1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Творческие работы по литературе

Творческие работы учащихся по литературе

Творческие работы: эссе, стихи, рассказы, очерки, сказки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Творческие работы по литературе

Учащиеся 6б класса ГБОУ школа №217

Красносельского района Санкт-Петербурга

Дьячкова Татьяна Ивановна

Новогодняя ночь в лесу

Лес. Ночь. Тишина. Зимой лес спит, укутанный белым снегом. Кругом пустынно и загадочно, бело и морозно, таинственно и заколдованно. Лишь в новогоднюю ночь деревья просыпаются, и между ними завязывается праздничный разговор. Моложавая рябина красуется своими яркими гроздьями и зовет к себе в гости голодных пташек. Стройные березы тихо шепчут мелодичные слова. Высокие сосны смотрят свысока на все деревья, расправляя свои широкие ветви, и распространяют звуки марша. Зеленые ели поют при помощи своих колючих иголочек колыбельную.

И так в новогоднюю ночь в лесу играет целый оркестр.

Новый год, Новый год,

Счастье и удачу он людям принесет.

Необыкновенные ждут всех чудеса,

Праздник и веселье будут длиться без конца.

Снег, метель, вьюга,

Пожелаем удачи друг другу.

Ветер дует, вьюга свищет,

Елки гнутся и скрипят!

Заяц, где б укрыться, ищет

Для зайчихи и зайчат.

И, найдя сугроб блестящий,

Вырыл норку он для всех.

Будет праздник настоящий,

Новогодний всем успех!

В одном из поселков на северном полюсе жил мальчик по имени Яков. Он очень любил рыбачить и хотел однажды стать могущественным рыбаком. Но в поселке уже много лет существовала одна легенда, которая передавалась из уст в уста. Будто в озере, где люди ловили рыбу, жила огромная чудо-рыбина. Никто ее не мог поймать. А если кто ее поймает, тот станет известным великим и могущественным рыбаком, и будет он кормить весь поселок. Люди, жившие в поселке, верили в легенду. Но никому еще не удавалось не только поймать ее, но даже увидеть.

И вот однажды ранним утром Яков отправился на рыбалку. Он хотел поймать таинственную чудо-рыбину. В тот день была ясная погода. Светило солнце, снег блестел как изумруд. Все предвещало успех. Но рыба не клевала. Яков уже хотел идти домой, как вдруг поплавок исчез из виду. Он потянул удочку, леска напряглась, но Яков, с детства умевший ловить рыбу, не сразу стал вытаскивать улов, а постепенно. Наконец из воды показалась необыкновенная, не похожая на обычных рыб, чудо-рыбина. Она переливалась на солнце всеми цветами радуги. Глаза ее чем-то напоминали глаза человека. Якову стало жалко ее. «Да что мне эта слава…» — сказал он и отпустил чудо-рыбину в озеро. Перед отплытием рыба заговорила на своем рыбьем языке, но почему-то понятном Якову. Она благодарила его и обещала ему, что он станет обязательно великим рыболовом.

«Спасибо тебе, Яков, — сказала она, — у тебя доброе золотое сердце. Ты будешь могущественным рыбаком, и все тебе будут благодарны». С этими пожеланиями чудо-рыба уплыла, два раза помахав Якову хвостом.

Домой Яков вернулся ни с чем, но надежда на то, что он станет могущественным рыбаком, не покидала его.

И действительно, в следующую рыбалку он поймал столько рыбы, что пришлось увозить ее всем поселком. Жители поселка долго ели уху, жарили рыбу, коптили и благодарили Якова. Теперь рыбалка удавалась только тем, кто рыбачил с могущественным рыбаком Яковом. В одиночку даже никто не пытался ходить рыбачить на озеро. Весь поселок жил уловами Якова. Рыбу продавали и покупали все необходимое для жизни. А Яков в свою очередь благодарил ту неуловимую чудо-рыбину, которая принесла ему и всем людям счастье и надежду на будущее.

Сказка про то, как Петя Зубов узнал секрет Деда Мороза

Жил-был мальчик Петя Зубов. До Нового года оставалось 20 дней. Как-то раз Петя задумался: как Дед Мороз успевает развозить все подарки в разные уголки мира и ни разу не опаздывал? И Петя сказал себе: «Нужно отправиться к нему и узнать, как он все успевает». Он собрал портфель с необходимыми вещами и отправился в путь. Петя думал, что дойдет очень быстро, но он ошибался. Он шел 12 дней и за это время увидел очень много всего интересного. Наконец Петя дошел до большого замка Деда Мороза. Он подошел к воротам, и они открылись. Прежде чем дойти до кабинета Деда Мороза, он прошел много красивых домиков, которые были украшены разными украшениями. Петя дошел до большого завода игрушек, через который надо было пройти, чтобы войти в кабинет Деда Мороза. На заводе он увидел много эльфов, которые помогали Деду Морозу. Они встретили его очень хорошо. Накормили его печеньем и горячим молоком. И наконец Дед Мороз приехал на своих волшебных санях. Он вошел в свой кабинет и стал читать письма, которые ему написали дети. Когда он читал письма, в его кабинет вошел Петя. Дед Мороз сказал ему: «Чего ты хочешь?» Петя ответил: «Дед Мороз, как ты успеваешь развозить все подарки в разные уголки мира за одну ночь?» Дед Мороз ему ответил: «У меня есть волшебные олени, которые за 10 секунд могут меня отвести из одного места в другое!» И тут Петя собрался задать Деду Морозу последний вопрос, как услышал, что его стала будить мама. Когда Петя проснулся, он даже не огорчился: ведь он узнал, как Дед Мороз развозит все подарки за одну ночь!

Виды творческих работ на уроках литературы.
статья по литературе (5 класс) по теме

В сообщении «Виды творческих работ»раскрывается особенность применения творческих работ на уроках литературы в 5- 10 классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Перед учителем литературы очень остро стоит вопрос : как повысить интерес к своему предмету, как сделать книгу—классическую, сложную—верным и необходимым спутником школьников?

Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их в мир книг, заставить их переживать и радоваться вместе с героями литературных произведений.

Учащиеся средних классов обычно переживают то, о чем читают в художественном произведении, начинают более глубоко понимать его, учатся на уроках размышлять о героях, их поступках.

И особенно важно в этом возрасте привить детям стойкий интерес к литературе, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь.

Я хочу рассказать о тех видах творческих работ, которые применяю на уроках литературы. Один из таких видов деятельности — игра. Она способствует в равной мере ,как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности. Поэтому игра—не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне его.

Иных мнений, по—моему, быть не может. Другое дело определить, кто играет охотнее: ученики 5-8 классов или 9-11.Считаю, что все они хотят играть. Важно только, исходя из особенностей возраста, выбрать форму игры и использовать ее на уроке.

Например, в 5 классе проходим тему « Загадки». Провожу урок как игру—отгадывание. Напоминаю, что загадывать загадку—значит задавать задачу, интонация здесь особая. Ребят делю на группы, каждая получает карточки с загадками на определенную тему: « Природные явления.» , «Человек», «Вещи» и другие. Разгадывая загадки, дети разбирают их. Дома они придумывают свои загадки ,и на уроке всем классом отгадываем их. Например, такие: «Белая вата куда-то поплыла». (Облако); «По воде идет—не тонет, по огню идет—не горит». (Тень).

При изучении темы «Сказки» в 5 классе провожу викторину «В мире сказок». Я показываю им иллюстрацию, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная, вспоминают, кто ее написал. Можно усложнить эту игру, не только назвать автора и сказку, но и объяснить, какой момент изображен на рисунке, пересказать этот эпизод. Это помогает формировать умение пересказывать главное, пересказывать кратко, но так, чтобы остальным было интересно слушать.

В 5-6 классах провожу небольшие викторины по произведениям, изучаемым в школе или просто по интересным детским книгам. Я читаю небольшой отрывок текста, а ребята называют произведение, автора, говорят, кому из героев принадлежат прочитанные слова или о ком идет речь. Стараюсь выбрать самые увлекательные эпизоды из рассказа, повести или сказки, и, если ученики не читали эту книгу, им обязательно захочется узнать, что будет дальше.

Иногда использую и индивидуальные задания в средних и старших классах. На карточках пишу отрывки из произведений и пронумеровываю их. Ученик, получив 3-4 карточки, записывает на листке их номера и рядом —названия произведений, фамилию автора, сцену, о которой идет речь. Если ученик не знает, то ставит прочерк. Ученикам такое задание нравится, потому что кажется легко выполнимым, а учителю просто его проверить.

Своеобразным получился урок в 8 классе, после изучения рассказа-главы «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьева. Это был урок развития речи, но он имел и другие цели, кроме подготовки к сочинению, — это развитие души, памяти—памяти о прошлом своей семьи, своего рода.

Когда на уроке обсуждали с учениками рассказ В. Астафьева, я предложила им принести из дома семейные фотографии, расспросить родителей, бабушек, дедушек, кто изображен на фотографиях, какие события отразились на них. Ребята принесли фотографии своих близких. Просто удивительно, с каким искренним интересом дети слушали выступления одноклассников,и не важно было, что некоторым фотографиям лишь 5-6 лет. Для них это тоже срок. Главное в другом_— в пристальном внимании к близкому человеку, к его жизни, его переживаниям. Из такого малого и складывается большое: доброта, любовь, гуманизм… А этого нам, взрослым, часто не хватает…

Обычно в старших классах интерес к литературе у ребят падает. Причин много: и возраст, и большие по объему произведения. И чтобы как-то заинтересовать их, нужно применять новые виды работы на уроках литературы.

Например, в 10 классе, после того как были изучены произведения А. Н. Островского « Гроза», «Бесприданница », я вместе с учениками провела урок-викторину. Класс был разделен на три группы. Каждая получила свои вопросы.

Примерные вопросы, использованные в викторине:

1. «Вы блестящий барин лет за 30 из судовладельцев». Мнения персонажей о вас противоречивы. В глазах одних вы «идеал мужчины», для других вы лишь «промотавшийся кутила», «развратный человек». Кто же вы? (С. С.Паратов С. «Бесприданница».

2 . Как называется ваш пароход? («Ласточка»). Кому вы его продаете? (Вожеватову) и т. п.

Все вопросы касаются Паратова С.С.

1 . «Вы являетесь предметом поклонения и восхищения в своем кругу». «Эта женщина создана для роскоши», «дорогой бриллиант и дорогой оправы требует»,—так говорят о Вас. Ваше имя означает «чайка». Кто же вы?

1 .»Вы сирота. Семья ваша, кроме вас, состоит еще из одного человека—вашей сестры. Живете вы у богатого дяди из милости, терпите от него унижение. Ваше имя? ( Борис Григорьевич а».) и т. д.

И в ходе работы был выявлен лучший знаток пьес А.Н. Островского. На этом уроке все ребята активно работали, что бывает нечасто. Такие уроки вызывают живой интерес у ребят. Учитель же, помимо всего прочего, получает возможность в ненавязчивой форме выявить пресловутое знание текста.

Различные виды творческой деятельности помогают развивать интерес школьников к урокам литературы, к изучаемым произведениям. Но я думаю, что плодотворнее всего—непосредственное обращение к художественному тексту, чтение его, чтение осознанное, прочувствованное, выразительное ( в 5-6 классах—чтение по ролям).

Ведь только тогда ученик будет любить литературу, когда будет читать вдумчиво, когда поймет характер героев, проникнется их чувствами. Читая, читая и вновь читая, он учится понимать, чувствовать, переживать прочитанное произведение.

Творческая работа по литературе

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Конкурс творческих работ учащихся

700–летие святого преподобного Сергия Радонежского

На крыльях подвига

ученика 9 класса

Новостроевской средней школы

Адрес: Озерский район,

ул. Почтовая, д.27

учитель русского языка

Потапенко Наталья Алексеевна

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них…

Духовность, вера, подвижничество вызывают все больший интерес.
И люди старшего поколения, и молодежь все чаще обращаются к источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Один из самых любимых и почитаемых на Руси святых – Сергий Радонежский.

Многие пытались дать определение подвигу и разобраться в его истоках. Языковед Сергей Ожегов назвал подвиг «самоотверженным поступком». А.С.Хомяков в стихотворении «Подвиг» утверждает:

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг – в терпенье,

«Просиявший в земле Русской» человек нравственной чистоты, мудрый, умный, посвятивший свою жизнь Богу и людям, Сергий Радонежский прославился подвигом самопожертвования и веры.

С детства Варфоломея отличали мечтательность, любовь к одиночеству, упорство и добросовестность при исполнении всякого дела. Его родители, Кирилл и Мария, были благочестивы и праведны, вели жизнь простую, с крепким и серьезным укладом. Когда пришло время, Кирилл отдал сыновей учиться грамоте, «Варфоломею же наука не давалась».

По преданию, рассказанному Б. К. Зайцевым в очерке «Преподобный Сергий Радонежский», отец послал мальчика искать пропавших лошадей, а он встретил «старца-черноризца саном пресвитера» и поведал ему свою печаль. Старец, протянув кусочек просфоры и повелев вкусить, сказал ему, что с этого времени, по благословению Бога, постигнет он грамоту. Варфоломей, к удивлению родных, сумел правильно прочесть и складно пропеть псалом. Таким образом, по благословению Бога, получив разум к книжному учению, он стал преуспевать в нем, обретая мудрость.

На картине «Видение отроку Варфоломею» М. В. Нестеров изобразил момент, когда мальчик остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Худенькие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве. В васильковых глазах светятся душевная чистота, спокойствие и тихое ожидание, но они печальны и поражают недетской силой убежденности. Герою картины свойственны жажда духовного совершенства, готовность к испытаниям и лишениям ради его достижения. Художник утверждает реальность и естественность чуда в духовной жизни отрока.

Образ Сергия Радонежского для Нестерова был воплощением правильной и чистой подвижнической жизни. «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде». Важные этапы жизни и деятельности святого художник отразил на картинах «Юность Сергия Радонежского», «Труды преподобного Сергия Радонежского» и акварельном эскизе «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским».

Поведать миру о жизненных подвигах святого, прославить память, сохранить для потомков воспоминания о необыкновенном человеке стремился его ученик Епифаний, создавая в 1418 году «Житие преподобного и богоносного нашего игумена Сергия, чудотворца». Хорошо знавший святого писатель отмечает, что Сергий «в детстве мудрость показал». Маленький Варфоломей был очень упорен, больше всего он любил службы, церковь, чтение священных книг.

Премудрый противопоставляет Сергия брату, который не выдерживает трудностей пустыннической жизни на Маковице и уходит в городской монастырь. Сергий же «пустыню как город сотворил». В сосновых лесах Сергий выучился ремеслу плотника. Неутомимый труженик, зачинатель монастырской благотворительности, трудолюбивый и честный, Сергий выполнял любую работу: огородника, пекаря, водоноса, портного.

Скромный игумен и воспитатель, он всегда искал уединения, всегда отказывался властвовать и более всего молился и работал. «Желаю, — сказал, — лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать, но боюсь суда Божия: не знаю, что угодно Богу: Святая воля Господа да будет!»

Святой Сергий жил во времена татаро-монгольского нашествия, когда гнет Орды еще тяжело давил на Русь. Человек эпохи, выразитель времени, он давал ощущение истины. К нему в обитель едет Дмитрий Донской за благословением на страшный бой. Прежде чем благословить князя, миротворец, зная, что «многим плетутся венки мученические», советовал избежать войны.

8 сентября 1380 года. Сергий в эти часы молился, называл имена павших воинов и читал заупокойные молитвы. «А в конец сказал: «Мы победили».

Икону «Троица» Андрей Рублев написал «в похвалу святому Сергию». «В пустынях Радонежа Троица вела святого». Первоначально икона украшала иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Главная идея картины – идея мира и согласия, о чем страстно мечтали и чего не находили в жизни люди Древней Руси.

Преподобный Сергий Радонежский – патриот и духовный деятель, способствовавший собиранию русских земель, вдохновитель борьбы русского народа за свое освобождение от монголо-татарского ига. «В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России».

«В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательства, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает, — пишет Б. Зайцев в историческом очерке. — Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9-х КЛАССОВ

«Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиск»

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9-х КЛАССОВ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»

Разработал: Анастасия Михайловна Иванова, учитель русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9-х КЛАССОВ

«Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиск» Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

Предлагаю Вам выполнить творческую работу по самостоятельно изученным темам. Творческая работа может быть выполнена как на бумажных носителях, так и с использованием ИКТ-технологий. Работа должна отличаться оригинальностью, иметь свою уникальность, и, конечно же, защитное слово.

Виды творческих работ по литературе

1.СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ

Человек спрашивает, ищет ответ на вопрос — значит, думает.

Репродуктивный вопрос начинается со слов:

• можно ли считать (то-то) верным?

• какие выводы можно сделать из…?

• каковы мотивы поступков героя (-ев)?

• вопрос начинается с формулировки тезиса.

• если известно. то …?

• если …, то почему …?

2. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ К ТЕКСТУ

Содержание задания должно отвечать программным требованиям.

Формулируйте каждое задание или вопрос на обычном и ясном языке.

Вопрос должен быть четко сформулирован.

Помните, что при увеличении количества содержащихся в тесте заданий повышается его надежность;

Построение ответов по принципу «да» — «нет» снижает надежность тестов;

Не включайте в текст теста прямые цитаты из книг;

Не используйте в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы;

В тесте не должно быть задач, дающих ответы на другие вопросы;

Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

3. ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение на литературоведческую тему

Сочинения данного вида по праву считаются самыми сложными. Почему?

Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.

Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.

В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

Сочинение на свободную тему

Сочинение на свободную тему не намного легче литературоведческого сочинения — оно имеет свои особенности

Во-первых, пишущий на свободную тему должен обладать обширной литературной эрудицией. Тему сочинения он выбирает сам, при этом он должен умело соединить уроки истории, свои знания и свой жизненный опыт по данной теме и облечь это все в необходимую художественную форму.

Задача пишущего убедить в своей точке зрения, найти необходимые аргументы, логически изложить материал, живо и доступно высказать свою точку зрения.

Обычно при написании этих сочинений используется публицистический стиль: пафос, риторические вопросы, повторы, восклицания, призывы и т.д.

Типы школьных сочинений по жанру

сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.п.

сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.

сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.

Сочинения можно оформить на отдельных листочках и по своему желанию их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

ЭССЕ «Где я могу использовать знания по теме»

Эссе — (в переводе с французского— «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого. Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».

Несомненно, написание сочинения — творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучаясь к логически верному изложению своих мыслей.

Одним из видов сочинений, позволяющих научиться высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

Рецензия — это своеобразный жанр литературоведческой критики. Существует алгоритм написания сочинений данного вида и стандартные фразы, которые обязательно должны присутствовать при написании рецензии.

Например: нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т.д.

Вариант структуры отзыва:

Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.

Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.

Для написания аннотации к книге я предлагаю следующую памятку.

Выбери книгу, которая тебе нравится.

Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.

Начать аннотацию можно по-разному:

-В этой книге рассказывается о …

-Писатель… рассказывает о …

-Главный герой этой книги– …

-Удивительные события происходят в …

-Любишь ли ты читать о …

КРОССВОРД — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом.

ЧАЙНВОРД — (от англ. chain — цепь и word — слово) (задача-головоломка), заполнение последовательно расположенных клеточек таким образом, чтобы отгадываемые слова составляли ряд, в котором последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего.

СКАНВОРД – Скандинавский кроссворд (сканворд) от классического кроссворда отличается значительно большим количеством пересечений слов по вертикали и горизонтали, а также тем, что в сканворде вместо развернутых вопросов в отдельной графе в отдельных клеточках пишутся краткие определения, по ассоциации с которыми можно угадать искомое слово. Вопросами в сканворде могут также служить изображения или фотографии.

ЦИФРОВОЙ СКАНВОРД отличается от обычного тем, что в некоторых клетках указан номер буквы в некоей таблице-шифре, который нужно разгадать. Такой сканворд легче разгадывается, но правила могут быть и усложнены (убраны стрелки, нет некоторых определений).

6. СОСТАВЛЕНИЕ ВИКТОРИН.

1. Викторину по произведению лучше всего делать в процессе чтения. По ходу чтения отмечайте те места в тексте, к которым вы будете придумывать вопрос. Можно сразу формировать вопрос, записывая его на черновике. Очень важно к каждому вопросу написать правильный ответ из первоисточника. Для хорошей викторины вопросов должно быть не менее 30.

2. Если вы хотите создать викторину-тест.

Формулируете вопрос и даете к нему 3-4 варианта ответа. Один из ответов должен быть правильным. Остальные — нет. Чтобы правильный ответ сильно не выделялся, нужно стараться неверные ответы сделать с подвохом. Это может быть частично неверный ответ.

3. Если вы хотите создать викторину с вопросами, на который участники должны сами написать ответ, вы должны уметь четко и грамотно сформулировать вопрос. Если необходимо, указывать место и время события. которое отражается в вопросе.

4. Какие вопросы можно задавать и как их оценивать.

Вопросы могут поверхностные, подводные или глубинные.

Поверхностные вопросы самые простые. Их должно быть больше всего. Ответ на эти вопросы можно легко найти в тексте. Ответы могут быть однозначными, неполными. Как правило, эти вопросы оцениваются в 1 балл

Глубинные и подводные вопросы могут быть предложены в виде дополнительного задания, когда нужно показать свое отношение к проблеме или событию в произведении, о чем-то догадаться, опираясь на факты, приведенные в тексте. Эти вопросы могут быть оценены в 1-2-3 балла. Ответы на эти вопросы должны быть развернутыми, аргументированными.

И одним из трудных, но не менее интересных заданий является создание денотатного графа.

Денотатный граф — это весьма эффективный приём технологии критического мышления [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]

Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное). Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.

Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

Денотатный граф необходим, прежде всего, для осмысления учебного материала.

Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

8. БУКТРЕЙЛЕР (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PRинструментов.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями.

Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.

Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов.

Презентация, созданная для видеодемонстрации, не содержит интерактивных элементов, включает в себя видеоролик об объекте презентации, может содержать также текст и аудиодорожку. Разновидностью такой презентации является рекламный ролик.

Учебная презентация, созданная для проведения занятия в образовательном учреждении

Есть и другие типы презентаций. Но вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.

10. ИССЛЕДОВАНИЕ (буквально «следование изнутри», получение знаний «из следа») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование —научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Критерии оценки творческих работ учащихся

(максимальное количество баллов – 22 балла)

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских (творческих) работ по литературе

Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы является одной из основных задач образования.

Написание исследования по литературе позволяет не только отразить приобретенные теоретические знания и практические навыки, но и продемонстрировать творческие способности обучающихся, что связано непосредственно с самой спецификой дисциплины, предполагающей сочетание знаний и умений с творческим исследованием художественного текста.

Творческая работа по литературе может быть представлена как итоговая работа, направленная на систематизацию и расширение знаний, полученных при изучении дисциплины «Литература». В связи с этим возникла необходимость создания методических рекомендаций по написанию, оформлению и защите указанных творческих работ.

РАЗДЕЛ 1. НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Этапы работы над творческой работой по литературе

Процесс работы над любым исследованием, в том числе и над исследованием по литературе включает в себя ряд последовательных действий.

1. Определение темы творческой работы

Успешность творческой работы во многом зависит от выбранной темы. Важно, чтобы тема была не только актуальна, но и интересна самому студенту, отражала круг его интересов и вызывала эмоциональных отклик.

Как правило, существует перечень тем для творческих работ, рефератов и т.д. Тема может быть предложена как преподавателем, так и обучающимся (в этом случае ее целесообразность обязательно оговаривается с руководителем, при необходимости корректируется формулировка).

Рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, что позволит детальнее рассмотреть вопрос, сделать интересные наблюдения по тексту. Например, «Мотив прощания в лирике А. А. Ахматовой», «Цветовая символика в поэзии С. Есенина».

Следует отдавать предпочтение темам, мало изученным на сегодняшний день.

2. Чтение и перечитывание выбранного художественного текста

Этот этап работы является одним из важнейших при работе над исследованием по литературе. Произведение должно быть прочитано внимательно, вдумчиво («под лингвистическим микроскопом»). В процессе чтения обязательно делаются необходимые пометки, акцентируется внимание на значимых для исследования моментах. Фиксироваться могут и эмоциональные реакции читающего, возникающие образы.

Однако важно в дальнейшем еще и структурировать, сгруппировать все наблюдения по тексту. Здесь полезным будет составление картотеки, где будут приведены необходимые цитаты и обязательно указана страница.

Набранный материал потребуется для дальнейшей работы над творческим исследованием и будет пополняться.

Для написания творческой работы нельзя ограничиваться лишь первым прочтением художественного текста, произведение должно быть прочитано еще раз под определенным углом зрения, заявленным самой темой.

3. Подбор и изучение научных публикаций по теме исследования

Изучение базовых научных трудов позволит существенно расширить и скорректировать сложившиеся представления и знания о проблеме. Целесообразно начинать изучение литературы с учебных пособий, после этого можно переходить к рассмотрению монографий, статей, словарей, материалов электронных источников. Следует обращать внимание на авторитетные источники.

Важно не просто изучить научную литературу по теме, но и сделать необходимые выписки с обязательным указанием источника и страницы, попытаться систематизировать этот материал и сделать соответствующие выводы.

4. Составление плана и формирование структуры исследования

Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследование, в нем отражаются основные этапы развертывания темы. При его составлении следует учитывать, что:

— план должен быть развернутым;

— части должны быть примерно одинаковы по объему;

— план должен соответствовать содержанию исследования.

Содержательная часть творческой работы имеет следующую структуру:

-введение (отражает понимание актуальности исследования, его целей и задач, практической значимости);

— основная часть (может дробиться на главы, параграфы, пункты, при этом обязательна логичность изложения, после каждой главы, параграфа делаются выводы и обобщения)

— заключение (подводит итоги всей работы, в нем отражаются результаты и предполагается видение дальнейших перспектив)

— список использованной литературы (обязателен в любой научно-исследовательской работе, располагается в конце в алфавитном порядке с точным указанием выходных данных);

приложение — по необходимости.

5. Написание текста творческой работы

После составления плана переходят непосредственно к самому изложению материала, где подтверждаются выдвинутые гипотезы. Особое внимание следует обратить на оформление работы (см. раздел 2).

После написания творческая работа предоставляется научному руководителю для проверки, внесения замечаний и корректировки.

Исследование дорабатывается с учетом замечаний, вносятся необходимые изменения. Только после этого оформляется чистовой вариант.

Творческая работа должна быть написана научным языком с соблюдением правил грамматики, орфографии и пунктуации, с учетом особенностей научной речи (точность, однозначность, логичность и т.д.). Следует помнить, что в современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной, где недопустимым является употребление личного местоимения «я». Так, вместо фразы «я считаю» следует употреблять «мы считаем» или «считается».

Творческая работа по литературе должна представлять собой целостное стилистически однородное и завершенное исследование.

РАЗДЕЛ 2. ОФОРМЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Творческая работа по литературе – исследование, к которому предъявляются конкретные требования, регламентированные стандартами.

1.Работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с принятыми стандартами.

2. Исследование выполняется 14 кеглем, шрифт – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.

3. Страницы текста должны быть пронумерованы и иметь поля – по 2 см сверху и снизу, слева – 3 см, справа – 1 см. Нумеровать страницы следует, начиная с 3 страницы (на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится)

4. Каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, список литературы) начинается с новой страницы. Заголовки пишутся строчными буквами, выравниваются по центру строки и выделяются жирным шрифтом. После названия раздела, главы, параграфа, располагаемого по центру строки, точка не ставится. Не допускается подчеркивание и перенос заголовков.

5. Примеры из художественной литературы заключаются в кавычки и выделяются курсивом, после них оформляются сноски.

6. Цитаты из научной литературы также закавычиваются и требуют после себя ссылки на источник.

6. Ссылки набираются в квадратных скобках. Например, [9, 27]. Здесь 9- номер источника, указанного в списке литературы, 27 – номер страницы. Ссылка может оформляться и по-другому. Например [Есин 2008: 32]. (Фамилия автора, год издания, страница)

7. Особое внимание обращается на оформление списка литературы.

Так, книга одного автора оформляется следующим образом:

Николина, Н. А. Филологический анализ текста [Текст] : учебное пособие / Н. А. Николина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 272 с.

Статья из сборника научных трудов:

Краснова Т. В. Гоголь в рассказах Шукшина [Текст] / Т. В. Краснова // Анализ литературного произведения: Гоголь: диалог с будущим. – Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2009. – С. 48 – 56.

Статья из газеты, журнала:

Кукуева, Г. В. «Драматизированный» диалог у В. М. Шукшина [Текст] / Г. В. Кукуева // Русская речь. – 2008. – № 5. – С. 39 – 42

Шукшин, В. М. Собрание сочинений [Текст] / В. М. Шукшин. – М. : Молодая гвардия, 1992. – Т. 1– 6.

Отдельный том из собрания сочинений:

Гоголь, Н. В. Собрание сочинений : В 8 т. Т. 1. Повести [Текст] / Н. В. Гоголь. – М. : Правда, 1984. – 381 с.

Ничипоров, И. Б. Образы матери в рассказах В. Шукшина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat–100485.html . – Заглавие с экрана.

РАЗДЕЛ 3. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Защита творческой работы может осуществляется на научно-практических конференциях, на уроках, а также в рамках устного экзамена по литературе.

Защита творческого исследования – это публичное краткое, но содержательное представление работы, после которого обучающийся отвечает на вопросы, возникшие у слушателей по ходу выступления.

Содержание доклада (сообщения) должно быть тщательно продумано, т. к. на процедуру защиты отводится ограниченное количество времени (не более 10 минут).

При подготовке к защите следует еще раз прочитать текст творческой работы, а также перечитать художественное произведение, по которому написано исследование. В целях соблюдения регламента необходимо заранее самостоятельно определить, сколько времени занимает выступление и исключить несущественное.

Выступление должно быть четким, продуманным и отражать основные положения творческой работы. Обязательны примеры. Лучше, если защита будет сопровождаться каким-либо раздаточным материалом или электронной презентацией.

Следует следить за речью, избегать грамматических ошибок, нарушения акцентологических и орфоэпических норм, также необходимо обращать внимание на интонацию, темп речи (он не должен быть слишком быстрым или, напротив, медленным), и дикцию.

После выступления обучающийся должен быть готов ответить на вопросы. Отвечать нужно четко на поставленный вопрос, соблюдать тактичность. Если содержание вопроса не являлось объектом исследования и не рассматривалось в работе (следовательно, студент испытывает затруднения при ответе), необходимо корректно заявить об этом и обязательно принять во внимание указанный вопрос при дальнейшей работе над творческим проектом.

После защиты выступающий благодарит слушателей и членов комиссии за внимание и вопросы.

Творческие работы по литературе

Творческие работы по литературе как средство формирования познавательных интересов учащихся

Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что;
чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство.
А.С.Пушкин

Уроки литературы в 5-ом классе – это начало изучения нового предмета, ещё один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самовоспитанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности. Очень сложен мир предпочтений и пристрастий, которые должен учитывать учитель. Находит ли читатель в книге то, что ищет? А ищет он, как с грустью пишет Ги де Мопассан, самое разное: «Утешьте меня», «Позабавьте меня», «Дайте мне помечтать», «Растрогайте меня», «Заставьте меня содрогнуться», «Заставьте меня плакать», «Заставьте меня размышлять». Среди этих требований много взаимоисключающих: нельзя одновременно и рассмеяться и содрогнуться, поплакать и позабавиться. И всё же, сколько бы ни было этих желаний, каждое из них демонстрирует стремление вступить в диалог с писателем, с произведением.
При изучении литературы в 5-ом классе перед учениками стоят следующие задачи:
• стать читателем художественных произведений, способным понять, почувствовать и оценить по возможности художественное произведение;
• стать исполнителем тех художественных произведений, которые привлекли внимание;
• сознательно овладеть словом, используя для этого в том числе и самостоятельное чтение;
• применять полученные знания и умения в собственном творчестве.
Первое серьёзное путешествие в мир литературы становится путешествием и в мир собственного творчества. Путешествие в мир писателя – это сотворчество читателя, это главное направление в работе учителя, который помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения. Еще психолог Выготский считал, что воображение не является привилегией немногих выдающихся индивидов, что им наделены все. Гегель сумел разграничить воображение и фантазию, считая, что оба они – свойства ума, но ум, наделённый воображением, просто воспроизводит, а ум, наделённый фантазией, творит.
В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. Разбуженное творческое начало непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Поэтому на уроках литературы необходимо учить образному видению и логическому осмыслению увиденного, учить стремиться понимать себя и других, и, что важно, осознавать своё место среди людей.
Но, к сожалению, не всегда удаётся разбудить это творческое начало, и эта вина лежит на нас, педагогах, взрослых. Поэтому необходимо вести работу со всем классом, включать в этот процесс всех учеников. Каждый должен поучаствовать в процессе, почувствовать свою силу, узнать свои слабости. Необходимо, чтобы ученик пропустил через себя те проблемы, которыми богата наша жизнь.
Не менее важно и глубокое взаимодоверие между учителем и учеником, построенное на взаимном уважении и подлинном живом интересе друг к другу. К сожаленью, личностные контакты не всегда возникают. Учащийся, имея небольшой, но порой печальный опыт общения со взрослыми, порой замыкается в себе, говорит не то, что думает, а то, что от него требуют окружающие.
Центром урока литературы остаётся художественное произведение. Обращаясь к художественному тексту, класс живёт в атмосфере высокого искусства слова. Учитель должен помочь ученику пережить «умные эмоции» общения с искусством и овладения формами общения с ним, чтобы появилось умение воплотить свои мысли и чувства, порождённые произведением.
Воспринимая произведение как некое эстетически совершенное целое, ученик находит свои пути приобщения к этому духовному богатству, стремится освоить форму, которая помогла бы адекватно передать содержание его мыслей, чувств, впечатлений, оценок.
Хочется заметить, что программа по литературе для 5-ого класса построена так, что каждый ученик может найти произведение, которое даст ему возможность реализовать свой творческий потенциал.
Первым делом, это фольклор. Он жив и сегодня; богатство его видов и жанров бесконечно. Пословицы, поговорки, загадки, которые представлены в начальной школе, активно используются и при переходе на сказки – они внутри каждой из них и должны жить в чтении учеников и пересказе, при ответах на вопросы, беседах, в творческих работах. Творчество учащихся – это часть фольклора. Необходимо обращаться к фантазии каждого ученика. Для того, чтобы активизировать этот процесс, можно задать ряд вопросов: чем была и всё ещё может быть для человека сказка; что значит для него миф, легенда, притча; живёт ли сегодня народное творчество; почему оно живо до сегодняшнего дня; какие новые формы этого творчества всего популярнее; какие сказки будут памятны всю жизнь; какие сказочные герои помогают понять себя и других.
Также можно использовать викторину иллюстраций к сказкам.
• Кто авторы сказок, иллюстрации к которым здесь представлены?
• Перечислите названия сказок, к которым представлены иллюстрации?
• Какой из эпизодов изображён на картине? Перескажите его.

Помимо викторин интересны также кроссворды. Они помогают превратить трудную для учеников работу над терминами в игру, которая им очень нравится. Дети и сами с удовольствием составляют кроссворды. Кроме составления кроссвордов можно также предложить ученикам нарисовать диафильм и написать титры (например: сказка «Василиса Прекрасная»).
Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно, органично. Сказка входит в его мир с самых ранних лет, как реальность. Ребенок верит в волшебство, в Деда Мороза. Сказка привлекает детский ум неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворённым чувством справедливости. Часто дети не только воспринимают сказку, но и создают её: сказка о животном; сказка о цветке; сказка о главных и второстепенных членах предложения. Ученики, выдумывая сказки, идут, как правило, двумя путями: либо они берут готовую форму классической или народной сказки, либо пользуются опытом из собственной жизни.
Кроме создания сказок, детям можно предложить написание небольшого сочинения на тему. Тема должна увлечь ребят, быть актуальной для данного коллектива, доступной возрасту, побуждать каждого ученика в известной степени к самоанализу, затрагивать его личное, сокровенное, но не провоцировать на излишнюю откровенность. К примеру, космические темы дают полную возможность внутренне определить себя в огромном, непостижимом мире и с юмором описать свои ощущения.
Отношения ребёнка с живым миром, окружающим его, отражают различные этюды (о книге, о фильме). Эти работы нельзя в полной мере назвать сочинениями, так как это скорее небольшие зарисовки, где можно писать о чём угодно, даже о том, чего не видел сам. Главное — постараться, чтобы читатель не только понял, что произвело на тебя впечатление, но и проникся вместе с тобой этим впечатлением и увидел твоими глазами и цвета, и формы твоих эмоций, а также понял твои переживания. Этюды могут быть по летним впечатлениям, о каникулах, об экскурсиях. Они не должны быть отчётом обо всём, лучше ярко рассказать про небольшой эпизод, передав свои ощущения от него, то, как он был воспринят именно тобой.
Но творить по заданию может не каждый и не всегда. Бывает, нет настроения, или тема чужда и не захватывает, или ученик не умеет, боится писать. Тогда можно предложить порисовать на данную тему, инсценировать ситуацию.
Необходимо также использовать работу в группах, так как иногда в групповой работе возникает творческая атмосфера, состояние всеобщего возбуждения. Дети делятся впечатлениями, коллективно создают образы и зарисовки.
Таким образом, хочется заметить, что стоит стараться уделять ученикам равноценное внимание, будь то активные и талантливые или ученики со средними результатами. Неудачи средних учеников или тех, кто по складу характера не способен взглянуть на себя со стороны, кто легко раним, необходимо анализировать и при анализе учесть потенциал того, что хотел сказать ученик, но пока не сумел. Нужно открыть ученику его способности, вселить в него уверенность и, возможно, в следующий раз он сможет раскрыть свои возможности уже намного шире.

Тэги: литература, 5-класс, Школа, учитель

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector