0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология Навешивание ярлыков как пример

Технология навешивания ярлыков

влияние на личность человека; рано или поздно, зачастую вопреки индивидуальным интенциям, человек начинает соответствовать языковым лекалам, на основе которых скроен

Технология навешивания ярлыков

Другие рефераты по предмету

РУССКАЯ РЕЧЬ В КРИЗИСНУЮ ЭПОХУ: ПСИХОЛОГИЯ, СЕМИОТИКА, РИТОРИКА

Риторика — информационно-психологическое поле современного человека.

1 Понятие «навешивания ярлыков»

В России практике широко применяется навешивание “ярлыков”, через малозаметную инфильтрацию души и воли происходит подмена одних понятий другими.

Риторически определено все поведение человека, так что направленное на него слово, чаще всего вопреки интенциям говорящего, осуществляет импринтинг, вторгается во внутренний мир, нередко кардинально изменяя его. В языке, как таковом, заложено объяснение бытия. В слове, как таковом, бьется ритмический пульс вопросов и ответов, выхождений из себя и возвращений в себя, общения мысли и углубления в себя. Иными словами, слово, удачно вписанное в контекст, ситуационный или экстралингвистический, один из мощных суггесторов, не всегда анализируемыми ассоциациями проникающий на подсознательный уровень и руководящий экзистенциальной семантической аурой человека, его рецепционными кодами и деятельностными ответами.

Услышав слово, содержащее множество исторических, восходящих к индоевропейским, даже к звукоподражанию, радиксоидов, мы обнаруживаем ассоциативный веер и конативную, императивную энергию слова раньше, чем аналитически усваиваем его целостную семантику. Говоря об индуктивных состояниях, вызываемых посредством моды, слухов, бессознательного стремления присоединиться к группе идущих, дерущихся и т. д.. Ученый делает вывод о психической контагиозности, достигаемой идентифицированностью эмоционально-чувственного непосредственное воздействие слова «жизнь» И частица «био-», наиболее часто используемая в рекламе и названиях товара с целью интенсифицировать его рыночную реализацию на подсознание. Главная функция слова — суггестивная, внушающая, т. е. его проникновение не логическим, а эмоционально-контагиозным путем. Назвать что-либо своим именем — значит получить над ним власть: это существенная деталь колдовских манипуляций первобытного человечества. Авторитетность, важность говорящего для его собеседника — принципиальный фактор наиболее полного усвоения сказанного во всем многообразии его внешних и внутренних смыслов, слов и коннотируемых семантических ореолов.

Однако наша задача — рассмотреть то, что называют «индуктивными состояниями», когда настроенность, запрограммированность на индуцирование отсутствует в риторике это прием «запланированной неожиданности». На разум человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его поразить или не осознается, оставаясь скрытым стремлением к внушению. Именно тогда риторика, объединяя знания лингвистики, психологии, имиджелогии, становится информационным полем, вне которого человек не воспринимает адекватно мира и своей роли в совершающихся явлениях. Язык важнейшая форма и единственная сущность этого процесса, ибо «языковые очки» предстают здесь во всей их наглядности.

1 Факторы обуславливающие возможность «навешивания ярлыков»

Законы коммуникации, умело используемые манипуляторами общественным сознанием, позволяют сделать речевое действие, во-первых, индивидуальным. И способным круто изменить ход самоизучения; во-вторых, всеобщим, в-третьих, психологически детерминированным, вызывающим индукцию. Но мы даже не ощущаем себя запрограммированными, просмотрев телепередачу, прочитав газетную статью, прислушиваясь к выступлениям ораторов. Не делаем, ибо у нас отсутствуют механизмы психологической защиты от речевого импринтинга, а разработка таких механизмов представляется главной задачей современной риторики.

Итак, каковы же состояния, делающие возможным психологическое индуцирование как квазириторический прием?

1. Имиджелогический прием «навешивания ярлыков»; он тем действеннее, чем большим авторитетом обладает коммуникатор. В качестве цокольного этажа такого приема

а) формирование репутации, в том числе комическое;

б) организацию и поддержание саморепутации (самоимиджа);

в) синонимическую замену, основанную на частичной общности смыслов;

г) использование цивилизационных архетипов (мифологизацию) как обращение к коллективному бессознательному.

2. Реликты эгоцентрической речи, раскрывающие механизмы формирования номинаций и упорядочивание мыслеобразов имеющимися вербальными традициями.

3. Реклама в различных ее интерпретациях как фактор скрытого и открытого притягивания резервов подсознания, императивного обращения к личности; в данном случае огромна роль так называемых перформативов, т. е. глаголов речевого действия, в их вербальной непроявленности: стоит автору рекламы включить в текст перформативы «говорю», «прошу», «требую» — реклама не сработает.

4. То, что сегодня с полным основанием можно именовать «психологическим бандитизмом», т. е. вторжение психолога с его знаниями о человеке в индивидуальный мир менее всего ожидающей этого личности; «шоковая терапия» хороша лишь тогда, когда это терапия, а не тот же ярлык, приводящий к разного вида личностной деструкции. Частью этого же приема является попытка «распаковки» личностных коннотаций собеседника, его индивидуальных образов, связанных с элементом речи.

Различные формы притеснения, совершающиеся в риторически корректных речевых структурах, не обнаруживающих сверхзадачи говорящего. Так, среди факторов девиации и делинквенции, обслуживаемых различными экзерсисами риторики, можно назвать следующие:

а) власть примеров, внедряемых как интерпретация «ярлыков»;

б) смена приоритетов, среди которых нет места духовному совершенствованию;

в) внедрение «тюрьмизмов» как якобы неизбежной формы массовой культуры;

г) «лишение основанию, как эристический прием и как социальное явление, когда историческая память «отцов» отторгается формирующимся кодом «детей».

Названные приемы, во многом отражающие современную риторику; как информационное поле личности, требуют адекватной оценки и реагирования. Чтобы этого достигнуть, важно понять их природу. «Посадите человека на скамью подсудимых — и он почувствует себя виновным», — Это удачно сформулированная сущность технологии «навешивания ярлыков»: следствие, не имеющее причины, непременно ее вызовет, текст ведет читателя, манипулируя им; и реальность текста, а не реальность мира станет он воспринимать как истинную, отказывая себе самому в праве анализировать и выносить суждения, противоречащие прочитанному. Нет преступления, которое не возводилось бы в разряд достойных поступков обществами, которым это преступление было полезно. В этом случае его назовут не преступлением, а достойным поступком. Шедший на Париж к диктатуре ста дней Наполеон поначалу был воспринят газетами как «корсиканское чудовище», затем титуловался императором.

Но люди, способные или неспособные влиять на общественное мнение, для его формирования, убеждения или разубеждения, мобилизации внутренних резервов человека или его расхолаживания пользуются средствами языка, облаченного в тогу риторики. Воспринимаются в этом случае не факты, не цифры, а именно язык, который проникает в подсознание и утверждается в нем во всем единстве выраженных и коннотированных смыслов. Язык — является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее». И «навешивание ярлыков» зачастую работает из-за доверия к языку при игнорировании фактов. Иными словами, оно наиболее действенно применительно к человеку, не доверяющему себе, чей уровень самооценки или уровень притязаний деформирован, а сознание сужено под воздействием внутренних или внешних психотравмирующих факторов. Кстати, эти факторы во многих случаях тоже могли бы, неся определенные «ярлыки», именоваться результатом безупречного применения риторики.

«Навешивание ярлыков» — отражение деформации внутреннего мира говорящего. Он вынужден верить тому, о чем говорят, по крайней мере, настолько, чтобы сказанное могло быть воспринято как откровенная и внутренне адаптированная мысль, коррелированная с его собственным сознанием. Между тем, мысль и слово не связаны между собой изначальной связью, эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. «Ярлык» открывает для мышления новую тропу, и по мере того как человек по ней следует, «прививка» все полнее и разрушительнее укореняется в сознании, заставляя верить услышанному, приводя к некоей аналогии с ним все явления мира, даже со всей очевидностью противоречащие.

Условием наиболее успешной работы «ярлыка» является ожидание, т. е. заранее составленный контекст, в который может быть погружено любое явление и любое суждение, чему отвечает софистический прием, именуемый «дамским аргументом». Наиболее полно соответствуют этой функции сакральные слова, произнесение и восприятие которых ситуационно подготовлено: «Люди испытывали потребность в таком слове и подчинялись ему беспрекословно. Так возник класс слов-символов — заклинания».

Итак, необходимо особое состояние ожидания (антиципации), чтобы спонтанный факт оказался «ярлыком», чтобы его появление в необходимой функции не вызывало бы возражений.

«Навешивание ярлыка» может оказаться успешным и в том случае, когда сказанное противоречит ожидаемому, когда эмоциональное состояние человека оказывается неготовым к принятию данной информации, а потому бессильным против психолингвистической диверсии, оказывающейся тем более действенной, что она неожиданна.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Акварель (186)
  • анимация (172)
  • архитектура (128)
  • в музее (16)
  • вера (821)
  • видео (707)
  • времена года (485)
  • вышивка (49)
  • вязание (9)
  • дети (141)
  • для детей (17)
  • Домоводство (45)
  • Другие страны (105)
  • еда (543)
  • Женские образы (232)
  • ЖЗЛ (194)
  • живопись (720)
  • животные (147)
  • забавно (113)
  • здоровье (1027)
  • гимнастика (89)
  • Иконы (281)
  • Иллюстрации (83)
  • Интересное (954)
  • инфографика (55)
  • Искусство (511)
  • графика (15)
  • кино (7)
  • мода (50)
  • прикладное искусство (212)
  • театр (27)
  • История (1155)
  • документы (12)
  • Коллекции (4)
  • комнатные растения (6)
  • Кулинария (1235)
  • варенье,джемы (64)
  • выпечка (366)
  • заготовки (113)
  • консервирование (33)
  • русская кухня (29)
  • Культура (304)
  • русский костюм (45)
  • символы (9)
  • Литература (11)
  • любовь (47)
  • мнение (5)
  • Модерн (6)
  • Молитва (345)
  • Москва (99)
  • мудрость (248)
  • музыка (215)
  • песня (89)
  • Николай II (29)
  • Общество (105)
  • Обычаи (80)
  • ОТМА (9)
  • пейзаж (212)
  • Писатель (26)
  • полезные советы (1137)
  • Политика (86)
  • портрет (116)
  • поэзия (31)
  • поэт (46)
  • Православие (888)
  • таинство (9)
  • Праздники (352)
  • природа (173)
  • притчи (16)
  • рассказ (2)
  • рецепты (1829)
  • Российская Империя (544)
  • Россия (821)
  • рукоделие (66)
  • Русский язык. (81)
  • скульптура (21)
  • Славяне (58)
  • Слайд-шоу (0)
  • старая открытка (50)
  • Старые фотографии (459)
  • лица из прошлого (262)
  • статья (1)
  • стихи (251)
  • мои стихи (9)
  • Страны мира (11)
  • судьбы (206)
  • Творчество (232)
  • ручная работа (129)
  • тесты (4)
  • Тихая Россия (59)
  • Традиции (307)
  • фарфор (8)
  • Фото (523)
  • мои фотографии (118)
  • Художники (794)
  • Цветы (173)
  • цитаты (279)
  • Юмор (4)

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Технология навешивания ярлыков.

Изображение В.В. Путина в одной из версий обложки журнала «The Economist»

Мы постоянно делим этот мир на «белое» и «черное», забывая, что мир — это всегда оттенки серого. Мы часто относимся с предубеждением к кому-либо или к чему-либо.

Людей делим по принципу «свой»«чужой»: по национальному признаку, вероисповеданию, классовой принадлежности, по политическим взглядам, по предпочитаемым музыкальным стилям, по манере одеваться. Да по чему угодно, по какому угодно отличительному признаку.

Мы делаем это постоянно. Мы каждый день занимаемся «навешивание ярлыков». Это самый удобный и простой способ организации всего, что нас окружает. Так устроена наша психология.

Легкий завтрак. Октябрь 1829 года. Русский медведь поедает Турцию-индейку. На вилку насажена «Молдавия».

Этим занимаемся мы сами. Но это же делают и против нас. В результате мы становимся заложниками наших и чужих предубеждений. «Навешивание ярлыков» это самый простой и эффективный метод работы профессиональных политтехнологов и пропагандистов разных мастей. Разные страны с давних времен эксплуатируют этот метод ведя государственную пропаганду.

Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) — древнейший принцип управления основанный на разделении общества на части, разжигании розни и использования вражды между его частями. Лучший способ разделения — «навешивание ярлыков». Приведу несколько самых ярких примеров «навешивания ярлыков», с которыми мне часто приходится сталкиваться самому.

Антисоветский и антиамериканский плакаты Харальда Дамследа. 1944 г.

1. Репрессии, как доказательство несостоятельности идей коммунизма. Спустя более чем полвека после смерти И.В. Сталина, самые ярые противники коммунизма постоянно используют тему сталинских репрессий, как единственный аргумент в споре с оппонентами, напрочь забывая все достижения того времени, все положительное.

2. Слова из речи В.В. Путина о том, что развал СССР был самой большой геополитической катастрофой, предъявляются как доказательство того, что он якобы пытается возродить Советский Союз.

3. Бога нет, потому что власти в государствах в разное время использовали религию для достижения собственных политических целей — используется как основной довод атеистами.

4. Майдан — проукраинская позиция. Антимайдан — пророссийская позиция.Это безапелляционное утверждение используется властями современной Украины для разделения населения на «свой»-«чужой» и дискриминации позиции политических оппонентов.

Я призываю своего читателя самим никогда не использовать метод «навешивания ярлыков», каким бы простым этот способ не представлялся. Так же не стесняйтесь указывать на это своим оппонентам в каждом споре с ними, если заметите эксплуатацию этого метода. Указывайте им на нечестность их доводов и манипуляции с их стороны. Только так можно установить истину и избавится от примесей лжи и несправедливой дискредитации вашей позиции.

Навешивание ярлыков

Ярлыки — это крайние суждения. Знакомо ли вам что-либо из перечисленного?

• «Она такая мнительная».

• «У меня паршивая работа».

• «Мой брат — эгоист».

• «Коллега меня недолюбливает».

Впрочем, слово «перфекционист» — тоже ярлык. Работая над этой книгой, я очень сомневалась, использовать ли этот термин, потому что не хотела, чтобы читатели поставили на себе клеймо перфекциониста. Почему? Когда мы прибегаем к ярлыкам, чтобы описать кого-то, этот ярлык становится линзой, сквозь которую мы смотрим на других или самих себя.

Я не люблю ярлыки. Не понимаю, зачем они нужны. Когда ты даешь себе определение, у окружающих появляются ожидания на твой счет.

Эдди Хуанг, телеведущий

Возможно, вы думаете: «Допустим, но мои ярлыки отражают действительность. Они обусловлены прошлым опытом, связанным с этими людьми». Однако даже если ваши ярлыки действительно классифицируют действия, совершенные людьми в прошлом, дальнейшее их использование способно повлиять на ваши взаимоотношения в настоящем и будущем.

Подумайте о следующих ситуациях, воспринятых сквозь призму разных ярлыков.

СОБЫТИЕ

Муж возвращается с работы. Сказав «привет», переодевается в домашнюю одежду, садится на диван и закидывает ноги на журнальный столик.

Ярлык 1: «У меня такой любящий муж. Он трудится не покладая рук, чтобы содержать нас».

Мысли. «Он отдыхает после трудного рабочего дня».

Поведение. Улыбнуться, поцеловать, спросить, как прошел день, возможно, посидеть рядом пару минут. Это отзовется в нем благодарностью. Позже, после ужина, он предложит вам отдохнуть, а сам вымоет посуду.

Ярлык 2: «У меня ленивый муж».

Мысли. «Да ладно! Наверное, приятно посидеть и отдохнуть, пока кто-то другой все еще работает».

Поведение. Комментарии, высказанные с подавляемым раздражением, нежелание находиться рядом. Это вынудит его избегать вас, равно как и мытья посуды после ужина.

Ярлыки — для подшивок документов. Ярлыки — для одежды. Ярлыки — не для людей.

Мартина Навратилова, экс-чемпионка мира по теннису

СОБЫТИЕ

На работе появляется новая сотрудница, которую рекомендовали как суперпрофессионала в вашей сфере. В первый день она молчалива и немного замкнута.

Ярлык 1: «Она стесняется».

Мысли. «Наверняка тяжело приходить в новую компанию, где ты никого не знаешь».

Поведение. Вы представляетесь и приглашаете ее вместе пообедать. Понимаете, что она действительно скромна, а еще — очень интересный человек.

Ярлык 2: «Она заносчивая».

Мысли. «Ей не хочется даже заговаривать с нами».

Поведение. Вы избегаете ее. Судачите за ее спиной. Тот факт, что она продолжает держаться особняком, только доказывает справедливость вашего предположения.

Ярлыки — это линзы, сквозь которые вы видите окружающих. Эти линзы влияют на ваши чувства, мысли и действия по отношению к другому человеку. А ваши чувства, мысли и действия, в свою очередь, влияют на то, как этот человек ведет себя с вами.

Но ярлыки искажают не только ваше отношение к другим людям. Ярлыки, которые вы навесили на себя, могут вредить ничуть не меньше.

СОБЫТИЕ

Вы делаете заявку на желаемую позицию: это может быть новая работа, новая компания, участие в волонтерской деятельности, учеба. Вашу кандидатуру отклоняют.

Ярлык 1: «От этого я не перестаю быть успешным».

Мысли. «Найду другое интересное предложение».

Поведение. Вы интересуетесь у окружающих о возможных вариантах, находите другое, быть может, даже более выгодное предложение, делаете заявку и получаете приглашение.

Ярлык 2: «Моя жизнь никчемна».

Мысли. «Так и знал, что не стоило и пытаться. Такова вся моя жизнь. Нужно просто смириться».

Поведение. Вы не предпринимаете новых попыток. Сердитесь, чувствуете себя безнадежным.

Будьте осторожны с негативными ярлыками, которые навешиваете на себя и других!

СОВЕТ В ДУХЕ «ЛУЧШЕ СОВЕРШЕНСТВА»: попробуйте примерить разные ярлыки

Попробуйте заменить те ярлыки, которые вы раздали окружающим, новыми.

Например, если раньше вы были убеждены, что ваша коллега, соседка или кто-то из членов семьи сварлива, то изменится ли ваше отношение к ней, если вы предположите, что она подавлена или испытывает стресс?

Попробуйте применить принцип «недо-пере», о котором мы говорили в главе 4 «Страх против страсти». Посмотрите иначе на других людей и на себя: с меньшим осуждением и большим сочувствием. Обратите внимание, как ваше мировоззрение, мысли, поведение и чувства меняются, стоит по-новому посмотреть на себя и окружающих.

Ярлык (Навешивание ярлыков)

Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык,

который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать.

Напяливать на человека свои представления о нём, это всё равно,

что натягивать на него свою старую поношенную одежду.

Ярлыки для банок с консервами, а не для людей.

Сериал «Части тела».

Ярлык (Навешивание ярлыков) как качество личности – склонность мысленно или словесно навешивать на других людей неприглядную табличку – результат субъективной или предвзятой их оценки.

У Авраама Линкольна была любимая загадка: «Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?». Большинство слушателей говорили, что пять. Тогда Линкольн отвечал: «Нет, их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — ещё не лапа».

Мастер говорил, что абсурдно называть себя индийцем, китайцем, африканцем, американцем, индуистом, христианином или мусульманином: это всего лишь ярлыки. Ученику, который заявлял, что он, прежде всего, иудей, а потом всё остальное, Мастер мягко сказал: — Это не твоя сущность, это обусловленность у тебя иудейская. — А что есть моя сущность? — Пустота. — Ты хочешь сказать, что я — вакуум, пустое место? — недоверчиво переспросил ученик. — Ты — то, на что нельзя наклеить ярлык.

Ярлык – раздача нелестных оценок окружающим. По словам психологов, вешанье ярлыков “удобно”, ибо они помогают снять с себя ответственность за определенные отношения и отучают думать. Услышал, что у парня ярлык «Ботаник» и всё, не надо самому составлять о нём мнение, не нужно обдумывать его поведение, ни к чему анализировать его слова и жесты.

Навешивание ярлыков — кузница предвзятости, тенденциозности и необъективности. Навесить на человека ярлык, всё равно, что поставить на нём клеймо: вор, проститутка, пьянь, оппозиционер, робкий, трус, болтун, сноб.

Человек может не сразу проявить свои лучшие качества. Но к услугам глупцов и верхоглядов всегда приходит навешанный на человека ярлык. Например, у человека ярлык «Стукач». Желание общаться с ним сразу пропадает. То есть навешивание ярлыков заранее программирует людей на предвзятое, предубеждённое мнение о ярлыконосителе.

Психолог Кристина Михайличенко пишет: «Самыми распространенными ярлыками, которыми мы пользуемся, являются «плохой/хороший», «скучный/веселый», «глупый/умный», «враг/друг» и еще десятки антонимов. Но скажите, возможно ли отнести человека строго к одному определению? Мы не настолько категоричны. Среди «плохих парней» случается увидеть и заботливых братьев; самые отъявленные циники могут писать романтические стихи, а душевнобольные способны изречь истину. С другой стороны, друзья могут бросить в непростой ситуации, весельчак плачет по ночам в подушку, а смелый герой боится простой мышки. Все это – условности».

Если человека часто называть свиньей, он таки станет свиньей. Будете называть умницей – станет, скорее всего, умницей. Станете говорить, что он сама черствость и бездушие, он таким и будет. Людям свойственно быть последовательными, вот они и оправдывают ваши ярлыковые, негативные ожидания.

В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов, назвав всех жалкими заиками.

В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха повредить репутацию Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

Навешивание ярлыков — автоматическое желание поляризовать жизнь. Разделить мир на своих и чужих, врагов и друзей, плохих и хороших, добрых и злых. Чёрно-белое мышление чревато негативизмом, односторонностью и поверхностностью. Навешивая на других ярлыки, человек становится адской игрушкой завистливого, вздорного, сумбурного ума. Повесив на человека ярлык мы вынуждаем свой изменчивый ум думать о нём плохо, мы заставляем себя не замечать в нём достоинств.

Навешивание ярлыков – форма искажения реальной действительности. К примеру, навесив на человека ярлык «враг», мы получаем в итоге врага, которого создали в своём уме. И потихоньку мы начинаем замечать, как внешний мир превратился в ад, наполненный врагами. Наш мечущийся ум создает нам через ярлыки ужас наяву.

Психологи считают, что с «ярлыками» не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что навешивание ярлыков – это средство манипулирования нашей психикой. Стало расхожей истиной суждение о том, что слово – величайшая сила. Учитель, называющий ребенка бездарностью – «ярлык», который может сломать юному созданию жизнь, если перед нами не Лев Толстой и не Вальтер Скотт. Мать, отчаявшаяся научить сына играть в теннис и в досаде заявляющая ему об этом, возможно, дала явно лишний шанс Кафельникову и Сафину носить теннисную корону. Врач, сообщающий родителям подростка в его присутствии, что он слишком слаб для занятий бегом, вероятно, лишает и жизнь подростка, и Олимпийские игры удовольствия увидеть его среди победителей на спринтерской (стайерской) дистанции. Во всех этих случаях «ярлыки» как воплощение риторической воздействующей энергии можно считать языковой (речевой) агрессией против человека.

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Навешивание ярлыков людям


журнал «Наша психология» (психология на каждый день), июнь 2011,
Источник: psyh.ru
«К вам приклеилось», Текст Дарья Ефремова

Навешивать людям ярлыки – неразумно, нетонко и вообще неинтеллигентно. Все это знают, но попробуйте какое-то время обойтись без них – и вы почувствуете себя так, будто играете в “Да” и “нет” не говорите». Долго не продержитесь.

Нецензурные слова я, как, наверное, и большинство моих ровесников, выучила в пионерском лагере. Существительными обозначалась некая Танька, глагольными производными – все ее действия, поскольку с ней никто не дружил. Никто, разумеется, из «нормальных людей», остальные с ней очень даже дружили. Но ведь на то и «дураки», чтобы им было невдомек: робкое тощее существо с замазанными зеленкой коленями и ужасающе короткой челкой позорит гордый прайд 11-летних девочек, а значит, незамедлительно изгоняется прочь.

К чему такой драматический пример? Ярлыки, или, выражаясь научно, оценочные суждения, – штука вообще небезобидная.

С одной стороны, они необходимы, поскольку экономят наши когнитивные усилия, позволяя делать выводы о людях и событиях «по накатанной» и каждый раз не изобретать велосипед. С другой – скороспелый вердикт не имеет ничего общего с презумпцией невиновности. В залоге детской травли это особенно наглядно: «маменькин сынок», «уродина», «неряха», «ябеда», равно как и все другие непопулярные для сообщества роли.

Но что же происходит у взрослых? Все то же самое. Неважно, каким будет ярлык, снобистски-заносчивым про «человека не нашего круга», подневольно-корпоративным про «неумение выстраивать коммуникацию» или незатейливо-общепринятым про осла, суть одна: гнать его или ее нечистой метлой и до самой канадской границы.

Большинство специалистов связывают привычку раздавать нелестные оценки ближним и дальним с защитными механизмами психики, а именно – с проекциями, когда собственные негативные переживания приписываются окружающим по принципу «с больной головы на здоровую». Так, человек, которому патологически «везет» на неадекватных начальников, завистливых коллег и неискренних друзей-приятелей, вытесняет собственное мрачное мировосприятие, ведь признаться себе, что ты озлоблен на весь свет, очень и очень трудно. Или, например, свекровь, с упоением жалующаяся на невестку. Всем очевидно, что речь идет о ревности, кроме самой дамы: она убеждена, что, будь на месте «этой мартышки приличная женщина», все было бы иначе. «Удобны» ярлыки и тем, что помогают снять с себя ответственность за отношения. В этом смысле очень характерен семейный миф про яблоко и яблоню.

«Когда у нас есть объяснение тому, что наши близкие имеют фатальные недостатки (“он весь в папашу!” или “она – вылитая мать”), то с нас снимается всякая ответственность за происходящее, – поясняет психолог, научный сотрудник факультета психологии МГУ Наталья Евсикова. – Ведь если все предрешено, бессмысленно пытаться что-то изменить». На самом деле проблема далеко не в сходстве и подобии, а в том, что мы сами создаем ситуацию именно так, чтобы человек вел себя подобным образом. Аналог этому – соотнесение характера со знаком зодиака. Это еще более откровенный способ, не выясняя причин и сути явления, сказать: «Что поделать? Он же лев, поэтому такой агрессивный!»

Кстати, для детей такие высказывания особенно опасны, ведь они практически не оставляют шанса измениться: о чем может идти речь, когда известно, что львы враждебны, девы недоверчевы, а тельцы упрямы? Вот и будет человек жить со своей подозрительностью, мнительностью или неуступчивостью, не думая о том, что все могло быть по-другому.

Разумеется, становиться объектом чьих-то опрометчивых суждений никому не хочется. В результате мы демонстрируем оригинальность ума, разносторонность, адекватность, чувство юмора и многие другие хорошие качества, неизбежно оказываясь во власти еще одного стереотипа – оценочной зависимости. Понятийно сформулированная и открытая психологом Владимиром Леви, эта привычка формируется в раннем детстве в качестве одного из основных инструментов социализации. В какой-то мере она полезна, поскольку обеспечивает умение приспосабливаться к окружающей среде, ее нормам, менталитету и ценностям. В «зашкаливающих» же степенях оценочная зависимость становится источником многочисленных неврозов, страхов и особенно социофобий. Один из самых характерных примеров – застенчивость. Казалось бы, пассивность, соглашательская позиция, нежелание «высовываться» должны выводить человека из зоны интереса злых языков. Однако на практике все складывается иначе. По мнению профессора Стэнфордского университета Филипа Зимбардо, робкие люди чаще подвергаются негативным оценкам и даже травле хотя бы в силу существования уже упоминавшегося механизма проекций. «Чистый лист» – это отличный экран для тех, кто привык замечать в чужом глазу соломинку. Другим полюсом оценочной зависимости будет страх невнимания и, соответственно, поиск внимания любой ценой, когда не важно, хорошо или плохо, главное, чтобы помнили и говорили.

Конечно же, наша критика отнюдь не всегда несправедлива и ошибочна. В конце концов, если кто-то лает, бегает как собака, это и есть собака. В принципе, и с этим можно поспорить, однако все, кто стремится к безоценочному мышлению как таковому, неизбежно скатываются в релятивизм – переход от абсолютного знания к относительному, от готовых ответов к бесконечным вопросам.

«Если вам нужно купить одноразовую зажигалку, вы не будете тратить долгие часы на изучение технических характеристик этого устройства, опрос опытных пользователей и структурированные интервью с продавцами, – замечает доктор психологических наук, профессор Елена Сергиенко. – Вы просто посчитаете одну из зажигалок наиболее надежной и удобной в использовании и приобретете ее. В этом и заключается смысл оценочного поведения: оно может быть неправильным в строгом смысле слова, зато чаще всего оно будет оптимальным с точки зрения экономии и минимизации усилий». Искоренять в себе привычку к оценочному мышлению бессмысленно, оно полезно и даже необходимо – при условии, что мы не будем расклеивать ярлыки и заложим некоторую «погрешность». Согласно исследованию Института психологии РАН, рациональность наших выводов неизбежно нарушается целой группой факторов: спецификой задачи, контекстом, культурными стереотипами, а также нашим отношением к себе и эмоциональным состоянием. Взять хотя бы такую штуку, как самооценка. Раньше считалось, что «нормальные» психически здоровые люди оценивают себя объективно, то есть не занижают и не завышают своих достоинств по сравнению с окружающими, однако последние эксперименты ученых доказали, что это не совсем так. Американские психологи попросили добровольцев оценить свои умственные способности, выбрав из трех вариантов ответов наиболее подходящий: «Я значительно умнее большинства людей моего возраста», «Я несколько глупее большинства» и «Я такой же, как все». В итоге подавляющее большинство выбрало вариант «умнее»…

Еще один фактор, препятствующий точности наших выводов, – это так называемый эффект ореола, когда те или иные качества приписываются человеку в зависимости от нашего к нему отношения . Скажем, мы считаем, что Иванов – интеллигентный человек. Мы начинаем приписывать ему мысли, поступки и характеристики, которые, по нашему мнению, свойственны интеллигентному человеку. В итоге, если он поступает не так, как мы ожидали (идет и жалуется на нас начальству), мы воспринимаем это чуть ли не как предательство и тут же выдаем очередной вывод-шаблон: в тихом омуте черти водятся!


Оценки. Инструкция к применению

Доверяйте себе! Оценочное суждение может быть неправильным, но оптимальным, поскольку точность в отображении реальности – не единственный критерий оптимальности оценок. Есть еще экономия когнитивных усилий, повышение эффективности последующего действия (когда мы думаем, что поступаем правильно, мы действуем увереннее), улучшение эмоционального состояния («ну ведь мы же правы!»).

Но проверяйте Если вы сильно на кого-то обижены, убеждены, что другой руководствуется самыми мерзкими шкурными соображениями, знайте, вы приклеиваете ярлык. Не ищите злого умысла в чужих поступках, ищите логику. Обычно она там есть.

Говорите о своих чувствах открыто
«Чувства у каждого свои, поэтому точно знать внутренний мир друг друга невозможно», – говорит клинический и медицинский психолог, доцент Института практической психологии и психоанализа Наталья Манухина.

Не сверяйтесь с гороскопом Делить ближних и дальних на овнов, львов, обезьян, драконов и мышей удобно, и какая-то здравая мысль в этих отшлифованных веками «бестиариях», безусловно, есть. Только наука ушла дальше. Способов определения психотипов много: можно «делить» по Майерс-Бриггс, Юнгу или Ганнушкину, это не так уж сложно. Если вы все это знаете, отлично. Примите к сведению психические особенности другого человека и все-таки переспросите, действительно ли он имел в виду то, что вам показалось.

Синдром навешивания ярлыков

Как привычка навешивать ярлыки мешает в жизни

«Что вы от нее ждали, она же блондинка!», «Что он мог вам сказать, он же зануда!» — услышав (в том числе и от себя самого) подобную фразу, знайте: вы попали.

Этот — «жмот», тот — «красавчик», третий — «неряха», четвертый — «выскочка», оппонент — и вовсе «дурак». Большинство из нас сами не осознают, как мысленно и повсеместно навешивают окружающим ярлыка.

И страдают от этого прежде всего сами. Так говорят нам психологи, описавшие так называемый «синдром навешивания ярлыков».

Почему люди навешивают ярлыки

Вообще стремление навесить на человека (а также предмет или явление) «ярлык», с точки зрения душеведов, — это защитная реакция нашего сознания. Защищаемся мы прежде всего от обилия информации, которой пропитан мир вокруг.

Огонь — горячий, оса — кусается, сахар — «белая смерть». Короткий и схематичный ассоциативный ряд, возникающий в сознании при взгляде на тот или иной объект, позволяет нам принимать быстрые и в 80% случаев верные решения: отдергивать руку от огня, отмахиваться от осы, половинить ложку сахара для чая.

Жить в мире-схеме гораздо проще и понятнее. Но реальным миром правят нюансы. По закону «80-20» (известный принцип социолога Парето), к примеру, именно 20% информации определяют 80% успеха всего предприятия. А навешенный на объект «ярлык» не дает нужным процентам пробиться к вашему сознанию. В итоге вы энергично отмахиваетесь от осы, которая «кусается», и слишком резким движением случайно забрасываете ее к себе за воротник. Ой!
Чем ниже коэффициент интеллекта, тем проще и быстрее человек «навешивает ярлыки» на окружающих. Эту взаимосвязь установили британские ученые.

Как сказывается «привязанность к ярлыкам» на жизни

Конечно, ситуация с осой случается нечасто. Гораздо чаще подсознательное стремление навесить ярлык оборачивается для нас менее очевидными, но более серьезными потерями.

Причина в том, что ярлык мы вешаем на «объект» мгновенно, практически при первой же встречи, руководствуясь лишь первым впечатлением и тем, как отозвался об «объекте» кто-то из уже знакомых нам людей, а затем просто ленимся его пересматривать.

«Он выскочка, ему бы только выпендриваться на пустом месте», — под этим предлогом вы легко отмахиваетесь от человека, который собрался поделиться с вами интересной и потенциально выгодной идеей. Потеря как минимум идеи очевидна.

«Она же блондинка, она мне не конкурент», — бывает, думаете вы и тем самым предоставляете фору светловолосой барышне, у которой на деле имеется хорошо развитый интеллект и акулья бизнес-хватка. Потеря: «блондинка» легко съедает такого умного(-ю) вас.

«Он ловелас, поматросит и бросит», — часто думают женщины и не воспринимают всерьез отношения с мужчинами, которые именно к ним повернулись со всей душой и раскрытым сердцем. Потеря: в итоге именно такие женщины, а не «ловелас» разрывают отношения, из которых вполне могла бы вырасти крепкая и дружная семья, чтобы за тем наедине с собой тихо плакать о неудавшейся личной жизни и «всех мужиках — сво. »

Отклей «жадину»

У синдрома навешивания ярлыков есть и другой неприятный побочный эффект — он помогает перекладывать ответственность за собственные проблемы на кого угодно, только не на себя.

Это не я ленивый и безыдейный работник — это начальник у меня «злой самодур».

Это не я порчу жизнь взрослому сыну, из-за материнской ревности встречая в штыки каждую из его невест, — это «девушки сегодня пошли недостойные. «

Поэтому психологи настаивают: поймали себя на том, что идете на поводу у ярлыка (к примеру, пожали плечами в отношении коллеги — мол, ну он(-а) же «жмот»; или попытались оправдать собственное опоздание на роботу тем, что «ну я же сова». ), — найдите время, чтобы его критически пересмотреть. «Жадина»-коллега может оказаться вполне логичным товарищем, который просто отстаивает право на свое; ваш «совизм» вполне может оказаться банальной ленью или неумением спланировать время.

«Отклеивайте» привычные ярлыки или хоть бы время от времени меняйте их на более свежие, уточненные версии — и жизнь предоставит вам куда больше шансов на успех.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector