0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема Родины в творчестве Есенина Есенин С

Тема Родины в творчестве С.А.Есенина (стр. 1 из 2)

Министерство образования РФ

Управление образования Советского района г. Красноярска

Средняя школа № 91

Махотина Екатерина, 11А

«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910 — 1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его творчество.

Поэтическая концепция мира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского.

Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.

Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного фольклора и языческой мифологии:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –

Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране.

Любовь к родному краю

Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё.

Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз».

Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…» ), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них

Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с ожереба»:

Ржут, как сто кобыл.

Плещут надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет божье имя

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

И, как пёс пролает

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Славить новый лик.

Вздыбят пасть земли…

И со щёк заката

Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).

В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.

Для изображения революционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи:

Небо как колокол,

Мать моя – родина,

Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь

Из пургового кашля-смрада;

Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?

Это грабли зари по пущам.

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!

Лейте с радуги крик вороний!

Скоро белое дерево сронит

Головы моей желтый лист.

Исповедь содержания, тончайший психологизм, аналитическое самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным творческим достижением Есенина.

1924 – 1925 годы — наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни:

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Но трагический расклад оказался непреодолимым. Советская действительность – чужой для поэта мир, и даже родная деревня отвергает его: поющая «агитки Бедного Демьяна», читающая, «как Библию, пузатый «Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого пилигрима. Поэтому грусть о собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине становится одной из основных тем этого периода («Русь уходящая», «Неуютная жидкая лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно ярко тема тоски по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»:

Тема Родины в творчестве С.Есенина

Данная работа представляет исследовательский проект по творчеству С. Есенина. Собран материал о природе и конкретно разбирается стихотворение Белая берёза. Сопровождается презентацией. Данный материал можно использовать на уроках литературы по изучению творчества поэта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема Родины в творчестве С.Есенина

ученица 8б класса

МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов»

Попова Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

У каждого писателя есть в произведении главная тема, любимая мысль, ради которой он взял в руки перо. Я выбрала тему родины в творчестве Есенина, так как считаю её наиболее важной в жизни поэта. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце — обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина. О том, что значит Родина для человека, прекрасно сказано в старинной русской поговорке: «Человек без родины — соловей без песни». В самом деле, что может быть печальнее соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Так же без родины опустевшей становится и душа человека. У каждого из нас есть край, где все кажется особенным и прекрасным. Для Есенина, на мой взгляд, тем уголком, где сердцу близка каждая мелочь, была Россия с ее «бесконечными равнинами».

В данном реферате я использую исследовательскую литературу «С. А. ЕСЕНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ» А. А. КОЗЛОВСКОГО материалы Интернета.

Цель исследования: изучить творчество С.Есенина и выяснить основные мотивы творчества поэта.

Предметом исследования являются стихотворения, раскрывающие тему Родины в творчестве С.Есенина.

Гипотеза: Тема Родины, природы проходит через всё творчество поэта.

Мой реферат состоит из введения, основной части (из нескольких глав) и заключения.

Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Их надо читать внимательно, пытаясь почувствовать основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того чтобы понять, как слова складываются в строфы. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы, сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. В стихах Есенина мы попадаем в лирический плен музыки его стихов они удивительно гармоничны. Его природа- не статична, она движется и живет. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда:

«Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Сергей Есенин родился в одной из деревень Рязанской губернии. Поэт с самого детства впитал в себя дух и красоту родной природы. Он так пишет об этом:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутеменъ колдовнал счастье мне пророчит.

На его лирику большое влияние оказали русский фольклор и языческая мифология.

Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная. » С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль».

С. Есенин-лирик одушевляет все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам.

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Многие стихи поэта это поэмы о березе, которая стала символом русской природы. Есенин чувствует и передает читателю зеленое дыхание берез, свежий и горьковатый запах милых березовых рощ. Широко известны и такие строки поэта:

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан

В лирике Есенина можно найти не только радостные, но и грустные ноты. Описывая современную ему деревню, поэт пишет картину реальной жизни, В ней и ветхие избы, и заброшенные церквушки, и сиротливые тополя.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Лес да монастырь.

Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия.

Изучая творчество данного поэта, я обратила внимание на то, что поэт очень чутко относится к тому, что его окружает, к природе. Хочу остановиться на стихотворениях «Берёза» и «Буря» и провести их анализ:

Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края. Ведь для поэта Россия и образ белоствольной березки неразрывно связаны.

Когда великий русский композитор М.И.Глинка возвращался из-за границы на родину, он вышел из экипажа на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей родины.

Неудивительно, что такой поэт, как Есенин, глядя на зимнюю березку из своего окна, посвятил ей такие прекрасные строки.

Почему же именно березе посвящают свои стихи русские поэты? Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и невинна.

Стихотворение Буря, как и многие другие у Есенина не является чисто пейзажным. Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины природы как бы сливаются в его стихах. Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена.

Буря символизирует происходящие в России и в душе поэта перемены, к которым у него было неоднозначное отношение.

(Слайд о «Берёзе» и «Буре»)

В данных стихотворениях автор изображает разное время года. В стихотворении «Берёза» — зима, а в стихотворении «Буря» — осень. Но, несмотря на это, он показывает удивительные картины природы, используя разнообразие красок, образов. Эпитеты встречающиеся в стихотворении: «белая бахрома», «сонная тишина» говорят о душевном покое поэта. Также Есенин использует и другие выразительные средства: метафоры, сравнения, олицетворения, которые описывают определённое время года, показывают отношение автора к этому времени года и раскрывают характер поэта.

2. Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь.

«Принакрылась снегом, Точно серебром», «На пушистых ветках», «И горят снежинки», «Обсыпает ветки»

Жёлтая листва, зелёный лес, серая туча, тёмная река.

«Дрогнули листочки», «охнул лес зеленый», «Зашептался с эхом высохший ковыль», «выползают тучи»

Результат исследования : Есенин в стихотворении «Берёза» говорит о том, как близка береза сердцу поэта, с такой ласковой любовью о ней говорится в лирическом произведении; поэт показан чутким, восприимчивым и ранимым, а в «Буре» он описывает прекрасное и в тоже время хмурое и печальное время года – осень, как бы раскрывая частичку своей души, то, что в ней происходит: изменчивость, смена настроения, грусть, волнение. В обоих произведениях мы видим обращение поэта к природе и описание конкретного времени года, но описание это разное.

Таким образом, рассмотрев отдельные стихотворения поэта, я убедилась в том, что, действительно, тема Родины, природы проходит через всё творчество поэта и играет важную роль в его жизни. Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы подтвердилась.

Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания, но в советской России поэт был чужим. Вскоре жизнь поэта трагически оборвалась. Также как этот яркий русский поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина. Его стихи не только учат нас искренне любить Россию, но и открывают нам страну березового ситца во всей ее простой и многоликой красоте.

Тема Родины в творчестве С. А. Есенина (Есенин С. А.)

Личность Сергея Александровича Есенина и его всеобъемлющая любовь к Родине – неразрывно связанные явления. Не найдется поэта, который бы так много, так искренне и страстно выражал свою любовь к русской земле в своих стихотворениях. Однако тема Родины в творчестве Есенина не является статичной, она развивается на протяжении всей жизни этого выдающегося автора.

Раннее творчество поэта тесно связано с традиционным русским бытом. Есенин воспевает красоту своей малой Родины. Милые его сердцу образы деревни и природы находят место во многих его ранних стихотворениях.

В раннюю пору в стихотворениях Есенина проявлялась такая особенность крестьянской поэзии как метафоризация языка, сочетание символики и бытовой конкретики идеалистических мотивов и картин действительности деревенского быта. Метафоры, большей части фольклорного типа, находили место практически во всех его ранних творениях: «Там, где капустные грядки/ Красной водой поливает восход…». Родина для Есенина не только – родные места, но и природа, клен под окном, соседский пес, покосившаяся оконная рама, образ матери и отца, а так же звуки, краски окружающего мира. Примером лирического восприятия Родины является стихотворение «Гой ты, Русь моя родная». Лирический герой сравнивает себя с богомольцем, тема религии также тесна связана с темой деревенской жизни, именно поэтому в данном произведении мы видим сочетание религиозной и бытовой образности: «Хаты – в ризах образа…».

Во многом противоположные друг другу образы не порождают диссонанса, наоборот, возникает ощущение полноты и многомерности сельского мира. Ранняя лирика Есенина во многом утопична, посвящена красоте малой Родины поэта, тому маленькому мирку, в котором тот жил, ожидая того времени, когда мир большой подхватит его и понесет в такую же большую жизнь. Предчувствие радостных перемен звучит в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». И гостем, которого собирается встретить лирический герой, является та самая новая жизнь, в которую ему так не терпится оконуться.

В 1914 году в творчестве, как и в жизни Есенина происходит перелом – война накладывает свой отпечаток и на личную, и на его поэтическую судьбу.

И хотя сражения идут далеко от Рязани и Москвы, без участия самого поэта, тревога за судьбу Родины, деревни ярко звучит в стихотворении «Край ты мой заброшенный…». Революция, разделившая жизнь огромной страны на до и после, была воспринята Есениным по-крестьянски, он не был ни ее сторонником, ни сторонником. Просто, когда раскололся прежний, знакомый ему мир, трещина прошла через сердце поэта. Душевные переживания Есенина находят отражение в стихотворении «Мне осталась одна забава…». Во внутреннем мире лирического героя, как и во внутреннем мире самого автора, нет гармонии, уверенности в завтрашнем дне. Ему горько видеть то, как умирает тот маленький сельский мир, который взрастил его, сделал его таким, какой он есть. В поэме «Сорокоуст» явно звучат переживания за судьбу деревни, не только ее быта, но и духовных богатств и красот. В отрывке о жеребенке, бегущем за железным конем, выражается тот странный разлад между городским прогрессом и деревенским мирным укладом: «Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?». Поэт, всю жизнь ассоциировавший себя с той средой, из которой он вышел, чувствует, что не сможет найти место в этом новом мире, побеждающим мир прежний.

Родина, еще несколько лет назад питавшая силы поэта, дававшая ему вдохновение, теперь будто отвергает Есенина. Он чувствует себя совершенно чужим в стране, идущей по дороге уничтожения всего прекрасного и дорогого ему. На смену «святой Руси», которая становится «Русью уходящей», приходит «Русь Советская». В поэме «Русь уходящая» Есенин восклицал с болью: «Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, / Какая грусть в кипении веселом. » Завидуя тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: «Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке. » Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: «Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду. «

Поэма «Анна Снегина» в значительной степени автобиографична. Лето 1918 года Есенин провел в селе и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне. И уже в 1925 году поэт оглядывается назад, вспоминая и оценивая события прошлых лет. В этом произведении есть и Первая Мировая, и обе революции, и гражданская война. Главный герой, как и сам Есенин, является дезертиром, он возвращается в деревню, которую давно покинул, встречается с той женщиной, которую любил словно целую вечность назад. Как и тогда, их разделяет многое – представления о том, какое значение имеет война для каждого, надежды на светлое будущее, которых нет у самой Анны. Сергей – друг и брат простым людям, Снегина же – враг и им, и установившемуся режиму. В данной поэме темы политической жизни страны и любви тесно переплетены, война и революция не дает им быть вместе, как много лет назад им мешали условности и приличия. Новая страна совсем не похожа на ту святую Русь, которая была домом и для того круга людей, в котором росла Снегина, и того, в котором рос Сергей. Страдают и те, и другие, и не только гонимой Анне нет места в новой советской России, но Сергею все вокруг кажется чужим и незнакомым.

Тема Родины Есенина не является статичной, она изменяется вместе с историческим событиями и меняющимся отношением и автора, и лирических героев к ним. И несмотря на то что в конце у поэта остается лишь чувство разочарование и чужеродности тому, что окружает его, в его душе все равно живет любовь к Родине, столь же прекрасной, сколь и жестокой к своим детям.

Тема Родины в творчестве С.А. Есенина

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение “Сыплет черемуха снегом” Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как “никнут шелковые травы”, чувствует, как пахнет “смолистой сосной”; слышит пение “птах”.

В более позднем стихотворении “Край любимый, сердцу снятся. ” мы чувствуем, что поэт сливается с природой: “я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже “гарь в небесном коромысле”. Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема “братьев наших меньших” всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке (“Корова”), чувствует боль ощенившейся собаки (“Песнь о собаке”), сопереживает раненой лисице (“Лисица”).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. — С. 153. Поэтому на клич святой рати — “Кинь ты Русь, живи в раю!” — поэт может ответить только так:

« Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою” »

Сходные мотивы звучат в стихотворении “Запели тесаные дроги”. Чувства “теплой грусти” и “холодной скорби” так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой — звенит поэтический и “молитвословный” ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях “Русь уходящая”, “Письмо к матери”, “Хулиган”, “Я последний поэт деревни”. В произведении “Письмо к женщине” поэт ощущает себя “в развороченном бурей быте”. Он мучается, потому что не поймет, “куда несет нас рок событий”. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая. ” поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”, то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное “я” Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г. — С. 118.

« И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы. »

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет “железный гость”. В стихотворениях “Сорокоуст”, “Возвращение на родину”, “Русь советская” поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять “Коммуной вздыбленную Русь”.

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть.

« Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.»

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения “Письмо к матери”, “Письмо от матери”, “Ответ” написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком — матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет “революцией великой”. Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: “она придет, желанная пора!”

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях “Баллада о двадцати шести” и “Анна Снегина”. Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном “великих штатов СССР”. Ведь даже в “Персидских мотивах” Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их “шафрановому краю”.

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

« Я очень люблю родину.

“Гений — всегда народен”, — сказал Александр Блок. Пожалуй, эти слова можно отнести к любому писателю, чьи произведения принято называть мировой классикой. И речь здесь идет не только о “доступности” произведений широчайшему кругу читателей или о темах, касающихся народа буквально. Блок очень точно уловил ту зависимость, которая существует между одаренностью и особым чувством Родины. Каждый в той или иной степени ощущает свою связь с народом, а значит, и с Родиной, потому что эти два понятия неразделимы. Человек же поистине великий, способный “подняться” над современностью и взглянуть “сверху”, должен особенно чувствовать эту связь, ощущать свою принадлежность к плеяде верных сынов своего отечества. При этом не имеет значения конкретный временной период и определенная страна — ведь понятия “народ” и “гений” вечны.

Говоря о теме Родины в русской литературе, нельзя не вспомнить о Сергее Есенине и его роли в поэзии начала XX века. Закончилась эпоха, названная классической, но вечные темы получили развитие в творчестве новых писателей, со временем также ставших классиками.

Самые ранние стихи Есенина (1913-1914 гг.) — удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина — прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: “капустные грядки красной водой поливает восход”, “березы стоят, как большие свечки”. Даже “крапива обрядилась ярким перламутром” в стихотворении “С добрым утром”.

Отождествление Родины с родным селом характерно и для более поздней лирики Есенина. Деревня осмысливается как своеобразный микрокосм. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная. ” и “Запели тесаные дроги. ” подспудно начинает звучать тема святости русской земли:

« И на известку колоколом

Невольно крестится рука.

(“Запели тесаные дроги. ”)

Как захожий богомолецЯ смотрю твои поля. »

(“Гой ты, Русь, моя родная. ”)

Христианские мотивы не случайны — речь идет о высшей ценности. Однако поэт рисует пейзаж, полный пронзительной звенящей тоски, возникает образ “поминальных крестов”, тема “холодной скорби”. Но вместе с этим Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви “до радости и боли”. Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без “озерной тоски”, без капли горечи. “Не отдам я эти цепи”, — говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. “Цепи” привычны лирическому герою, и в их тяжести — сладость.

Эта тема, сквозная для творчества Есенина, свое логическое продолжение находит в цикле “Русь”. Здесь появляется образ народа, который вместе с природой неотделим для поэта от понятия “Русь”. Есенин вводит картины народного быта (“А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров”), а также фольклорные образы: здесь и “нечисть лесная” и колдуны Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. — С. 58.

В третьей части цикла звучат социальные мотивы, но они получают развитие в свете прежнего восприятия темы автором. Есенин описывает “годину невзгод”: собирается ополчение, нарушен мирный ход жизни. Пейзаж приобретает космический размах.

Описанное событие — рекрутский набор в деревне — выходит за рамки обыденности, превращаясь во вселенскую катастрофу:

« Грянул гром, чашка неба расколота.

Закачались лампадки небес. »

Символичны и герои цикла — “Пахари мирные”. Основа жизни русского народа, в понимании Есенина, — мирный крестьянский труд, “грабли, соха и коса”. Недаром это “родина кроткая”, поэтому воинам после битвы снится “над лучами веселый покос”. Есенин стремится исследовать народный характер, понять тайну русской души, осмыслить логику развития этой загадочной страны. Именно ощущение глубокой духовной связи с народом побудило Есенина обратиться к историческому прошлому России. Одними из первых крупных его произведений были поэмы “Марфа Посадница” и “Песнь о Евпатии Коловрате”, а позднее — “Пугачев”. Персонажи этих поэм — герои, чьи имена хранит память народная, эпические, почти былинные богатыри. Главной антитезой всех есенинских произведений исторической тематики является “воля — неволя”. Свобода для русского человека всегда была высшей ценностью, за которую не страшно вступить в бой и с самим антихристом. Новгородская вольность — идеал поэта, который впоследствии приведет его к принятию революционной идеи.

Думая о прошлом Родины, Есенин не мог не попытаться заглянуть в ее будущее. Его мечты, предчувствия, желания нашли отражение в стихах 1917 года. Есенин говорит, что принял Октябрьскую революцию “по-своему, с крестьянским уклоном”. “Светлое будущее” он воспринял как приход к “крестьянскому раю”, то есть к обществу, основанному на мирном труде крестьян, всеобщем равенстве и справедливости. Это утопическое “государство благоденствия” Есенин назвал Инонией. Революцию он видит как переустройство Вселенной, протест против всего старого, изжившего себя:

« Да здравствует революция .

На земле и на небесах.

Если это солнце ,

В заговоре с ними,

Мы его всей ратью

На штанах подымем. »

Лирический герой стихотворений революционного цикла встает во главе борцов, прокладывающих путь в светлый рай. Отказавшись от старого Бога, он занимает его место, творя свое собственное мироздание:

Я оставлю на земле следы.

Я сегодня рукой упругою

Готов повернуть весь мир. »

Героям “Небесного барабанщика”, творцам нового рая, не страшно посягать на святое. Небеса становятся досягаемыми, и это по ним так бесстрашно и стремительно марширует “рать смуглая, рать дружная”, предводительствуемая небесным барабанщиком. Возникают кощунственные образы: “слюна иконная”, “лай колоколов”.

Есенин понимает, что для создания “крестьянского рая” необходимо пожертвовать прежней Родиной — дорогим его сердцу укладом; должны уйти в прошлое “в ризах образа” и “на лугах веселый пляс”. Но он согласен на эту жертву ради того, чтобы обрести наконец “луговой Иордань”, где верят в нового бога, “без креста и мух”, и где на землю сходят апостол Андрей и Богоматерь.

Но вскоре проходит пыл безоглядного, почти фанатического увлечения революционными идеями. “. Идет совсем не тот социализм, о котором я думал”, — говорит Есенин. Свое новое понимание он выражает в стихотворении “Письмо к женщине”, где сравнивает Россию с кораблем в качке. Эта поэма созвучна более раннему стихотворению “Сорокоуст”, где лирический герой приходит к полному разочарованию и отчаянию: ..

«Трубит, трубит погибельный рог

Как же быть, как же быть теперь нам. »

Уже без юношеской романтики, с позиций зрелого человека Есенин смотрит на происходящее и рисует реальные картины народной жизни. В поэме “Анна Снегина” он показывает, чем закончилась для русской деревни “борьба за Инонию”. К власти пришли такие, как братья Оглоблины, Прон и Лабутя: “Их нужно б в тюрьму за тюрьмой. ” Поход небесного барабанщика завел в тупик:

«Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Пропала Расея, пропала.

Но это — его Родина, и лирический герой не способен от нее отречься, что бы ни случилось. Последний период творчества Есенина (20-е годы) можно назвать “возвращение на Родину”, в созвучии со стихотворением 1924 года Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. — С. 198.

Лирический герой этих лет приобретает черты лица трагического. Возвращаясь после долгих лет метаний и поисков себя в родительский дом, он с горечью убеждается, что “в одну реку нельзя войти дважды”. Все изменилось: ушла молодость, а вместе с ней — мечты о подвиге и славе; разрушен старый, привычный уклад жизни. Навсегда ушла прежняя Родина. Жизнь — это бушующее море, но теперь на гребне волны уже другое поколение (“Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя”). Лирический герой оказывается чужим в родном краю, как “пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны”. Единственное, что у него осталось — это “Милая лира” и прежняя, неподвластная времени, любовь к Родине. Пусть этот “край осиротелый” уже не тот, что раньше (“Колокольня без креста”, “Капитал” вместо Библии), и в Руси Советской осталось мало от той, ушедшей, “родины кроткой”. Лирический герой по-прежнему неразрывно связан с Родиной, и ни время, ни испытания, ни “гуща бурь и вьюг” не смогли порвать “цепей”, о которых писал Есенин в самом начале своего пути.

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово “Родина”: она “кроткая” и “буйственная” одновременно.

Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

« Жаль, что кто-то нас смог рассеять

И ничья непонятна вина

Поэт лишь молится некоей высшей силе, надеется на чудо:

Защити меня, влага нежная,

Май мой синий, июнь голубой. »

Появляются и уходят временные ориентиры и идеи, но вечное всегда остается вечным. Об этом и сказал Есенин в одном из своих поздних стихотворений “Русь Советская”:

Жизнь и творчество Есенина. Тема родины в творчестве Есенина

Родина С.А. Есенина (1895-1925) — село Константиново Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Детство Есенина

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его.

Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца.

О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

Отрочество

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое

Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

Рост популярности Есенина

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным.

В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом Николаем Клюевым, стихи которого созвучны его собственным. Однако в произведениях Есенина проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя.

Чтение стихов в Царском Селе

Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла­зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен­ных враждебно к царской власти.

Отношение поэта к революции

Революция 1917 г., как казалось Есе­нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан. Путешествие в Европу и Америку

Айседора Дункан, из­вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились. Весной 1922 г. пара отправилась в путеше­ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас­нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности.

В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Тема родины в творчестве Есенина

Родина поэта, как уже говорилось в начале статьи, — это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те дни. Октябрьская революция, которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий».

Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям. Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, — это ведущая тема.

Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни. Примерно за год до своей смерти Есенин напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: «Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла».

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: «Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе».

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный».

Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: «Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный». В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели. », «. березы в белом плачут по лесам. » Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости.

Поэт погиб с 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет.

Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах.

Тема Родины в творчестве Есенина

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
С. Есенин.

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи, ,
Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:

Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут, вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза — “девушка”, “невеста”, она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы
Полюбил и березки стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении “Русь” Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны.
Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.
Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху — вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного “железного гостя”.
Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин “разлюбил нищую Родину”. Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся “стальной” Руси, потому что за ней будущее:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,— голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа — эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.
Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. “Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам”,— справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

147507 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector