион-прародитель данного этноса – первым принял ислам. Особенно заботились о вере ханы.

Один из них, Алмыш, попросил Багдад организовать построение мечетей и отправить проповедников. Его просьба была выполнена. Тем не менее, языческие корни в некоторых местах давали знать о себе, Аллаха называли по имени другого бога — Тенгри.

Анимизм (то есть вера в существование духов и души) все еще оставался близким для населения. Он четко прослеживался в шаманских ритуалах. А Тенгри был главным небесным божеством, создателем растений и покорителем грома.

Но именно ислам стал весомым шагом в поднятии на высшую ступень цивилизации. В 1241 г. государство было захвачено монголами и стало частью Золотой Орды. Чингисхан первым назвал население Бурятии и тюркоязычные части войск просто одним словом — «татары». Религия ислам тогда была чужой монголам, и уже упомянутый Узбек насильственно делал из христиан мусульман.

Последователи пророка

Основоположником данного вероисповедания стал Мухаммед. Этот простой человек жил в городе Мекке и долгое время работал торговцем. Мужчина получал видения, а в 615 году решил проповедовать публично. Вместе с поклонниками появились и преследователи. После его смерти ислам раскололся на две линии. Это было связано с тем, что ученики не могли определить, кто станет преемником пророка.

Меньшая часть стала сторонниками шиитского ислама, а более 90% – суннитского. К какой религии относятся татары сегодня? По верованиям они мусульмане-сунниты.

По теории, Мухаммед был предвестником слова Божьего. В отличие от христианства, пророк не был сыном Бога. Имя Аллах переводится как «единый бог», а его земной дом — это мечеть. Стоит отметить, что татары, которые привыкли вести кочевой образ жизни, не были склонны к строительству. Только благодаря принятию ислама на их землях появились города. Их проектировали архитекторы из арабских стран.

Смесь стилей

Татары жили на рубеже разных культур. Восток, Европа, Россия, ислам, христианство, политеизм – все это повлияло на архитектурный стиль. Особенно яркими являются мечети. Поскольку религия монголо-татар — ислам, ханы активно строили культовые сооружения. Но изначально они не имели ничего общего с ажурными мечетями Турции и Саудовской Аравии.

Божьими домами становились замки. Это была вынужденная необходимость, поскольку Орда постоянно воевала. Впоследствии, по приказу Ивана Грозного, были разбиты почти все центры исламской культуры, до которых смогли добраться царские войска. Татары, проживающие на территории России, были вынуждены принять православие.

Преклонная архитектура

Несмотря на гонения и препятствия, часть памятников отстроилась и снова начала действовать. Особенно в столице современной Республики Татарстан. Кстати говоря, к этому приложили руку не только те татары, религия которых — ислам.

Первой постройкой, которая была заложена как символ двух конфессий (православие и ислам) в одном городе, стало восстановление места поклонения аль-Марджани. Не уступает по пышности еще одно мусульманское молитвенное сооружение в Казани – Апанаевская. Начало строительства стартовало в 1768 году. Что примечательно, проект одобрила сама Екатерина II, а средства выделила исламская община.

Вера в Христа

По оценкам многих исследователей, на сегодняшний день почти 20% тюркских племен России являются православными в нескольких поколениях. И численность их медленно растет. Поскольку в смешанных браках православных и мусульман ребенка обычно крестят.

Считается, что исповедовать христианство некоторые отдельные группы татар начали еще в Х веке. Изменить взгляды им пришлось под давлением Золотой Орды и ханов, которые жестоко расправлялись с каждым, кто высказывался в защиту православия. Примечательно, что религия крымских татар изначально была христианской. Местное население отказывалось принимать ислам. Результатом такого поведения стало уничтожение всех православных храмов.

Татары Сибири

Коренным этносом Западной и Южной Сибири является тюркская раса. В общем, она отличается от других представителей племени. Но генетически ближайшими родственниками являются башкиры, казахи и сарти. Религия сибирских татар — смесь мусульманства и обрядов. Так, большое внимание уделяется имени при рождении, браку, похоронам.

Регион проживания этой группы тюркских племен сильно удален от Москвы. Во времена могущества Золотой Орды главной целью войн было обогащение, поэтому Сибирь не вызывала у ханов никакого интереса. Ситуация не слишком изменилась и тогда, когда российские цари окончательно разгромили монгольские полчища и положили конец империи Чингисхана.

Таким образом, местное население оказалось в определенной изоляции. Оно имело возможность развиваться само по себе. Основными учителями и проповедниками, как и раньше, оставались шаманы. Сибирские татары, религия которых представляет собой уникальный симбиоз классического суннитского ислама и древнего шаманизма, представляют наибольший интерес для этнографов. Эта группа племен практически не ассимилировалась и смогла сохранить подлинную историю своего этноса.

Татары вера исповедания какая

3859

Зачем человеку религия?

Религия для человека-это не только обращение к высшему, духовное воссоединение и вера в наличие особых незримых сил. Так же религия-это особенные обряды и определенные формы поведения. Верующий человек живет по конкретным нормам своей религии.

С самых древних времен человечество стремилось к воссоединению с высшими силами. У каждого народа была и есть своя религия. Существует разные виды религий. У каждой веры свое начало, свои особенности. Во всем мире около двух тысяч религий и религиозных течений. Сегодня мы расскажем о религии татарского народа. В прошлом татарскому народу пришлось принять ислам. Об этой истории можно узнать с этого источника https://www.syl.ru/article/171871/new_kakuyu-religiyu-ispoveduyut-tataryi-religiya-tatar. Здесь подробно описывается кто и как настоял на этой религии.

Как ислам вошел в жизнь татар?

До принятия ислама татарский народ исповедовал такую религию как тенгрианство. Это вера имела много отличий от того же ислама и других религий. Тенгрианство-это поклонение духам своих умерших предков и духам природы. В такой религии присутствовали магические обычаи, различные легенды.

В девятом веке предки современных татар стали исповедовать Ислам, который стал официальной верой для этого народа. Конечно, были противники этой религии. Но для государства татарского народа принятие Ислама стало положительным фактором. Открылось множество возможностей в развитии разных структур. Самым главным положительным фактором считалось приобщение к мусульманской культуре. В литературе и науке появились новые идеи. Благодаря исламу, культура татарского народа стала процветать и по этой причине система обучения стала возрождаться. Ислам изменил кочевую жизнь татар. У татар стали появляться большие города и красивые мечети.

В религии татар происходило множество реформ. Новые реформы влияли на татарское общество. Основным достижением мусульманских деятелей считались реформы, которые привели татар к “очищенному” Исламу.В итоге в начале двадцатого века вера отделилась от культурной и политической составляющей. Татарский народ считал себя мусульманами-суннитами.

Исповедовать ислам хотели не все из татар. Такую религию ввели под давлением Золотой Орды. Некоторые татары оставались христианами, но показывать свое настоящие отношение к православию не решались. Уже во времена царской России один из царей приказал разрушить центры и мечети исламской культуры. Таким образом, татарский народ стал принимать православие.

Религиозные праздники татар

Большинство татар исповедуют ислам, поэтому праздники мусульманские.Перечислим самые значимые празднества у мусульман.

  1. Ураза-гаете.
  2. Корбан-гаете.
  3. День рождение пророка Мухаммада.
  4. Сабантуй.

Праздник Ураза-гаете.

Этот знаменательный праздник наступает после святого поста Рамадана.Во время поста мусульмане не должны есть, пить, курить и предаваться любовным утехам от рассвета до заката. Так же мусульманам необходимо совершать обязательные молитвы во время поста. Пост длится около тридцати дней и после него наступает праздник Ураза -гаете или по другому Ураза-байрам.В этот день наступает праздник разговения. Мусульманы совершают особенную молитву в честь праздника, устраивают праздничный стол с традиционными блюдами, раздают милостыню.

Праздник Курбан-гаете.

Этот день еще называют Курбан-байрам. Считается праздником жертвоприношения. Данный мусульманский праздник возник в память жертвоприношения мусульманского пророка Ибрахима. В этот день каждый мусульманин должен провести омовение полностью. Также следует надеть самую лучшую праздничную одежду. В мечети мусульмане проводят проповедь и праздничную молитву. Именно в этот праздник обязательно сделать жертвоприношение. Обычно для жертвоприношения выбирают барана, овцу, корову. Животное должно быть здоровым и чистым. Благодаря жертвоприношению мусульмане очищают свои души от всего плохого.

День рождение Пророка Мухаммада отмечается татарами скромно. В мечети проводят особенные чтения и проповеди. Некоторые татары устраивают торжественный праздничный стол. Точная дата рождения пророка неизвестна, поэтому праздник приходится на день его смерти.

Сабантуй-это древний весенний праздник. Он празднуется в честь окончания тяжелых посевных работ. До сих пор татары любят это празднество. Во время праздника Сабантуй проходят веселые игры на большом поле или лугу. Учавствуют все люди, что дети, что старики.

Религия татар: православные христиане или мусульмане

С началом XIII века европейское пространство, в основном принявшее учение Христа, содрогнулось от нашествия Золотой Орды. Поначалу бывшие язычниками потомки чингизидов к XiV веку становятся приверженцами ислама. Неприемлемо, но безапелляционно зазвучало: «татары — религия — ислам».
Началась борьба за Бога, за власть между поклонявшимися сыну Божьему и носителями идей пророка Мухаммеда.

История татарского народа

Китай стал первой страной со следами тюрков в своих летописях VI века. Данная этно-группа имела монголоидные признаки внешности и корни праалтайского языка.
На славянском пространстве кочевые племена Орды впервые громогласно заявили о себе в 1223 году. Они легко воспользовались междоусобными распрями русских князей. На реке Калка состоялся бой, ставший стартом трехсотлетней власти Орды на славянской земле.

Этнические особенности татар

Этногенез татар характеризуется так:

  • татарский язык принадлежит к тюркской группе;
  • территория происхождения – северо-западная Азия.

Численность тюрков во всем мире сегодня – более 160 млн.

Эта общность включает:

  • татар,
  • турок,
  • казахов,
  • азербайджанцев,
  • ногайцев и множество других.

Татары составляют 8 млн. Для 5,5 млн из них родиной является Россия. Они вместе с казахами и киргизами входят в кыпчакскую (северо-западную) группу. Республика Татарстан (в древности Булгария) является их официальной национальной республикой в Российской Федерации.

Этапы распространения татар на славянской земле

Три века нация с восточным разрезом глаз господствовала на земле славян. Русские князья платили дань их ханам, за что получали ярлык на право княжения на своей территории.

Захват управления землей от Волги до Дуная проходил поэтапно:

  1. XIII век – закрепление на берегах Волги;
  2. XV век – расчленение на ханства;
  3. XVI век – распад и принятие подданства.

На первом этапе империя Чингисхана создала Золотую Орду – Улус Джучи и захватила Булгарию. Главой улуса стал Улу-Мухаммед.
На втором этапе могущественная структура начала делиться на ханства. На третьем — походы Ивана IV Грозного внесли поправки в политическую географию, и земли казанских татар, как и астраханских, вошли в состав Московского государства. С этого момента Русь стала их домом.
Сегодня представители этой этнической группы расселены по всему миру. Высокая плотность проживания этой нации отмечается в провинции Китая СУАР, Казахстане, странах Средней Азии.

Давние верования татар

Согласно сложившимся культурным представлениям человек в патриархальном обществе воспринимал себя как часть природы и окружающего мира. На этих представлениях основывались самые древние формы религии.

До принятия ислама все представители тюрков поклонялись Тенгри. Это божество неба и солнца. Татарские боги – это святые места: возвышенности, источники воды, деревья, камни.

  • тотемизм — признание священными отдельных видов животных или растений;
  • фетишизм — поклонение идолам;
  • анимизм — вера в существование души и духов, в одушевленность всего мира природы ;
  • эвгемеризм — культ умерших или живущих «великих людей» .

В религиозной традиции кряшен ( татар волжского и уральского регионов ) существовал культ деревьев и животных. Дерево являлось одним из главных образов традиционных религий тюркских народов. Этот культ сформировался еще в докочевой период жизни, когда народ проживал в предгорьях Алтая. Дерево выступало в роли центра мира, было связующим звеном земли с небом. Поэтому с ним ассоциировались важные процессы, происходящие в природе и обществе.

Три стихии взаимно дополняют друг друга и управляют миром:

В татарской мифологии модель мира строилась вокруг образа «мирового древа» («яфан агачы»). У старокрещеных татар образ «мирового дерева» был тесно связан с одиноко растущим священным дубом («тәре»), «деревом Тенгри». Оно считалось неким связующим каналом с Верховным Божеством.

«Мировое дерево» выступало информационным звеном между тремя мирами:

  • средним — человека;
  • нижним — духов;
  • верхним — божественным.

Микрообраз космического мироздания и создателя мира — Верховного Бога являлся основой древних религиозных верований тюрков. Высокое дерево (дуб с густой листвой), по представлению гуннов и сабир (сувар), считалось связующим звеном с главным божеством Тенгриханом, который жил на небе и почитался наряду с Тенгри. Возле этого дерева совершались языческие обряды и жертвоприношения.

Святое дерево символизировало благополучие и безопасность страны:

  • исцеляло больных;
  • возвышало неимущих и нищих;
  • сохраняло от засухи;
  • питало растения и землю.

Перед ним молились об умножении скота, урожае хлеба. Это дерево не разрешалось безнаказанно трогать: рубить и отламывать ветви.

Бессмертие души и анимизм

Прежде чем поверить в Аллаха, татары поклонялись духам. Религия татарского народа трансформировалась из-за страха перед смертью. Так почва анимизма стала благодатной для веры в бессмертие души. Укреплялся культ захоронений умерших с разделением общества на касты.
Анимизм шел в ногу с ростом материального разделения внутри племен, становясь основой классового общества. Кочевые татары вели походный образ жизни.

Мнение Плано Карпини о захоронениях:

  • погребальный обряд проводился тайно и скрытно;
  • место захоронения выбиралось в стороне от лагеря и места расположения войска;
  • яма имела подкоп сбоку, а место скрывалось дерном так, чтобы его невозможно было опознать, как могильник.

Этот способ захоронений отличал кочевников от оседлых монголов, что выделяли специальные пространства для умерших, оставляя тела под открытым небом.
Количество умерших в походе определялось просто. Собираясь в поход, каждый брал по камню и укладывал его вместе с остальными. Так складывался курган. Возвращаясь, воины разбирали камни. Остаток говорил о потерях. Наличие таких курганов вполне может свидетельствовать о масштабе сражения.

Погребальные обряды зависели от кастовой принадлежности покойного и обстоятельств, со временем обрастая массой обрядовых традиций. Но основой их был, как и в древности, страх перед смертью и вера в загробную жизнь души.

Эпохи вносили коррективы в вероисповедание. Если современная Конституция РФ гарантирует свободу выбора веры, то в древности веру определяла сила правителя.

Современный религиозный состав населения

Современные татары разделены на два основных лагеря:

  • мусульмане – 65%;
  • православные татары – 30%;
  • другие конфессии – 5 % .

Общей святыней двух основных конфессий является самая древняя мечеть Омейядов в сирийском Дамаске, возведенная в 96 году после Хиджры. Ее сокровищницы хранят голову Иоанна Крестителя. Его почитают как пророка мусульмане и христиане.

Мусульмане и ислам

Знакомство с исламом татар относится к V веку, когда жил пророк Мухаммед. Становление веры произошло в период правления могущественной династии Юань. Ее основателем был внук Чингисхана.
Традиции посланников Аллаха покорили Волжский бассейн в то же самое время, что и христианство — берега Днепра. Если «Путь из варягов в греки» явился стартом для византийских проповедников в Киеве, то мусульманская школа крепла от Великого океана – Пацифики (Тихого) до берегов Волги.

Мусульманство проникало в этнос двумя путями:

  • с появлением Золотой Орды;
  • при помощи арабских миссионеров.

Укрепление ислама стало острой необходимостью, когда Золотая Орда разделилась на татарские ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Ногайское и Большую Орду. Это произошло после распада Монгольской империи в середине XIII века.
Святые места мусульман расположены рядом с мечетями, которые возводились под влиянием изящества архитектуры Византии. Со временем сооружения для проповедования ислама вобрали в себя культовые традиции Османской империи.

Мечеть аль-Марджани в Казани стала итогом политики терпимости в период правления Екатерины II. Как духовный центр татарского народа она воспринимается по сей день.

Ислам зиждется на пяти столпах, которые соблюдают татары:

  • вероисповедание предполагает шахад – засвидетельствование веры в Аллаха;
  • намаз – ежедневная пятиразовая молитва;
  • ураз – пост в период Рамадана;
  • закят – пожертвование;
  • хадж – поклонение и паломничество.

Татары – христиане

XVI век ознаменовался для России переходом на новую государственную форму правления – царство. В этот период было присоединено Астраханское и Казанское ханство, и вопрос веры был равносилен вопросу безопасности. Власть ислама и Золотой Орды, продержавшись три века, пала. Крымский хан после полного поражения при Молодях в 1572 г. принял турецкое подданство, а ханы Казани и Астрахани – русское. Поэтому царь всея Руси Иван Грозный крестил татар по обычаям, принятым на Руси.

Время способно объединять и разделять народы, нации, этнологические группы по признакам. Долгое время считалось, что поволжская этническая группа татар-христиан начала исповедовать православие после взятия Казани в 1552 г.

В этом видео рассказывается об истории взятия Казани Иваном Грозным.

Появление обособленного этноса на Волге

Кряшены – это православные крещенные татары. Академик Глухов, татарин по национальности, предполагает, что данная общность изначально была христианами-кераитами. Они сохранили историческую память после захвата их Чингисханом.

Крещеные татары происхождение своей веры подпитывают историческими фактами:

  1. В 1926 году перепись населения показала, что их численность составила 121 тысячу.
  2. C 1939 года при замене паспортов они были признаны татарами в одних регионах, русскими в других.
  3. В 2002 году история народа резко изменилась, и он получил статус субэтнической группы татар.
  4. Этнос развивает национальную культуру, поддерживая идентичность и религию, родной язык. Дьякон Яков стал известным поэтом XIX века благодаря упорству в отстаивании традиций этноса в своем творчестве.

Казань, Нижнекамск, Мамадышский район и Набережные Челны – территории расселения кряшенской общины. В 1996 году появилась надежда восстановления храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Главным доказательством существования кряшенов, как отдельного народа, исследователи считают:

  • язык, что практически не имеет арабизмов, связанных с исламской культурой;
  • автономность проживания от остальных татар.

С образованием в храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 90-х годах духовного центра была открыта воскресная школа. Священники проводят обряды крещения. При храме работает национальный музей истории и культуры, создан народный хор. Переводится Священное писание для богослужения на родном языке.

Традиции и обряды

У каждого народа обряды имеют особенный уклад.

При рождении ребенка в мусульманских общинах Татарстана существует такая традиция:

  • обрезанная пуповина заворачивается в нательную рубаху отца;
  • губы новорожденного смазываются медом;
  • готовится купель;
  • спустя несколько дней мулла дает ребенку имя.

В свадебном обряде участвует сваха. Успешный договор с родственником жениха о размере калыма означает, что невесту засватали. Приданное ей собирают с детских лет. Свадьба проходит в двух половинах – мужской и женской. Но пока калым не выплачен, молодой муж посещает жену ночью, а живет у своих родственников.
Усопших хоронят на второй день, а поминки проводят на следующий. Металлический предмет (как правило это лом) лежит в вырытой могиле до момента опускания в нее тела в саване.
Молитвы – традиция для всех народов. Татары строго соблюдают ритуальную часть, формой веры которой был анимизм.

Религиозные праздники Татарстана

Пост Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам – наиболее почитаемые праздники по мусульманской традиции. Самым значимым из всех является Курбан-байрам — праздник жертвоприношения. Отмечается в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до начала праздника татары начинают откармливать жертвенное животное. В день Курбан-Байрама обязательно готовят еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц Рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане направляются в мечеть, а вечером устраивают праздничное семейное застолье.

Настоящий мусульманин обязан соблюсти основной принцип – чистоту души. Чтение Корана является основой, дабы были прощены грехи. Для этого и в домах наводится порядок, выбрасывается лишний хлам, готовятся сладкие блюда.

Молитвы воздают дань уважения усопшим. В такие дни люди прощают друг друга. Во время поста соблюдаются ограничения, мусульмане посещают больных родственников, много молятся. А в ночь предопределения озвучивают прошения к Аллаху, надеясь на исполнения просьб.
Существует традиция почитать пророков в определенные дни года.

Видео

В этом видео показано, как проходит главный мусульманский праздник Курбан-Байрам.

Какую религию исповедуют татары?

На территории России проживает более 100 народностей. Второе по численности место занимают татары, население коих достигает 5,5 миллиона. Но, не всем известна их история, какую религию исповедуют татары, откуда берут свои корни. Сейчас не каждый знает, что у них было государство, наводившее страх на пол-Европы. Первоочередную роль в становлении, которого сыграла религия.

Кто такие татары?

Народ, проживающий на территории центральной и восточной части России, объединенный общим языком — татарским (тюркский с различными его диалектами, в зависимости от местожительства) и единой религией. Если взглянуть на карту, можно выделить три региона, по которым их разделяют на этнотипы :

  • Поволжье (республика Татарстан );
  • Крымский полуостров;
  • Сибирь (территория Байкала)

Первые упоминание термина «татары» относят к 6 веку, среди монголо -маньчжурских племен, кочевавших в восточной Сибири. А, в 13в. с распространением Золотой Орды, термин стал известен и в Европе.

Однако, несмотря на общее название, данные этнические группы имеют различных предков. Исследования ученых показали, что внутри каждой из этих групп присутствует большое генетическое разнообразие, формировавшееся независимо от других. Для понятности, такой пример национальности: англичане и русские, развивались обособленно, но когда-то у них были общие предки.

Но, независимо от происхождения, религия татар и язык объединяет их в один народ.

Истоки вероисповедания

Изначально, татары были кочевниками, практикующие одну из сторон язычества — анимизм с элементами шаманских обрядов (заклинания животных, вера в существование духов). Это были разрозненные группы, часто нападавшие на таких же кочевников.

Все изменилось в конце 8 — начале 9 века. Когда татары активно стали принимать иную веру. Первыми кто приобщился, были Казанские кочевники поволжского региона. Новая религия татар в отличие от католичества или христианства, принялась добровольно, не было ни вешаний за шею или за ноги, ни костров.

Местные ханы стали активно возводить храмы новой веры. Вокруг которых собирались татары, а впоследствии, осели образовав города и деревни ( авылы ). В которых со временем стала развиваться торговля, зародилась письменность и появились войска для защиты. А спустя три столетия все это переросло в Татаро-Монгольское Иго.

Какую религию исповедуют татары?

Конечно же, это ислам. Подавляющее большинство из них мусульмане- суниты . В основе данного течения лежит священное предание о жизни исламского пророка Мухаммеда — «Сунна». Описывающая его поступки и изречения. Является вторым источником (после Корана) исламского права, этаким руководством для всех и каждого верующего мусульманина. Который должен придерживаться правил:

  • признание пророка Мухаммеда как посланника единого бога Аллаха;
  • ежедневное чтение молитвы;
  • соблюдение поста — « саум «, длящегося в течении священного месяца Рамадан;
  • выплачивать специальный налога — « закята «, в пользу нищих и бедствующих;
  • истинный мусульманин минимум 1 раз в жизни должен совершить «хадж», паломничество в Мекку.

Последователи пророка

Основоположником данного исповедания стал, как уже говорилось выше, Мухаммед. Он был обычным человеком, вел торговлю, но после видения стал проповедовать слово Аллаха публично. Согласно истории, Мухаммед не являлся сыном Божьим, а был посредником — пророком.

Через какое-то время у него появились почитатели. Учение набирало популярность и распространялось среди все новых народов и государств. И спустя два века после основания, пришло к татарам. Вместе с новой религией прибыли и мусульманские архитекторы, строившие для них мечети. Это ускорило популяризацию ислама.

Смесь стилей

Так географически сложилось, что татары проживали между Европой и Русью, Востоком и центральной Азией. На протяжении веков происходил контакт с ними. Сначала Русь была захвачена Татарами, а после падения Орды они вошли в состав Руси, христианского государства. Естественно, это привело к смешению стилей архитектуры храмов.

Первые мечети больше напоминали крепости, так как Орда без конца находилась в состоянии войны. Тогда было не до красоты и в ходе этих боев многие храмы были разрушены. Восстановление и постройка новых начались, когда татары уже вошли в состав России. К проектам мечетей приложили руки не только исламские строители и инженеры, но и христианские.

А самым ярким примером сотрудничества двух конфессий стала Анаповская мечеть в городе Казань. Ее строительство началось при царствовании Екатерины 2 в 1768 году, под личным руководством императрицы.

Причем смешивание происходило и в быту, речи, письменности, да и межнациональные браки не редкость. Татары и русские контактировали веками и заимствование было в обе стороны.

Вера в Христа

Сегодня на территории России проживает примерно 20 % тюркско-язычного населения, исповедующих христианство. Обе религии распространялись в одно время и куда-то (крымский полуостров), учение Христа пришло раньше.

Присоединившись к России, на месте разрушенных войной мечетей, по приказу Ивана Грозного, стали возводиться христианские храмы. Татарам некуда было деваться и люди приняли новую веру. Их часто называют этнонимом — « крященые «. Происходило это на территории Волжского и Уральских регионов.

Татары Сибири

Интересная ситуация с религией складывается у коренных тюркских народов Запада и Юга Сибири. В этом регионе у татар мусульманская вера смешалась с обычаями шаманства, например заклинания животных и общение с духами. Произошло это по двум причинам:

  • Во времена Орды монгол не сильно заботила Сибирь и кому подконтрольные племена поклоняются, их целью было обогащение за счет войны с Русью и Европой.
  • После вхождения в состав России оказались как бы в изоляции, из-за удаленности от Москвы. Поэтому развивались независимо, у них даже проповедниками и учителями остались шаманы.

Религиозные праздники татар

Все же подавляющее большинство, принадлежит исламской вере и не зависимо от местности отмечают все мусульманские праздники:

  • Курбан -байрам — В этот день совершаются жертвоприношения, обычно используют вьючных животных (овца и т.п.). Мясом нужно поделиться со знакомыми, считается, что это приносит материальный достаток и очищает душу от всего плохого. Каждый мусульманин проводит омовение, надевает свою лучшую торжественную одежду. В мечети читаются особые молитвы. Это праздник в память о пророке Ибрахиме .
  • Ураза -байрам — торжество по случаю окончания священного месяца Рамадан и великого поста. В этот день накрывается застолье для родственников.
  • Сабантуй — празднуется весной по случаю окончания полевых работ. Люди собираются на открытой местности, где проводят конкурсы и веселятся.
  • День рождения Мухаммеда — Празднуют скромно, с небольшим застольем. В мечети читаются особые проповеди. Так как точная дата рождения не известна, его отмечают в день смерти пророка.

Заключение

Татары — это ярчайший пример того, как должна работать религия. Поменять вековой, кочующий устой жизни мирным путем, обогатить материально (торговля в образовавшихся городах) и интеллектуально (письменность и библиотеки), сплотить зачастую враждующих между собой группы людей. Много ли вы знаете таких примеров?

А за время нахождения в Золотой Орде, переняли терпимость к другим религиозным учениям. Современные татары считают, что все люди живут под одним богом, просто называется он у каждого по-разному и относиться ко всем необходимо одинаково.

Татары вера исповедания какая

3860

Зачем человеку религия?

Религия для человека-это не только обращение к высшему, духовное воссоединение и вера в наличие особых незримых сил. Так же религия-это особенные обряды и определенные формы поведения. Верующий человек живет по конкретным нормам своей религии.

С самых древних времен человечество стремилось к воссоединению с высшими силами. У каждого народа была и есть своя религия. Существует разные виды религий. У каждой веры свое начало, свои особенности. Во всем мире около двух тысяч религий и религиозных течений. Сегодня мы расскажем о религии татарского народа. В прошлом татарскому народу пришлось принять ислам. Об этой истории можно узнать с этого источника https://www.syl.ru/article/171871/new_kakuyu-religiyu-ispoveduyut-tataryi-religiya-tatar. Здесь подробно описывается кто и как настоял на этой религии.

Как ислам вошел в жизнь татар?

До принятия ислама татарский народ исповедовал такую религию как тенгрианство. Это вера имела много отличий от того же ислама и других религий. Тенгрианство-это поклонение духам своих умерших предков и духам природы. В такой религии присутствовали магические обычаи, различные легенды.

В девятом веке предки современных татар стали исповедовать Ислам, который стал официальной верой для этого народа. Конечно, были противники этой религии. Но для государства татарского народа принятие Ислама стало положительным фактором. Открылось множество возможностей в развитии разных структур. Самым главным положительным фактором считалось приобщение к мусульманской культуре. В литературе и науке появились новые идеи. Благодаря исламу, культура татарского народа стала процветать и по этой причине система обучения стала возрождаться. Ислам изменил кочевую жизнь татар. У татар стали появляться большие города и красивые мечети.

В религии татар происходило множество реформ. Новые реформы влияли на татарское общество. Основным достижением мусульманских деятелей считались реформы, которые привели татар к “очищенному” Исламу.В итоге в начале двадцатого века вера отделилась от культурной и политической составляющей. Татарский народ считал себя мусульманами-суннитами.

Исповедовать ислам хотели не все из татар. Такую религию ввели под давлением Золотой Орды. Некоторые татары оставались христианами, но показывать свое настоящие отношение к православию не решались. Уже во времена царской России один из царей приказал разрушить центры и мечети исламской культуры. Таким образом, татарский народ стал принимать православие.

Религиозные праздники татар

Большинство татар исповедуют ислам, поэтому праздники мусульманские.Перечислим самые значимые празднества у мусульман.

  1. Ураза-гаете.
  2. Корбан-гаете.
  3. День рождение пророка Мухаммада.
  4. Сабантуй.

Праздник Ураза-гаете.

Этот знаменательный праздник наступает после святого поста Рамадана.Во время поста мусульмане не должны есть, пить, курить и предаваться любовным утехам от рассвета до заката. Так же мусульманам необходимо совершать обязательные молитвы во время поста. Пост длится около тридцати дней и после него наступает праздник Ураза -гаете или по другому Ураза-байрам.В этот день наступает праздник разговения. Мусульманы совершают особенную молитву в честь праздника, устраивают праздничный стол с традиционными блюдами, раздают милостыню.

Праздник Курбан-гаете.

Этот день еще называют Курбан-байрам. Считается праздником жертвоприношения. Данный мусульманский праздник возник в память жертвоприношения мусульманского пророка Ибрахима. В этот день каждый мусульманин должен провести омовение полностью. Также следует надеть самую лучшую праздничную одежду. В мечети мусульмане проводят проповедь и праздничную молитву. Именно в этот праздник обязательно сделать жертвоприношение. Обычно для жертвоприношения выбирают барана, овцу, корову. Животное должно быть здоровым и чистым. Благодаря жертвоприношению мусульмане очищают свои души от всего плохого.

День рождение Пророка Мухаммада отмечается татарами скромно. В мечети проводят особенные чтения и проповеди. Некоторые татары устраивают торжественный праздничный стол. Точная дата рождения пророка неизвестна, поэтому праздник приходится на день его смерти.

Сабантуй-это древний весенний праздник. Он празднуется в честь окончания тяжелых посевных работ. До сих пор татары любят это празднество. Во время праздника Сабантуй проходят веселые игры на большом поле или лугу. Учавствуют все люди, что дети, что старики.

Какая религия была у монголо-татар?

КАКАЯ РЕЛИГИЯ БЫЛА У МОНГОЛО-ТАТАР?

Сокращения
АБ — Александр Бушков
ЕТ — Евгений Темежников
НФ — Носовский и Фоменко

АБ: В Сарае Великом существовали христианские храмы, а при «ханской ставке» был православный епископ [9.1].

ВИ: «Религией основной массы монголов к началу XIII в. оставался шаманизм. В качестве главного божества почиталось «вечное синее небо». Почитали монголы также божество земли, разных духов и предков. Знатная верхушка племени кераитов ещё в начале XI в. приняла христианство несторианского толка. Среди найманов были распространены также буддизм и христианство. Обе эти религии распространялись в Монголии через уйгуров» [8.1, т.3, г.35].
Иванин: «Чингис-хан и монголы, как кочевой народ, а равно и соседи их китайцы, были не очень религиозны и совершенно равнодушно относились к разным религиям. Независимо от этого, политические правила Чингис-хана относительно религии соображены были с духом времени. Он жил в век крестовых походов, великой борьбы христиан с мусульманами, знал фанатизм тех и других, раздоры между сектами одной и той же религии, знал ненависть, существовавшую между шиитами и суннитами, и, как искусный политик, не приставал ни к одной из религий, и, задумав покорить мир, равно покровительствовал всем вероисповеданиям. Зная влияние духовенства на умы, покровительствовал ему» [2.28, с.41].
Ибн ал-Асир: «Что касается их веры, то они поклонялись Солнцу при его восходе. У них не было запретной пищи, и они ели всех верховых животных, собак, свиней и прочее» [3.3, 118].
Картлис цховреба: «В обычае же было у них поклонение единому богу, которого на языке своем именовали Тенгри. И начинали писать так: «Мангу Тенгри Кучундур», то есть: «Силою бессмертного бога» [4.7, с.334].
Киракос: «У них нет богослужения, они не поклоняются [никому], но божье имя упоминают часто, при любом случае. И мы не знаем, воссылают ли они хвалу богу сущему или призывают другое божество, да и они тоже не знают. Но обычно они рассказывают вот что: государь их — родственник бога, взявшего себе в удел небо и отдавшего землю хакану. Говорили, якобы Чингис-хан, отец хакана, родился не от семени мужчины, а просто из невидимости появился свет и, проникнув через отверстие в кровле дома, сказал матери [Чингиса]: «Ты зачнешь и родишь сына, владыку земли» [4.1, ф.4].
Иоганка: «Ведь татары военной мощью подчинили себе разные племена из народов христианских, но позволяют им по прежнему сохранять свой закон и веру, не заботясь или мало заботясь о том, кто какой веры держится — с тем, чтобы в мирской службе, в уплате податей и сборов и в военных походах они [подданные] делали для господ своих то, что обязаны по изданному закону… И были там татары, судьи баскардов, которые, не будучи крещены, а исполнены несторианской ереси, когда мы стали проповедовать им нашу веру, с радостью приняли [ее]» [6.2].
Бридия: «Однако [выяснили, что] тартары верят в единого Бога, создателя вещей, видимых и невидимых, и подателя благ, [отмеренных] на этот век, равно как и зла. Однако они не почитают Его должным образом, потому что имеют разных идолов. У них есть некие изображения человеческих фигур из войлока, которые они помещают по обеим сторонам от входа в юрту над выменем, сделанным ими из войлока подобным же образом, и утверждают, что они являются хранителями скота и приносят им в жертву молоко и мясо. Но в большей степени они почитают шелковых идолов, которых они кладут на крытую повозку [внутрь ее], [или] у входа в юрту… Они никого не принуждают оставлять свою веру, только бы повиновался во всем их приказам» [6.15].
Фома Сплитский: «Они не связаны ни христианским, ни иудейским, ни сарацинским законом, а потому им не ведома справедливость и не соблюдают они верности клятве» [6.3].
Рубрук: «Итак, в канун Пятидесятницы мы собрались в нашей часовне, и Мангу-хан прислал трех секретарей, чтобы быть третейскими судьями: одного христианина, одного Саррацина и одного Туина; и было заявлено: «Приказ Мангу следующий, и никто да не дерзает говорить, что этот приказ разнится от приказа Божия. Он приказывает, чтобы никто под угрозой смертной казни не смел говорить едких или оскорбительных для другого слов и чтобы никто не устраивал смуты, могущей помешать этому делу». Тогда все смолкли» [6.9].
ЕТ: В интернете бы ввести такие порядки!

ЕТ: А какой веры был сам Чингис-хан и его преемники?

ВИ: «Чингис-хан и его преемники одинаково покровительственно относились ко всем религиям и к служителям религиозных культов. Но Хубилай отдавал предпочтение одному из буддийских толков, так называемым «красношапочникам» — секте сакья, сложившейся в Тибете в XI в.» [8.2, т.3, г.35].
Джувейни: «Поелику Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан и идолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению: одни наложили Ислам (на выи свои), другие пошли за христианской общиной, некоторые избрали почитание идолов, а еще некоторые соблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, но таких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но от изуверства удаляются, и не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за один считать и различия меж ними не делать» [3.1].
ЕТ: Также и Менгу-хан.
Рубрук: «Именно в этот день Мангу–хан устроил пиршество, и у него существует такой обычай, что в те дни, которые его прорицатели называют ему праздничными, или какие–нибудь священники–несториане – священными, он устраивает при дворе торжественное собрание, и в такие дни прежде всего приходят в своем облачении христианские священники, молятся за него и благословляют его чашу. Когда уходят они, являются Саррацинские священники и поступают так же. После них приходят жрецы идолов, поступая так же» [6.9].

ЕТ: Сведения о Батые противоречивы.
Вассаф: «Хотя он [Батый] был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства» [3.9].
Джузджани: «Он [Бату] был человек весьма справедливый и друг мусульман; под его покровительством мусульмане проводили жизнь привольно. В лагере и у племен его были устроены мечети с общиной молящихся, имамом и муэззином… Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали следующее: Бату втайне сделался мусульманином, но не обнаруживал (этого) и оказывал последователям ислама полное доверие… Похоронили его по обряду монгольскому» [3.6, с.15].
Джувейни: «Он [Батый] был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений» [3.6, с.21].
Доминиканец Андре: «Царь тартарский стремится только к господству надо всеми, а также к монархии всего мира и не жаждет ничьей смерти, но каждому позволяет пребывать в своей вере после того, как подчинит себе, и никого не заставляет обращаться в чуждую ему веру» [6.4].

ЕТ: Сын и приемник Бытыя Сартак был христианином.
Джувейни: «Сартак был последователем христианской религии» [3.6, с.22].
Казвини: «Он (Сартак) избрал веру христианскую» [3.6, с.91].
Джузджани: «По смерти Бату-хана остался сын его Сартак, чрезвычайно жестоко и несправедливо обращавшийся с мусульманами… Приближаясь к своему дяде Берка-хану, он (Сартак) отказался (от посещения его), свернул с дороги и не пошел к своему дяде. Тогда Берка-хан отправил людей к Сартаку (сказать ему): „Я заступаю тебе место отца; зачем же ты проходишь точно чужой и ко мне не заходишь?» Когда посланные доставили Сартаку весть Берка-хана, то проклятый Сартак ответил: „Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское (для меня) несчастие». Да проклянет его аллах многократно!» [3.6, с.15-16].
Киракос: «Был у него сын по имени Сартах, о котором мы выше упомянули, воспитанный кормилицей-христианкой; вступив в возраст, он уверовал в Христа и был крещен сирийцами, которые вырастили его. Он во многом облегчил положение церкви и христиан и с согласия отца своего издал приказ об освобождении [от податей] священников и церкви, разослал его во все концы, угрожая смертью тем, кто взыщет подати с церкви или духовенства, к какому бы племени они ни принадлежали, даже с мусульманских мечетей и их служителей. С этого времени, осмелев, стали являться к нему вардапеты, епископы и иереи. Он любезно принимал всех и исполнял все их просьбы. Сам он жил в постоянном страхе божьем и благочестии — возил с собой в шатре алтарь, всегда исполняя священные обряды» [4.1, ф.5].

ЕТ: Правда, был странным христианином-многожёнцем.
Рубрук: «У него самого шесть жен, да его первородный сын имеет возле него их две или три» [6.9].

ЕТ: Приемник Сартака, брат Батыя Берке с самого рождения был мусульманином.
Родословие тюрков: «Берке-хан был мусульманин. В некоторых историях упоминается, что Берке-хан родился от матери (уже) мусульманином, так что в момент рождения, сколько ни хотели дать ему молоко, он не брал молоко своей матери, пока одна из женщин-мусульманок не дала ему молоко и не вскормила» [3.8].
Джузджани: «Когда мать родила Берка-хана, отец его сказал: „Этого сына я делаю мусульманином, добудьте ему мусульманскую кормилицу, чтобы она его пуповину обрезала по-мусульмански и чтобы он пил мусульманское молоко, ибо этот сын мой будет мусульманином». Согласно этому указанию, пуповину его обрезала кормилица по мусульманскому обряду, и он (Берка) пил мусульманское молоко. По достижений им срока обучения и наставления собрали несколько мусульманских имамов и выбрали одного из них для обучения его (Берка) Корану. Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали, что обучение его Корану происходило в Ходженде, у одного из ученых благоче-стивцев этого города» [3.6, с.16].
ЕТ: Берке уже принялся насаждать ислам.
Бейбарс: «В 661 г. (1263) прибыли (в Египет) послы Берке, царя Татарского… с известием, что он принял ислам. При них было письмо от него, которое содержало поименование тех, кто из татарских домов принял ислам и вышел из толпы неверных, с подробным перечислением их по племенам и родам, (с указанием) отдельных лиц и ратей, младших и старших» [3.5, с.98]

ЕТ: Последующие ханы Золотой Орды также были мусульманами, но были и исключения.
Эльбирзали: «Он (Тохта) был неверным религии поклонения идолам, любил Уйгуров, т.е. лам и волшебников, и оказывал им большой почёт. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман» [3.5, с.174].
Ибн Касир: «Он (Тохта) был человек решительный и храбрый, исповедовал веру татарскую (заключавшуюся) в поклонении идолам и звездам, любил лам, мудрецов да врачей, и покровительствовал мусульманам более всех (других) народов» [3.12].

АБ: Вот что говорится о Мамае: «Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих…» Знаете, каких? Ну, Магомета, конечно. Однако Магомет на самом последнем месте… «…богов своих: Перуна и Салавата, и Раклия, и Хорса, и великого своего пособника Магомета».

ЕТ: Принятие мусульманства в Золотой Орде затянулось на столетия. Вот что пишет очевидец спустя более чем через полвека после Куликовской битвы.
Барбаро: «О татарах же нечего сказать другого, кроме разве того, что те из них, которые остались язычниками, поклоняются истуканам, возя их с собой на своих телегах; однако среди них есть и такие, которые имеют обычай поклоняться каждый день какому-нибудь животному, встреченному ими при первом выходе из дома» [6.21].

ЕТ: Что присутствуют Перун с Хорсом, так, по мнению Б.А.Успенского, поддержанному М.А.Васильевым, языческие религии разных народов не различались в глазах русских книжников, они полагали наличие единой языческой, неправославной культуры. Так что, книжник, каких знал языческих богов, таких и написал: к Грому и Солнцу Мамай взывал. Ибо, невозможно одновременная вера и в Магомета, и в Перуна. Мусульманство считает идолопоклонство ужасным грехом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector