0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учения по действиям чрезвычайных ситуациях

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях

Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

– обучение населения правилам поведения, порядку действий и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

– обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) руководителей, должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

– выработка у руководителей навыков подготовки и управления силами и средствами, входящими в состав Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях независимо от форм собственности, в том числе в учебных заведениях, а также по месту жительства. Она проводится дифференцированно, с учетом должностных категорий и возраста.

В соответствии с выполняемыми функциями в системе гражданской обороны население для обучения делят на 5 категорий:

– руководящий и командно-начальствующий состав ГО;

– личный состав формирований ГО;

– рабочие и служащие, не входящие в состав формирований ГО;

Для подготовки каждой категории обучаемых разработаны соответствующие программы. Ответственность за организацию обучения населения возложена на органы власти и начальников ГО объектов.

Подготовка руководящего и командно-начальствующего состава. Основное внимание уделяется обучению организации действий сил ГО и управлению ими в экстремальных условиях, особенно при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных объектах, методике проведения практических занятий, умению готовить и проводить учения и тренировки по ГО.

Для подготовки руководящего и командно-начальствующего состава установлены следующие виды обучения:

– систематическое самостоятельное изучение теории и практики ведения ГО по индивидуальному плану;

– периодическое обучение на курсах, учебно-методических сборах, в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров (один раз в 3–5 лет);

– ежегодное обучение непосредственно на объекте (для командно-начальствующего состава) – вместе с личным составом формирований (в объеме 15 ч).

В учебную группу руководящего состава включаются заместители начальника ГО, работники штаба ГО, начальники служб и главные специалисты, начальники цехов и т. п. Занятия в этой группе проводят начальник ГО объекта, его заместители, работники штаба ГО, начальники служб, главные специалисты, а также работники вышестоящих штабов ГО, организаций и учреждений. Обучение завершается проведением ежегодного командно-штабного учения.

Подготовка формирований ГО. Подготовку формирований проводят ежегодно на объектах народного хозяйства в объеме 15 ч. Основная форма подготовки – практические тактико-специальные занятия. Формирования готовят к слаженным действиям в очагах поражения (зонах заражения), в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф в соответствии с предназначением.

Занятия с формированиями проводят начальники штабов и служб ГО, главные специалисты объектов. Командиры формирований занимаются в составе своих команд (групп) вместе с подчиненными. Завершается подготовка формирований ежегодными тактико-специаль-ными учениями.

Обучение рабочих и служащих, не входящих в состав формирований. Эта категория населения обучается на объекте ежегодно в объеме 12 ч. При этом каждый обучаемый должен получить определенные знания и необходимые практические навыки в эффективном применении всех средств и способов защиты от современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

По решению начальника ГО объекта рабочие, служащие могут изучать вопросы ГО самостоятельно, участвуя при этом в ежемесячных тренировках, или на регулярных плановых занятиях в составе учебных групп. Все параметры процесса обучения определяются начальником ГО объекта. Руководители занятий и инструкторы назначаются из числа руководящего состава, инженерно-технических работников и других специалистов. К проведению занятий по медицинским темам (оказание само- и взаимопомощи) привлекаются медицинские работники.

Обучение неработающего населения. Эту категорию населения готовят к умелым действиям при угрозе нападения противника и по сигналам оповещения ГО, а также при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и в очагах поражения. Основное внимание обращается на умение защитить себя и детей, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, оказывать помощь себе и пострадавшим. Эта категория населения самостоятельно изучает пособия, памятки, прослушивает (просматривает) радио- и телепередачи, кинофильмы.

Подготовка учащейся молодежи проводится непосредственно в учебных заведениях в зависимости от уровня получаемого образования.

С целью закрепления навыков и проверки готовности объекта к выполнению мероприятий по защите населения в ЧС в системе ГО проводятся учения: командно-штабные, тактико-специальные, комплексные объектовые, а также объектовые тренировки по гражданской обороне.

Командно-штабные учения (КШУ) проводятся ежегодно и являются одной из основных форм совместной подготовки начальников штабов, начальников служб гражданской обороны, другого руководящего и командно-начальствующего состава объектов к выполнению своих функциональных обязанностей. На нем отрабатываются все основные вопросы организации и ведения гражданской обороны, а также проверяется реальность разработанных планов гражданской обороны.

Основные цели командно-штабного учения:

– повышение теоретических знаний и практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава в выполнении мероприятий гражданской обороны объекта;

– отработка взаимодействия между службами, формированиями и соседями;

– уточнение и отработка вопросов управления гражданской обороной объекта и всестороннего обеспечения мероприятий;

– привитие обучаемым необходимых практических навыков в организации и ведении гражданской обороны объекта.

Командно-штабное учение проводится на фоне конкретной тактической обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед командно-штабным учением рекомендуется проводить штабные тренировки. Количество их и время проведения определяет начальник гражданской обороны объекта, исходя из целей предстоящего учения и уровня подготовки руководящего состава и органов управления. На учение могут привлекаться разведывательные формирования, формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные дружины (посты), а на отдельных этапах учения и другие формирования, в том числе и спасательные. Руководителем командно-штабного учения является начальник гражданской обороны объекта.

Тактико-специальные учения (ТСУ) проводятся ежегодно, продолжительность – до 8 ч. Это основная и наиболее эффективная форма всесторонней подготовки формирований к выполнению стоящих перед ними задач.

На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-начальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также при организации и проведении мероприятий по защите населения и производства.

Формирования на тактико-специальных учениях используют учебно-материальную базу своего объекта: коммунально-энергетические сети, защитные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними задачи в условиях конкретной тактической обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями).

Со спасательными формированиями тактико-специальные учения проводятся, как правило, совместно с формированиями служб гражданской обороны, самостоятельно или в ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем учения с формированием общего назначения является соответствующий начальник гражданской обороны, начальник штаба или командир этого формирования, а с формированием служб – соответствующий начальник службы, которому непосредственно подчинено формирование.

Комплексные объектовые учения (КОУ) проводятся на объектах 1 раз в 3 года, продолжительность – до 3 суток. В организациях с количеством работающих менее 300 человек проводятся объектовые тренировки. Комплексные учения завершают установленный цикл подготовки объекта и являются одной из важнейших форм подготовки объекта в целом.

Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения действуют одновременно в единой тактической обстановке и решают весь комплекс задач, предусмотренных планом гражданской обороны объекта, на его материально-производственной базе, без остановки производственной деятельности. На учении обычно проверяются: реальность плана гражданской обороны объекта; степень готовности объекта к осуществлению мероприятий гражданской обороны и проведению работ по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф; устойчивость работы объекта в военное время. Такое учение дает возможность отработать весь комплекс мероприятий с учетом производственной деятельности объекта в военное время.

Руководителем учения, как правило, является начальник гражданской обороны объекта, а некоторых учений – старшие начальники. Это дает возможность улучшить методику проведения учений, а также оценить состояние гражданской обороны объекта. На учение привлекается весь руководящий и командно-начальствующий состав, формирования, рабочие и служащие, не входящие в формирования. Формирования привлекаются к действиям на определенных этапах и выполняют свои специфические задачи, а руководящий и командно-начальствующий состав действует на учении от начала до конца.

На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, характерная для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых и обоснованных решений, умелых и решительных действий. В ходе учения руководящий и командно-начальствующий состав обучается четкой организации в управлении формированиями в условиях сильных разрушений, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения и массовых пожаров.

Как быть готовым: Проведение регулярных тренировок по действиям в случае ЧС

Глубокая ночь; ваши дети спят в своих постельках, жена тоже крепко спит, и вдруг вы это слышите! Звук разбитого стекла этажом ниже; у вас есть секунды, чтобы ответить на вопросы:

  • Что вы будете делать?
  • Что будут делать ваши дети?
  • Как собирается реагировать на угрозу ваша жена?

Ну, если плана у вас нет, и никакими тренировками вы не занимались, то ответ на эти вопросы, увы, слегка затуманен. К сожалению, парень, который только что ворвался в ваш дом, прекрасно знает, что делает, и, скорее всего, подготовлен к каждому аспекту своего вторжения!

Вам нужен план, и потому надо периодически проводить рутинные учения — тренировочные бедствия.

Я не могу сказать точно, сколько людей, с которыми я говорил, утверждали, что они подготовлены, но на самом деле так и не нашли времени проверить, насколько. Когда дело доходит до готовности к реальному миру, ваша способность пережить опасность сводится к двум вещам: планированию и тренировкам!

Примечание редактора. Автор — американец. Так что советы свои он даёт, исходя из специфики американского быта и потенциальных опасностей. Но советы даёт весьма полезные, которые не сложно адаптировать и под наши условия.

Строим план выживания: что делать при угрозе БП и катаклизмов

Первым шагом в процессе планирования является выяснение, что вы, собственно говоря, планируете! Это может показаться некоторым упрощением, но слишком много людей готовят планы готовности без каких-либо знаний или понимания, к какой они, вообще-то, готовятся угрозе.

Составьте список наиболее вероятных угроз, с которыми вы можете столкнуться, базируясь на:

  • исторических данных о былых бедствиях, которые случались в вашем регионе;
  • статистике местных преступлений и угроз, специфических для вашего географического положения;
  • чего бы то ни было уникального для вашей ситуации — экономических проблем, проблем медицинских, опасностей местного значения или же подозрительных людей вокруг, к которым стоило бы хорошенько приглядеться.

Базируясь на списке выявленных угроз, вам необходимо выстроить следующие планы:

  1. План эвакуации из дома. Это базовый план, в нём перечисляются шаги, которые имеет смысл предпринимать во время ситуации, из-за которой в доме станет небезопасно; он включает планирование таких вещей, как действия при пожаре, землетрясении или вторжении в дом.
  2. План побега. Этот план выводит ваш план эвакуации на следующий уровень. В нём учитываются бедствия, которые могут заставить вас покинуть не только дом, но и район, город, может быть, даже страну.
  3. План возвращения домой. Если вы работаете далеко от дома, или даже ездите в местный продуктовый магазин, вам всё равно нужно что-то вроде плана на случай бедствий, которые могут произойти вдали от дома.
  4. План коммуникации. Предположительно, во время БП большинство каналов связи пропадут. Потому нужно разработать план коммуникации при БП, чтобы безотлагательно иметь возможность связаться с теми, кого вы любите.

Проведение постоянных тренировок по безопасности в случае ЧС

После того, как вы составили все свои планы, вам необходимо проверить, как они работают-то, собственно. Один из лучших способов подготовить себя и свою семью к бедствиям и угрозам, а также найти, где в ваших планах какие-либо упущения — это периодически проводить учения по технике безопасности.

Такие тренировки должны базироваться на тех угрозах, которые вы выделили, пока планировали. Так как у разных людей могут быть немного разные методы тренировки, вот несколько идей, с которых вы можете начать.

Отработка действий при пожаре в доме

Когда дело доходит до наиболее вероятных угроз, пожары, пожалуй, на вершине каждого списка. Ежегодно в США бывает более миллиона пожаров, от которых погибает более трёх тысяч человек, а десятки тысяч остаются ранеными!

Если у вас есть дети, которые ходят в государственную школу, то они уже, наверняка, отлично знакомы с противопожарными учениями — так что если есть хоты бы один ребёнок-школьник, это уже отличный старт!

Когда вы проводите учения впервые, об этом должны знать все в вашем доме. Первый раз не должен быть сюрпризом, нужно каждый шаг сделать спокойно и обдуманно!

После того, как учения закончились и вы уверены, что все домашние знают, как им действовать, нужно запланировать учения-сюрприз — ранним утром, пока никто ещё не проснулся. Шок поможет смоделировать настоящую катастрофу — и это наведёт вас на хорошие идеи, как действовать при реальном пожаре!

Пункты, которые обязательно должны быть включены в ваши тренировки:

  • Для того, чтобы начать учения, нажмите кнопку на вашей пожарной сигнализации и закричите: «Горим, горим!». Шум, который произведёт общая тревога, поможет смоделировать реальный пожар!
  • Согласно вашему плану эвакуации, все домашние должны следовать своим эвакуационным маршрутам к запланированной точке встречи (обычно — где-то возле дома).
  • Привыкайте касаться двери, чтобы проверить, нагрелась ли она, и убеждаться, что у каждого есть альтернативный маршрут на случай если дверь заблокировал огонь. Если у вас двухэтажный дом или вы живёте на верхнем этаже многоквартирного дома, я советую купить пожарную лестницу.
  • Тренируйтесь, как бороться с дымом — хватайте что-нибудь, чтобы прикрывать рот!
  • Включите в план гаечный ключ, и выстраивайте с его помощью альтернативные маршруты выхода из дома.

Американцы, как мы помним, больше любят проживать в отдельных частных домах, из которых сбегать намного проще, чем из многоэтажки. Так что и советы свои они преимущественно дают для владельцев частных домов — прим.ред.

Тренировки по выживанию в случае стихийных бедствий: Торнадо и землетрясения

В то время как конкретика планов будет меняться в зависимости от бедствия, типы тренировочных учений не слишком отличаются от противопожарных. Основная цель и тех, и других — осуществить те пункты, которые вы уточнили в своём плане, и проверить план, воплотив его в жизнь.

Пункты, которые нужно обязательно включить в учения:

  • убедитесь, что учения реалистичны. Попробуйте смоделировать вещи, которые могут произойти во время БП. Выключите все электроприборы, мобильные телефоны, и ведите себя так, как будто вы на самом деле в эпицентре стихийного бедствия;
  • проверьте все пути эвакуации. Убедитесь, что все знакомы с эвакуационным планом, и что могут безопасно добраться в любую оговоренную в плане точку встречи;
  • проверьте свой план коммуникации — пройдитесь по списку и убедитесь, что вы можете связаться с близкими, не используя мобильный телефон;
  • проверьте, что вы могли бы сделать, если бы бедствие застало вас вдали от дома;
  • убедитесь, что вы осуществляете все те действия, которые предпринимали бы и во время БП. В смысле делайте те вещи, которые вы бы реально делали в случае БП, ничего не пропуская.

Отработка стрельбы и действий при агрессивных нападениях

В то время как ситуации агрессивных нападений по-прежнему довольно редки, регулярность такого типа преступлений всё же растёт. Способность защитить себя во время агрессивного нападения начинается с хорошего понимания, что вокруг вас, вообще-то, происходит.

Вещи, которые нужно включить в свой список:

  • объясните своим детям, что такое опасная ситуация. Мы живём в обществе, полном отвлекающих факторов, особенно это касается младшего поколения, головы которых, кажется, постоянно забиты и даже погружены целиком в гаджеты. Прочитайте мою статью о подготовке детей к БП (примечание редактора — эту статью мы переведём в следующий раз), там много полезной информации, которую вы сможете использовать во время учений;
  • запомните, как звучат звуки выстрелов. Это особенно важно для школьников — они могли и не слышать настоящих выстрелов. Сводите их в тир, и пусть они послушают, как звучат такие звуки в реальности;
  • поездки в продуктовый магазин тоже рассматривайте как возможность провести учения. В общественных местах воспользуйтесь возможностью поискать запасные выходы и маршруты эвакуации. Поговорите с семьёй, расскажите, что нужно делать, если БП застанет их в общественном месте, и потренируйте по пунктам их самозащиты;
  • разъясните детям разницу между укрытием и маскировкой. Между тем, чтобы прятаться за столом и за сплошной кирпичной стеной, огромная разница. В общественном месте попросите ребёнка указать, что могло бы спрятать их от пуль, и где можно укрыться, чтобы убежать в нужное время;
  • прочитайте различные статьи о выживании в ситуации активного нападения — это наведёт вас на хорошие идеи о том, что стоит тренировать.

Учения на случай вторжения в дом

По данным ФБР, более полутора миллиона домов подвергаются ограблениям год за годом. Когда речь идёт о преступлении, то квартирная кража — одно из наиболее вероятных событий, с которыми может столкнуться человек.

  • Должен быть сигнал. У вас должен быть оговоренный заранее сигнал, который говорит всем домашним, что пора действовать. Это может быть домашняя сигнализация, может быть крик или оговоренное слово, фраза, громкий свист, который все дома смогут услышать.
  • Должен быть путь в безопасное место. Каждый из домашних должен обладать оговоренным маршрутом к безопасной комнате. Это особенно важно в домах, где комнаты на разных этажах — в этих случаях старший ребёнок должен быть ответственным за младших и должен быть в состоянии присматривать за ними в безопасной комнате, без всякой помощи родителей.
  • Нужно знать, как действовать в каждой из ситуаций. Оказавшись в безопасной комнате, каждый должен быть полностью осведомлён о том, что находится в комнате и какие шаги нужно делать для того, чтобы пережить вторжение в дом. Детей нужно научить, как вести себя максимально тихо в безопасной комнате, и каждый из них должен научиться звонить 911 с максимального безопасного телефона.

Во время БП даже самые лучшие планы могут провалиться. Из-за непредсказуемого характера большинства бедствий есть существенный шанс, что некоторые изменения в плане появятся прямо во время его исполнения. Проведение тренировочных учений может помочь вам идентифицировать проблемы ещё до того, как они в действительности станут проблемами.

Обучение персонала объекта и населения действиям в чрезвычайных ситуациях

Обучение населения защите при возникновении ЧС

Обучение населения защите от ЧС является целенаправленным и специально организованным процессом формирования у граждан знаний, умений, а также навыков, которые необходимы при защите от аварий, стихийных бедствий, техногенных и природных катастроф.

Обучение защите от ЧС – это обязательный процесс, который осуществляется в учебных заведениях, на рабочих местах, на курсах гражданской обороны и т.д.

Обучению подлежит неработающее и работающее население, студенты вузов, ученики общеобразовательных учреждений, руководители и сотрудники органов государственной власти, организаций и местного самоуправления, которые специально уполномочены решать задания предупреждения и ликвидации ЧС, председатели комиссий по ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

При обучении основам защиты от ЧС изучаются правила поведения, основные действия и способы защиты в ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты, вырабатываются навыки управления средствами и силами, которые входят в состав РСЧС, у руководителей органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, совершенствуются их практические навыки, а также навыки председателей комиссий по ЧС по организации и проведению мероприятий, касающихся предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Задачи обучения населения

Основные задачи при подготовке населения к защите от ЧС:

  • обучить население правилам поведения, основным действиям и способам защиты в ЧС, научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, изучить правила пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • выработать у руководителей органов госвласти, местного самоуправления и организаций навыки управления средствами и силами, которые входят в состав РСЧС;
  • совершенствовать практические навыки руководителей органов госвласти, местного самоуправления и организаций организовывать и проводить мероприятия, касающиеся предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
  • усвоить на практике в ходе тренировок и учений порядок действий при различных режимах работы РСЧС и при проведении неотложных и аварийно-спасательных работ.

Решить указанные задачи обучения населения по защите от ЧС позволяет:

  • самостоятельная подготовка;
  • изучение своих функциональных обязанностей по защите от ЧС;
  • личное участие в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других плановых мероприятиях по защите от ЧС;
  • переподготовка и повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям, учреждениях повышения квалификации, на курсах, проведение занятий по месту учебы и работы;
  • индивидуальное изучение способов защиты от опасности;
  • обучение дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • просмотр телепрограмм, прослушивание радиопередач, чтение пособий, листовок и памяток на тему ликвидации и предупреждения ЧС;
  • посещение мероприятий, которые проводятся по теме защиты от ЧС (показ обучающих фильмов, консультации, тематические вечера, лекции, беседы и др.).
  • государственная система обучения вопросам защиты от ЧС характеризуется принципом всеобщности, согласно которому обучаться должно все население, не взирая на возраст, национальность, род деятельности, семейное положение, место жительства или вероисповедание.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Каждый год согласно Единой системе подготовки населения в сфере гражданской обороны и защиты от ЧС обучается больше 14 млн. учеников школ, свыше 3 млн. студентов, больше 50 млн. представителей неработающего и работающего населения, и кроме того больше 60 тысяч специалистов и должностных лиц по ГО и РСЧС.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Приложение. Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Приложение
к приказу МЧС России
от 24 апреля 2013 г. N 284

Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(1), от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»*(2), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»*(3), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»*(4), постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»*(5), от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(6), от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»*(7), от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»*(8) и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — учения и тренировки).

2. Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее — КУ).

3. КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

4. КУ планируются и проводятся в целях:

достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

5. КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

6. Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее — КШУ) или тактико-специальных учениях (далее — ТСУ).

7. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

8. КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. КШУ планируются и проводятся в целях:

совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

11. Основными целями проведения ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

12. Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее — ШТ).

13. Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

14. ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

15. Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, за исключением организаций, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее — ОТ) продолжительностью до 8 часов.

16. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

17. ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

18. Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее — СУТ).

19. СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

20. Целями СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

21. В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организаций (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

22. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

23. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

24. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

25. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

26. Плановые учения и тренировки проводятся по завершению цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

27. Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

28. Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

29. Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

30. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.

31. При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

32. Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

*(1) Собрание законодательства Российской федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. 1), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49 (ч. 1), ст. 7023; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч. 1), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4192, N 52 (ч. 1), ст. 6992.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N 38, ст. 4825.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2013, N 9, ст. 963.

Учения по действиям чрезвычайных ситуациях

УЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Основными формами обучения и практической подготовки являются проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — учения и тренировки).

Комплексные учения (далее — КУ) осуществляется для подготовки органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях — 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

КУ планируются и проводятся в целях:

— достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

— совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

Командно-штабные учения (далее — КШУ) или Тактико-специальные учения (далее — ТСУ) осуществляется для подготовки органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях — 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

КШУ планируются и проводятся в целях:

— совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

ТСУ планируются и проводятся в целях:

— совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

Штабные тренировки (далее — ШТ) осуществляется для совершенствования практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций.

ШТ планируются и проводятся с целью — выработки у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

Объектовые тренировки (далее — ОТ) проводятся для обучения руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций продолжительностью до 8 часов.

На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

Специальные учения или тренировки по противопожарной защите (далее — СУТ) проводятся для практического обучения органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях.

СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

СУТ планируются и проводятся в целях:

— проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

— проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

— обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

— повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

Учения по действиям чрезвычайных ситуациях

«Обучение науке безопасности посредством посещения травмпунктов и реанимаций – плохая учеба. И очень затратная. Лучше думать головой, чем гипсом.»

Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях

Практически каждый взрослый человек понимает, что нужно знать как вести себя в экстремальной ситуации.

А знает? А хочет знать? Может бежит на обучение, которое организуют в компании? А почему?

Давайте поговорим об этом! Ведь это касается ВСЕХ и КАЖДОГО!

Для дома, семьи

Обучение Гражданской обороне и подготовке к действиям при ЧС в организациях: постылая обязаловка или насущная необходимость

Статья о том, как мы учим или не учим людей готовиться к ЧС и выживать в экстремальных обстоятельствах. Планирую развивать эту тему и приглашаю поделиться своими мнениям об этом своих коллег

Вспомните, с каким нежеланием и даже раздражением, как правило, воспринимается информация о занятиях по гражданской обороне, пожарной безопасности, ЧС. Если они, конечно, проводятся в вашей организации.

«Ну опять эти лекции… Ну все это сто раз слышали…. У меня работы валом, а вы тут… Да все равно как повезет…» — такова обычная реакция как руководителей, так и работников. При этом, согласитесь, практически каждый понимает, что элементарные-то знания правил поведения в чрезвычайных ситуациях у человека должны быть.

У большинства людей они в той или иной степени есть – кого в школе чему-то учили, кого в институте, у кого собственный опыт богатый. Это, зачастую, обрывочные сведения о правилах поведения при пожаре, землетрясении и прочих экстремальных ситуациях. Да и помним мы об этом едва ли. Что вполне естественно, ведь мы не каждый день (Слава Господу!) сталкиваемся с подобными ситуациями, если только это не наша профессия.

Так надо или не надо грузить нас лишней учебой (чтобы посидеть и подремать на последнем ряду на лекции), лишней тренировкой (чтобы постоять и поскучать на солнцепеке). Такое обучение точно не нужно! Лишняя трата времени и ресурсов компании.

А вот знать что-то конкретное с четкой привязкой к условиям своей работы, деятельности компании, местонахождения здания, его конструктивных особенностей, потребность, пожалуй, у большинства есть. Ведь мы на работе находимся большую часть времени и наша безопасность здесь — узаконенная обязанность и компании и нас самих. Вспомните новостные программы — прям сводки информбюро с полей сражений между человеком и средой, которую он создал. Сколько людей поплатились жизнью, здоровьем только потому, что им вовремя не сообщили, что горим, не оказали первую помощь, не помогли выйти, выскочить из опасной зоны.

Наверное, каждый из нас предпочел бы знать, как о нас позаботится наша компания, если что случится? А готовы ли мы сами помочь коллеге, если возникнет такая необходимость? Совпадает ли наша естественная потребность в безопасности с интересами компании? Ответ – разумеется! Ведь и компании не выгодно после любых ЧС восстанавливать утраченное, выплачивать компенсации, нести ответственность и вести длительные разбирательства с контрольно-надзорными, а то и судебными органами.

Значит, вопрос только в том, как этим заниматься. Как сделать, чтобы этот процесс был полезен и выгоден обеим сторонам? При этом и нормативные требования Республики Казахстан об обучении по ГО и ЧС выполнены.

Советы простые:

  1. обучение должно строиться на моделировании прогнозируемых для компании (её отдельных объектов) чрезвычайных событий и наиболее вероятных их развития с учетом внутренних уязвимых мест (индивидуальных для каждого объекта компании)
  2. применять в процессе обучения современные интерактивные тренинговые методики. Наиболее эффективен эвристический (от слова эврика) метод, когда человек (группа) находит решения самостоятельно. Тогда есть надежда, что в той самой чрезвычайной ситуации человек вспомнит это решение, найдет его еще раз и скорректирует свое поведение сообразно обстоятельствам.
  3. ни одна компания не может себе позволить продолжительное отвлечение сотрудников от своих обязанностей, поэтому не стоит тратить время на излишнюю общую или описательную информацию. Характеристики, классификации ЧС, общие рекомендации по действия в ЧС можно при желании найти в множестве источниках. Можно эту информацию распространять среди сотрудников для самостоятельного изучения. Подготовка же в группах на объекте должна давать наиболее конкретные ответы на вопросы как вероятнее всего будет развиваться негативная ситуация для этого объекта, акцентировать внимание на уязвимые места, на средства защиты, давать людям понимание что и как необходимо делать с различных экстремальных ситуациях. Т.е. обучение должно быть ориентировано на совместное построение наиболее вероятных алгоритмов действий всех категорий персонала: руководителей, отдельного сотрудника, созданных согласно требованиям РК команд реагирования на ЧС (объектовых формирований ГО). Если эту работу сделает один человек, то только он один и будет знать, как должно быть, а будет как всегда.
  4. достигнутые в процессе такого обучения договоренности по набору необходимых действий во время экстренной эвакуации из здания, обнаружения пожара и т.д. закрепить административными мерами и внести в программу вводного, первичного инструктажа по ОТ и ТБ или других видов обучения.

Конечно, есть еще некоторые особенности обучения взрослых людей действиям в экстремальных ситуациях и разумные подходы к ее постановке. О них должны знать сотрудники, которые привлекаются к организации обучения и проведения занятий (начальники штабов ГО, специалисты по ГО и ЧС, командиры формирований ГО). Понятно, что вряд ли у большинства специалистов даже опытных и имеющих глубокие знания в определенной области есть навыки проведения семинаров, а тем более тренингов. При этом практически в любой компании проводится обучение сотрудников трениговым навыкам: руководителей подразделений, отделов, HR-специалистов.

Но почему-то считается, что специалисту по ГО и ЧС это не нужно. А почему? Ведь специалист по ГО и ЧС (а ведь он зачастую совмещает эту обязанность с охраной труда и техникой безопасности и т.п.) управляет целой функцией безопасности в чрезвычайных ситуациях во всей компании. И вопросы организации обучения всего персонала по ГО и ЧС (согласно законодательно-нормативным требованиям РК) возлагаются на него. Такое обучение осложняется еще тем, что должно охватывать в одной целевой группе людей разных должностей, специальностей, уровня образования, подготовки и т.д.

Впрочем, экономить на обучении специалистов этой категории принято во многих отечественных компаниях. Серьезные деньги расходуются на подготовку по менеджменту, по продажам и т.п. Это закономерно, т.к. напрямую влияет на доход компании. Но, вспомните, в Миссиях и Целях многих компаний ключевое место занимает забота о людях, их безопасности. А безопасность людей, в первую очередь зависит от них самих. И поэтому формирование сознательного безопасного поведенческого мышления требует соответствующих навыков и затрат.

В заключении хочу напомнить, что согласно требованиям законодательно-правовых норм Республики Казахстан обучение действиям в ЧС обязательно для всех граждан РК, иностранных граждан, находящихся на территории республики, организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. Хорошо бы эту обязанность выполнять с максимальной пользой для людей и компаний.

Пожалуй, чтобы подкрепить сказанное и что эффективное обучение по этим скучным, но жизненно важным темам, могу порекомендовать ознакомиться с отзывами людей, которые прошли неформальное обучение по этой теме в своей компании и на открытых тренингах. Их можно прочитать в разделе Отзывы клиентов, Гостевая книга. Фотографии на эту тему можно посмотреть в нашей фотогаллерее

Кстати, о тренировках! «Ох как не хочется отрываться от своих дел и снова тащится на эту площадку, стоять там, терять там время!» А может тренировку нужно проводить как театрализованное представление? Хлопотно, трудно, да. Но если уж говорить об эффективном и максимально полезном для людей бучении — это того стоит.

Советы те же — простые и трудоемкие:

  • Подготовить интересный сценарий с привязкой к конкретным обстоятельствам
  • Больше показательных действий — спасать, тушить, оказывать помощь и т.п. Действия всегда интересны
  • Вовлечь в демонстрацию как можно больше сотрудников, ведь мы их чему-то учили до того — пусть покажут
  • Пусть расскажут — каждый из командиров команд, участвующих в показе практических действий пусть комментирует их для всех остальных.
  • Обязательное участие руководителя — если ему это не надо, всех других убедить трудно. Опять будет сплошная профанация и выброшенные время и деньги
  • И т.п.

Под статьей есть несколько фото-кусочков, вырезанных из общих фотографий с тренировок, которые мы проводили. Ведь не зря эти люди поднимаются повыше, лезут на машины, вытягивают шеи — им же интересно. А они просто персонал, для которого все это показывают и учат таким образом тоже

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector