27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для развития воображения младших школьников

Игры на развитие воображения

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Игры и упражнения на развитие воображения

Цель: развлечение, развитие экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается изобразить походку человека:

· у которого жмут ботинки,

· неудачно пнувшего кирпич,

· с острым приступом радикулита,

· одного оставшегося ночью в лесу.

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

Цель: развлечение, развитие экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается мелодию песни «Солнечный круг»:

Цель: развитие точности движений, координации движения рук, воображения.

Материал: цветная бумага, старые газеты, журналы, иллюстрации, клей.

Описание: из старых журналов аккуратными движениями пальцев вырывать картинки или фигурки и составлять на цветном фоне новые сюжеты.

Вариант: в старых газетах, по столбцам статей, карандашом или фломастером прочертить контуры домиков, машинок и т.д. и, аккуратно разрывая их, складывать сюжет рисунка на цветном фоне.

Построение из веревочки, надетой на пальцы, разнообразных, иногда очень замысловатых фигур. Эта игра требует больших конструктивных способностей, дара воображения, хорошего развития зрительно-моторной памяти, тонкой координации мелких мускулов руки.

Возраст: для детей с 5 лет.

Ведущий начинает историю: «Жили-были. », следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Ведущий предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.

Сегодня мы будем варить настроенье.

Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки

И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы

И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Заглянем под крышку.

Там у нас не варенье!

Там наше отличное настроенье!

Материалы: Бумага и ручки по количеству детей.

Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения, а заодно выучить имена друг друга.

Ход упражнения: Пусть каждый из детей напишет на бумаге свое имя печатными буквами – в середине листа и сверху вниз (вертикально).

После этого участники начинают ходить по комнате, знакомятся с другими и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда.

Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Ниже дан пример кроссворда, где базовым было имя КАТЯ.

Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.

Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы.

Подготовка: Помещение должно быть достаточно большим, чтобы дети, объединившись в группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.

Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.

Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.

Каждая буква – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.

Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л. Б., У. Н., В. 0., П. Н., 3. Н., И. П. Тогда телеграмма может быть следующей; «Любимый брат, у нас все отлично. Постарайся ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится 20 минут.

Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.

11. «Журналисты»

Цель: игра способствует тренировке памяти, развитию наблюдательности и интуиции.

Материалы: Бумага и карандаши по количеству детей.

Время проведения: 1 час.

Первое впечатление о человеке может быть творчески переработано.

Предложите детям поставить стулья в два ряда, так чтобы они были обращены друг к другу. Каждый чучастник может выбрать себе партнера из противоположного ряда, но с тем же успехом участники могут положиться и на волю случая.

У партнеров, сидящих напротив, есть 5 минут, чтобы побеседовать и узнать друг о друге как можно больше. Они могут задавать вопросы или рассказывать о себе. Оба партнера должны постараться получить сравнительно точное и глубокое представление друг о друге, так как эти знания понадобятся в ходе игры.

Через 5 минут пары разделяются так, чтобы не видеть друг друга.

Каждый игрок представляет себе, что стал журналистом, который пишет короткую заметку о своем партнере в местную газету. В этой статье должно быть переработано как зрительное впечатление от человека, так и информация, полученная во время беседы с ним (10 минут).

После этого все снова собираются вместе и усаживаются в кружок. Один за другим участники представляют партнеров, зачитывая свои статьи. Описываемый человек имеет возможность согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Детям предлагается вспомнить сад осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т.д.). Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, например, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Возраст: младший школьный.

Оборудование: бумага и цветные карандаши.

Ход игры: – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

14. «Муха-Цокотуха»

Упражнение рассчитано на дошкольников.

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.

Идентификация себя со сказочным героем.

Актуализация чувств: радости, страха, гнева.

Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения.

Стабилизация нервных процессов.

Развитие творческих способностей.

Раскрытие ресурсного состояния.

Материалы: плоскостные изображения сказочных персонажей: муха-цокотуха, комар, паук, бабушка-пчела, блошки, тараканы и др. Также можно использовать плоскостные изображения атрибутов к сказке: самовар, банка меда, сапожки, фонарик, и др.

Краткое описание содержания игры:

Игра основана на стихотворении К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Варианты организации игры:

Актуализация чувства страха. Используется отрывок стихотворения, где говорится о том, как паук нападает на муху-цокотуху. Для отыгрывания данного эмоционального состояния ребенку предлагается побыть в роли мухи-цокотухи и (или) ее гостей.

Актуализация чувства гнева. Используется отрывок стихотворения, в котором рассказывается, как паук нападает на муху и сюжет драки паука и комара. Для отыгрывания чувства агрессии ребенку предлагается побыть в роли паука и (или) комара.

Актуализация чувства радости. Используются отрывки стихотворения, которые отображают, как муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы мухи. Ребенку предлагаются роли мухи-цокотухи, (и/или) комара, гостей.

Расширение представлений детей об эмоциях. Используются все вышеназванные отрывки стихотворения. Детям предлагаются роли (определяются ведущим или по желанию ребят) исходя из актуальных задач.

Количество участников игры – от 1 до 6 детей.

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Развития воображения младших школьников.

Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы дети смогли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека воображения и прогресс остановится! Значит, развитие воображения у младших школьников является одной из важнейших задач учителя, так как особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от 5 до 12 лет.

Что такое воображение?

Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Но бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда велика неопределённость ситуации. Это общее значение функции воображения у детей, и у взрослых.

Старший и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы) , а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ).

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Схема воображения, его видов и способов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (Кентавр, Феникс). Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер или Мальчик с пальчик. Третий способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвёртым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблём.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Фантазирование значительно обогащает опыт ребёнка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребёнок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это даёт ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

Залог успешной учёбы.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выгодский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

— построение образа конечного результата его деятельности;

— создание программы поведения в ситуации неопределённости;

— создание образов, заменяющих деятельность;

— создание образов описываемых объектов.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, её силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом – отрицательный момент личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним и мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже предлагается ряд заданий, позволяющих тренировать процесс воображения младших школьников.

Развитие воображения младших школьников.

Воображение тесно связано с личностью, её развитием. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Развивающие игры для младших школьников

Игра «Удивительный квадрат»

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Описание. Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.

Задача: из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.

Игра «Линейка-чудодейка»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

Образцы.

Игра «Маленький гном»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается послушать стихотворение Ш. Силверстейна «Маленький гном», затем каждый пытается вообразить себя маленьким гномом и рассказать, какие истории могли бы с ним приключиться.

Если я был бы маленький-маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Я под дверями бы запросто проходил,

Мне бы комар казался большим орлом,

Блюдце — большим озером, если б я был.

Если б я был маленький-маленький гном.

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,

Разве мизинчик, и то — не наверняка.

Я бы в испуге шарахался из-под ног

Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарила конфету «Полёт»

Тётя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

Чтоб написать короткое слово «привет»,

Я бы с неделю ворочал вечным пером.

(Эти стихи я писал четырнадцать лет,

Я ведь и есть маленький-маленький гном.)

Игра «Какого цвета снег?»

Цель: развитие внимания, логического мышления, воображения.

Описание. Педагог читает произведение В. Бирюкова «Какого цвета снег?», предлагая придумать для зайца такой ответ, который не рассердил бы ни волка, ни медведя.

КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?

Заспорили медведь с волком о цвете снега.

— Белый, белый, — в десятый раз повторял волк.

— Нет, серый, серый, — твердил медведь.

Долго спорили. Дело чуть не до драки дошло. Вдруг из-за кустов заяц вывернулся. Увидел зверей и застыл на месте.

— Эй, зайка, — позвал медведь. — Иди сюда. Спор у нас тут вышел: какой цвет у снега?

Заяц покосился на волка:

— А вы как думаете?

— Я говорю, серо-чёрный, — сказал медведь.

— Нет, — сказал волк. — Белый он.

Посмотрел заяц на огромные лапы Потапыча, глянул на волчьи клыки и выпалил:

Ответ зайца: «А он бело-серо-чёрный!».

Игра «Куда лето прячется?»

Цель: развитие внимания, творческого воображения.

Описание. Дети слушают произведение Б. Сергуненкова «Куда лето прячется?», затем отвечают на вопрос педагога: «Куда может спрятаться лето, чтобы с наступлением тепла опять вернуться?».

КУДА ПРЯЧЕТСЯ ЛЕТО?

Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой, как пух, вода в речке тёплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены!

Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.

— Что же это такое, — говорит, — всё лето и лето, пора и совесть знать.

Стала зима лето теснить. А куда лету деваться?

Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку — река льдом покрылась.

— Погибаю, — говорит, — некуда мне деваться. Убьёт меня зима.

Дети отвечают па вопрос педагога, затем он читает авторское окончание текста.

Тут говорят лету почки на деревьях:

— Иди к нам, мы тебя спрячем.

Лето спряталось в почках деревьев, укрылось от холодной зимы. Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись — вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю.

С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на деревьях новые листочки, говорят люди — лето пришло!

Игра на развитие воображения и фантазии

Цель: развитие внимания, воображения, фантазии.

Описание. После прочтения стихотворения В. Инбер «По душка» педагог предлагает детям перечислить сны подушки, на рисовать один из её снов, затем прокомментировать его.

Поздно ночью у подушки,

Когда все утомлены,

Вырастают маленькие ушки,

Чтобы слушать сны.

Сны бывают разные. Их много:

Снятся приключения, дорога,

Снятся лыжи, снеговые горки,

Школьная тетрадь, где все «пятёрки».

О, волшебный сон!

Сны текут то явственней, то глуше,

Как ручей, точь-в-точь.

И подушка, навостривши уши,

Слушает всю ночь.

Днём зато, уставши до упаду,

Спит она — будить её не надо, —

Спит и видит сны.

Игра «Иллюстрируем стишок»

Цель: развитие внимания, воображения.

Описание. Педагог просит детей сосредоточиться и представить себе картину, описанную автором в стихотворении, затем сделать иллюстрацию к стихотворению.

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

«Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком, жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?»

«Это, кроха, не цветок, — та в ответ смеётся, —

Это крупное светило под названьем Солнце».

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне.

Скорей, росток, раскрой цветок –

Он очень нужен мне.

Промчатся ветры за окном

Со снежною зимой,

Но будет выше с каждым днем

Расти цветочек мой.

Когда же по календарю

Весны настанет срок,

Восьмого марта подарю

Я маме свой цветок!

Дед Мороз прислал нам ёлку,

Огоньки на ней зажёг.

И блестят на ней иголки,

А на веточках — снежок!

ДЕД МОРОЗ БУМАЖНЫЙ

Дед Мороз бумажный –

Он седой и важный,

С бородою и мешком,

С деревянным посошком.

Целый год на антресоли

Он лежал в пыли в неволе,

А теперь стоит на стуле

Он под ёлкой в карауле –

Поджидает Новый год.

-Тихо! Слышите. Идет.

Хмурит брови день осенний,

Без зонта — совсем пропасть.

Замедляет лист круженье,

Словно ищет, где упасть.

КАК У НАШЕЙ БАБУШКИ

Как у нашей бабушки

Уселись мы рядком,

Поливаем их медком,

Везде, как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет.

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней

И сможет встретить бой!

Рано-рано утром вся большая улица

Смотрит в окна из домов — мальчиком любуется.

Игры на развитие творческого воображения для младших школьников

Развивающие игры для начальной школы

Игра «Хохотальная путаница»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. После прочтения педагогом стихотворения детям предлагается выполнить задание.

ЖИЛ-БЫЛ ОДИН СЛОНЕНОК

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую

Хочу я рассказать.

Ее я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

Но буду вспоминать.

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может, в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слоненок,

А может, не слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодил.

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

Без мамы захотел

И заблудился сразу же,

А может, и не сразу же,

Уселся на скамеечку

И громко заревел.

Какой-то взрослый аист,

А может, и не аист,

А может, и не взрослый,

А очень молодой,

Решил помочь слоненку,

А может, поросенку,

А может, крокодильчику,

И взял его с собой.

— Вот эта твоя улица?

— Вот это моя улица.

А может быть, не эта,

— Вот это твоя клетка?

— Вот это моя клетка,

А может, и не эта,

Не помню точно я.

Так целый час ходили,

А может, два ходили

От клетки до бассейна

Под солнцем и в пыли,

Но дом, где жил слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодильчик,

В конце концов нашли.

А дома папа с бабушкой,

А может, мама с дедушкой

Сейчас же накормили

Слегка его погладили,

А может, не погладили,

Слегка его пошлепали,

А может, не слегка.

Но с этих пор слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодильчик

Свой адрес заучил

И помнит очень твердо,

И даже очень твердо.

Я сам его запомнил,

Но только позабыл.

Задание. Нарисовать портрет главного героя стихотворения — «слонёнка, а может, поросёнка, а может, крокодильчика», совместив на портрете несколько признаков от каждого из названных животных.

Глядит в небеса

Были бы те облака –

А те розовые тучки –

А те золотые в лазури –

Пончики в сладкой глазури.

А весь бы небесный купол

Из сахарного песку был,

А дождик бы шёл — из конфет.

Вот был бы чудесный свет!

Лежал бы я на траве,

На шёлковой мураве,

В сладкое небо глядел

И ел бы себе. и ел. »

Задание. Продолжите мысленно рисовать «вкусные» картины, используя различные природные явления: туман, град, гололёд, вьюгу, листопад, ледоход и др.

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово — то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ — огромный, просто страшный

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

Кот плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор –

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину.

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Он охотно спрыгнет вниз.

Так бы все и продолжалось

Без конца, само собой,

Но развязка приближалась:

В море вышел китобой.

Зорко смотрит капитан.

Видит — в море бьет фонтан.

Он команду подает:

— КИТ по курсу! Полный ход!

Китобой подходит к пушке.

Пушки — это не игрушки!

Я скажу начистоту:

Не завидую КИТУ!

Отскочив от пушки. —

Что же это. Хвост трубой.

Ушки на макушке.

Стоп, машина! Брысь, урод!

Эй, полундра: в море — КОТ!

— Успокойся! Что с тобой?

— Я, — кричит, — не котобой!

Я стрелять в кота не стану!

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов!

Телеграмму шлет радист-

Всем-всем-всем! На нас идет

Тут какая-то загадка!

В этой сказке нет порядка!

Кот обязан жить на суше!

SOS! (Спасите наши души!)»

И в ответ на китобазу

Вертолет садится сразу.

В нем ответственные лица

Прилетели из столицы:

Академик по КИТАМ,

Академик по КОТАМ,

С ними семьдесят студентов,

Тридцать пять корреспондентов,

Два редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Разбирались целый год –

Кто тут КИТ и где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили.

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил «КИТ» на «КОТ»,

«КОТ» на «КИТ», наоборот!»

Ну, и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ,

КОТ на кухне мирно спит.

Сказка стала — «на отлично»!

Всем понятна и ясна.

Задание. Придумайте пары слов, отличающиеся всего лишь одной буквой, например: САЛАТ — САЛЮТ, ДУДКА — ДЕДКА, БАК — БЫК, ЛЕНЬ — ЛИНЬ, ДЕНЬ — ДАНЬ.

Есть где-то Кошачья Планета.

Там кошки, как люди, живут:

Читают в постели газеты

И кофе со сливками пьют.

У них есть квартиры и дачи,

Машины и прочий комфорт,

Они обожают рыбачить

И возят детей на курорт.

Летают в заморские страны,

Находят алмазы с кулак,

Сажают на клумбах тюльпаны

И даже разводят собак.

Роскошная жизнь на планете

У кошек, котов и котят!

Но странные жители эти

Всё время о чём-то грустят.

Как много игрушек хороших,

Как много пластинок и книг!

Вот нет только кошек у кошек.

Ах, как же им грустно без них!

Задание. Придумайте другую планету, которой управляют животные, например: Слоновья Планета или Муравьиная Планета. Расскажите, чем там занимаются животные.

Игра «Если бы да кабы. »

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается дать волю своему воображению и мысленно пообщаться со сказочными героями, дав ответ на предложенный вопрос.

Вопросы:

— Если бы ты встретил Красную Шапочку до того, как она вошла в лес, от чего бы ты её предостерёг?

— Если бы ты стал обладателем скатерти-самобранки, то как бы ты ею воспользовался?

— Если бы ты оказался в тёплых краях вместе с Дюймовочкой, ставшей женой эльфа, о чем бы ты ее расспросил?

— Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?

— Если бы к тебе прилетел в гости Карлсон, как бы вы развлекались?

— Если бы ты вдруг стал таким же маленьким, как Незнайка — размером с огурец, — как бы ты себя чувствовал?

— Если бы тебе довелось заглянуть в избушку Бабы Яги, какой подарок ты бы ей принёс, чтобы она стала доброй и помогла тебе?

— Если бы ты поймал золотую рыбку, то каких три желания попросил бы её исполнить?

— Если бы старик Хоттабыч попросил тебя рассказать, что представляет собою планета Земля, что бы ты ответил?

— Если бы ты оказался в Доме дружбы крокодила Гены и Чебурашки, в какие игры ты предложил бы поиграть своим новым друзьям?

— Если бы лиса Алиса позвала бы тебя прогуляться, что бы ей на это ответил?

— Если бы тебя познакомили с царевной Несмеяной, как бы ты попытался её рассмешить?

— Если бы на пороге твоей школы появился бы огнедышащий Змей Горыныч, как бы ты поступил?

— Если бы тебе поручили испечь Колобок, каким бы ты его сделал?

— Если бы Курочка Ряба снесла для тебя золотое яичко, что бы ты с ним сделал?

— Если бы Дедка долго раздумывал, какой овощ ему посадить, что бы ты посоветовал?

— Если бы у тебя появились сапоги-скороходы, какое применение ты бы им нашел?

— Если бы ты случайно встретил Русалочку, что бы ей пожелал?

— Если бы вылепленная тобою Снегурочка вдруг ожила, что бы ты стал делать?

Игра «Проиграем ситуацию»

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Описание. Для проведения игры дети разбиваются на группы. Количество игроков в группе зависит от количества ролей, представленных в карточке-ситуации. Каждая группа получает карточку с данным в ней текстом, описывающим какую- либо жизненную ситуацию.

Задача: сыграть эту ситуацию по ролям и придумать небольшое продолжение, а точнее, завершение истории. Учитель напоминает детям о необходимости соблюдения правил этикета и о существовании таких качеств личности, как доброта, сочувствие, взаимопонимание. На подготовку отводится 5-7 минут, затем группы детей по очереди демонстрируют свое творческое мастерство.

Пример карточки-ситуации

Действующие лица: автор, бабушка, четверо внучат.

Очень любят бабушку

— С добрым утром, бабушка! –

Вариант доигрывания ситуации

Бабушка (улыбаясь). Доброе утро, мои милые, доброе утро. Как спалось?

Внуки. Спасибо, хорошо.

— Я спал без задних ног!

— Бабушка, а я во сне тебя видел!

— Бабушка, а ты уже давно встала?

Бабушка. Давно, давно, мои родные. Я уже и завтрак вам приготовила. Ну, пойдемте к столу. Угощу вас блинками с вареньицем! (Уходят.)

Карточки-ситуации

Действующие лица: автор, мама.

Проснувшись, крикнул маме я:

— Прощай, моя Пижамия!

Да здравствует Туфляндия.

А мама мне в ответ:

— По курсу — Свитерляндия!

— Ура Большой Пальтонии!

А если вы не поняли,

То я не виноват!

Действующие лица: автор, дед.

Мне сказал однажды дед:

— Ты смотри — не лазь в буфет!

Там, на самой верхней полке,

Поселились злые волки.

Только дедушка уснул,

Я скорей подставил стул,

Приоткрыл немножко дверцу,

Отодвинул банку с перцем,

Переставил всю посуду –

Я волков искал повсюду.

Поутру проснулся дед,

Не спеша полез в буфет.

Думал к чаю взять ирисок,

А ирисок — нет как нет.

Обыскал он все до щелки,

Заглянул и вверх и вниз.

Я сказал: — Наверно, волки

Утащили твой ирис.

Действующие лица: автор, Сурок, сынок Сурок.

Упражнения и игры, направленные на развитие воображения у детей младшего школьного возраста

Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать.

Упражнение № 1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача — построить из этих элементов фантастический образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать.

Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение № 2 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст « Проделки белки»

Время проведения: 10-15 минут.

Ход поведения упражнения:

Инструкция: « Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется « Проделки белки».

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо — невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», — говорит одна подружка. « Ладно!» — отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…»

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.

Игра № 3 «Пантомима» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения.

Возраст: от 5 до 11 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения игры:

Группа детей становится в круг.

Инструкция: «Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие.

Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Игра № 4 «Внутренний мультфильм» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст рассказа.

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения игры:

Инструкция: « Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок»

Игра № 5 «Нарисуй настроение» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Время проведения: 20 минут.

Инструкция: «Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое-нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется».

Игра №6 «Сказка наоборот» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: герои любимых сказок.

Время проведения: 10-15 минут.

Инструкция: «Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

Игра № 7«Соедини предложения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения.

Время проведения: 15-20 минут.

Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: «Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» — «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»

Далее можно использовать предложения:

«По улице проехал грузовик…» — «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

«Мама купила в магазине рыбу…» — «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Игра № 8«Превращения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: игровые образы.

Время проведения: 10-15 минут.

Детям предлагается изобразить в движении игровые образы.

Инструкция: «Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобрази это в движении». После выполнения задания, даётся следующее: «робот», «орёл», «королева», «кипящая кастрюля».

Для исследования воображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется определённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения воображения детей младшего школьного возраста можно использовать такие методики как: «Дорисовывание фигур», «Выведение следствий», «Как можно больше названий» и др.

Воображение можно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима», «Неоконченные рассказы», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной; «Внутренний мультфильм», «Нарисуй настроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой; «Сказки наоборот», «Соедини предложения» И.В. Вачкова.

Игры на развитие воображения у младших школьников и задача родителей

Здравствуйте дорогие читатели. Итак, мы продолжаем путешествие в увлекательный мир детской фантазии и нестандартного мышления. И сегодня поговорим про игры на развитие воображения у младших школьников. С этой целью, предлагаем рассмотреть некоторые рекомендации Ларисы Юрьевны Субботиной из ее авторской методики. Но мы не будем брать всю книгу, а уделим особое внимание именно развитию воображения младших школьников.

Особенности воображения

На самом деле, воображение – процесс активный, оно не перестает работать даже во сне. Однако творческое воображение – это обязательно оригинальный, нестандартный удивительный, для «посредственных» людей, результат.

Итак, перед тем как перейти к практическим заданиям для детей от 7 до 10 лет, мы кратко рассмотрим все этапы развития творческого мышления. Чтобы знать, как к 7 летнему возрасту вырастить нестандартно мыслящую личность. Ребенка, умеющего с фантазией подойти к решению любой школьной задачи (проблемы).

Этапы формирования

Педагоги и детские психологи предлагают следующее поэтапное разделение в зависимости от возраста:

Малыши 2,5 – 3 года

Единственное, что стоит знать об этом возрасте – сознание разделяется на «познавательное» (именно его активно стараются развивать родители) и «эмоциональное».

Три года

Небольшой период практически не отличающийся от предыдущего.

Но в это время ребенок начинает искать необычное применение знакомым предметам. И здесь родителям необходимо правильно оценить и поддержать проявление творческого воображения своего чада.

Например, набор кастрюль используется как барабанная установка, карандаш как градусник и т. д.

В то же время, это самый сложный возраст (до подросткового периода), начинается становление собственного Я. То есть малыш пытается стать предельно самостоятельным, спорит, отрицает все, что предлагают родители, протестует. Это период детского негативизма. Поэтому чему-то научить, объяснить или предложить ребенку становиться крайне сложно.

Но если проявить терпение (терпение, терпение…), отнестись с пониманием, при этом, не потакая всем капризам, пережить период получиться без необратимых последствий. В противном случае, упрямство и отрицание всего разумного навсегда закрепляется как основная черта характера, и ребенок переходит в категорию «трудновоспитуемых».

Дети от 4 до 5 лет

Вот здесь родители могут проявить свои таланты: придумывать игры (творческие и подвижные), покупать развивающие игрушки и следовать методическим материалам. Отлично подойдут «раскраски», чтение сказок их можно пересказывать, придумывая дополнения и новых героев.

Сейчас важно делать акцент на мелкую моторику и развитие речи.

Возраст 6 – 7 лет

Самый активный возраст в плане развития. Есть определенные знания, опыт, а самое главное – определенная жизненная позиция. В этом возрасте воображение становится самостоятельным процессом. Воссозданные образы содержательные, креативные, творческие.

Но все зависит от того как с ребенком занимались до этого момента, на что особенно обращали внимание (музыка, рисование, чтение).

Хуже всего творческое начало развито у детей, которые до сего момента занимались исключительно просмотром телевизора и компьютерными играми.

С одной стороны, ребенок играет в любимый мультфильм, рисует героев, активно рассказывает разные истории. А с другой – во всем этом нет ни капли творческой фантазии, простое повторение увиденного.

Младшие школьники 7 – 11 лет

В ракурсе сегодняшнего разговора этот возраст нам наиболее интересен. Ребенок пошел в школу. Мы не будем говорить о том, что это колоссальная психо-физическая нагрузка, но в это время воображение становится более контролируемо и управляемо.

Контроль со всех сторон — со стороны родителей, со стороны учителей, со стороны других родственников и знакомых (которые бесконечно спрашивают: «Ну как тебе в школе? Нравится?»). При этом времени на то чтобы поиграть, порисовать, склеить самолетик, построить дом из книжек – нет.

Родители стараются занять даже первоклассника, которому еще не ставят оценки и не задают домашних заданий. Малыш обязательно должен учиться красиво писать и быстро читать, учить стихи и выполнять дополнительные задания. Какое уж тут творческое развитие?

Однако, возраст 6-11 лет это очень важный период в жизни ребенка – он становится школьником, приобретает первый официальный статус. А еще это новые люди, новые правила, новые взрослые со своими требованиями и оценки не всегда хорошие.

Роль игр

А как же игры? Многие родители не устают повторять своим первоклассникам, что они уже большие, нужно быть серьезнее, важно хорошо учиться и выполнять определенные обязанности. Но дети не становятся взрослыми ни на следующий день после исполнения 7 лет, ни 1 сентября.

Даже маленький школьник должен отдавать не менее 3 часов своего времени на игры ежедневно.

Следовательно, необходимо найти компромисс между «серьезными намерениями» родителей и желанием поиграть у детей.

Безусловно, возраст до 10 лет практически идеален для игрового обучения.

И это благоприятная возможность для родителей развивать в своих детях творческое воображение и нестандартное мышление. Которым школа, где все обучение поставлено на поток, точно не научит.

Игры на развитие воображения у младших школьников имеют свои плюсы. Так как ребенок не устает и при этом получает все необходимые знания, усваивая их глубоко и прочно.

Воображение и слова

Развитие словарного запаса

Если в дошкольном возрасте не обращать внимания на дефекты речи, в начальной школе это станет создавать достаточно серьезную проблему. Хорошая учеба в большой степени складывается из вербального общения ученика с учителем.

Школьник, у которого маленький словарный запас обязательно столкнется с трудностями не только в учебе, но и в общении со сверстниками.

В то же время именно книги не только обогатят словарный запас вашего ребенка, но и дадут мощный импульс для его воображения.

Итак, предлагаем вашему вниманию несколько разновидностей игровых упражнений. Эти задания направлены на увеличение словарного запаса и развитие фантазии. Играть в них может родитель с одним ребенком или с несколькими. Однако, в группе получится интересней.

Игры со словами для младших школьников

Игровых форм достаточно много. Для обозрения представляем несколько:

  1. Составить знакомые слова. Потребуется лист, фломастеры.

Упражнение 1: на листе пишут либо набор выборочно взятых букв

либо какое-то очень длинное знакомое слово:

Задание: из букв составить слова. У кого количество их будет больше, тот и выиграл.

Упражнение 2: на листе пишут слова (с одинаковым количеством букв) в столбик

Задание: составить слова из букв взятых по вертикали. Буквы можно использовать не все. но добавлять свои нельзя.

Задание: из определенного набора букв:

придумать слова обозначающие: здравствуй, еда, пока, имя, путешествие, ты, твой, дарить, помощь, радость, долго, работа, Я, подарок, путешествие, отдых, гости, время.

Задание: с помощью придуманных слов составить приветственную речь.

  1. Сочинить стих. К определенному слову подобрать рифмованные варианты. Например, друзья – нельзя, друзья – муравья, друзья – ружья, друзья – ущелья и т. д. А далее сочинить из этих рифм четверостишье, и затем стихотворение.
  2. Игра «Четтушинка». Задание: выбирается слово, например, ковер. Теперь с каждой буквой этого слова составить еще слова, например: клевер-овца-веер-елка-размер. А теперь с каждым из этих слов составить предложения так, чтобы получился связанный рассказ.
  3. «Рассказ цепочкой». Задание: предложены слова разбойник-баня-лампа-щенок-сыр-зеркало. Нужно составить рассказ. При этом в первом предложении должно быть только первое слово. Во втором – первое и второе. В третьем – первое, второе, третье. В четвертом – первое, второе, третье, четвертое и т. д.

Все задания-тренажеры в этом разделе можно варьировать, изменять. Можно играть и с одним ребенком, а можно устроить соревнования в группе детей.

Воображение и рассказ

Безусловно, говоря о развитии воображения и фантазии младших школьников необходимо упомянуть и про чтении книг.

Вероятно, книги — это и есть один из самых мощных инструментов для стимуляции воображения. При чем как у детей, так и у взрослых.

Например, для меня в начальных классах чтение книг было увлекательнее любой игры. Таким образом, я путешествовал вокруг света вместе с отважными героями книги Жюль Верна «Дети капитана Гранта». После, искал сокровища в африканских джунглях с персонажами книги «Похитители бриллиантов».

Неоднократно бывал на разных континентах вместе с Томеком. К тому же плавал на подводном корабле с капитаном Немо. Затаив дыхание, летал на воздушном шаре. Наконец, вместе с Робинзоном Крузо, выживал на необитаемом острове.

Однако, фильмы, сколько их не смотри, совсем не способствуют нашему воображению. Потому что за нас уже все придумал режиссер. Следовательно, когда ребенок смотрит мультик или фильм, его фантазия и воображение пассивны.

В связи с этим, хочу предложить такую игру. Прочитайте вместе с сыном или дочерью небольшой, но интересный рассказ или даже отрывок. Потом задайте ему вопросы. Например, как он представил себе тот или иной предмет, человека, или место, описанное в рассказе?

Как закончился рассказ? А как мог бы закончится? Если же это отрывок, то пофантазируйте вместе с ребенком как завершаться события. А потом дочитайте до конца и сравните, То есть, включите воображение и сами придумайте свой конец. Затем сравните его с замыслом автора.

Уверен, что такое моделирование событий увлечет воображение вашего школьника. И даже позволит построить с ним доверительные отношения. Что является немаловажным в успешном воспитании детей

Воображение и восприятие

Также в развитии воображения важная роль отводится восприятию действительности и всего окружающего мира. Конечно, у разных людей основной орган восприятия разный. Таким образом, все делятся на визуалов, аудиалов, кинестиков, дигиталов. Но в данном возрасте различия еще не четко определены, поэтому в игровой форме нужно развивать восприятие на всех уровнях.

  1. «Прогулка в лесу». Для выполнения задания потребуются записи лесных звуков: пение птиц, шум листвы и дождя в лесу, крик ночных птиц и зверей, треск ветвей и т. д. Можно, конечно, постараться и сделать эти записи самостоятельно. Но, если поискать, можно найти и готовые. Задание: завязать глаза, включить запись. А далее ребенок должен представить себя в глухом, дремучем лесу, т. е. если шуршит листва – крадется зверь или змея, шумит дождь – нужно спрятаться под деревом, поют птицы – подпеть им, журчит ручей – подумать как перебраться через него и т. д. Вот такая прогулка по лесу исключительно «на слух», по звукам.
  2. «Музыкальная картина». Потребуется запись музыки. Любой, но именно музыки, без текста. Задание 1: после прослушивания музыкальной композиции (или во время) предложить ребенку альбом и краски и попросить нарисовать.

Задание 2: предложить изобразить то, что навеяла музыка. Это может быть танец животных или птицы, волшебный персонаж или сцена из жизни.

  1. «Заштопай ковер». Потребуется много «ковров» — кусочков ткани или бумаги, разрисованной под ткань (обои). В кусочках вырезают дырочки, для детей 1 – 2 класса круглые или овальные, для детей постарше – разной причудливой формы. Дополнительно к каждому кусочку готовят несколько поменьше. Один идеально подходящий, остальные только по размеру или цвету. Задание: «ковер» нужно заштопать подходящим для него кусочком. Кто сделает правильно и быстрее всех, тот выиграл.
  2. «Таинственный предмет». Здесь потребуется несколько разных по размеру и фактуре предметов: стеклянные шарик, кусочек меха, мягкая игрушка, деревянный предмет и т.д. Всего их должно быть около 15. Задание: игрок закрывает глаза, ему ко лбу по очереди прикладывают предметы, которые нужно угадать. Однако, любым предметом можно прикасаться несколько раз. В итоге, выиграет тот, у кого больше угаданных попыток.

Фантазия и ролевые игры

Безусловно, нет лучшего средства для формирования нестандартное мышление и творческого воображения, как участие в ролевых играх. Так как способ проиграть любую ситуацию и найти подходящий выход из затруднений подходит не только детям. Потому его успешно применяют психологи, работая со взрослыми людьми.

Игра «Поменяться ролями».

Мама или бабушка (дедушка) меняется с ребенком. То есть, он в течение какого-то времени должен выполнять определенные обязанности. Например, накрывать на стол, помыть посуду, убрать за «дочкой» игрушки. А мама в свое время исполняет роль сына или дочери: отнекивается от уроков, не хочет убирать свои вещи, просит новую компьютерную игру и т. д.

Можно посмотреть на видео ролевую игру «Посещение врача» по ссылке.

Проигрывание неприятных снов.

Детям иногда снятся плохие сны. На самом деле, это результат большого количества впечатлений, которые получает ребенок за день. Например, жизненные сюжеты, образы, или какая-то негативная информация, на которую мы не обращаем внимания. Но для малыша все это может быть важным событием.

Между тем, проигрывание сновидения с измененной концовкой поможет избавиться от назойливого кошмара. И напротив, если предложить сильно возбужденному ребенку поиграть в сновидения, это приведет к снижению активности.

Послесловие

Итак, психологи и педагоги убеждены, что именно возраст до 12 лет идеален для развития воображения.

Примерно к 9 годам накапливается достаточно знаний, образов, личных воспоминаний, чтобы игры стали разнообразнее, фантазии богаче, а воображение стало ярким и красочным.

Потому, основная задача родителей — найти время для «полезных» игр на развитие творческого воображения со своим младшим школьником.

Но поверьте, наступит время, когда вы пожалеете, что ваш ребенок больше не просит поиграть (порисовать, почитать) с ним. А все свободное время проводит с друзьями.

И ему с ними ни чуть не хуже, чем с вами. Так что ловите этот замечательный момент. Потому что пройдет совсем немного времени. И уже вы будете просить своего сына или дочь подростка «посиди со мной», «расскажи как твои дела».

Подводя итоги, предлагаем посмотреть видео и выбрать для себя подходящие игры на развитие воображения у младших школьников

На сегодня это все. Однако обещаем, следующая тема будет еще интересней. Так что подписываетесь на рассылку, обсуждайте с друзьями и делитесь своим мнением. До встречи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector