0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Туча каменная прокопия устюжского исторические записки

Туча каменная прокопия устюжского исторические записки

Каменная туча Прокопия

Поклонникам живописи хорошо знакомо полотно Николая Рериха, на котором седовласый старец благословляет парусники, спешащие по бурной, тревожной реке. Меньшая известность выпала на долю другой рериховской картины, посвященной тому же устюжскому праведнику. Само название ее навевает мысли о загадке: «Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого».

Точная дата возникновения бродячего праведника в Великом Устюге неизвестна. Известно лишь, что северные дороги привели скитальца в град на Сухоне на исходе 13 века. В овеянном ветрами странствий подвижнике сложно было узнать энергичного купца, приехавшего за пару лет до этого в Новгород из ганзейских земель. Превращение негоцианта в юродивого, отказ от состояния, без сожаления розданного беднякам, изумили новгородцев. Шествие Прокопия по Руси, проповеди и пророчества создали ему громкую славу.

Устюжане уважали Прокопия, однако к его речам его относились без особого почтения. Мнение северян о «доморощенном» праведнике изменилось после истории, приведшей в конце концов к причислению Прокопия к лику святых. 25 июня 1290 года над городом сошлись глухие, чернью облака. «Житие» Прокопия утверждает, будто бы из туч беспрестанно блистали молнии и «страшный гром раздавался над городом Устюгом, так что люди не могли расслышать один другого. Казалось, что и земля от того страшного грома непрестанно тряслась и колебалась. Огненные тучи сходились в одно место и жгучий зной явился от страшных молний и огненного грома. Увидевши такое страшное чудо, народ испугался и убедился в наступающей гибели города и жителей его. «.

Легенды, передававшиеся из столетия в столетие, утверждают, что туча была «каменная» или «каменноогненная». Молитвы ли Прокопия отогнали ее, либо более земные причины избавили жителей Устюга от напасти, но «рассеялись облака над городом Устюгом и отошли на пустынное место за двадцать верст. называемое Котовалово и там многим выпавшим из тучи громадным каменьем поломало лес и дебри: иные деревья с корнем выломило, а иные пополам переломило. Из людей же и животных никто не пострадал. «

Еще до первой мировой войны сказание о каменной туче надумал проверить художник Евстафий Шильниковский. Сочтя, что описание в «Житиях» напоминает картину падения крупного метеорита, Шильниковский обследовал окрестности упомянутой в древних источниках деревни. Увы, валуны, к которым шесть столетий не зарастала тропа паломников, по мнению художника, очень напоминали ледниковые гранитные глыбы. Художник не считал свои исследования завершенными, полагая, что истинные следы происшествия могут таиться в лесной чаще, но продолжить поиски ему не удалось. В наше время подумывали о раскопках близ деревни сотрудники Великоустюжского музея-заповедника. Вечная нехватка средств и рабочих рук осуществить идею пока что не позволила.

Добравшись до этого места ученые в 1996 г. обнаружили у стен церкви Праведного Прокопия глыбу, которая считается той самой, «упавшей с неба». Удалось отколоть от нее несколько небольших кусочков. Их исследование показало, что перед нами всего лишь диабаз – часто встречающаяся горная порода. Тем не менее в многочисленных источниках псевдометеорит «Великий Устюг» все еще продолжает фигурировать. Так, летом 1997 года тогдашний настоятель этой церкви Ярослав Иванович (Гнып) подарил мэру Москвы Юрию Лужкову небольшой фрагмент этого камня, назвав его «метеоритом». Попытки выяснить, на каких научных данных основана уверенность настоятеля в неземной природе этого тела не увенчались успехом.

Археологи датируют этих «пришельцев», основываясь на особенностях оружия и общем контексте, бронзовым веком. На одном из рисунков отчетливо виден меч, а не примитивная дубинка.

В настоящее время можно говорить лишь о неком событии, которое могло стать источником легенд о падении, однако никак доказательств этого до сих пор не найдено.

Теги:

Предание о каменной туче

Предание о каменной туче – это самое значимое и увлекающее предание как для жителей верхней Двины, нижней Сухоны, Юга, так и гостей города, православной России.

… Лето 1290 года. По старому летосчислению это 6788 год. Как говорят устюжские летописи и житие Св. праведного Прокопия, «грехов ради наших» город окутала «огненная туча», жители «в страсе велием притекоша в соборный храм Богоматери », где увидели юродивого Прокопия, со слезами молящегося перед иконой Благовещения о спасении града. Гремел гром, сверкали молнии, и с неба шел огненный дождь. Предстательством Божьей матери город «сохранен бысть» от «праведного гнева».

…Будущий святой и покровитель города блаженный Прокопий ранее стяжал дар прозорливости и за неделю до события ходил и призывал жителей покаяться.

«Иначе огнем и водою погибнет город ваш».

Знак был и в том, что обильно шло миро от образа Благовещения. Отмолились тогда устюжане от небесной кары, ушла туча от города, а Прокопий еще жил 13 лет и был упокоен в 1303 году. (Сейчас в соборе Св. Пр. Прокопия радением бизнесмена Василия Перевалова создана белая сень над ракой святого. Сень символизирует сугроб снега, которым якобы был занесен в день смерти Пр. Прокопий).

А КУДА УШЛА ИЛИ КУДА БЫЛА ОТВЕДЕНА ТУЧА?

Очень коротко об этом сказано у краеведа А.С. Непеина столетие назад в его исследовании о святынях и достопримечательностях Великого Устюга.

«В 19 верстах от Устюга (к северо-западу) невдалеке от деревни Олбово, на красивом пригорке за ручьем Котовалкой, среди мелкого смешанного леса совершенно уединенно находится известное каждому устюжанину Котовалово. Это местечко считается по преданию пунктом падения каменной тучи, отведенной в 1290 году 25 июля от Великого Устюга молитвами прав. Прокопия.

Здесь выстроены две часовни – каменная и деревянная. В деревянной была большая живописная икона в 5 клеймах, изображающая падение «каменно- огненной тучи». Устюжане ежегодно 25 июля ходят крестным ходом помолиться в часовню».

А в соборной ограде перед входом в Прокопьевский собор на особом пьедестале лежал овальной формы камень, под которым следующая надпись: «Сей камень спаде с небесе во дни блаженного Прокопия из той тучи, которою восхоте Господь погубить во граде Устюге грешники. Привезен из Котовальской волости, отстоящей от града на двадесят поприщ, ибо там господь одожди камение велие разженое, многи леса пожже, а от человека и скотов никого же повреди. 1638 года ноября в 1 день».

… Много известных исследователей, и не только религиозных занимались каменной тучей, об этом написано немало научных работ. А всемирно известный художник Рерих в 1915 году на выставке в Петрограде представил полотно «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого».

Рерих Н.К. “Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого”

Слава о туче по России была такой, что многие храмы имели у себя камни из Котовалова, а при закладке новых храмов считалось хорошим знаком положить в фундамент камень из Тучи.

Кстати, московский мэр уже в наше время увез из Устюга камень, который был предназначен для закладки в фундамент Храма Христа Спасителя.

Ежегодно после возрождения церковной жизни в городе, после того как возобновились молебны в Прокопьевском соборе, устюжане и гости города ходят крестным ходом в Котовалово, добираясь транспортом до деревень Езекиево или Кузнецово (это в ООО «Северодвинец» сельского поселения Юдинское).

Бывали на месте падения каменной тучи многие именитые гости города, иногда они инкогнито ходили, найдя проводника. Бывал там и владыка Вологодский и Великоустюгский Максимилиан.

К этому следует добавить, что на протяжении нескольких веков место регулярно посещается паломниками в день падения каменной тучи.

Есть указ Святейшего Правительствующего Синода от 7 сентября 1860 года, в котором жителям Великого Устюга официально разрешено совершать в 25 день июня крестный ход из Успенского собора к часовне в Олбово.

…Посчастливилось и мне несколько раз бывать на месте выпадения камней. Однажды с крестным ходом и потом с различными группами. Очень душевные походы, которые останутся в памяти навсегда.

Первый раз это было летом, когда крестный ход возглавлял батюшка Вадим, настоятель храма Св. праведного Прокопия. На автобусах доехали до деревни Кузнецово, а далее шли колонной и несли икону до самого Поклонного креста (тогда новой часовни еще не было).

Жарко. В лесу одолевала мошкара. С восторгом купались и собирали интересные камни в речке Стриге. На некоторых камнях явно обозначались кресты. Помнится, один молодой человек крупные камни дробил кувалдой, потом кусочки брали все желающие. Часть камней таскали по крутому откосу к Поклонному кресту.На молебне у этого креста все стояли с особым благоговением. А однажды (в августе) на обратном пути мы насобирали вдоволь белых и красных грибов. Их было множество вдоль опушек, зарастающих полей и в хвойных перелесках.

Любопытна история восстановления часовни в Олбово, где сейчас все заросло густым лесом. Часовня восстановлена возле фундамента старой радением энтузиастов (заложена 4 января 2005 года). Следует отметить главного лесничего бывшего сельлесхоза А.Н. Бестужева. Он старательно расчищал тропу в Олбово, кое-где приходилось вырубать и опиливать упавшие деревья, и много хлопотал о возведении деревянного сруба часовни, купола к ней, доставке на место строительства необходимых материалов (каждое бревно таскали на веревках метров за 80). Конечно, помогали и другие. Это предприниматель Н.И. Созоновкий, житель деревни Кузнецово Н.А. Шарыпов, плотники из Будрина А.А. Созоновский и В.А. Замараев.

Помогали кто чем

А однажды мы ходили к той часовне зимой. В январе. …Вчетвером идем по январскому снегу след в след. Так легче. Солнце искрит на белом полотнище поляны и еще краше переливается на иголках елей и сосен. Здоровый морозный воздух. Утром было 22 градуса. Но от ходьбы разогрелся и оставляю перчатки на снегу под елкой (мешают фотографировать), унизанной внизу красными тряпочками и какими-то еще неведомыми знаками.

Тропа помечена давным-давно, только вот мало по ней ходят, особенно зимой. В нескольких местах пересекают тропу следы. Дважды – крупные лосиные, потом заячьи, кое-где пробежала лесная мышь, а на полянах, под кустами, заметны следы тетеревов, ночующих под мягким снежным одеялом.

Снега в лесу, как кажется, гораздо больше чем на полях. Особенно намело по ямам и оврагам. Спуск к речке Котовалке, впадающей в Стригу, вообще завален так, что кое где проваливаешься по пояс. Расчищаем мостик и пробираемся на другой берег. Вот они, останки старой часовни, и возле, ниже по склону, янтарный блеск новой, срубленной добрыми людьми всего несколько лет назад.

Останавливаемся, молча входим внутрь сруба, где зажигаем свечи, стоим возле икон. Чисто, намолено, строго. На улице – заснеженные чурбаны и столик, за которым пьем из термоса горячий чай. Хлебные крошки высыпаем птицам на чистое снежное покрывало.

Откланявшись, тем же путем идем обратно. Обратный путь легче, но заполнен интересными размышлениями.

Что тянет людей сюда, на каменную Тучу, отведенную по преданию от Великого Устюга покровителем города Св. Праведным Прокопием много веков назад? У лесников это место обозначено просто: квартал №15.

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ. ПРОКОПИЙ ПРАВЕДНЫЙ


Прокопий праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого — Н.К.Рерих 1914

Святой праведный Прокопий — один из почитаемых на Руси святых. «Житие Прокопия»
написано около 1500 г., а рассказ о каменной туче встречается в сборниках XVI в.
В 1547 г. совершилось его церковное прославление.
День памяти ему установлен в день кончины — 8 (21) июля.

Праведный Прокопий происходил из прусского королевского рода, возглавлял восстание
против наступавших тевтонов и бежал с семьей от преследований в Новгород.
Ему так понравились православные традиции, что он раздал свое добро монастырю и
бедным и удалился в Устюг. За подвиг юродства, который он нес, получил дар прозорливости.

вид набережных церквей с колокольни ц Иоанна Богослова

«Св. прав. Прокопий предсказывает жителям г. Устюга о страшном гневе Божием
за беззакония и убеждает их на покаяние».
«По предсказанию прав. Прокопия нашла на град Устюг каменная туча.
Народ, видя над собою страшную казнь небесную и свою неизбежную погибель,
пришел в трепет и ужас».
«Св. Прокопий в соборном храме со слезами молится пред иконою Благовещения
Пр.Богородицы о избавлении града Устюга от каменной тучи».
«По молитвам прав. Прокопия каменная туча разрешается в двадесять поприщ
от града Устюга на пустынном месте, не повредив ни людей ни скота».
«Св. Прокопий молится на камне, где выпала каменная туча и куда он нередко
приходил для уединенной молитвы»[ Протоиерей Арсений Попов.
Котовальская часовня, приписная к Великоустюжскому Успенскому собору //
Вологодские епархиальные ведомости. 1879. № 12. Прибавления. С.262-267].

В летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского» описывается событие,
произошедшее 25 июня (примерно 3 июня по новому стилю) 1290 года
у деревни Котовалово:

Я поставлю адаптированный перевод ( легче читать)

…Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не
слышно было человеческих голосов… Жители бросились в соборный храм, где
блаженный уже молился перед иконой Благовещения
Богородицы.

На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над
городом милосердия Богоматери. …После этого посвежел удушливый воздух и
выглянуло солнце. В 20 верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучи
разразились каменным градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся,
впрочем, вреда ни людям, ни скоту.
(из Жития Св. Прокопия Праведного)

вид горы Котолова с часовней, где выпали первые камни, где нашли молящимся Прокопия праведного

ворота котоловской часовни во время богомолья 25 июня

В Великом Устюге возведен над могилой праведного Прокопия собор (1495) во имя его.

При входе, слева от южных врат — со стороны реки Сухоны, лежит черный камень,
над которым в стене собора — древняя надпись: «Сей камень спаде с небесе во дни
блаженного Прокопия из той тучи, которою восхоте Господь погубити во граде Устюзе
прежде бывшие нераскаянные грешники. по молитвам блаженного Прокопия и
ходатайство Пресвятыя Пречистыя Богородицы умилостивили Бога Сына Своего.
Не точию Божий Сын помилова кающиеся грешники во граде сем, но и от образа
Матере Своея источи миро верным и исцеление. привезен из Котовальской волости,
отстоящей от града сего за двадесять поприщ, ибо там Господь одожди камение
великие разженные, многи лесы пожже, а от человек и скотов никого не повреди.
1638 года ноября в 1 день»
[Протоиерей Арсений Попов. Великоустюжский Прокопиевский собор // Вологодские
епархиальные ведомости. 1874. № 19. 20. Прибавления. С.311-318, 333-342.].


девочка в розовом сидит на этом камне

Камень у входа в собор почитают, как святой и целебный. По мнению А.А. Мартюкова,
существовало два камня. У входа ныне лежит тот, на котором любил сидеть и молиться
праведный Прокопий, а вот камень «из тучи» лежал под крыльцом, перестроенным в 1902 г.,
а где он сейчас — неизвестно.

Под этой стеной — захоронение Прокопия праведного

В ВЕЛИКОМ Устюге сохранилась икона 1602 г. — образ праведного Прокопия в молении
Божией Матери с житием и чудесами на 24 клеймах. Образ реставрирован и расчищен
от поздних записей в мастерских им. И.Э. Грабаря.
На третьем клейме изображено нашествие на город черной тучи,
а на восьмом — падение каменного дождя в лес за городом. По словам искусствоведа
М.С.Трубачевой, еще один древний образ с клеймами праведного Прокопия сохранился
в Переславле Залесском. По-видимому, на этих иконах — древнейшие изображения
метеоритных явлений.
В Москве, в Брюсовском переулке, в церкви Воскресения Словущего, находится
еще одна икона праведного Прокопия. Икона поздняя, XIX в. В отличие от плохо
сохранившихся древних изображений, на которых каменная туча почти не различима,
здесь туча — яркая огненная, и камни, падающие с неба, очень выразительны.

С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмов
Великого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко-
архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святого
праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

21 июля 2012 г. После службы — архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

Собор Прокопия Праведного — второй по значению храм дворища,
построенный в честь святого Прокопия — немецкого купца, принявшего
православие и ставшего блаженным, а позднее объявленного
небесным покровителем Устюга.

Туча каменная Прокопия Устюжского

На картине изображено знаменитое чудо юродивого Прокопия Устюжского, случившееся, согласно его житию в 1290 г., когда Прокопий своими молитвами отвел от города «тучу каменную», грозившую погубить город.

Прокопий Устюжский — юродивый, обитавший в конце XIII — начале XIV века, при паперти Успенского собора в городе Великом Устюге.

Первоначально о сем бездомном видимо ничего не известно было, кроме того, что был он не местным, «приблудшим» из «чужой стороны». Спустя столетия, после канонизации Прокопия, свершившейся в 1547 г. появилась легенда о том, что сторона это была совсем дальней, может быть «латинской», что Прокопий был купцом (иначе как он мог попасть на Русь) и конечно прибыл туда через Новгород (как многие иностранцы). А потом, раздав имение нищим, поступил в монастырь (к какому-нибудь известному старцу, напирмер Варлааму Хутынскому, жившему на 100 лет ранее этого времени. А потом и вовсе, желая еще более строго христианского подвига, стал бродить по русскому северу, дойдя до полюбившегося ему Великого Устюга. Позднейшие историки дописали биографию и дальше, определив родной город Прокопия (Любек) и даже возможное латинское имя юродивого. Но вряд ли сие можно принять на веру.

Н.К. Рерих «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», 1914 г.

Прокопий жил при храме Богородицы за счет милостыни, страдая от холода зимой, а летом имел обыкновение сидеть на берегу реки Сухоны и благословлять плывущие мимо корабли. Эта светлая черта его безумия послужила причиной к созданию Н.К. Рерихом еще одной картины, посвященной Прокопию. А может быть стала одной из причин начала его местного почитания. Проплывающие по Сухоне корабельщики, видимо привыкли к фигуре одинокого молельщика. Вспоминали ее и после смерти, а через какое-то время стали просить помощи Прокопия в благополучном возвращении домой. Так в 1478 г. во время похода устюжцев на Казань (в составе московских войск) устюжан поразила болезнь, люди мучились лихорадкой, болями в животе, и умирали. Тогда вспомнили устюжане о своем Прокопии, молившемся когда-то за путников, обещали если вернуться, построить ему церковь. Некторым помогло.

С собой Прокопий носил зачем-то три кочерги, которые непременно сопровождают его изображение на иконах. Может это было какое-то подобие вериг, а может кочерги эти связаны с другой, темной стороной Прокопьева безумства. Сидя у церкви, он предвещал городу и устюжанам скорую погибель в геене огненной. За что неоднократно, по житию, был бит, видимо, в наиболее светлые моменты жизни обывателей (праздники и венчания), когда такие пророчества были некстати. Кочерги может быть служили Прокопию для демонстрации того, как черти будут жарить грешников в аду. Память о них прилепилась к образу Прокопия еще и по той причине, что по кочергам его (по их повороту вверх или вниз), местные стали шутя определять погоду. Если Прокопий идет с корчергами подняв их вверх, будет ведро (солнечный день), если клонит долу — дождь.

Такие метеорологические способности стали приписывать кочергам Прокопия видимо после того, как очередная серия его пророчеств совпала по времени с необычным явлением природы. 8 июля 1290 г. над городом сощлись черные тучи, разразилась гроза и вихри, а затем в стороне от города, из тучи выпали на землю камни. Горожане, молившиеся в церкви о спасении пред иконой Богородицы, приписали чудо спасения города иконе. Но запомнили, что Прокопий, местный юродивый заранее предвещал город об опасности и молил о том Богородицу.

Место, куда, по легенде, упали из тучи камни, находится в 20 верстах от города в урочище Котовалово (о нем см. здесь). В XIX веке там построили часовню и проводили к нему крестные ходы. В позднейшее время краеведы искали в этой местности метеориты, но не нашли. Да собствено их и быть не могло. Из описания чуда Прокопия видно, что над городом разразилась необычной силы буря с грозой (ей, по Житию, предшествовали нахождение темной тучи и обычная в этих случаях духота). Откуда же предание о камнях? А дело в том, что с языческих времен в народе сохранялось поверие, что молнии — каменные стрелы Бога грозы, «перуновы стрелы». Когда молния попадает в землю, с неба падает камень. Такими «громовыми камнями» (стрелами) русские крестьяне считали находимые иногда древние кремневые орудия, а также белемниты (окаменевшие остатки ископаемых моллюсков). Именно это представление несомненно и легло в основу легенды о «каменной туче».

Спустя время рассказы о Чудесах св. Прокопия стали обрастать фантастическими подробностями, а у местных жителей возникло стойкое убеждение, что именно Прокопий своими молитвами сподвиг Богородицу спасти город. И город именно ему обязан своим спасением. В конце XV века на месте его могилы была сооружена церковь. А в 1547 г. Прокопий был причислен к лику святых в Москве. Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. В 1638 г. в Великом Устюге Прокопию был выстроен большой каменный храм.

Умер Прокопий 8 июля 1303 г. ночью в поле. По Житию, Господь позаботился о том, чтобы тело его не осталось без покрова — не смотря на летнее время, выпал снег. Прокопия нашли и похоронили у камня на берегу р. Сухоны, на котором он так любил сидеть и рядом с которым завещал себя похоронить. В 1914 г. Н. Рерих написал известную картину «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (см. выше), где изобразил св. Прокопия, сидящем на этом камне у реки и благославляющим, спешащие по ней корабли и лодки.

Видение святого Прокопия

Как немец-оборванец, ставший первым на Руси святым юродивым, спас Великий Устюг

Более семи веков назад в Великом Устюге появился нищий иностранец, над которым все смеялись. Он прощал всех. И однажды спас город от участи библейских Содома и Гоморры.

Во второй половине XIII века к Новгороду пришвартовался корабль богатого немецкого купца. Решил иноземец поторговать, а вышло по-иному. Очарованный русскими храмами и вдохновленный проповедями, отрекся купец от католичества, принял православие под именем Прокопия и остался на Руси.

Многому он научился в монастыре мудрого наставника Варлаама Хутынского, часть своих сокровищ раздал бедным, другую вложил в строительство храма, но места себе не находил, осознавая, что не это его главное предназначение. В стремлении скрыться от людской молвы, превозносившей благородный поступок купца, Прокопий исчез из Новгорода и после многодневных странствий оказался у ветхой хижины на окраине Устюга.

Прокопий поселился на паперти Успенского собора, а днем обходил все городские церкви и молился за погруженных в суету и грехи жителей Устюга. Как-то в праздничный день увидел женщину, ведшую за руку трехлетнюю кроху-дочь, подбежал к ним, стал на колени, поклонился и сказал испуганной девочке: «Вот мать великого Святого!» Прохожие решили: «Опять бессмыслицу болтает убогий, что с него взять». Однако предсказание исполнилось: в следующем веке громко заявил о себе миссионер и проповедник Стефан Пермский.

Прогноз погоды от Прокопия

Чаще всего люди не утруждали себя раздумьями о смысле произнесенных Прокопием слов, лишь обращали внимание на три кочерги, которые тот неизменно носил в руках. Здесь все было просто: если главы их смотрели вверх, быть хорошему хлебу, коли повернул старец железяки вниз загогулинами, то доброго урожая не жди, запасайся, чем можешь, в лесах.

До сих пор в Великом Устюге любой мальчишка расскажет вам и предание о «туче» — событии, случившемся в 1290 году. Стояло жаркое лето, утомленный Прокопий забылся сном и вдруг услышал голос, призывавший его защитить город от гибели. Неделю метался юродивый от дома к дому, от человека к человеку, умолял каяться, молиться и поститься, чтобы избежать участи Содома и Гоморры. Все оказалось напрасно: не поверили нищему! А 25 июня огненно-каменная туча закрыла небо: сверкали молнии, гремел гром, тряслись стены зданий, невозможно было расслышать даже голос стоящего рядом. Только тогда осознали горожане справедливость Прокопьевских слов, устремились в церковь, где у чудотворной иконы Благовещенья Пресвятой Богородицы уже молился пророк Прокопий. Образ начал мироточить, и свершилось чудо — раскаленные камни миновали город, упав на землю в двадцати верстах от Устюга в деревне Котовалово. Сгорел огромный лесной массив, но скот и местные жители остались невредимы.

Прокопия называли спасителем города, чуть не руки ему целовали и старались прикоснуться к его рубищам. Подаяния так и сыпались в руки блаженному: еда, изысканная одежда и обувь, а он принимал и тут же раздавал малоимущим, себе оставил лишь одну ветхую рубаху. Намного позднее у устюжан сложилась традиция ежегодно 25 июня ходить крестным ходом в «отмеченную» метеоритным дождем деревню Котовалово.

Снег среди лета

Смерть пришла к Прокопию 8 июля 1303 года. Присел спаситель города у ограды Михайло-Архангельского монастыря и уснул навеки. На следующее утро летний ветер пригнал грозные тучи, неожиданно выпал снег(!), заставивший жителей Устюга всерьез призадуматься. «Прогневали мы Господа, покарал он, видно, нас!» — говорили они друг другу. Озабоченные непогодой, люди не заметили исчезновение убогого старца, опомнились только на четвертый день и спешно организовали поиски. Тело нашли в сугробе, похоронили с почестями на берегу реки Сухоны под камнем, как неоднократно просил бывший немецкий купец. Сидя на этом камне, он часами смотрел на водную гладь, наблюдал за рыбацкими лодками, оберегая их своими молитвами от стихии.

В 1838 году заботливые горожане принесли с «тучи» новый камень, один из упавших, по преданию, с неба, и положили рядом с могилой Прокопия. Поверье утверждает, что прикосновение к небесному камню не только избавляет от болезней, но и отпускает грехи!

Дорожка, проторенная к могиле блаженного, никогда не зарастала, по ней шли хромые, слепые, немощные, и после своей смерти он оказывал поддержку и дарил надежду всем нуждающимся. В середине XV века поднялась над гробом деревянная часовня, затем взметнулась ввысь церковь Бориса и Глеба, покровителей русского воинства, которые в 1471 году помогли устюжанам разгромить казанских татар под Нижним Новгородом. А в 1547 году Московский собор причислил праведного Прокопия к лику святых, и с того момента Русская Православная церковь почитает его как первого на Руси юродивого, получившего столь высокое звание. Не случайно Императорский дом Романовых называл устюжского чудотворца своим небесным покровителем.

Наконец, в XVII веке купец Афанасий Гусельников выделил деньги на строительство каменного Прокопьевского собора, отныне в Устюге считалось почетным делать вклады именно в этот храм, хотя главным в городе всегда считался Успенский.

Если в наших письменных источниках точное место рождения блаженного не упоминается ни разу, то в Германии убеждены, что на свет он появился в Любеке. Между тем церковь святого Прокопия стоит в Гамбурге. Построил ее в 1965 году проживавший в это время в городе архитектор А.Н.Серов. Позже он стал личным другом императора Эфиопии Хайле Селассие Первого, и благодаря его усилиям в Африке тоже появился прокопьевский храм. А внутренние стены и своды Гамбургского культового здания расписал барон Николай Богданович фон Мейендорф. Специально приехав из Вены, художник творил в течение года и изобразил на фресках 30 фигур Святых, в том числе самого Прокопия! Он же подарил иконостас. При освящении представитель городского Сената назвал новый храм своеобразным подарком Гамбургу.

Сегодня живущие на севере Германии выходцы из России и стран СНГ активно его посещают и проявляют живой интерес к личности Прокопия — православного Святого с немецкими корнями, чья жизнь стала примером духовной связи между Западом и Русью.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого
1914

Рядом с работами этого круга в творчестве художника идут полотна, воспевающие ту радость земли, тот пантеизм, что и раньше столь прекрасно звучали в его творениях. Но и эти чувства получают ныне особенно углубленный и возвышенный характер. В природе, в спокойствии вод, в мирном беге облаков, в шелесте лесов и полей художник особенно узнает отныне Вышнюю Волю, управляющую всеми движениями земного царства, всей сменой его явлений.

Этим светом полны две прекрасные картины 1914 года «Прокопий Праведный благословляет неведомых плывущих» и «Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого».

«. В ожидании близких социальных потрясений он ищет в русской действительности наиболее стойкое духовное начало и находит его в сказах, пронесенных народом через столетия, обличенным подчас в легендарные образы подвижников. Так появляются картины «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого» (1914), «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Никола» (1916).»

«. В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Показанные в самый разгар Первой мировой войны, они произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. Один из критиков тех лет А.И. Гидони более всего отмечал созвучность эмоционального строя этих картин мировосприятию современников. Он писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас – показательны, потому что это наши настроения. »6 .

Высоко оценил серию A.M. Горький. Он назвал тогда Н.К. Рериха величайшим интуитивистом современности. А одну из картин – «Град обречённый» – захотел приобрести и получил ее в подарок от художника.»

6.Гидони Александр. Творческий путь Рериха//Аполлон. 1915. № 4-5. С. 34.»

. Что касается живописи Рериха, то его христианские святые как бы продолжают духовно-физическое общение с небом, столь поражавшее его в язычестве. Он тщательно отрабатывал композицию своей картины «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого» (1914). Моления подвижника возымели действие и камни, предназначенные на погибель города, были силой духа отнесены в пустыню. .

• Он — (Рерих — Г.В.) сам знает, сам ищет свою правду, в геройском одиночестве своей личности вскрывая те потаённые ларцы, в которых хранились самоцветы русской земли. Он — подобно магическим искателям воды с палочкой — идёт по всему необозримому простору русской жизни, утверждая, открывая, показывая всенародно, где таятся такие сокровища, в котрых уже есть сама по себе явная и бесспорная Правда [17, с.163].

Св.Прокопий был мучеником, добровольно обрёкшим себя на всякие неприятности и лишения. Зато ещё при жизни Бог удостоил его дара прозорливости и чудотворения. Своею молитвою спас город Устюг от каменно-огненной тучи, которая готова была разразиться в наказание за грехи жителей. За несколько дней до появления тучи он говорил горожанам: “Покайтесь и исправьтесь, иначе погибните от огненного града”. Народ не верил, но с появлением тучи все бросились в храмы с молитвою и раскаяниями. Сам Прокопий слёзно молится день и ночь. Туча разразилась в 20-ти верстах от Устюга. скончался св.Прокопий в 1303 году.

•“. полотна, воспевающие ту радость земли, тот пантеизм, что и раньше столь прекрасно звучали в его творениях. Но и эти чувства получают ныне особенно углублённый и возвышенный характер. В природе, в спокойствии вод, в мирном беге облаков, в шелесте лесов и полей художник особенно узнаёт отныне Вышнюю Волю, управляющую всеми движениями земного царства, всей сменой его явлений. Этим светом полны (эти) две прекрасные картины. ” [26, с.37].

— Тучи, сестрицы, куда вы плывёте?

— Мы плывём дружиной, милый братец, белые — на Белое море во святой Соловец остров, синие — на запад ко святой Софии Премудрости Божией.

На Сокольей горе на бугрине сидит Прокопий блаженный, благословляет на тихую поплынь воздушных сестёр.

Унывали синие сумерки, — там, за лесом, уж осень катила золотым кольцом по опутинам, — синия вечерния, расстилались они, синие, по приволью — зелёным лугам.

Он пришёл в дальний Гледень от святой Софии, от старца Варлаама с Хутыни.

Был он богат казною, и за его казну шла ему слава. Разделил он своё богатство, и была ему честь за его щедрость. И стало ему стыдно перед всем миром, что слывёт он хорошим и добрым и все его хвалят. И разве не тяжко совестному сердцу ходить среди грешного мира в белой и чистой славе? И тогда взял он на себя великий подвиг Христа ради и принял всю горечь мира.

Он, как свой среди отверженных и, как брат, среди пропащих.

И соблазнились о нём люди.

Он пришёл в суровый дальний Гледень от святой Софии.

“Бродяга, похаб безумный!” — так его привечали.

Оборванный и холодный, в злую стужу постучался он в сторожку к нищим, — и нищие его прогнали. Думал согреться теплом собачьим, полез в собачью конурку, — с лаем выскочила Шавка, только зря потревожил! Убежала собака. Окоченелый, поплёлся он на холодную паперть.

Кто его, бесприютного, примет, последнего человека?

Не Она ли, честнейшая, не пожелавшая в раю быть. Не Она ли, пречистая, пожелавшая вольно мучится с грешными, великая совесть мира, Матерь Света, Богородица?

И вот на простужённой паперти ровно теплом повеяло.

И с той поры дом его — папертный угол в доме Пресвятой Богородицы.

Шла гроза на русскую землю.

Никто её не ждал и жили беспечно.

Он один её чуял, принявший всю горечь мира: с плачем ходил он по городу, умолял перестать от худых дел, раскрыть сердце друг для друга.

За суетой кому его слушать? Били его и ругали.

И вот показалось: раскалённые красные камни плыли по чёрному небу, и было, как ночью, в пожар, и был стук в небесах, и даже слов не расслышать.

Ошалелые метались люди.

А он бился о камни, кричал через гром: не погубить просил, пощадить жизнь народу и родной земле.

И гроза мимо прошла.

Там разразилась, там раскололась, за лесом устюжским и далеко засыпала камнем до Студёного моря.

Он пришёл в студёный Гледень от святой Софии.

И был ему кровом дом пресвятой Богородицы.

А когда настал его последний час, летним вечером шёл он в церковь к Михайле архангелу.

Поджидала его смерть на Михайловом мосту.

“Милый братец, прощайся с белым светом!” — и ударила его косой.

И он упал на мосту.

И вот тучи-сестрицы принесли ему белый покров. В летней ночи закуделила крещенская метель — высокий намела сугроб.

И лежал он под сугробом серебряную ночь.

В синем сумраке тихо плыли синие и белые тучи и, как тучи, плыли реки — синяя Сухона и белая Двина.

Зацветала река цветами — последние корабли уплывали: одни в Белое море на святой Соловец остров, другие ко святой Софии в Новгород Великий.

На Сокольей горе на бугрине сидел Прокопий блаженный.

— Милый братец, помолись о нас, даруй тихое плавание.

— Милый братец, благослови русский народ мудростью святой Софии, совестью Пречистой, духом Михайлы архангела! [26, с.65,66].

17. Г.К.Вагнер, В поисках истины, М., 1993г.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector