0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема поэта и поэзии в лирике А

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире?

В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.

Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает:

Наш век — торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом — трагедия для истинного певца, для великого поэта.

Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.

В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт — обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”:

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы.

Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей.

Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? Чему нас учит? —

толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них — пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:

Какая польза нам от ней? —

говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы, как гробы.

Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.

Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда

. пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи.

В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там.

Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем.

В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

Конспект урока по литературе «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина

Выяснить, в чем заключается своеобразие Пушкина в интерпретации тема поэта и поэзии

1) проследить развитие темы «Поэта и поэзии в лирике Пушкина» на разных этапах творчества;

2) обратиться к лирическим текстам Пушкина на данную тему.

1) развивать навыки выразительного чтения стихотворений;

2) развивать навыки анализа текстов лирических произведений.

1) воспитывать внимательное отношение к поэзии.

Рано или поздно любой человек задумывается о смысле жизни. Задаёт себе следующие вопросы: зачем я живу? в чем смысл моей жизни? Александр Сергеевич Пушкин — не исключение. Ответы Пушкина на данные вопросы мы находим в цикле стихов, посвященных теме поэта и поэзии .

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина является сквозной (так же как и тема свободы) и занимает одно из ведущих мест. Вообще тема поэта и поэзии берет свое начало с античной литературы, а именно: с оды Горация «К Мельпомене» ( Я памятник вознес…) . Далее тема находит воплощение в творчестве Ломоносова и Державина. Пушкин является одним из продолжателей этой темы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить: в чем своеобразие Пушкина в интерпретации этой темы.

Теперь давайте обратимся к лицейскому этапу творчества Пушкина. Какой основной мотив этого периода? (анакреонтический, так называемая «легкая поэзия»). Молодой поэт думает, что он мастер слова и рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия. Уже в 14 лет Пушкин начинает задумываться и приходит к выводу, что труд поэта значим не менее, чем труд другого человека. Самое первое опубликованное стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу» (1814). Поэт, не решившись полностью раскрыть свое имя, подписал «Александр Н. к. ш. п. », где после имени nocтавлены согласные его фамилии в обратном порядке. В лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет.

Следующий период творчества поэта – Петербургский был рассмотрен на прошлом уроке. Как мы выяснили, основная тема данного периода – тема свободы.В данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. На нем мы подробно останавливаться не будем.

Таким образом, в первые 2 периода творчества поэта тема поэта и поэзии у Пушкина представлена слабо.

Сегодня мы обратимся к стихотворениям Пушкина более поздним – московского и болдинского периода. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836).

Анализ стихотворения «Пророк»

Одним из самых ярких стихотворений А.С. Пушкина является стихотворение «Пророк».Оно было написано в 1826 году. Стихотворение близко по жанру к духовной оде. Стихотворение интересно сравнить с его библейским источником. В «Книге пророка Исайи»говорится о том, как человек желал сделаться пророком (пророк в Библии – вестник воли Божьей, предсказатель). У Пушкина герой не считает себя существом высшего порядка и не готовился стать пророком. Его выбрал шестикрылый серафим, и все действия этот ангел высшего чина будет производить с человеком, не спросив его желания.

Почему выбор пал именно на этого человека?

Потому что «он был духовной жаждою томим» (т.е. не удовлетворялся лишь благами материального мира), «перепутье», где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.

В чем особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения?

В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека язык и сердце. Миссия ангела – преобразовать будущего пророка.

Что происходит с органами чувств и телом человека?

Глаза стали «вещими», то есть очень многое они увидели. И стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха: «И внял я неба …». Грешный язык заменил жалом мудрой змеи. Человеческое сердце вынул и в грудь водвинул «угль, пылающий огнем».

Анализ стихотворения «Поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении.

Предлагаю поделить стихотворение условно на 2 части, чтобы проследить изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

— Каким образом поэт услышал «требования Апполона»?

Оно приходит в виде «Божественного глагола». По Пушкину, начало творческого процесса неожиданно для поэта и вдохновлено божеством (то есть творческое вдохновение – от Бога). Именно могучая сила вдохновения переводит жизнь поэта в другое русло, отрывая от мирской суеты.

— Давайте посмотрим по тексту как меняется поэт?

— он отстаняется от людей

— перестет поклоняться «народному кумиру»

— он тоскует «окруженными забавами»

— Как в этот момент складываются отношения поэта и общества?

Он становится гордым, «диким и суровым», погружается в себя, не может находится среди обычных людей.

— Как вы думаете, почему?

Вдохновение требует одиночества.

«Бежит он… на берега пустынных волн в широкошумные дубровы» — поэтическая условность, символы покоя и уединения.

Анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 году написано его знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг себе нерукотворный…», который принято называть просто «Памятником».

Какие поэты были литературными предшественниками в этой теме?

Древнеримский поэт Гораций, эпиграфом которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.

С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?

Пушкин начинает со сравнения: свой нерукотворный памятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрийским столпом». Что здесь имеется в виду – маяк в Александрии или Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая ненадолго до написания стихотворения? Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться первых строк стихотворения: памятник этот – «нерукотворный», он «вознесся» словно не по воле людей, а собственной силой.

Какая мысль является духовно-филосовским центром стихотворения?

Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:

«Нет, весь я не умру…

Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете её смысл?

В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.

Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии

независимость от мнений толпы;

исполнение воли Бога;

с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Нашей задачей было – проследить, в чем своеобразие Пушкина в интерпретации данной темы. Поэт – человек сверхординарный (не такой как все) с искрой небесной огня, который призван будить в людях все лучшее и который говорит особым высоким языком. К такому выводу Пушкин шел на протяжении всего творчества.

«Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация к уроку литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… А. С. Пушкин Автор: Лизякина Ирина Константиновна, Учитель русского языка и литературы МБОУ Сосновская СОШ№2

Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В своем творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чье творчество можно достаточно четко разделить на периоды, обусловленные влиянием на автора различных литературных течений, его внутренней эволюции, а также обстоятельствами личной жизни. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение “Городок” (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нем мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь: Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет, И слава громко грянет: “Бессмертен ввек пиит”.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества Пушкина: Блажен, кто веселится, В покое, без забот, С кем втайне Феб дружится И маленький Эрот. Пушкин с немалой долей иронии выражает свое отношение к поэтам-современникам. В стихах этого периода можно найти подражание и Державину, и Батюшкову, но особенно много взял Пушкин у Жуковского, своего учителя в литературе. В стихотворении “Мечтатель” (1815) сквозь образ поэта-ленивца — любимца муз уже видится пассивный романтизм и переход к жанру унылой элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии “Певец” (1816): Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы?

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Идея гражданского долга поэта нашла свое воплощение в период пребывания поэта в Петербурге (1817-1820): поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. В этот период поэта занимает мысль о том, что закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Его исполнение вкупе с просвещением дает искомую вольность. Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Стихотворение “Деревня” (1819), состоящее из элегической и одической частей, сочетает в себе и концепцию творчества: “Учуся в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить, роптанью не внимать толпы непросвещенной”. В первой части звучат эпикурейские мотивы (“льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья”), постепенно переходя в осмысление поэзии как творческого труда: Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Но, подойдя к основной мысли “Деревни”, поэт срывает маску умиротворенности с сурового и мрачного лица российской действительности. Резко меняется характер стиха, меняется и образ стихотворца. Надеясь на падение рабства “по манию царя”, Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о том, что “витийственный грозный дар” дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений “барства дикого” и “рабства тощего”. Первая четверть девятнадцатого века в русской литературе отличалась разнообразием течений и стилей. Обращение Пушкина в период южной ссылки к романтизму было результатом не только личных обстоятельств жизни, впечатлений от общения с экзотической южной стороной, но и фактом общего культурного состояния и увлечения молодежи того времени, ее разочарованностью в жизни и “ преждевременной старости души”.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Если в петербургский период лирический герой-поэт стремился к активному участию если не в политической, то в идейной жизни, то в южный период в его творчестве появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”: Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Но только не к брегам печальным Туманной родины моей.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в стихотворении “К морю” (1824): Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций романтизма. Так, в стихотворении “К Овидию” (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря: “Не славой — участью я равен был тебе”. В период увлечения романтизмом стал четче вырисовываться образ лирического героя Пушкина, человека жизнерадостного, оптимистического, приемлющего жизнь во всех ее проявлениях. Образ вдохновения к этому периоду еще не приобрел четких очертаний, которые проявятся впоследствии. В стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Какой-то демон обладал Моими играми, досугом, За мной повсюду он летал, Мне звуки дивные шептал. Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет! Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы: Книгопродавец соглашается с поэтом, правда, по другой причине: “ Что слава! — Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата. ”

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михай-ловской ссылке, — “Поэт” (1827). До прихода вдохновения поэт “меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней”, но “лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел”.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Та же идея, но более поэтически четко выражена в стихотворении “Пророк” (1826). Лирический герой “влачится” в “пустыне мрачной”, “томим духовной жаждой”, жаждой творчества. Вдруг появляется серафим, посланник Бога, наделяющий поэта сверхслухом, сверхзрением, что символизирует напряженную духовную жизнь поэта, муки его совести и творчества. Но даже и теперь поэт — “труп”, лежащий в пустыне. Лишь “бога глас. воззвал: “Восстань, пророк, и виждь, и внемли”, — как человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Особняком в творчестве Пушкина стоят “Послания цензору”, написанные в первой половине 20-х годов, представляющие собой послания к цензору Бирюкову. Они по сути являются литературными статьями в стихах, отражающими взгляд автора на различные художественные произведения, задачи цензуры и культурную политику правительства. С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству. Вдохновение уже само по себе является наградой за все гонения, претерпеваемые в жизни поэтом: Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счете, “прах пережить и тленья убежать”, подняться “выше Александрийского столпа”. Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать “чувства добрые”, в “жестокий век восславлять свободу”. Искусство не должно зависеть от мнения “черни”:

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.

Анализ стихотворения «пророк» А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий. В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза . Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…Как труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «пророк» Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше. В стихотворении используется много контрастности: «…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.

Анализ стихотворения «пророк» Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду. В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Памятник» (1836) «Памятник» — поэтическая медитация, взгляд сверху на свое творчество. К теме па- мятника, своему искусству, своей гениальной личности, обращались многие поэты (Ломоносов, Державин), эпиграфом взята первая строка из стихотворения Горация, древнегреческого поэта: «Exegi monumentum» — «Я памятник воздвиг». Первые три строфы, по определению Д. Лихачева, передают панорамное зрение — поэт способен одним взглядом охватить необъятное пространство. «Взор поэта охватывает не только физическое, но и временное пространство. Наличие панорамного зрения отражает способность видения всех сторон мироздания в их единстве»: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Памятник» (1836) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. В. Непомнящих назвал «Памятник» откликом на «Пророка». Здесь подводится итог тому, о чем было заявлено в «Пророке» (Исполнись волею моей. ). Пророческое служение дало свои результаты, в этом стихотворении сливаются прошлое и будущее, настоящего вообще нет. «Буду любезен» при каких условиях? Тогда, когда он обретает единство с народом: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. «Чувства добрые» и «свобода» — это главные темы пушкинского творчества, что и снискало поэту любовь народную.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Памятник» (1836) «А далее идет отвержение того, что могло бы разрушить это единение, эту любовь»: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. «Божие веленье» — единственное условие, которому должен следовать поэт, не требуя награды, но и не воспринимая клевету, хвалу и глупость. Пушкин поднимает миссию поэта на духовную высоту.

Презентацию подготовила Лизякина Ирина Константиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Сосновской СОШ№2

Тема поэта и поэзии в русской литературе

Настал черед обратиться к поэзии: если ученики 9 класса на ГИА могут выбирать между прозой и поэзией (анализ или прозаического, или поэтического текста), то одиннадцатиклассникам необходимо хорошо ориентироваться во всех родах литературы (напомню, что их всего четыре: эпос, лирика, лироэпос и драма).

Итак, когда мы говорим о поэзии, то необходимо помнить такие понятия, как темы или мотивы лирики . Вот некоторые из них: свободолюбивая (вольнолюбивая) лирика, любовная лирика, пейзажная лирика, тема дружбы, тема Родины, гражданская лирика, философская лирика , тема поэта и поэзии и т.д. Некоторые мотивы можно найти у всех-всех поэтов (об этом чуть ниже), другие же — только у отдельных представителей (например, тема одиночества у Лермонтова).

Сегодня мы поговорим о теме поэта и поэзии . Это важный мотив лирики, так как каждый поэт — рано или поздно — задумывается: для чего я пишу? кому это нужно? нужно ли это мне самому? для кого я пишу? почему я не могу не писать. То есть все те вопросы, которые задает себе любой творческий человек. Каждый поэт решает эту проблему самостоятельно, но, безусловно, мы можем найти некоторое сходство между их выводами.

1. «Пророк» А.С. Пушкина

Несколько тяжелое для восприятия современным человеком стихотворение, специально «напичканное» Пушкиным большим количеством старославянизмов.

И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.

Во времена поэта оно тоже выглядело не очень «современно». Для чего Александр Сергеевич это сделал? Он сравнил поэта с пророком — посредником между Богом и людьми, поэтому всё повествование строится в архаичной манере, с отсылкой к Библии.

В самом начале стихотворения мы видим лирического героя, который «томится духовной жаждою», то есть ему чего-то не хватает, он задается вопросами, на которые нет ответа. Этот лирический герой — наш с вами Поэт. В этот момент ему является «шестикрылый серафим» (ангел) и начинает преображение: обычный человек должен стать настоящим Поэтом. Что для этого нужно?

«Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он» — пальцами серафим касается глаз человека, после чего они стали зоркими, как у орла. Затем ангел дотрагивается до ушей человека: «И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход, / И дольней лозы прозябанье». То есть будущий Поэт стал слышать звуки, недоступные уху обычного смертного. Затем серафим вырывает у человека «празднословный и лукавый» язык, а вместо него «десницею кровавой» (то есть испачканной в крови правой рукой) вкладывает жало змеи. Это говорит нам о том, что Поэт имеет способность язвить, жалить, колоть, когда говорит о нелицеприятных вещах. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Ну тут всё понятно: обычное человеческое сердце не сможет выдержать всего того, что предстоит выдержать Поэту. Именно поэтому живой орган заменяется на тлеющий уголь — жесткий, но горячий. После таких метаморфоз ни один смертный не выживет — вот и наш лирический герой лежит в пустыне, «как труп». Но тут совершается последнее дело: «И бога глас ко мне воззвал». Пушкин показывает, что без божьей искры, без того самого озарения, вдохновения, таланта или гения (можно называть по-разному, но смысл остается примерно один — нечто, посланное свыше, причем далеко не всем) невозможно стать настоящим Поэтом. И Бог обозначает миссию Поэта — «глаголом жечь сердца людей». «Глагол» значит «слово», то есть цель поэзии заключается в том, чтобы донести свои мысли до сердец посредством слов (стихотворений).

Пушкин показывает, что миссия поэта — служить людям, «зажигать» их сердца добрыми словами , которые поэт-пророк узнал от Бога. Стихотворение, начинающееся довольно депрессивно, заканчивается оптимистично, с надеждой на будущее.

2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова носит такое же название и является своеобразным «продолжением» произведения Пушкина:

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка.

То есть наш поэт-пророк предстает перед нами уже после произошедших с ним трансформаций (он уже осознал свою миссию), однако жизнь его оказывается вовсе не такая радужная, как можно было представить.

Во-первых, Поэт замечает в окружающих его людях «злобу и порок». Когда он пытается «провозглашать любви и правды чистые ученья», они бросают в него камни.

Во-вторых, ту самую радость поэт-пророк может почувствовать только в одиночестве (любимый мотив Лермонтова), наедине с собой — и с природой: «И звезды слушают меня, /
Лучами радостно играя».

В-третьих, Поэту все-таки иной раз приходится возвращаться в город, к людям, но он старается как можно быстрее и незаметнее проскользнуть мимо этих ужасных и жестоких сердец, которые не понимают его и не принимают его слов:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!»

То есть Лермонтов показывает, что для него Поэт — несчастный одинокий человек, который знает о своей божественной миссии, однако не может ее исполнить из-за невежественной толпы, которая не верит ему и презирает его. Стихотворение пронизано отчаянием и болью: тяжела ноша Поэта. Сюда как нельзя более кстати подходит поговорка: » Нет пророка в своем Отечестве » — эта фраза взята из Евангелия и означает скептическое отношение к талантливым людям в своей стране, городе или даже семье (в то время как чужое может высоко цениться).

3. «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова

Совершенно противоположную позицию занимает Некрасов. Здесь о Боге нет уже и речи: миссия Поэта — служение народу, толпе. Николай Алексеевич иллюстрирует две точки зрения на поэзию в своем стихотворении «Поэт и гражданин»: Поэт, поклонник и последователь Пушкина, ничего не пишет, ждет вдохновения, хандрит — Гражданин же считает, что нужно, «служа искусству, для блага ближнего жить», то есть писать и творить даже через «не могу и не хочу».

А ты, поэт! избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих! Не верь, чтоб вовсе пали люди. То есть бедные и несчастные люди (простой русский народ) достойны того, чтобы о них писали поэты. Им это необходимо, потому что Поэт должен стать «гласом народа», выражать его мысли, говорить о его проблемах, искать решения. Мы видим, что, в отличие от Пушкина и Лермонтова, которые считали, что Поэт является проводником сверху вниз , Некрасов выстраивает обратную линию: Поэт должен нести идею снизу вверх . Когда некрасовский Поэт из стихотворения «Поэт и гражданин» приводит в пример поэзию Александра Сергеевича Пушкина и спрашивает у Гражданина: «Так я, по-твоему, — великий, / Повыше Пушкина поэт?» — Гражданин честно отвечает: Нет, ты не Пушкин. Но покуда, Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать.

И подытоживает ставшими крылатыми словами: » Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан «. Таким образом, для Некрасова Поэт — это не мастер красивых речей, выверенного слога, добрых слов, нашептанных ему Богом, а гражданин, то есть человек, который во главу угла ставит интересы народа, служит ему так, как умеет, является выразителем народных идей.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector