1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Терминологический словарь субкультуры фикрайтеров

Субкультура

1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм и т.п., принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой (национальной, профессиональной и т.д.);

2) выделение некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;

3) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры.

☼ особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит. цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. — от народной, аристократич. — от демократич., христианская — от языческой, взрослая — от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа.

Даже в античной культуре, к-рая нем. поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал (см. Аполлоническое и Дионисийское), представляющих собой не плод мифотворч. фантазии, а “два действит. средоточия единого бытия” (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерич. и профанное, элитарное и массовое (см. Элитарная культура, Массовая культура), офиц. и народное (см. Народная культура), языч. и христианское. Так, в ср.-век. миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христ., начало сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял офиц. и серьезной культуре ср.-вековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное — народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, “праздники дураков”, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями “Контркультура” и “субкультура”. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ. групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности (см. Ментальность) как специфич. настроенности опр. групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у “чужих”. Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как “чужую”. То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от “иного” культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам “новых религий”, прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений.

Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации (см. Социализация). Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней — процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни (см. Мода, Образ жизни), поведение и в целом на Стиль культурной эпохи.

Лит.: Шмаков В.А. Основы пневматологии. Кн. 1-2. М, 1922; Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980; Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993; Он же. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Он же. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М., 1994; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

П. С. Гуревич.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

☼ культура отдельных сословий, классов, социальных групп, возрастных, профессиональных объединений, обладающих определенной автономностью существования, своим языком (сленгом, жаргоном), единством ценностных установок, мышления, образа жизни.

1) совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (например, городская и сельская, молодежная субкультуры, цыгане и др.).

2) устойчивая, организованная форма культуры со своими специфическими традициями, ценностями, устоями, которая существует наряду с традиционной обычной культурой.

Терминологический словарь субкультуры фик-райтеров.

Для удобочитаемости приведу его прямо здесь. (Взято as is с оригинального текста, без комментариев.)

Фанфик (Fanfic) – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном.

Профик (Profic) – профессиональные художественные произведения, которые можно приобрести в книжных магазинах, хотя по своей сути подобное творчество — тот же фанфикшн, но за деньги. Их можно приобрести в любом книжном магазине.

Рейтинг (Rating) – неформальная система оценки, позволяющая авторам фанфиков предупредить читателей о том, с какого возраста он (автор) рекомендует читать данный фик. Чаще всего делится на следующие категории:

G (General) – фанфики без возрастного ограничения.
PG (Parental Guidance) – практически рядом с G. Возраст предполагаемых читателей 11-13 лет.
PG-13, 15 (ограничения понятны)
NC-17 (No Children) – самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике полным-полно секса и/или насилия. Прячьте деток. Эквивалентен обозначению Х в кино.
R (Restricted) – фики, в которых присутствуют элементы и намёки на секс и насилие, ругательства. Графического описания, как правило, нет.

Round robin – коллективное фан-творчество или совместная солянка.

Твинцест (Twincest) — описание романтических и сексуальных отношений между близнецами.

Челлендж (Challenge) – своеобразный вызов кому-либо с предложением написать фанфик на заданную тему, своего рода фик «на заказ».

Шелуха (Peel story) — пренебрежительное отношение к фанфику, в котором, по мнению читателя, нет ничего интересного.

Ангст (Angst) — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

AU (Alternative Universe) – Альтернативная Вселенная. Новый мир, новый сюжет, который «оторван» от привычного.

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sado-Masochism) – Произведения, содержащие садомазохистские сцены, насилие, принуждение.

Грейпфрут (Grapefruit) – Тот же BDSM только в более мягкой форме. Принуждение, насилие.

Дарк, Даркфик (Dark, Darkfic) – Фанфик, содержащий в себе сцены физического и сексуального насилия, смерть персонажей и т. д.

Джен (Gen) – Самые спокойные произведения, исключающие даже намек на сексуальные отношения

Драббл (Drabble) – Скромненькая такая проба пера, которая якобы претендует на минифик. Проще говоря, легкая зарисовка на тему.

Занавесочная история (Curtain story) –слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, «семейному».

Злобный автор (Evil author) – Бяка, которая все время встревает в повествование, в диалоги героев ради язвительных насмешек и подколов.

Инцест (Incest) — Подразумевает сексуальные отношения между близкими родственниками:

Кроссовер (Crossover) – Фанфик, в котором присутствуют персонажи из других произведений. Прыжки по канонам и фандомам.

Лайм (Lime) – фик или фан-арт, обозначенный таким предупреждением, соответствует общепринятому рейтингу R..

Лимон (Lemon) – Фик или фан-арт, обозначенный таким предупреждением, соответствует общепринятому рейтингу NC-17

Mpreg — Мужская беременность (Male pregnancy) – Слэш-фик, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет.

PWP (Porn Without Plot) — Содержит подробное описание сексуальных сцен и достоинств героев.

Romance — Фанфик о нежных романтических отношениях героев, их любви

Сиквел (Sequel) – Фик, имеющий продолжение.

Смат (Smut) – Фанфик, в котором ничего, кроме графического описания постельных сцен, нет.

ЮСТ(Unresolved sexual tension) — “Неразряженное сексуальное напряжение”. Фанфик, в котором герои думают (мечтают) о возможной сексуальной близости, но в действительности ничего не происходит (Хочется, но не можется…).

WIP (Work in progress) — Т. е.»В стадии производства». Часть уже опубликована, но ожидается (и оно должно быть) продолжение. Этот жанр можно узнать по оборванным концам и незаконченным в конце фразам.

Фемслэш (Femmeslash) – слэш с участием девушек и женщин

Филк (Filk) – Фанфик-песня. Ловится популярный мотивчик, на него накладываются стихи. Все это исполняется под милое бряньканье любимого музыкального инструмента.

Hurt/comfort – Фанфик, в котором один из персонажей приходит на помощь другому и выручает его из беды. Рассказ про «супермена».

Ченслэш (Chanslash) – слэш-фик, в котором присутствует описание взаимоотношений героев, один из которых намного младше другого.

Экшн (Action) – Фики с динамичным сюжетом. Атрибутика таких историй — погони, сражения и т.д.

Humour – Может выглядеть как пародия или просто смешная история.

Пародия (Parody) — юмор с изрядной долей иронии.

Deathfic — Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Сонгфик (Song fic) – фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе.

Размер (форма) фанфика


(Max)
– Большой фанфик. Примерно от 70 вордовских страниц.
(теоретически это уже роман).
(Midi) – Средний фанфик. Примерный размер от 20 до 70 страниц.
(Min) – Маленький фанфик. Размер от одной страницы до 20.
Виньетка (Vignette) — очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие). (см. Драббл)

Отношения героев

Гет (Het) – сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений.

Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе “пейринг”.

Warning – предупреждение, абзац в шапке, позволяющий читателю узнать о том, что в фанфике есть мотивы, которые не всем могут показаться приемлемыми.

Флафф (Fluff) – нежные и розовосопельные отношения между персонажами. Свет, радость и все такое.

ER — установившиеся отношения между героями.

RPS (real people slash) — героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли «любимцев» или просто знаменитости.

Ваниль (Vanilla) – термин из сленга BDSM-щиков, означает все те сообщества и сферы жизни, которые не имеют отношения к BDSM (например, «Ну, надо же еще навестить наших ванильных друзей».) Также может употребляться в отношении фанфиков без BDSM.

Домашняя дисциплина (Domestic discipline) – эвфемистическое название рассказа, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.

Everyone Is Gay (Кругом Одни Геи) – фанфик, в котором всем основным персонажам приписывается нетрадиционная ориентация, без каких-либо объяснений со стороны автора и независимо от того, что говорится по этому поводу в каноне.

Кинк (Kink) — от английского «странность, ненормальность, отклонение». В фанфикшене обозначает обстоятельства, как правило, связанные с насилием и экзотическими сексуальными практиками, читать о которых не всем может быть приятно.

Plot bunny — выскочившая ниоткуда идея, сюжет для фанфика.

Дилогия (Ambilogy) — Серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.

Трилогия (Trilogy of novels) — Серия из трех фанфиков.

Приквел
— описание событий, которые случились с героями ДО сюжета фанфика.

Смарм (Smarm) – слегка пренебрежительное определение фанфика, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него его (разумеется, платоническая) дружба с другим персонажем. Такие фанфики – довольно редкое явление.

Вписка (Self-insertation) – так называют случаи, когда автор тем или иным образом “вписывает” себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью, но близкое явление.

OC — сокращение от Original Character, «Оригинальный персонаж».

п/а – примечание автора по ходу изложения, показывающее его отношения к действию.

п/б — примечание беты.

Дисклеймер(Disclaimer) – фраза в начале фанфика либо на первой странице сайта, посредством которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.

Teaser/Summary — краткое содержание.

OOC (Out Of Character)
— «Вне характера». Предупреждение автора о том, что характер персонажа не соответствует канону.

Жаргон субкультуры пойстеров Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Бахтина М. Б.

Analysis of slang words of new youth poi spinners’ subculture is represented.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Бахтина М.Б.,

Slang of poi spinners’ subculture

Analysis of slang words of new youth poi spinners’ subculture is represented.

Текст научной работы на тему «Жаргон субкультуры пойстеров»

Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 1. С. 87-90.

УДК 811. 161. 1’ 373

Новосибирский государственный педагогический университет

ЖАРГОН СУБКУЛЬТУРЫ ПОЙСТЕРОВ

Analysis of slang words of new youth poi spinners’ subculture is represented.

Современное общество представляет собой подвижную культурную систему, включающую в себя множество субкультурных образований (профессиональных, территориальных, корпоративных, статусных, возрастных и т. д.), каждое из которых обладает собственной специфической лексикой, собственным жаргоном [1]. Среди них как самостоятельную социально-возрастную группу социологи выделяют молодёжь.

Молодёжь как возрастная общность достаточно однородна, имеет сходные жизненные позиции и настроения, одни и те же символы, вкусы, ценности, язык, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности [2]. Как любая культура предстаёт в языке этноса, так и молодёжная субкультура и её разновидности презентируются в молодёжном жаргоне. Последний пополняется за счёт арготизмов, профессионально-корпоративных жаргонизмов и иноязычных слов, вышедших за рамки своих социолектов и ставших широко употребительными лексемами молодёжного субъязыка. Определённый вклад в формирование этого молодёжного социолекта вносят и представители молодёжных субкультур.

В западной социологии молодёжная субкультура характеризуется как «peer gro^». Это понятие означает больше, чем «группа сверстников», «гомогенная возрастная группа». Здесь подразумевается не только возрастное равенство, но и общность взглядов, ценностей, норм поведения и эстетических приоритетов [3]. В «peer group» складывается субкультура, которая заметно отличается от традиционной культуры старших поколений.

В последние двадцать лет молодёжные субкультуры в России вызывают устойчивый интерес исследователей [4]. Большинство из них обращаются к ситуации «субкультурного бума» конца 80-90 гг. XX в. Ситуация начала XXI в., когда этот «бум» в основном миновал, изучена меньше. В основном это исследования региональных особенностей каких-либо субкультур [5]. В качестве примера наиболее полного исследования данного феномена можно отметить учебное пособие С.И. Левиковой «Молодёжная субкультура» [6]. С.И. Левикова под молодёжной субкультурой подразумевает культуру определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей, символов и стереотипов, которая присуща относительно небольшой группе, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.

© М.Б. Бахтина, 2008

Атрибуты молодёжной субкультуры, её ритуалы (как устойчивые образцы поведения), а также ценности могут иметь ярко выраженный эпатирующий характер; при этом они отражают попытки разрешения социальных и возрастных противоречий [7].

Следует отметить, что субкультуры не являются абсолютно замкнутыми, изолированными образованиями, и любой современный человек принадлежит одновременно к нескольким субкультурам.

Это обстоятельство обусловливает тот факт, что жаргонные языки закрытыми», используемыми и понятными лишь узкому кругу людей, входящих в конкретную субкультуру, не являются, но взаимодействуют как друг с другом, так и с литературным языком, либо обогащая, либо засоряя его.

Примером такого взаимодействия может послужить жаргон пойстеров — представителей поинга — одной из самых новых молодёжных субкультур в России начала XXI в.

Материалом для данного исследования послужили газетные публикации о субкультуре пойстеров в молодёжной прессе, информация с интернет-сайтов для членов данного сообщества, а также лексемы, собранные при непосредственном общении с представителями поинга в г. Новосибирске.

Пойстеры (или фаермены, фаерщики)

— молодые люди от 16 лет, объединённые своеобразным увлечением, которое заключается в особой эстетике «укрощения огня». Это увлечение воплощается в умении вращать специальные инструменты с зажжёнными фитилями или шарами -пои — с такой скоростью, что пойстер как бы оказывается внутри живого огненного клубка, а также в выполнении других, более традиционных трюков с поджиганием легковоспламеняющихся жидкостей (плевание огнём). Выступления пойстеров сопровождаются музыкой.

Пои («мяч на верёвке») — слово из языка племени маори, проживающего в Новой Зеландии. Маори использовали пои очень давно. Женщины маори танцевали пои, исполняя его с мячами на льняных верёвках, крутящихся ритмически. Этот танец первоначально помогал женщинам маори сохранять свои руки пластичными и подвижными (это качество было особенно важным для традиционного промысла маорийских женщин — плетения), а мужчинам

— развивать координацию движений и фи-

зическую силу для возможных сражений

Маорийское искусство вращения поев могло быть со временем забыто, однако во второй половине XX в. оно пережило второе рождение. Так, в середине 1960-х на своих трансвечеринках хиппи стали крутить факелы на верёвках, сделав по-инг огненной уличной «тусовкой». К концу столетия субкультура фаерщиков — уже в качестве самостоятельной — распространилась в Европе (Лондоне, Париже, Мадриде); сейчас fire gathering (так называются слёты пойстеров) можно увидеть в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Сиднее и Токио [9]. В начале XXI в. (точнее, около двух лет назад) первые пойстеры появились в Москве, а затем и в других городах России [10], в том числе Новосибирске

В настоящий момент поинг ушёл далеко от оригинальной культуры маори. Пойстеры собираются на свои шоу, как правило, в тёплое время года, так как работа с огнём требует открытых площадок. Почти все акции пойстеров проходят под музыку, чтобы задать ритм танцу. Каждый из пойстеров выбирает музыку сам, из-за чего в их рядах даже произошел раскол: часть фаерщиков в качестве основного музыкального сопровождения использует ритм тамтамов, часть — звуки кёльтской волынки [12].

Среди молодёжи, относящей себя к данной субкультуре, можно выделить несколько категорий: 1) фаермены, совершенствующиеся в поинге и создающие специальные программы для продажи, т. е. перешедшие в профессиональный шоу-бизнес (профессионалы); 2) пойстеры, собирающиеся на свои встречи «для себя», ради общения «со своими», для взаимного обмена трюками и приёмами вращения поев, просто покрутить огонь (непосредственно представители субкультуры); 3) молодые люди, которым нравится поинг, но они не отваживаются на самостоятельное выполнение трюков с огнём (зрители).

Так или иначе, но в лексиконе всех этих категорий пойстеров, наряду с общими молодёжными жаргонизмами, присутствуют лексемы, которые можно объединить в жаргон поинговой субкультуры.

В настоящее время количество жаргонизмов пойстеров невелико. Этот факт можно объяснить как относительной но-

Жаргон субкультуры пойстеров

визной данной субкультуры, так и связанной с приведённым обстоятельством малочисленностью её представителей.

Обратимся непосредственно к жаргонизмам пойстеров. Помимо названий членов данной субкультуры (пойстер, фаер-щик, фаермен, а также пойстесс — «девушка, занимающаяся поингом»), существует значительная часть лексем, которую можно отнести к тематической группе «оборудование для поинга».

Пой — цепь (или верёвочка — для облегченного варианта), к одному концу которой крепится шар (теннисный мячик), а к другому — две кожаные петли для среднего и указательного пальцев (в России); во всём мире пой принято крутить не на двух, а на трёх пальцах — среднем, указательном и безымянном.

Фаер (фаера, от англ. fire (огонь) — собственно огненный пой, от него же произошло слово фаер-шоу.

Пои бывают тренировочные, светящиеся, огненные (боевые).

А) тренировочные пои изготавливаются из теннисных мячиков либо носков, в которые насыпается крупа; предназначены для тренировок. Существуют: пой-кометы (к

теннисному мячику подвешивается еще какое-либо количество цветных ленточек или ниток); пой-флаги (теннисный мячик помещается внутрь длинного матерчатого или бумажного колпака — «флага»).

Б) огненные (боевые) пои (или фаера) делают из несгораемого материала (чаще всего — кевлара) и цепей; эти пои окунаются в замочку (как правило, в керосин) и поджигаются; предназначены для покру-тона. В свою очередь, существуют разновидности огненных поев, отличающиеся формой фитилей:

1) кафедралы (англоязычное cathedrals)

— пой с фитилями квадратной формы;

2) роллы (англоязычное rolls) — фитили цилиндрической формы; роллы и кафедралы почти ничем не отличаются друг от друга;

3) обезьяньи кулаки (англоязычное monkey fist) — пой с фитилями в виде большого узла из кевларовой веревки; значительно тяжелее, чем роллы и кафед-ралы, горят дольше и ярче;

4) moon blaze — пой с фитилями, сделанными из двух узких кевларовых полосок; очень хорошо впитывают топливо и меньше его разбрызгивают, так как в таких фитилях меньше щелей;

5) смертельные звёзды (англоязычное death stars) — пои с фитилями, напоминающими звезды за счёт углов кевлара, собранных особым образом на болте; горят сначала очень ярко, затем обычно;

6) колбаса (цепи) — пой из цепи с длинными фитилями.

Светящиеся палочки визуально почти не отличимы от поев, техникой использования они также похожи; сначала были широко распространены в андеграундной рейв-культуре.

Снейки (снеки,или англоязычное fire snakes) — так называемые огненные змеи, одна из разновидностей поев, однако достаточно сильно отличающаяся от других по виду и технике; изготавливаются из двух и более скрученных кевларовых веревок длиной приблизительно 0,5 м. Поскольку фитили у снейков длинные и площадь горения большая, они являются более опасным и сложным инструментом, чем другие разновидности поев, но гораздо более яркими и эффектными, поэтому часто используются для выступлений.

В) светящиеся пои изготавливаются из светодиодных шариков и верёвок; используются в качестве замены огненных поев для выступлений в помещении. Веера — один из огненных реквизитов, которые, благодаря эффектному виду, пой-стер использует в качестве дополнения к своему танцу во время фаер-шоу. Шесты, скакалки, факелы также являются инструментами вращения у фаерщиков, достигших большого мастерства [13].

Можно выделить группу названий по-инговых акций:

1) покрутон, крутилки, а также англоязычное gathering — собрание пойстеров с целью поевращения «для себя», ради собственного удовольствия;

2) фаер-шоу — публичное выступление фаерменов, как правило, с целью заработка.

Довольно малочисленной является группа названий, номинирующих «способы вращения поев»:

«Прыгалки» — способ вращения поев, напоминающий движения при прыжках через скакалку;

«Бабочка» — способ вращения поев, при котором в воздухе получается визуальный эффект двух огненных крыльев;

«Ангел» — способ вращения поев, при котором огненные «крылья» оказываются за спиной пойстера [14].

Таким образом, сегодня жаргон пой-стеров насчитывает около 50 лексем. 12 из них (что составляет 25 %) либо заимствованы из английского языка, либо представляют собой англоязычные выражения, употребляющиеся без русского перевода и в английской транскрипции. Это скорее всего объясняется тем, что взаимоотношения между людьми, увлечёнными поингом, во многом основаны на гло-балистских настроениях: мир един, а национальные границы — не преграда для путешествий и общения. «Мы поддерживаем связь друг с другом через Интернет. Мы делимся опытом, пересылая друг другу видео, пытаемся показать и объяснить другим, таким же увлечённым, как мы, новые трюки и свои идеи. Из цепи звена не вырвешь. Мы едины» [15]. Поинговая субкультура является тем культурным пространством, где молодые люди имеют возможность, с одной стороны, самореализоваться, а с другой — выработать собственное отношение к новой, глобализирующейся цивилизации, что не может не отражаться в языке субкультуры. При этом жаргон пойстеров, используемый как представителями этой субкультуры, так и несубкультурной молодёжью, «полностью отражает и вербализует бытие его носителей» [16].

[1] См.: Курчашова Т.В. Социодинамика субкульту-

ры: сущность, атрибуты, социальные роли: Дис. . канд. социол. наук. Тамбов, 2004. 207 с. Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/03/0939/

[2] См.: Левикова С.И. Молодёжный сленг как свое-

образный способ вербализации бытия // Бытие и язык. Новосибирск, 2004. С. 167-173.

[3] См.: Курчашова Т.В., Морева С.Н. Неформальные объединения молодёжи и проблема их взаимодействия в сфере досуга // Соц. технология в сфере культуры и досуга. Тамбов, 2001. С. 48-50.

[4] См., напр.: Лисовский В.Т. Неформальные груп-

пировки среди молодёжи: причины возникновения и методы работы. Л., 1987; Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1989; Желязнова М. Молодёжь как субъект культурных инноваций // Молодёжь в социальной сфере. М., 1990; Гришин В.А. Субкультура и её проявления в молодёжной среде // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990; Розин М.В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодёжных группиро-

вок // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990; Грибанов В.В. Инициативные самодеятельные молодежные движения. М., 1991; По неписаным законам улицы. М., 1991; Щепанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры. СПб., 1993; Мердок Дж.П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997 и мн. др.

[5] См., напр.: Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности: на примере культуры агинских бурят: Дис. . канд. культурол. наук. Чита, 2004. 165 с. Полный текст:

http://diss.rsl.ru/diss/05/0370/ 050370050.pdf; Гусев В.Л. Молодёжная субкультура в политической культуре общества: социально-философский

анализ: Дис. . канд. филос. наук. М., 2005. 228 с. Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/05/0553/

050553009.pdf: Ерохина Н.Н. Социосемиотические основы молодёжной субкультуры: Дис. . канд. социол. наук. Тамбов, 2006. 153 с. Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/06/0315/060315048.pdf; Бур-

деева Н.О. Молодёжная субкультура в Республике Адыгея: социологический анализ: Дис. . канд. социол. наук. Майкоп, 2006. 186 с. Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/07/0117/070117043.pdf; Мизко О.А. Молодёжная субкультура российской провинции: на примере г. Хабаровска: дис. . канд. культурол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 179 с. Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/06/0559/

[6] См.: Левикова С.И. Молодёжная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004. 608 с.

[7] См.: Пелипенко А.А. Культура как система. М., 1998.

[9] Юность (областная еженедельная газета, г. Ярославль). 2006. № 3.

[11] Студенческий город. 2006. № 17.

[14] Студенческий город. 2006. № 17. С. 16.

[16] Левикова С.И. Молодёжный сленг как своеобразный способ вербализации бытия. С. 167— 173.

Что такое Субкультура? Значение и толкование слова subkultura, определение термина

(от лат. sub — под, около и cultura — возделывание, воспитание , образование , почитание) — англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к.-л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность нек-рых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, фукционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.

система уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов, отличающих какую-либо социальную группу от доминирующей культуры большинства общества.

— система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу в рамках нормативной культуры.

(subculture). Ценности и нормы , отличные от общепринятых в обществе, разделяемые отдельными группами.

— совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.

– система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности , низкого статуса , ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от «стандартной» социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов – это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство девиантных нравов. Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления , создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь . Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга , вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе. Однако для общества постмодерна характерна культурная фрагментация, мультикультурализм (см. посимодернизм) , что делает весьма проблематичным существование целостной культуры. Скорее современная культура представляет собой определенную совокупность конфликтующих субкультур. Контркультура, или альтернативная культура – это субкультура , которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название «новых левых» ( в отличие от «старых» левых – движения рабочего класса ) . Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения.

— система смыслов, ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, образцов и стереотипов поведения, создаваемых социальной группой, занимающей, как правило , не главенствующую, подчиненную социально-структурную позицию в обществе, возникающая в качестве реакции на доминирующую систему ценностей.

– система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.

— система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) — понятие , характеризующее культуру группы или класса , которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре ( контркультура ) . Современное общество , базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С., находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С., различные профессиональные С. и др.). Под С. понимают также — (1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура), (2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) — автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер), (3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Д. Даунс различает С., возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные С.), и С., являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные С.). В целом современные С. представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции , но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней. С. формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс , этническое происхождение , религия и место жительства. Социальной базой формирования С. могут быть возрастные группы, социальные слои , крупные неформальные объединения. Различают официальные и неофициальные С. С. характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. С. призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. Во многих случаях большинство общества относится к С. с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым С. врачей или учителей. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности , которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру — главным образом через СМИ, где эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей (например, распространение элементов С. хиппи в доминирующей культуре в США). В ряде случаев, однако, группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишенные свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Таковы, например, С. преступных групп и организаций типа мафии, С. религиозных сект и изолированных утопических коммун. Молодежь развивает собственную С., в частности, создает свой жаргонный язык , моду, музыку, нравственный климат — более богатую в некоторых случаях, чем культура взрослых. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой — отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности. Важным принципом структурализации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается на жизни всякого общества, где существует сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу. Особое внимание среди С. вызывают различные нонконформистские типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или «богема»), так и по отношению к перспективам общественного развития (» движение зеленых » ). К разряду С. следует причислить и миграционные группы из инородной этнической среды, нетрадиционные религиозные группы и т.д. За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными или политическими требованиями. Они выдвигают и требования изменения обжитого типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают «патриархальная» и «мужская» С., способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентаций, а в результате приводят к поощрению насилия, разладу в отношениях между людьми. Особую С. образует жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой сфере проводятся исследования интереса людей к бульварной литературе, вульгарному языку, заборным надписям и рисункам. Некоторые из наиболее интересных исследований С. посвящены языку. Например, У. Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их «языковой неполноценности». Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют иную систему грамматических правил, укоренившихся в С. негров. Проблему С. возможно рассмотреть в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры — процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это порождает особые жизненные устремления, например, молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Манхейм констатировал, что С., хотя и возобновляются постоянно в истории, выражают процесс приспособления к господствующей культуре. В такой системе рассуждений С. лишаются своего преобразовательного статуса . Они являются эпизодом в историческом становлении культуры и интересны тем, что выражают некое преходящее отклонение от главного пути. Понятие С. помогает изучению процессов дифференциации и интеграции культуры, происходящих под воздействием урбанизации, профессионализации ряда социальных групп, усилению социальной мобильности, приводящей к отрыву от культурных традиций. И.Н. Красавцева

(subculture) — система убеждений , ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры. Отношение субкультуры к так называемой господствующей культуре было идентифицировано как отношение подчинения и относительного бессилия. Поэтому властные отношения — важное измерение любой социологической работы в этой области. Субкультуры исследовались с точки зрения этноса , класса , девиации и молодежной культуры. Р. Мертон построил типологию из возможных ответов на разрыв между средствами и целями, вызывающих появление ряда различных субкультур. С. Коэн (1971) отметил возникновение в послевоенный период серии молодежных субкультур, например, в Англии — «тедов», «модистов», «рокеров» и «панков». Предлагалось, что они служат «магическими решениями» проблем, созданными для молодых людей из рабочего класса в современных западных обществах (Брейк, 1980), а также средством установления как индивидуальной, так и групповой идентичности, хотя различаются путем стилистического выражения, особенно языка , поведения, музыки, одежды и танца. Субкультуры, как и культура вообще, — результат коллективного творческого потенциала и посему подвергаются историческим изменениям и преобразованиям. Феминистские теоретики — Макробби и Гарбер (1976), Макробби (1991) — отмечали, что тендер редко рассматривается в изучении субкультур, затронув проблемы молодых женщин и молодежных субкультур. См. также Культурные исследования ; Культурный капитал ; Культурная депривация ; Культурное запаздывание ; Культурный (и лингвистический) релятивизм .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector