0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология консультирования и посредничества

Технологии консультирования и посредничества в социальной работе;

1. Сущность консультирования

2.формы и виды консультирования

3. Технологии консультирования

4. Методика посреднической деятельности

Распространение консультирование в началось 60-х гг 20 века. Консультирование — процесс многосторонний.

Результат- проблема- клиент

Консультация — это взаимодействие между двумя или несколькими людьми в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, программ и т.п.

Совет — односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.

Руководство — односторонний процесс поддержки и стимулирования, включает обучение и инструктирование

Консультирование — двухсторонний процесс сотрудничества, в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентов своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия.

1. Помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

2. Помогает обучаться новому поведению

3. Способствует развитию личности

4. Акцентируется ответственность клиента

5. В основе лежит консультативное взаимодействие — отношения между консультантом и клиентом, основанные на философии клиентоцентрированной терапии

Принципы клиентоцентрированной терапии( к. Роджерс):

1) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения к себе.

2) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя

3)каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельное решение

1) целесообразность и целеустремленность

3) методическая грамотность и компетентность

По критерию объекта помощи:

Пространственная организация консультирования

По критерию продолжительности

В зависимости от содержания запроса клиента и характера проблемной ситуации:

В зависимости от реакции на ситуацию клиента:

1. Авторитарные виды консультирования

— предписывающее воздействие — сфокусировано на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия

— конфронтационное консультативное воздействие имеет своей целью осознание клиентов каких-либо ограничительных установок

— катарсическое воздействие — с целью помочь клиенту дать выход подавляемым болезненным эмоциям

— каталитическое воздействие — ориентировано на стимулирование самопознания, научения и решения проблем

— поддерживающее — на подтверждение ценности и значимости личности клиента

Концепция интегративных консультативных умений (келли)

1 стадия — начальная

Цели: установление рабочих взаимоотношений, прояснение и определение проблемы , диагностика и формулирование гипотез, контрактирование.

Стратегии и процедуры начальной стадии:

— изучение или зондирование

— приотеризация и фокусировка

2 стадия — серединная

Переоценка проблем, поддержание рабочих взаимоотношений, пересмотр контракта

— предоставление обратной связи

3 стадия завершающая

— выбрать подходящее изменение

— перенос результатов научения

— завершение консультативных отношений

1. Определение проблемы клиента, оценка возможности ее решения

2. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему

3. Помощь клиенту по установлению контакта и содействие в приеме в соответствующих учреждениях

— выписка для клиента необходимых данных об организации

— оформление сопроводительного письма

— полезно, если клиента будет кто-либо сопровождать из родственников, который будет проинструктирован

Специалист по социальной работе в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана:

Необходимо, чтобы клиент сообщил о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита

Пока контакты клиента не станут прочными специалист должен держать ситуацию под контролем.

Технологии консультирования и посредничества

Требования к критериям и нормам

1. Требования должны иметь относительный характер, т.е проявлять свое значение при сравнении тенденций, ситуаций и т.д.

2. Обладать мерой, т.е поддаваться измерению, хотя бы в условных единицах.

3. Они должны предполагать изменения под воздействиям управленческих факторов.

Результаты социальной экспертизы должны отвечать требованиям интерфейса, т.е язык науки должен быть переведен на язык практики, интерфейс предполагает передачу полученных результатов пользователю в доступной ему форме.

Эффект социальной экспертизы предполагает изменение, т.е развитие или сохранение социального объекта на основе мотивированного заключения в форме рецензии, мониторинга или проекта.

Консультирование является универсальной технологией, ибо используется при решении любых проблем клиентов. Консультирование иногда называют методом и он входит составной частью в другие технологии. Это всегда необходимая информация, оказываемая с целью предоставления помощи. Предоставляет собой взаимодействие между собственно консультацией и клиентом в процессе которого передается соответствующая информация, необходимая для социальных прогнозов и программ.

Типы консультирования:

1. Общее, т.е когда консультант дает консультирование по любым вопросам.

2. Специальное, по определенным вопросам.

3. Обучающее, когда консультирование проводится специалистами выше стоящих организаций, специалистами ниже стоящих организации.

4. Договорное, когда делается заказ на проведение консультирования по определенной проблематике.

По сферам приложения выделяют:

5. Ориентированное – на проблемы личности и т.д.

Различают: — очное ( контактное ); — заочное, т.е дистактное ( телефонное );

По формам различают:

По содержанию:

— конкретное ( частной проблеме );- программное.

При конкретно: происходит не только передача информации, но и осуществляется его поддержка. Программное: представляет 2-х — сторонний процесс. С одной стороны помогает организация оценить их деятельность, устранить недостатки и повысить качество предоставленных услуг. С другой стороны консультирование помогает осуществлять руководство данной организацией , помогает в усовершенствовании управленческой деятельностью.

Консультирование может играть следующие роли:

— роль посредника, адвоката, учителя, наставника.

На основе предоставляемой информации, клиент осуществляет выбор альтернативных решений проблемы.

В процессе консультирования применяются следующие приемы:

— выслушивание, перефразирование, уточнение, резюмирование.

Методы:

— внушение, убеждение, заражение, тестирование, аналогии, мини тренинг, консультационный инструктаж.

Условия для успешной консультации:

1. Позиция консультанта и клиента на равных.

2. Клиент должен проникнуться симпатией к консультанту.

3. Показать клиенту, что действия которые он предпримет на основе информации, позволят ему удовлетворить потребности, решить проблемы, преодолеть конфликт.

4. Позиция консультанта не противоречащая взглядам клиента.

Качества консультанта.:

1. Профессионализм.2. Эмпатия.3. Уважение к клиенту, независимо от национальности, пола и т.д.; 4. Умение вселить уверенность в своих силах. 5.Искренность. 6.Конкретность и четкость.7.Соответствие слов, позиций, жестов, мимики и т.д.

Работая с клиентом нужно работать с ним здесь и сейчас.

Процесс (последовательность) консультирования:

  1. Выявление причин, побудивших клиента обратиться к консультанту.
  2. Выяснение наличия мотивации.
  3. Диагностика, на основе ее анализа и оценки.
  4. Формулирование проблемы и определение цели.
  5. Разработка стратегии плана действий.
  6. Их осуществление.
  7. Оценка консультирования и выводы.

Принципы:

  1. Анонимности. 2. Толерантности. 3.Добровольности и ненавязчивости. 4. Целеустремленность и целесообразность. 5. Компетентность специалиста и методическая грамотность.

Не рекомендуется произносить такие фразы:

— “я думаю….”, “я чувствую…”, “я знаю…”, “я уверен…”;

Использовать вопросы: “что вы думаете…”, “как вы думаете, кто может вам помочь ….”, “в ком (или в чем ) причина…”.

При проведении консультации следует обратить внимание на атмосферу ( консультант не должен отвлекаться; не должны появляться и мешать посторонние; консультант точно должен знать каким временем располагает он, и каким временем располагает клиент).

Консультант должен учитывать влияние на клиента,его ближайшего окружения, которое может влиять как “+”, так “-“, и даже “нейтрально”. Поэтому предвидеть влияния среды и обстоятельств — это важная задача консультанта. Посредничество используется во всех сферах жизнедеятельности человека.

В процессе посреднической деятельности осуществляется взаимосвязь :

  1. Между государством, учреждением, организацией и клиентом.
  2. Между специалистами разного профиля.
  3. Между учреждениями разной ведомственной подчиненности.
  4. Межличностный посредник.

Этапы посреднической деятельности:

  1. Определение проблемы и оценка возможности ее решения.
  2. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему клиента.
  3. Установление контакта между клиентом и учреждением, и содействие в приеме.

Посредничество осуществляется, когда социальный работник не может предложить пути и средства решения проблемы клиента самостоятельно.

Приемы:

1. Выписка для клиента необходимых данных об организации, куда следует обратиться.

2. Сопроводительное письмо.

3. Предварительный контакт со специалистом ( созвониться) с целью предварительного знакомства с клиентом.

4. Обеспечение сопровождения.

5. Социальный работник должен убедиться, что контакт состоялся, что помощь получена и оценить степень удовлетворенности клиента.

6. Посредник держит ситуацию под контролем до тех пор, пока проблема клиента не будет решена.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Технологии консультирования и посредничества

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare, что означает «советоваться», «заботиться». В украинском языке это слово означает «совет, разъяснение специалиста по любому вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний».

Рассмотрение консультативной деятельности как одного из видов профессиональной деятельности социального работника требует детализации сущности и особой деятельности консультанта как субъекта профессионального взаимодействия с клиентом-объектом.

Консультант — это специалист (компетентное лицо), осуществляющий консультативную деятельность с целью информирования, помощи и поддержки в нахождении путей решения проблемных ситуаций клиента.

Клиент, в практике деятельности социального работника, это лицо, обратившееся с просьбой о помощи к соответствующей социальной службы или специалиста и пользуется их услугами. В консультировании клиент выступает пользователем услуг субъектом преодоления собственных проблем.

Консультативный процесс обусловлен взаимодействием консультанта и клиента, предполагает определенный смысл.

Взаимодействие является процессом непосредственного воздействия различных объектов (субъектов) друг на друга, взаимосвязанного обмена действиями, характеризующееся взаимообусловленность, причинно-следственной взаимосвязи.

В научной литературе социальное консультирование объясняется в психологической и социальной парадигмах как особый вид помощи клиенту и социальным группам.

Выделяют шесть видов вспомогательных стратегий:

1) предоставление советов: предложение человеку своего мнения относительно наилучшего способа действий в сложившейся ситуации;

2) предоставление информации: предоставление человеку информации, которой она нуждается в сложившейся ситуации;

3) непосредственные действия предпринимать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, предоставлять заем, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации);

4) обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, которые способствуют улучшению ситуации;

5) системные изменения: воздействие на системы, которые вызывают у людей трудности, с целью усовершенствования этих систем, то есть работа по организационному развитию;

6) консультирование: помощь в анализе проблем, прояснении конфликтных зон, нахождение альтернативных путей выхода и принятия решений, то есть поддержка людей в плане помощи самим себе.

На основе обобщения классификаций видов и направлений консультативной деятельности предпринята попытка определить подход к классификационных признаков и видов социального консультирования с точки зрения практики социальной работы, а именно:

— По количеству клиентов консультирование: индивидуальное, групповое;

— По продолжительности: краткосрочное (однократное), долгосрочное (проводится в течение нескольких встреч), оперативное (скорой скоординированности)

— По видам контакта: глазное (непосредственный контакт), заочное или дистанционное (телефонное консультирование, переписка)

— По месту проведения (кабинетное, уличное)

— По источнику передачи информации (вербальное и невербальное (информационные стенды)

— По возрасту клиентов: консультирование детей, подростков, молодежи, пожилых людей;

— По содержанию проблемы: интимно-личностное, социально-правовое, психолого-педагогическое;

— По функциям: информационное, поддерживающее, посредническое, организационное.

В социальном консультировании как технологии социальной работы используется также программное консультирование, которое определяется как двусторонний процесс решения проблемы, во время которого консультант помогает учреждению или организации проанализировать и улучшить деятельность по предоставлению клиентам необходимых социальных услуг. Например, социальный работник-консультант, обсуждая с персоналом дня детского центра проблему взаимодействия с родителями, основное внимание уделил необходимом изменениям, которые бы побуждали родителей играть более конструктивную роль в делах центра. Другой вид программной консультации требует сосредоточения внимания на организации питания, проблемах административного характера, трудности в отношениях между сотрудниками или неблагоприятном социально-эмоциональном климате в целом.

На практике случается и третий тип социального консультирования, который является синтезом конкретного программного консультирования.

Немаловажное место в процессе решения проблемной ситуации или конфликта следует отвести посреднику.

Посредничество (mediation) — форма вмешательства в конфликт, при которой третья сторона помогает конфликтующим сторонам достичь добровольного согласия, договоренности. Посредником должен быть авторитетный, знающий человек, для которого важны и присущие такт и «мера вещей». Словом, можно сказать, что посредник — «третейский судья», который умеет «лечить душу», советчик, наставник [173].

В связи с развитием в последние годы большого количества региональных конфликтов, в основном межнационального характера, все чаще обращаются за посредничество в так называемых миротворческих сил, в том числе войск Организации Объединенных Наций, в большинстве случаев непосредственно вступают в конфликт. В Конго, Сомали, на территории бывшей Югославии среди таких посредников были убиты и ранены. Следует подчеркнуть, что посредники, как и судьи, а не противодействующие стороны конфликта, их цели диаметрально противоположны: не развивать, а остановить конфликт, разрешить противоречия, желательно, мирным путем.

Можно сказать, что посредничество — специально организованная форма общения двух конфликтующих сторон, осуществляется с помощью третьей, нейтральной стороны (посредника) с целью косвенного управления процессом решения конфликта в соответствии с правилами диалогического взаимодействия.

Третья сторона может действовать как сила, поддерживающая одну из сторон, и как независимый посредник. В первом случае завершения конфликта осуществляется с помощью насилия, в другом — суда, арбитража, медиации.

В общем плане способы вмешательства третьих сторон можно разделить на два класса: контрактные и спонтанные. Контрактные вмешательства осуществляются специалистом по преодолению конфликтов (например, профессиональным посредником или судьей), который имеет специальную подготовку и опыт в питании, стали предметами спора. Обычно такая третья сторона не имела раньше своих собственных отношений с конфликтующими сторонами, ее главная цель заключается не в улучшении отношений между ними, а в урегулировании конфликта как такового.

Механизм посредничества заключается в том, что наличие третьей стороны участника позволяет перенести на него, как на посредника, часть непроизводительных моментов конфликта, эмоционального напряжения, снять неприязнь конфликтующих сторон.

Содержание посреднической функции заключается в том, чтобы организовать процесс так, чтобы помочь конфликтующим сторонам найти выход из сложной ситуации и умело сохранить нейтральную позицию.

В зарубежной научной литературе технология посредничества в конфликтах известна под названием «медиации» (посредник, соответственно, называется конфликтолог-практик, «медиатор»).

Медиация — вид деятельности, заключающийся в оптимизации с помощью третьей стороны процесса поиска путей решения проблемы для прекращения конфликта.

Медиаторства может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным).

Официальными медиаторами выступают межгосударственные организации (ООН), отдельные государства, государственные правовые институты, государственные комиссии, представители правоохранительных органов, общественные организации и тому подобное. Эффективность таких формальных ролей третьих сторон определяется в соответствии с законом, то есть правом заниматься Исправление конфликтов.

Процедура и технология посредничества в разрешении конфликта состоит из пяти основных этапов:

— Организации опосредования конфликта;

— Мотивации и установления отношений партнеров, оппонентов;

— Монологической опосредования конфликта;

— Диалогическое опосредование конфликта;

— Подведение итогов работы.

Организация опосредования конфликта (первый этап посредничества) заключается в проектировании формы сеансов опосредования конфликтов и подготовке участников конфликтов к будущей взаимодействия (место встречи, некоторое реквизит, пространственное расположение участников взаимодействия и т. Д.).

Мотивация и установление отношений участников, то есть разрешения конфликта (второй этап посредничества), предусматривает, что посредник выделяет серьезность ситуации, возникшей выражает уважение к участникам конфликта, стремится ненавязчиво убедить в возможности успеха, знакомит с основными правилами успешного общения в конфликте.

Монологическое опосредование в конфликте (третий этап посредничества) разворачивается как урегулирования посредником, поочередное высказывание своих позиций сторонами конфликта, своих взглядов, чувств. Главный метод ведущего на этом этапе — поддержание активного и пассивного слушания со стороны каждого оппонента.

Диалогическое опосредование конфликта (четвертый этап посредничества) заключается в том, что взаимодействие между конфликтующими сторонами с урегулированием и посредничеством, обмен монологами постепенно переводится в непосредственный диалог между ними, который все реже прерывается посредником. Иногда применяется прием смены ролей каждой стороны на противоположные, чтобы углубить и закрепить понимание конфликтной ситуации с позиции партнера.

Подведение итогов конфликта (пятый этап посредничества) заключается в коротком анализе конфликтной ситуации и формулировке взаимного согласия (устно или письменно) о результатах решения конфликта, пути и средства дальнейших взаимоотношений между конфликтующими.

В посредничестве существуют четыре базовые стратегии:

— Решение проблемы, которую еще называют интеграцией (предусматривает поиск взаимовыгодного решения, которое удовлетворит обе стороны);

— Компенсация (предусматривает обещание вознаграждения за совершенные сторонами поступки или достигнутые ими договоренности)

— Давление (предусматривает принуждение сторон к поступку или согласия, что достигается за счет наказания или угрозы наказания)

— Бездействие (сознательное стремление к тому, чтобы стороны конфликта сами его уладили).

Diplom Consult.ru

32. Технология консультирования и посредничества.

Большое место в деятельности специалиста социальной работы занимает консультирование.

Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией. В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно: 1. общее консультирование клиентов специалистами социальной работы. 2. специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений. 3. обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения. По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п. Консультант способствует ликвидации дефицита информации об объекте и предмете исследования или преобразования, вооружает клиента новыми подходами, инновационной информацией и технологией. По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию — конкретное и программное. Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д. Программное консультирование, — двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент в такого рода консультации Технологические условия — позиция консультанта не противоречила взглядам клиента, показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов, эмоционально положительное отношение к консультанту. Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов: Целесообразность и целеустремленность. Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему. Добровольность и ненавязчивость. Консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. Методическая грамотность и компетентность. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Посредничество — одна из функций социальной работы. Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить. Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа: 1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения; 2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему; 3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением. Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд приёмов – 1. выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Инициатива установления контакта с учреждением (дом-интернат, лечебное учреждение и т.д.), договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом. 2. оформление сопроводительного письма в организацию. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

33. Технология социальной работы с лицами с ограниченными возможностями.

Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями и инвалидов важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей, для того, чтобы быть социально востребованными. Социальная реабалитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность). Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход. Реабилитация лиц с огр. возможностями включает в себя мед. реабилитацию (лечение, протезирование), профессиональная реабилитация (включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование), социальная реабилитация состоит из социально-бытовой адаптации — это предоставление протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски и др.). С этой целью для инвалидов разработана Ипр (индивидуальная программа реабилитации) — комплекс оптимальных для инвалидов реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Цель реабилитации – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Разрабатываются специальные социальные технологии для работы с лицами с ограниченными возможностями. Главное, что должен учитывать социальный работник, это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых инвалидам и их семьям. Необходимо проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с инвалидом и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям инвалида. Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг – реабилитация в специальных центрах, психологическая помощь, консультирование, патронаж семьи, помощь семье и человеку, информирование, материальная поддержка (пенсии, пособия), создание клубов и обществ (общество слепых), участие в параолимпийских играх и конкурсов для инвалидов. Используются различные технологии – диагностика семей, имеющих инвалида,уровня межличностных отношений, тестирование с целью выявления их потребностей, Интеграции инвалида в общество помогает и трудоустройство его. Помощь социальных служб заключается в помощи поиска места работы, адаптации его в деятельности. Большое место для реабилитации инвалидов играют их семьи. Поэтому немаловажно организовать работу с семьёй для создания благоприятного климата по реабилитации больного. Специалист по социальной работе в ходе работы с семьями должен выполнять такие задачи, как предоставление информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов и др. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. Наиболее очевидная социальная помощь инвалидам оказывается в домах- интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико- социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Сейчас акцент сделан на помощь нетрудоспособным на дому. Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом,любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми и инвалидами является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть. Таким образом, можно отметить, что социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Посредничество и консультирование

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит консультированию.

Консультирование — это относительно новая область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.

В широком смысле консультирование — это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами «советник», «помощник», «наставник». Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование», что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам.

Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Консультирование — профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранении, повышении качества жизни.

Консультирование может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным является психологическое консультирование. По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна, психологическое консультирование- очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать — с чувствами, мыслями или поведением, что лучше — поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем».

Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.

В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др.

Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

  • — общее консультирование клиентов специалистами социальной работы;
  • — специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений;
  • — обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения;
  • — договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

Информация консультанта может реализовывать различные функции консультирования: быть катализатором, ускоряющим и облегчающим работу, выступить средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий.

Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста социальной работы.

Консультирование классифицируется по следующим признакам:

  • 1. По организации:
    • — контактное (очное). Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Контактная беседа наиболее распространенный вид консультационного процесса. Одной из основных форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его специальные возможности;
    • — дистантное (заочное). Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. Общение происходит по телефону или по переписке. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, а также из-за его нежелания с глазу на глаз встречаться с социальным консультантом.

  • 2. По форме: групповое и индивидуальное консультирование.
  • 3. По содержанию: конкретное и программное.

Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т. д.

Программное консультирование, это двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Другая разновидность программной консультации предполагает сосредоточение основного внимания на организационных вопросах.

  • 4. Сочетание конкретного и программного консультирования.
  • 5. Новым направлением консультативной деятельности в России, которое активно используется за рубежом, является супервизорство. Супервизор — это консультант-психолог, оказывающий помощь специалистам социальной сферы (врачам, учителям и др.), взаимодействуя с ними.

Консультирование не является одномоментной акцией, это процесс. Оно имеет протяженность во времени, поэтому и этом процессе можно выделить несколько этапов. Основные из них:

  • — выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;
  • — анализ, оценка и диагностика проблемы;
  • — формулировка проблемы и определение целей консультации;
  • — установление стратегии и плана действий;
  • — осуществление соответствующих действий;
  • — оценка результатов консультации и выводы.

Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведение до клиента дополнительной информации.

Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении.

Технологии консультирования и посредничества в социальной работе;

1. Сущность консультирования

2.формы и виды консультирования

3. Технологии консультирования

4. Методика посреднической деятельности

Распространение консультирование в началось 60-х гг 20 века. Консультирование — процесс многосторонний.

Результат- проблема- клиент

Консультация — это взаимодействие между двумя или несколькими людьми в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, программ и т.п.

Совет — односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.

Руководство — односторонний процесс поддержки и стимулирования, включает обучение и инструктирование

Консультирование — двухсторонний процесс сотрудничества, в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентов своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия.

1. Помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

2. Помогает обучаться новому поведению

3. Способствует развитию личности

4. Акцентируется ответственность клиента

5. В основе лежит консультативное взаимодействие — отношения между консультантом и клиентом, основанные на философии клиентоцентрированной терапии

Принципы клиентоцентрированной терапии( к. Роджерс):

1) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения к себе.

2) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя

3)каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельное решение

1) целесообразность и целеустремленность

3) методическая грамотность и компетентность

По критерию объекта помощи:

Пространственная организация консультирования

По критерию продолжительности

В зависимости от содержания запроса клиента и характера проблемной ситуации:

В зависимости от реакции на ситуацию клиента:

1. Авторитарные виды консультирования

— предписывающее воздействие — сфокусировано на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия

— конфронтационное консультативное воздействие имеет своей целью осознание клиентов каких-либо ограничительных установок

— катарсическое воздействие — с целью помочь клиенту дать выход подавляемым болезненным эмоциям

— каталитическое воздействие — ориентировано на стимулирование самопознания, научения и решения проблем

— поддерживающее — на подтверждение ценности и значимости личности клиента

Концепция интегративных консультативных умений (келли)

1 стадия — начальная

Цели: установление рабочих взаимоотношений, прояснение и определение проблемы , диагностика и формулирование гипотез, контрактирование.

Стратегии и процедуры начальной стадии:

— изучение или зондирование

— приотеризация и фокусировка

2 стадия — серединная

Переоценка проблем, поддержание рабочих взаимоотношений, пересмотр контракта

— предоставление обратной связи

3 стадия завершающая

— выбрать подходящее изменение

— перенос результатов научения

— завершение консультативных отношений

1. Определение проблемы клиента, оценка возможности ее решения

2. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему

3. Помощь клиенту по установлению контакта и содействие в приеме в соответствующих учреждениях

— выписка для клиента необходимых данных об организации

— оформление сопроводительного письма

— полезно, если клиента будет кто-либо сопровождать из родственников, который будет проинструктирован

Специалист по социальной работе в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана:

Необходимо, чтобы клиент сообщил о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита

Пока контакты клиента не станут прочными специалист должен держать ситуацию под контролем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector