0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы личности в социальной психологии

Понятие личности в социальной психологии

Сущность понятия личности

Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.

Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).

Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.

Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.

Типы субъектов и особенности личности

Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:

  1. природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
  2. социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
  3. субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.

В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.

Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое). Личность нельзя считать врожденной, она проявляется в ходе социального и культурного развития, формируясь в совместной деятельности и общении. При этом она испытывает на себе воздействие общества и культуры.

Тем не менее, личность в теории нельзя рассматривать в качестве слепка той культуры и того общества, к которому индивиды принадлежат. Здесь социальные факторы накладываются на индивидуально-психологические и биологические особенности человека. Как отмечал А. Г. Асмолов, личность включает 2 субстанции: социально-типическая и индивидуально-уникальная, в которой уникальность может быть достигнута через собственную активность, свои мысли, поступки, личную ответственность.

Личность представляет собой не только целеустремленную, но и самоорганизующуюся систему, объектом внимания и деятельности которой является не только внешний мир, но и она сама. Это находит проявление в определенном чувстве «Я», включающем в себя представления о себе и самооценку, программу совершенствования, привычную реакцию на свои качества, способностях наблюдать и анализировать свое поведение. Быть личностью означает активность в жизненной позиции. О ней говорят: на том стою и не могу по-другому. Быть личностью – значит выбирать, при этом выбор возникает в силу внутренней необходимости с оцениванием последствий принятых решений и способностью отвечать перед собой и обществом. Быть личностью – значит постоянное построение самого себя и других, владение системой средств и приемов, посредством которых можно владеть своим поведением, подчиняя его своей власти. Личность обладает свободой выбора и несет ее бремя.

В узком понимании личность – это субъект решения проблем, выбор, который помогает самостоятельно и ответственно решать проблемы.

Личность находит проявление при столкновении человека с конфликтами или проблемами. Человека нельзя считать личностью, если он не может сам решить свои жизненные проблемы, неся ответственность за свои решения и поступки.

Личность можно представить в виде активно осваивающего и целенаправленно преобразующего природу, общество и себя человека, который обладает уникальным динамичным соотношением между пространственно-временными ориентациями, потребностно-волевыми переживаниями, содержательными направленностями, уровнями освоения и формами реализации деятельности, обеспечивающей свободу самоопределения в поступках и степень ответственности за последствия.

Степень свободы личности, или свободы выбора, воли, можно определить возможностью человека выбирать тот или иной вариант поведения, часто вопреки социальным обстоятельствам или своим влечениям. По мнению М. Шелера, человек – это единственное существо, способное в любое время сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям. Он не свободен от социальных влияний, но именно от человека зависит, сдастся он или сможет противостоять обстоятельствам социума. В этом понимании свобода представляет собой тот момент, когда человек самостоятельно должен принимать решение, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский). По определению В. Франкла свобода личности часто переходит в произвол, если ее не переживать с позиции ответственности.

Социально-психологическое понимание личности

Возникновение социально-психологических явлений происходит через взаимодействие социальной среды, группы и личности.

Социальная среда включает все то, что окружает людей в их социальной жизни. Она представляет собой конкретное проявление, своеобразие отношений в обществе на определенной стадии их развития.

Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций (оэфа). Также ее зависимость обусловлена классовой и национальной принадлежностью, внутриклассовыми различиями соответствующих слоев, бытовыми и профессиональными отличиями (разделение на «городскую среду», «деревенскую среду», «среду производства», «артистическую среду» и др.).

Итак, общественно-экономическая формация в конкретности (историческая, демографическая, географическая и национальная) определяет данную социальную среду, которая порождает определенный образ жизни и вслед за этим образ поведения и мыслей. По этой причине, принципиальный путь личности состоит в следующей цепочке:, общественно-экономическая формация → социальная среда → образ жизни → личность.

В соответствии с биологическим аспектом расовые различия, включая внешность, цвета кожи, волос, по генетике обусловлены. Но расовые психологические различия характеризуются не только биологическими причинами, а разными культурно-этническими нормами и условиями жизни. Не происходит генетическая передача национальных психологических особенностей, но осуществляется их формирование при воспитании и инкультурации ребенка в соответствующей социальной культурной среде. Например, ребенок, родившийся в России, но воспитанный в Америке, будет обладать американским национальным характером, выполняя культурные и социальные нормы общества в США. Сравнивая расы, средние различия групп намного меньше, чем диапазон личных различий в каждой группе.

В соответствии с позицией Г. М. Андреевой, социальная психология личности — это отрасль, определяющая личность. Это определение дает общая психология, выясняя, в каких определенных группах личность, с одной стороны, способна усваивать социальные влияния (с помощью какой системы ее деятельности), а с другой стороны, как, в каких определенных группах происходит реализация ее социальной сущности (с помощью какой совместной деятельности).

Специфика социально-психологического подхода состоит в выявлении, каким образом происходило формирование социально-психологических черт, по какой причине в одних условиях формирования личности происходит их проявление в полной мере, а в других возникают определенные социально-типические черты, вне зависимости от принадлежности личности к соответствующей социальной группе. Для этого внимание акцентируется на микро среде формирования личности. В первую очередь, важно определить, с помощью каких групп общество влияет на личность, то есть, каким образом происходит социализация личности. С другой стороны, социальная психология рассматривает итоги взаимодействия личности и группы, что представляет собой проблему социальной установки.

Так, К. К. Платонов указывал на то, что осуществляя социально-психологический анализ личности, важно точно разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Исследователь дал определение личности: «Личность — это человек в качестве субъекта активной деятельности. Он преобразует мир, а следовательно, является носителем сознания и самосознания».

По мнению Е. В. Шороховой, основой социально-психологического понимания личности являются характеристики социального типа личности в качестве специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, системы ролей и др. Она определяла предмет социальной психологии посредством перечисления объектов социально-психологического исследования, в число которых включены:

  • общественная историческая детерминация личности, включая поведение;
  • психическая структура личности;
  • социальная мотивация действий и поведения человека в определенных общественно-исторических и социальных психологических условиях;
  • формирование духовного мира индивида;
  • личностные черты, которые проявляются под влиянием отношений в обществе, взаимоотношений между людьми (социальный, психологические черты личности);
  • социальные типы личности, в том числе половозрастные, национальные и профессиональные аспекты личности;
  • ориентация в ценностях;
  • роли;
  • жизненная позиция человека;
  • закономерность в проявлении и формировании общественной активности личности; вопросы внутреннего противоречия личности и способы ее преодоления;
  • самовоспитание.

Типология личности

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт (диспозиционное направление), в основе второго — определение типов личности (типологический подход).

Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционалъно- го направления американский психолог Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность может быть понята через определение конкретных черт личности, так как поведение человека всегда является результатом определенной конфигурации личностных черт. Черта личности — это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры». Ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть на сознательном или бессознательном уровне. Таким образом, черты личности и типичные ситуации, в которые попадает человек, функционально взаимосвязаны.

Олпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие черты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры, ведь члены определенной культуры испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и поэтому у них развиваются похожие модели адаптации. Индивидуальные черты, или индивидуальные диспозиции, — это уникальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру. Олпорт выделял три типа индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт отмечал, что немногие люди обладают кардинальной диспозицией. Центральные диспозиции — это яркие характеристики индивидуальности человека, это такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие. У человека может быть где-то пять—десять центральных диспозиций, которые наиболее точно отражают существенные характеристики его конкретной личности. Черты менее обобщенные, менее устойчивые и менее заметные называют вторичными диспозициями, к ним, например, можно отнести индивидуальные предпочтения в одежде, еде, привычки.

Олпорт подчеркивал, что личность — это единство и интеграция всех диспозиций, что существует некий принцип, организующий установки, мотивы, ощущения, склонности в единое целое («это про- приум, который охватывает все аспекты личности, способствует формированию чувства внутреннего единства»). Проприум как внутреннее единство формируется постепенно, с детства до зрелости, проходя ряд этапов. Рассмотрим их.

Первый аспект, необходимый для развития проприума, — это ощущение своего тела; в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать существование своего тела. Начинают отличать себя от других предметов, формируется «телесная самость».

Формируется самоидентичность, когда ребенок овладевает речью и, выучив свое имя, он начинает постигать, что остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром, осознает неизменность своего «Я», независимо от происходящих изменений.

Формируется чувство самоуважения как гордости за себя, когда ребенок выполняет что-то самостоятельно (у детей трех-четы- рехлетнего возраста).

Расширение самости, когда в возрасте четырех—шести лет ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но и значимые элементы окружающего мира, включая и людей (формируется чувство «мое», «мой дом», «моя мама», «моя сестра»).

С пяти-шести лет начинает развиваться пятая форма пропри- ума, когда ребенок начинает осознавать, чего от него ожидают родители, учителя, другие люди, когда формируется «образ себя», каким его хотят его видеть, ребенок начинает понимать различие между «Я — хороший» и «Я — плохой».

С шести до 12 лет ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, рационально управляя самим собой.

В подростковом возрасте формируется пропритивное стремление, человек начинает выбирать жизненные цели, планировать свое будущее, и в этом смысле он приобретает чувство самости. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл, — в этом заключается суть проприативного стремления.

Познание самого себя, осознание объективного «Я» позволяет человеку выйти на обобщенное чувство самости. Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» сформировались.

Таким образом, личность представляет собой динамично развивающуюся систему, включающую черты личности и ее мотивацию, объединенные в единое целое. Олпорт выдвинул концепцию функциональной автономии мотивов, которая гласит, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т.е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины первоначально побудили его к такому поведению. Например, первоначальной причины поведения уже больше нет, а поведение сохраняется.

Олпорт различал два уровня функциональной автономии:

1) устойчивая функциональная автономия как набор привычек, как склонность людей к удовлетворению своих потребностей привычным образом; 2) собственная функциональная автономия — главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная функциональная автономия представляет собой стремление к целям и ценностям, для нее характерны восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь. Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» человека (проприум).

Ценности и ценностные ориентации человека можно рассматривать как черты личности, но более глубокого уровня. Олпорт выделял следующие ценностные ориентации личности: теоретическая (ценность в раскрытии истины, в научном и рациональном подходе к жизни); экономическая (ценно то, что полезно, выгодно, приносит материальный успех); эстетическая (более всего ценятся красота и гармония, наслаждение жизнью); социальная (наибольшая ценность — любовь к людям, гуманизм); политическая (главная ценность — власть и влияние, слава и известность); религиозная (ценность в понимании мира как единого целого, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл). Черты личности, подчеркивал Олпорт, существуют реально, и их можно эмпирически выявлять и изучать, количественно измерять.

Эмпирическим исследованием основных черт, формирующих ядро личности, занимались психологи Г. Айзенк, Р. Кэттелл, Дж. Гилфорд и др., доказывая, что базисная структура черт личности влияет на поведенческие реакции человека. Под чертой личности они понимали устойчивую предрасположенность к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных привычек, установок (стилевых особенностей поведения).

В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности.

Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных. Так, из 171 параметра описания личности Кэттелл на основе учета корреляции, выделил 16 основных факторов, черт личности. Их можно разделить на факторы темперамента и мотивационные факторы. Рассмотрим выделенные мотивационные факторы.

Фрейд считал, что существуют два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух побуждений.

Кэттел выделил семь побудительных структур-«эргов» — мотивационных факторов, которые связаны с пятью чувствами. Эрги: 1) половой-сексуальный инстинкт; 2) стадный инстинкт; 3) потребность опекать; 4) потребность в исследовательской деятельности, любознательность; 5) потребность в самоутверждении, признании; 6) потребность в безопасности; 7) нарциссическая потребность в удовольствии. Одни и те же «эрги» можно обнаружить в самых разных популяциях людей, в то время как «чувства» варьируют от одной страны к другой, зависят от социальных и культурных стереотипов. Чувства: 1) чувства к профессии; 2) спорт и игра; 3) религиозные чувства; 4) технические и материальные интересы; 5) самоощущение.

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Американский психолог К. Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделяла три психологических типа личности:

  • 1) привязчивый тип — человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то заботился — такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»;
  • 2) агрессивный тип — характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей — такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»;
  • 3) отчужденный тип — для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, так как они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они задают втайне себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

19. Социально-психологические типологии личности

19. Социально-психологические типологии личности

Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.

Типология включает три уровня:

1) низкий уровень:

а) рассудочный тип – характеризуется развитой рассудочностью, склонностью анализировать мотивы и последствия действий, обладает слабой одаренностью, вследствие чего склонен копировать чужие действия;

б) аффективные типы могут быть подвижными, чувственными или мечтателями;

в) активные типы (импульсивно энергичные (характеризуются беспорядочностью, необдуманностью своих действий и их последствий, склонностью к риску, азартным играм), покорно-деятельные, упрямые);

2) средний уровень:

а) непрактичные теоретики-идеалисты (ученые (развито последовательное мышление, научные интересы), художники и религиозные созерцатели (развито воображение));

б) практики-реалисты (альтруисты (развита способность к сочувствию, симпатии), общественники, властные (обладают твердой волей и способны влиять на окружающих), хозяйственные (расчетливы, направлены на практические цели);

3) высший уровень – характеризуются наличием высших человеческих идеалов (альтруизм, знание, красота, религия, общество и др.) сознательностью, координированностью душевных переживаний.

Типология личности Э. Шпрангера основывается на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности.

Выделяется шесть основных типов:

1) теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению;

2) экономический человек – главным является мотив полезности, достижений в своей деятельности;

3) эстетический человек – характерно собственное миропонимание, красота духа, бережное отношение к природе;

4) социальный человек – характеризуется социальной направленностью деятельности, стремлением к контактам с другими людьми;

5) политический человек – характеризуется преобладанием власти как основной ценности;

6) религиозный человек – основным считает высшие ценности души.

Типология Э. Фромма основана на доминирующих установках в социальной среде:

1) личности с рецептивной (берущей) установкой – характеризуются убеждением, что единственным способом получение желаемого является получение из внешнего источника, от других. Основной техникой является ожидание получения блага. Оптимистичны, дружелюбны, сердечны, помогают из расчета;

2) личности с эксплуататорской (овладевающей) установкой – отличаются от предыдущего типа только техникой, действуя хитростью и силой, изымает благо у других. Циничны, подозрительны, враждебны, завистливы;

3) личности со стяжательской (сберегающей) установкой – характеризуются склонностью к бережливости того, что имеют. Упорны, целеустремленны, терпеливы, упрямы, скрытны;

4) личности с рыночной (обменивающей) установкой – убеждены, что все продается и покупается, успех зависит от того, насколько выгодно удастся продать свой труд на рынке. Практичны, деловиты, жадны и расчетливы.

Типология по «социометрическому статусу» в группе:

1) «звезда» – личность, обладающая наибольшей популярностью;

2) «предпочтимый» – личность, получившая более чем среднее число социометрических выборов;

3) «ведомый» – индивид, получивший среднее число выборов;

4) «пренебрегаемый» – человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы;

5) «изолированный» – индивид, не получивший ни одного социометрического выбора;

6) «отвергаемый» – член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, – получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Влияние анатомо-физиологических характеристик на социально-психологические качества личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать ее соматофизиологические особенности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей — пикников, атлетиков и астеников [1] , для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

Пикники обычно отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты с окружающими. Они, как правило, не преследуют цель завоевать повышенный авторитет, но в то же время достаточно легко защищают собственные позиции, «не теряя своего лица» и не испытывая больших переживаний.

Атлетики, как правило, очень общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью. У них может проявляться стремление как к положительным, так и отрицательным социальным достижениям. Они нередко воспринимаются негативно другими людьми, поскольку не всем и не всегда нравится их импульсивная и превалирующая над чужими интересами неконтролируемая активность.

Астеники обычно малообщительны, сдержанны в общении с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Они, как правило, незаметно для окружающих стремятся завоевать общественное признание и не позволяют его понижать, болезненно реагируя на любые попытки такого рода.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности — сангвиникам, холерикам, флегматикам, меланхоликам.

Сангвиники обычно находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Их среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, интересам, чувствам, взглядам. Их мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиников в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский инстинкт. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они сухощавы, жилисты, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности. Они отличаются повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядят самонадеянными и высокомерными. Без труда дающееся сангвиникам чувство душевного равновесия холерикам совершенно незнакомо: они обретают покой только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. При отсутствии богатства духовной жизни холерический темперамент часто проявляется отрицательно — в раздражительности, эффективности.

Флегматикам, как правило, совершенно чужда тревога. Их обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Они широкоплечи, широкогруды, среднего или малого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей устойчивые настроения, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе (если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики). Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматики ровны и спокойны, редко выходят из себя, не склонны к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматиков могут сформироваться положительные черты — выдержка, глубина мыслей и т.д., а в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. Они стремятся достигать свои личные цели посредством ровных и равных отношений с членами общности, к которой принадлежат, а также за счет соблюдения своих формальных обязанностей. Правда, при этом сангвиники, как правило, стараются управлять своими действиями и поступками с помощью интеллекта и способности глубоко разбираться в межличностной обстановке. Флегматики же стремятся достигать социального согласия и бесконфликтности посредством эмоционально спокойного, а порой и безразличного отношения к межличностным противоречиям и конфликтам, из-за них возникающим.

Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Они чаще астеники — хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и тонкими конечностями, обладают слабой нервной системой, поэтому в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто испытывают растерянность, стресс, их действия замедляются, ухудшаются или прекращаются. Их реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у них внешнее торможение. Им трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни они — люди глубокие и содержательные. При неблагоприятных условиях меланхоликам могут быть присущи замкнутость, боязливость, тревожность.

Холерики являются наиболее конфликтными личностями, постоянно выясняющими отношения с другими людьми. Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же малообщительны: им также свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии.

В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций: одни склонны к интересу, радости, удивлению (сангвиники), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерики), третьи — к грусти (меланхолики). Знание возможной реакции человека позволяет использовать его положительные и преодолевать отрицательные черты. Так, на порывистость холерика нужно реагировать, проявляя тактичность и сдержанность, инертности флегматика лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью. Экстраверсия (extra — вне) указывает на сосредочение интересов индивида на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет собственного интереса, принижения личной значимости. Экстравертам свойственны импульсивность, активность жестов, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.

Интроверсия (intro — внутрь) характеризуется фиксацией внимания личности на собственных интересах, своем внутреннем мире. Интроверты считают свои интересы наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.

Экстравертированность и интравертированность дополняют характеристики людей с различными типами высшей нервной деятельности. Сангвиник — это экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботен, любит лидерство, наличие множества друзей, жизнерадостен. Холерик—экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны; в ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям. Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, сдержан, надежен, спокоен в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения. Меланхолик—интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, внешне сдержан, но в душе очень эмоционален, чувствителен, расстраивается и переживает, склонен к тревоге, депрессиям, грусти, в напряженных ситуациях возможен срыв или ухудшение деятельности («стресс кролика»).

У любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы неразрывно связаны с доминирующими инстинктами. Инстинкты — это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Инстинкты генетической программы приспособления есть и у животных, но инстинкты человека — качественно иная, чем у животных, программа адаптации. Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода — базовые, они обеспечивают физическое выживание человека и человеческого вида. Специфические человеческие инстинкты — исследовательский инстинкт и инстинкт свободы — обеспечивают первичную специализацию человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства — самоутверждение, самосохранение человека в обществе. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность всех остальных инстинктов. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее.

На основе доминирования того или иного инстинкта западные психологи выделяют семь типов людей.

Эгофильный тип — доминирует самосохранение, с раннего детства наблюдаются склонность к повышенной осторожности, обостренной связи с матерью (ребенок не отпускает от себя мать ни на миг), склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Их кредо — «безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что, сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода. Но эгофильный тип может быть одной из причин формирования такого варианта «тяжелого характера», которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, мнительность, истеричность, трусость.

Генофильный тип — доминирует инстинкт продолжения рода, уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, если вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Во взрослой жизни их кредо — «интересы семьи превыше всего; мой дом — моя крепость». Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

Альтруистический тип — доминирует инстинкт альтруизма, с детства проявляются доброта, заботливость о близких, способность отдать другим даже то, что необходимо ему самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам. Их кредо — «доброта спасет мир, доброта превыше всего». Эволюционно такой тип необходим, они хранители доброты, жизни, человечества.

Исследовательский тип — доминирует инстинкт исследования, с детства отмечается повышенная любознательность, стремление во всем добраться до сути. Они много читают, увлекаются экспериментами. Такие дети, вырастая, становятся увлеченными, творческими людьми, великими путешественниками, изобретателями, учеными. Их кредо — «творчество и прогресс — превыше всего». Эволюционная целесообразность такого типа очевидна.

Доминантный тип — инстинкт доминирования с детства проявляется как умение организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения, умение разбираться в людях и вести их за собой, деловитость, позднее— как приоритет статусных потребностей (карьеризм), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива, пренебрегая интересами одного, конкретного человека. Их кредо — «дело и порядок превыше всего; будет хорошо всем — будет хорошо каждому». Они лидеры, руководители, полигики, организаторы, но и самодуры, тираны.

Либертофильный тип — доминирует инстинкт свободы, уже в младенческом возрасте ребенок этого типа протестует, когда его пеленают; склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Отмечаются стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость рутины, бюрократизма. У людей этого типа подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Их кредо — «свобода превыше всего», они естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они — хранители свободы, интересов, индивидуальности каждого, а вместе с этим — и хранители жизни.

Дигнитофильныи тип — доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребенок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения: это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его и только лаской. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, своими профессиональными интересами, своей семьей. Их кредо — «в нашем роду не было трусов и подлецов; честь превыше всего!». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что они хранители чести и достоинства личности, а с этим — и жизни, достойной человека.

При преобладании одного инстинкта отмечается односторонняя тенденции развития личности. Например, у И. Сталина безраздельно господствовал инстинкт доминирования, подавивший все остальные инстинкты, кроме инстинкта самосохранения; у академика А. Сахарова доминировали инстинкты альтруизма, свободы, сохранения достоинства и исследовательский инстинкт, что и предопределило его творческий потенциал, многогранность личности. Естественно, многое зависит от воспитания и среды, но судьба человека определяется доминирующим инстинктом.

  • [1] Основу этой классификации составляют взгляды некоторых ученых,изложенные достаточно давно и отличающиеся определенной степеньюнаивности и исследовательской несостоятельностью, неоднократноподвергавшиеся критике за «биологизаторский подход» в попыткахобъяснить «тонкие» психологические феномены человека. Во второй половине XX в. они вновь заинтересовали психологов, которые продолжилиизучение проблемы с помощью современных социально-психологическихтехнологий, в результате чего стало очевидным, что физиологические характеристики играют далеко не последнюю роль в формировании психикиличности и влияют на ее социальное поведение.

4 типа личности. Какой тип ваш?

Всякий раз, когда например требуется разрешить конфликт, первое, что нужно сделать, это определить типы личности оппонентов. В 90% случаев конфликты происходят из-за того, что мы слишком разные. В силу этих отличий мы многое воспринимаем по-разному.

Каждый из четырех типов личности имеет свои сильные стороны, направления развития, а также «слепые пятна».

Эти слепые пятна – наша ахиллесова пята. Они ограничивают нас в общении, вредят отношениям и мешают эффективно взаимодействовать с окружающими.

Читая про сильные и слабые стороны каждого типа, обратите внимание на то, какие из двух типов ближе всего к вам.

Дело в том, что большинство людей имеет первичный и вторичный тип. Они могут по-разному проявляться в тех или иных ситуациях, иногда помогая, а иногда препятствуя успеху.

Тип 1. «Лидер»

Сильные стороны.

Любой команде необходим лидер, чтобы добиваться результатов.

Люди этого типа мыслят стратегически. Они высоко мотивированы, настойчивы в общении, обладают упорством, всегда доводя начатое до конца.

Установка на победу и высокая потребность в достижениях объясняется их природной склонностью соперничать и конкурировать.

Такой человек будет контролировать, распоряжаться и брать на себя ответственность в любой ситуации, даже если он не является руководителем.

Слабые места.

Они выглядят слишком деспотичными, агрессивными и бесчувственными к нуждам других, потому что ставят интересы дела превыше отношений.

Они быстро принимают решения, безжалостно критикуя идеи коллег. Поскольку это прагматики и стреляные воробьи, они не захотят вас слушать. Они хотят решить проблему и двигаться дальше.

Их самый большой недостаток, пожалуй, неумение работать в команде, что может деморализовать окружающих.

Этот тип лидеров часто вызывает недовольство других типов, особенно «социального».

Тип 2. «Коммуникатор»

Сильные стороны.

Команде необходим этот тип, чтобы выстраивать коммуникации с окружающими.

Такие люди получают удовольствие, обслуживая нужды других. Они обладают сильным желанием разобраться в себе.

Из всех четырех типов это лучшие коммуникаторы. Они обеспокоены мнением и отношением окружающих. При этом они содействуют росту других, так как успешно выявляют потенциальных руководителей для блага команды.

Представители этого типа предпочитают работу, предполагающую общение с людьми. Им не нравится сидеть одним в кабинете.

«Социальный» тип личности успешен в сфере продаж, управления человеческими ресурсами, социальной работе, преподавании, медицинской сфере.

Слабые места.

Люди этого типа выглядят неуверенными в себе. Они избегают конфликтов, и часто держат свои чувства при себе. Они ставят нужды окружающих над собственными и слишком восприимчивы к критике. Как руководители, они склонны принимать популярные решения, а не правильные.

«Социальный» тип больше всех подвержен чужому влиянию, поскольку тенденция угодить окружающим у них очень высока.

Тип 3. «Свободный дух»

Сильные стороны.

В коллективе необходим этот тип личности для создания атмосферы свободы, решительности и смелости.

Эти люди жаждут вдохновения и азарта во всех сферах – дома, на работе, в игре. Им не нравится быть привязанным к чему-либо рутинному, что требует регулярности и подчинения правилам. Они склонны рассматривать жизнь как миллион возможностей и поле для экспериментов, где они должны попробовать все.

Их философия – взаимная свобода. Они думают или говорят: «Занимайся своим делом, а я буду делать свое». Они достигают амбициозных целей и не любят, когда их останавливают: «Ты не сможешь».

Представители этого типа обладают интуицией, позволяющей им смотреть на старые ситуации и нерешенные проблемы под новым углом, когда другие не способны на это.

«Свободолюбивый» тип тяготеет к карьере, которая обеспечит им приключения, азарт и независимость. Они не желают быть привязанными к работе в офисе с 9 до 5. Поэтому их часто можно встретить среди биржевых игроков, актеров, предпринимателей, организаторов экстремальных путешествий и тому подобное.

Слабые места.

Людям этого типа не хватает дисциплины, а следовательно, они довольно неорганизованны. Им быстро становится скучно, хочется чего-то нового, иногда беспричинно. Они постоянно нуждаются в новых стимулах и вызовах, что может приводить к конфликтам с другими членами команды.

Они начинают множество дел, но мало что доводят до конца, редко планируют и стараются жить сегодняшним днем. Они игнорируют детали и бывают небрежными. Этот тип сопротивляется любому контролю, яростно защищая свою автономию.

Тип 4. «Исполнитель»

Сильные стороны.

Группе необходим этот тип личности для поддержания структуры. Такие люди великолепно знают свое дело. Они трудолюбивы, усердны, ответственны, надежны и исповедуют серьезный подход к жизни. Им нравится быть организованными.

Они структурируют свой день – с раннего утра до позднего вечера. Такие люди прекрасно себя чувствуют, когда им удается выполнить все намеченное, поэтому они любят составлять списки дел.

Главное достоинство «исполнителей» — их приверженность работе, точность, пунктуальность и забота о том, чтобы другие выполняли свою работу правильно.

Их упорство, настойчивость и стремление настоять на своем в решении задач или преодолении проблем являются исключительными. Они берут на себя серьезную ответственность.

Слабые места.

Они плохо относятся ко всему новому и боятся изменений. Их потребность в структуре делает их слишком ригидными (негибкими) и жесткими.

Это трудоголики, которым трудно получать удовольствие от жизни. Иногда они становятся слишком требовательными к себе и окружающим.

Людям этого типа требуется слишком много указаний. Их необходимо подталкивать к тому, чтобы двигаться вперед, а это часто вызывает конфликты с менее консервативными коллегами.

Социально-психологические типологии личности

Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.

Типология включает три уровня:
1) низкий уровень:

  • рассудочный тип – характеризуется развитой рассудочностью, склонностью анализировать мотивы и последствия действий, обладает слабой одаренностью, вследствие чего склонен копировать чужие действия;
  • аффективные типы могут быть подвижными, чувственными или мечтателями;
  • активные типы (импульсивно энергичные (характеризуются беспорядочностью, необдуманностью своих действий и их последствий, склонностью к риску, азартным играм), покорно-деятельные, упрямые);

2) средний уровень:

  • непрактичные теоретики-идеалисты (ученые (развито последовательное мышление, научные интересы), художники и религиозные созерцатели (развито воображение));
  • практики-реалисты (альтруисты (развита способность к сочувствию, симпатии), общественники, властные (обладают твердой волей и способны влиять на окружающих), хозяйственные (расчетливы, направлены на практические цели);

3) высший уровень – характеризуются наличием высших человеческих идеалов (альтруизм, знание, красота, религия, общество и др.) сознательностью, координированностью душевных переживаний.

Типология личности Э. Шпрангера основывается на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности.

Выделяется шесть основных типов:

  1. теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению;
  2. экономический человек – главным является мотив полезности, достижений в своей деятельности;
  3. эстетический человек – характерно собственное миропонимание, красота духа, бережное отношение к природе;
  4. социальный человек – характеризуется социальной направленностью деятельности, стремлением к контактам с другими людьми;
  5. политический человек – характеризуется преобладанием власти как основной ценности;
  6. религиозный человек – основным считает высшие ценности души.

Типология Э. Фромма основана на доминирующих установках в социальной среде:

  1. личности с рецептивной (берущей) установкой – характеризуются убеждением, что единственным способом получение желаемого является получение из внешнего источника, от других. Основной техникой является ожидание получения блага. Оптимистичны, дружелюбны, сердечны, помогают из расчета;
  2. личности с эксплуататорской (овладевающей) установкой – отличаются от предыдущего типа только техникой, действуя хитростью и силой, изымает благо у других. Циничны, подозрительны, враждебны, завистливы;
  3. личности со стяжательской (сберегающей) установкой – характеризуются склонностью к бережливости того, что имеют. Упорны, целеустремленны, терпеливы, упрямы, скрытны;
  4. личности с рыночной (обменивающей) установкой – убеждены, что все продается и покупается, успех зависит от того, насколько выгодно удастся продать свой труд на рынке. Практичны, деловиты, жадны и расчетливы.

Типология по «социометрическому статусу» в группе:

  1. «звезда» – личность, обладающая наибольшей популярностью;
  2. «предпочтимый» – личность, получившая более чем среднее число социометрических выборов;
  3. «ведомый» – индивид, получивший среднее число выборов;
  4. «пренебрегаемый» – человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы;
  5. «изолированный» – индивид, не получивший ни одного социометрического выбора;
  6. «отвергаемый» – член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, – получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector