0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок литературного чтения А

Урок литературного чтения «А.Дюрер «Травы»»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

А. ДЮРЕР «ТРАВЫ» Художник Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными, на первый взгляд, травами. Презентация выполнена учителем начальных классов МБОУ лицея №6 г. Ессентуки Шевченко Н.А. Презентация выполнена учителем начальных классов МБОУ лицея №6 г. Ессентуки Шевченко Н.А.

А. ДЮРЕР «ТРАВЫ» По стебельку можно скользить пальцем, о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться. – Помните ли вы, как пахнет трава? Представляете ли вы запахи разнотравья середины лета? – Рассмотрите фрагмент «Трав» Какие ассоциации при рассматривании этого кусочка природы у вас возникают?

Обратите внимание на разную освещенность: на какие-то листики травы попал луч солнца, а какие-то оказались в тени. И все это подметил художник.

Такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

  • Шевченко Наталья Александровна
  • Написать
  • 549
  • 16.06.2018

Номер материала: ДБ-1702289

  • 16.06.2018
  • 429
  • 16.06.2018
  • 275
  • 16.06.2018
  • 127
  • 16.06.2018
  • 477
  • 16.06.2018
  • 399
  • 15.06.2018
  • 102
  • 15.06.2018
  • 91
  • 15.06.2018
  • 123

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок литературного чтения

Познакомить с произведениями С.Я.Маршака «Как хорошо уметь читать»,В.Д.Берестова «Читалочка».Совершенствовать навыки чтения,закреплять знания об изученных буквах.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Урок литературного чтения

Тема урока: Как хорошо уметь читать!

Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»

Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения, поддерживать стремление к лучшему чтению;

совершенствовать умение выделять звуки в словах,

закрепить знания об изученных буквах,

развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре,

оценивание своих возможностей в результате рефлексии; воспитание интереса к книге, культуры речи.

Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические — построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем — самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Прогнозируемые результаты: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Называть героев произведения.

У. Прозвенел звонок,

Будем тихо мы сидеть,

Чтобы знать всё и уметь.

— Ребята, вы слышали про страну Грамотеев? — А вы хотите туда попасть? — А кто может туда попасть? (Кто умеет читать, писать, считать,… )

— На пути в эту страну вам встретятся различные препятствия. Как вы должны работать, чтобы их преодолеть? (Дружно, сплоченно)

— А ещё вы должны обладать хорошими качествами человека. Давайте выберем качества, которые помогут нам в пути

Доброта, смелость, злость, зависть, честность, трусость, уважение, хвастовство, юмор.

— Молодцы, ребята. Именно эти положительные качества мы возьмём с собой в путь.

— А в стране Грамотеев вас всех ждёт много интересного.

2. Актуализация опорных знаний

— Итак, начинаем путешествие с разминки.

-Кто выполнил домашнее задание и принес лепесток с именем?

— Встаньте, чьё имя начинается с гласного звука, и представьтесь, — с согласного звонкого твёрдого звука, — с согласного звонкого мягкого звука, — с согласного глухого твёрдого звука, — с согласного глухого мягкого звука.

3. Постановка темы и цели урока

— Что мы изучали на уроке чтения, начиная с 1 сентября до сегодняшнего дня? (Звуки и буквы)

— А для чего нам это было нужно? (Чтобы научиться читать, писать, красиво и правильно говорить)

— А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать) А если вам нравится читать, то, как мы назовём наш сегодняшний урок?

Тема урока: Как хорошо уметь читать!

4.Работа по теме урока.

— Поэт Валентин Берестов написал об этом стихотворение. Открываем учебники на стр. 83. Прочитаем название этого стихотворения. («Читалочка»)

— Как вы понимаете это слово? (Считалочка вовлекает детей в игру, а «читалочка» вовлекает детей в чтение)

— Теперь прочитаем это стихотворение сами и ответим на вопрос:

— Почему автор считает, что хорошо уметь читать?

— Потренируемся в чтении. Читаем цепочкой по строчкам.

— А сейчас прочитаем это стихотворение по ролям в паре. Один ученик читает четыре первые строчки, второй ученик две следующие строчки, а последние строчки прочитаем хором.

— В этом стихотворении есть спор или утверждение? (Утверждение)

Есть подтверждение того, что хорошо уметь читать.

— Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их нужно прочитать? Почему? (С чувством радости, удовлетворения) Прочитаем их.

— Прочитайте первое предложение и найдите слова, где букв больше, чем звуков. (Уметь, читать) Почему вы так считаете?

У. Вы немножечко устали? А теперь мы отдохнём

-Что вы услышали?

6. Повторение о звуках и буквах

— На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

— Сколько букв в русском алфавите?

— Чего больше букв или звуков? Почему?

— Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:

Шоколад с названьем этим

Хорошо известен детям.

На рисунке там девчонка

С нежным именем … ( Алёнка)

По тарелке покатилось,

С буквой «я» знакомое …

А тарелка не простая-

Там каёмка золотая. (Яблоко)

— А теперь подумайте и скажите, почему именно эти загадки я для вас выбрала? (Алёнка начинается на « А», а яблоко начинается на «Я»). Это начало и конец алфавита.

— Расшалились остальные буквы, разбежались. Давайте их вернём на свои места.

А, Б,В руки к голове,

Г, Д, Е, ходим по земле,

Ж, З, И, руки подними,

К, Л, М, весело нам всем,

Н, О, П,Р вместе мы теперь,

У, Ф, Х, руки на бока,

Ц, Ч, Щ, зарядка хороша,

Э, Ю, Я, садимся все, друзья!

— Мы все буквы назвали? Какие буквы пропустили?

-Мы пропустили Ь,Ъ знаки, потому что они не дают нам звук.

— А чтобы знать буквы и хорошо читать, надо выучить весь алфавит.

Работа в паре с карточками. Вставь пропущенную букву.

-Молодцы. Я вижу что все знают алфавит. Значит мы можем читать.

— А какие произведения вы больше всего любите читать? (Сказки)

Работа с иллюстрациями

— Рассмотрите иллюстрации на стр. 82, 83. Сколько сказочных героев пришли к нам на урок! Назовём их.

(Лиса Патрикеевна, Волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, Заяц)

— Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?

— Они не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать. Ну, давайте прочитаем стихотворение С. Я. Маршака

9. Работа по стихотворению С. Я. Маршака

— О каких ключах идёт речь в стихотворении? (О буквах)

Прочитаем стихотворение по столбикам и ответим на вопрос:

— Почему буквы сравнивают с волшебными ключами? (Зная буквы, можно прочитать любую книгу)

Работа с выставкой книг. Сколько книг вы здесь видите!

— О чём вы можете прочитать в книгах?

— Какие края откроет вам азбука от А до Я?

— Значит, книги читать полезно. Есть много пословиц о пользе книг и пользе чтения.

Игра « Собери пословицу»

С книгой поведёшься, ума наберёшься.

Сама молчит, а сто друзей научить может.

Золото добывают из земли, а знания — из книг.

Кто много читает, тот много знает.

— Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, добрались до страны Грамотеев и вас ждёт наша школьная библиотека.

«Тем, кто любит приключения.

Мы откроем вам секрет:

Ничего на свете нет!»

— Я вижу, что вы уже умеете читать, поэтому вам надо раскрасить лепесток с вашим именем в любимый цвет. Мы соберем из них цветок, повесим в библиотеке и у нас будет там свой уголок читателя.

Пока чтение для вас ещё труд, а скоро чтение станет для вас удовольствием, как игра.

Дома выучите стихотворение В.Берестова наизусть, и на следующий урок принесёте детские книжки, которые вам нравятся. Мы почитаем их в классе.

– Понравился вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

-Пусть каждый поставит себе оценку на лепестке.

Урок литературного чтения

Познакомить с произведениями С.Я.Маршака «Как хорошо уметь читать»,В.Д.Берестова «Читалочка».Совершенствовать навыки чтения,закреплять знания об изученных буквах.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Урок литературного чтения

Тема урока: Как хорошо уметь читать!

Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»

Задачи: совершенствовать у учащихся навыки чтения, поддерживать стремление к лучшему чтению;

совершенствовать умение выделять звуки в словах,

закрепить знания об изученных буквах,

развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре,

оценивание своих возможностей в результате рефлексии; воспитание интереса к книге, культуры речи.

Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические — построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем — самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Прогнозируемые результаты: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Называть героев произведения.

У. Прозвенел звонок,

Будем тихо мы сидеть,

Чтобы знать всё и уметь.

— Ребята, вы слышали про страну Грамотеев? — А вы хотите туда попасть? — А кто может туда попасть? (Кто умеет читать, писать, считать,… )

— На пути в эту страну вам встретятся различные препятствия. Как вы должны работать, чтобы их преодолеть? (Дружно, сплоченно)

— А ещё вы должны обладать хорошими качествами человека. Давайте выберем качества, которые помогут нам в пути

Доброта, смелость, злость, зависть, честность, трусость, уважение, хвастовство, юмор.

— Молодцы, ребята. Именно эти положительные качества мы возьмём с собой в путь.

— А в стране Грамотеев вас всех ждёт много интересного.

2. Актуализация опорных знаний

— Итак, начинаем путешествие с разминки.

-Кто выполнил домашнее задание и принес лепесток с именем?

— Встаньте, чьё имя начинается с гласного звука, и представьтесь, — с согласного звонкого твёрдого звука, — с согласного звонкого мягкого звука, — с согласного глухого твёрдого звука, — с согласного глухого мягкого звука.

3. Постановка темы и цели урока

— Что мы изучали на уроке чтения, начиная с 1 сентября до сегодняшнего дня? (Звуки и буквы)

— А для чего нам это было нужно? (Чтобы научиться читать, писать, красиво и правильно говорить)

— А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать) А если вам нравится читать, то, как мы назовём наш сегодняшний урок?

Тема урока: Как хорошо уметь читать!

4.Работа по теме урока.

— Поэт Валентин Берестов написал об этом стихотворение. Открываем учебники на стр. 83. Прочитаем название этого стихотворения. («Читалочка»)

— Как вы понимаете это слово? (Считалочка вовлекает детей в игру, а «читалочка» вовлекает детей в чтение)

— Теперь прочитаем это стихотворение сами и ответим на вопрос:

— Почему автор считает, что хорошо уметь читать?

— Потренируемся в чтении. Читаем цепочкой по строчкам.

— А сейчас прочитаем это стихотворение по ролям в паре. Один ученик читает четыре первые строчки, второй ученик две следующие строчки, а последние строчки прочитаем хором.

— В этом стихотворении есть спор или утверждение? (Утверждение)

Есть подтверждение того, что хорошо уметь читать.

— Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их нужно прочитать? Почему? (С чувством радости, удовлетворения) Прочитаем их.

— Прочитайте первое предложение и найдите слова, где букв больше, чем звуков. (Уметь, читать) Почему вы так считаете?

У. Вы немножечко устали? А теперь мы отдохнём

-Что вы услышали?

6. Повторение о звуках и буквах

— На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

— Сколько букв в русском алфавите?

— Чего больше букв или звуков? Почему?

— Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:

Шоколад с названьем этим

Хорошо известен детям.

На рисунке там девчонка

С нежным именем … ( Алёнка)

По тарелке покатилось,

С буквой «я» знакомое …

А тарелка не простая-

Там каёмка золотая. (Яблоко)

— А теперь подумайте и скажите, почему именно эти загадки я для вас выбрала? (Алёнка начинается на « А», а яблоко начинается на «Я»). Это начало и конец алфавита.

— Расшалились остальные буквы, разбежались. Давайте их вернём на свои места.

А, Б,В руки к голове,

Г, Д, Е, ходим по земле,

Ж, З, И, руки подними,

К, Л, М, весело нам всем,

Н, О, П,Р вместе мы теперь,

У, Ф, Х, руки на бока,

Ц, Ч, Щ, зарядка хороша,

Э, Ю, Я, садимся все, друзья!

— Мы все буквы назвали? Какие буквы пропустили?

-Мы пропустили Ь,Ъ знаки, потому что они не дают нам звук.

— А чтобы знать буквы и хорошо читать, надо выучить весь алфавит.

Работа в паре с карточками. Вставь пропущенную букву.

-Молодцы. Я вижу что все знают алфавит. Значит мы можем читать.

— А какие произведения вы больше всего любите читать? (Сказки)

Работа с иллюстрациями

— Рассмотрите иллюстрации на стр. 82, 83. Сколько сказочных героев пришли к нам на урок! Назовём их.

(Лиса Патрикеевна, Волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, Заяц)

— Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?

— Они не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать. Ну, давайте прочитаем стихотворение С. Я. Маршака

9. Работа по стихотворению С. Я. Маршака

— О каких ключах идёт речь в стихотворении? (О буквах)

Прочитаем стихотворение по столбикам и ответим на вопрос:

— Почему буквы сравнивают с волшебными ключами? (Зная буквы, можно прочитать любую книгу)

Работа с выставкой книг. Сколько книг вы здесь видите!

— О чём вы можете прочитать в книгах?

— Какие края откроет вам азбука от А до Я?

— Значит, книги читать полезно. Есть много пословиц о пользе книг и пользе чтения.

Игра « Собери пословицу»

С книгой поведёшься, ума наберёшься.

Сама молчит, а сто друзей научить может.

Золото добывают из земли, а знания — из книг.

Кто много читает, тот много знает.

— Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, добрались до страны Грамотеев и вас ждёт наша школьная библиотека.

«Тем, кто любит приключения.

Мы откроем вам секрет:

Ничего на свете нет!»

— Я вижу, что вы уже умеете читать, поэтому вам надо раскрасить лепесток с вашим именем в любимый цвет. Мы соберем из них цветок, повесим в библиотеке и у нас будет там свой уголок читателя.

Пока чтение для вас ещё труд, а скоро чтение станет для вас удовольствием, как игра.

Дома выучите стихотворение В.Берестова наизусть, и на следующий урок принесёте детские книжки, которые вам нравятся. Мы почитаем их в классе.

– Понравился вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

-Пусть каждый поставит себе оценку на лепестке.

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А. А. Лиханова «Крутые горы»

Вера Сурова
Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А. А. Лиханова «Крутые горы»

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, а также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравстенными отношениями. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.

На своих уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Готовясь к нашей встречи, я решила показать, как проходит этап формирования нравственности на примере повести Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Почему именно это произведение? Альберт Анатольевич автор множества книг для детей и подростков. Основными направлениями творчества Альберта Лиханова являются: детство, юность, проблемы молодежи и подростков. Писатель раскрывает темы воспитания, роли семьи, школы, окружения в становлении личности. Оно запало мне в душу, когда я сама его впервые прочла. Очень жаль, что современные авторские коллективы не включают такие произведения в программы литературного чтения. Поэтому данные уроки проходили как внеклассное чтение. Было проведено несколько ознакомительных уроков и заключительный – обобщающий урок.

Тема уроков называлась так: «В поисках смысла». В ходе обсуждения ребята не только разобрали сюжет и главную мысль произведения, но и узнали об особенностях такого литературного жанра, как повесть, познакомились с биографией Альберта Лиханова, узнали про военно-санитарные эшелоны.

Но самое главное, юные читатели раскрыли для себя причинно-следственные связи в отношениях литературных героев. На материале повести «Крутые горы», посвященной жизни детей в военные годы, я попыталась подвести детей к понимаю таких важных нравственных понятий, как сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие, доброта, дружба, взаимопонимание и поддержка.

В «Крутых горах» Альберт Лиханов определяет для себя и для читателя меру страдания и вызревания человеческой личности, он создает здесь идеал главного героя мальчика Коли и свой собственный – образ мужчины, не могущего предать и швырнуть в лабиринт жизни маленькое и все понимающее сердце сына. Нужно отметить символичное название повести. «…Герой повести „ Крутые горы“ упорно пытается съехать на лыжах с пока еще недоступной ему высоты – история будничная, вырастающая до значения символа: главное – побороть в себе чувство неуверенности, скованности перед препятствием, будь то гора или что то более существенное»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе школы 8 вида «Незабудки» по И. Соколову-Микитову Конспект урока литературного чтения 3 класса. Тема: «Незабудки» по И. Соколову – Микитову (для школ 8 вида) Цели урока: 1. Коррекционно.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Мини — отчет Воспитание нравственно — патриотических чувств у детей на примере народного фольклора. Воспитание патриотических чувств у детей в дошкольном возрасте – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Нравственное воспитание детей Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей.

Патриотическое воспитание на примере семейных ценностей Патриотическое воспитание на примере семейных ценностей. Воспитатель: Таранова Людмила Владимировна В современных условиях, когда происходят.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок литературного чтения на тему «В. В. Набоков «Первая любовь» Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Владимир Владимирович Набоков. «Первая любовь» Цели: Познакомить обучающихся с творчеством.

Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья» Урок литературного чтения во 2 классе по теме: В. Осеева «Сыновья» Цель урока: создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Конспекты уроков для начальных классов

Конспект урока литературного чтения

Тема: М. С. Пляцковский «Ежик, которого можно было погладить»

Автор: Шмерега Светлана Вячеславовна — учитель начальных классов высшей квалификационной категории начальной образовательной школы №29 г. Тула

Цели урока:

1.Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

2. Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения.

3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока:

1. Стимулировать желание читать и развитие творческих (литературных, театральных, изобразительных) наклонностей обучающихся;

2. Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал;

3. Заложить основы литературного анализа содержания и языковых особенностей текста.

4. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.

Ход урока

1. Мотивация.

— Ребята, послушайте песню, кто знает слова – может подпевать.

Звучит песня «Улыбка»

— Что чувствует человек, когда он улыбается людям и они улыбаются ему в ответ?

— Я хочу, чтобы наш урок прошёл светло, радостно и принёс пользу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

— Не случайно сегодня мы начали урок с песни. Знаете ли вы автора этих строк?

— Показ портрета. Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет?

— Он сочинил стихи к детским песням «Улыбка», «Вместе весело шагать», для взрослых «Марш космонавтов», «Ягода-малина» и др.

— Это Михаил Спартакович Пляцковский. Родился он 2 ноября 1935 года, окончил литературный институт имени Горького, прославился как поэт-песенник. А ещё он известен как детский писатель. Мы с вами встречались с произведением этого автора. Посмотрите на слайд и вспомните этого героя. (Показываем попугая ЭЙТЫ)

— О чём пишет Пляцковский? (Работа с выставкой книг)

— Кто будет героем нашего сегодняшнего произведения вы узнаете, если отгадаете загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ежик)

— Что вы знаете о ежике?

— А можно ли ёжика погладить? Почему? А Михаил Спартакович Пляцковский знает ежика, которого можно погладить. Наши мнения разделились. Возникло затруднение.

3. Выявление причины затруднения. Построение проекта выхода из него.

-Что нам поможет решить эту проблему? Построим план.

ПЛАН

1. Прочитать произведение.

2. Рассказать о героях и их поступках.

3. Выявить отношение автора к героям.

4. Реализация проекта.

А) Знакомство с произведением.

— Откройте учебник на с. 61.

— Прочитайте название произведения, предположите, какой жанр этого произведения.

— Какой момент вас больше всего взволновал?

— Каков жанр этого произведения?

Б) Кто главные герои? (Зайчонок, Зайчиха, ежик Колюнчик)

— Каким был Зайчонок? (воспитанным?)

-Что значит «воспитанный»? (Словарь:

воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести;

воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьёй и проявляющиеся в общественной и личной жизни)

— Какой была Зайчиха? (добрая, ласковая, нежная, заботливая, отзывчивая)

— Каким вы представляете себе ежика? (добрый, грустный, даже заплакал, находчивый)

— Что значит находчивый? (Словарь: находчивый- умеющий легко и быстро выходить из затруднительного положения, сообразительный)

— Что помогло ежику, чтобы его желание исполнилось?

— От кого зависело исполнение желания? Что было бы, если ежик не прикладывал сам усилий? Какой вывод можем сделать?

В) Как вы думаете, как автор относится к героям?

— Какие средства художественной выразительности он использует?

Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-то общему для них признаку.

— Какие звуковые средства языка использует автор для передачи настроения и характера героев?

Интонация – звуковые средства языка, которые организуют речь, деля её по смыслу на фразы и связные отрезки, выражают различные эмоции.

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— Попробуем поставить мини-спектакль по отрывку из сказки.

— Люди каких профессий создают спектакль?

Режиссёр – распределяет роли, объясняет актёрам, как произносить реплики, показывать переживания героев, какие жесты и движения использовать.

Актёры – играют роль, выражая характер героя голосом, мимикой, жестами.

Художники – делают костюмы и декорации.

Бланк оценивания:

Оценка работы своей группы

Оценка работы другой группы

Грамотно произносить слова, выделяя голосом ключевые слова.

Чувствовать и передавать настроение героя.

— Какой вывод вы для себя сделаете после того, как изучили это произведение?

6. Включение в систему знаний и повторение.

— Я прошу вас написать ёжику записочку, в которой выскажите своё отношение к его поступку.

Дорогой ёжик! Пишет тебе __________________________________________

7. Рефлексия деятельности на уроке.

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика.

А вопросы такие:

1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.

5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

Литература:

О. В. Кубасова. Учебник Литературное чтение. Для сердца и ума. 2 кл. и источники сети интернет.

Методическая разработка урока литературного чтения «Поэтические секреты»

МБОУ СОШ №3 г. Суража

3 класс по системе Л.В. Занкова

Автор: учитель начальных классов

Куцаева Елена Анатольевна

Тема «Поэтические секреты»

Цель: отслеживание процесса рождения художественного образа в произведениях

литературы, скульптуры, живописи.

Задачи: 1) помочь детям прийти к выводу о том, что: а) художественный образ

рождается в душе поэта внезапно, сразу, когда он испытывает первое

сильное удивление или восхищение, или переживание; а чтобы передать

свои чувства и эмоции он предаётся долгим размышлениям; б) понять,

что в творчестве писателя, поэта, художника есть две грани: одна

связана с искренностью впечатлений и переживаний от увиденного,

другая связана с изнурительным и кропотливым

2) развивать речь, мышление, творческое воображение;

3) воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авт. Чуракова Н.А.) 3класс

2 часть, репродукция В.А. Серова «Портрет К.Д.Бальмонта»,

репродукция картины М.Шагала «Автопортрет с семью

пальцами», худ. Фотография скульптуры С.Дали

«Космический слон», худ. фотографии с изображением картин

природы, аудиозапись «Музыкальные иллюстрации к повести

А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридова, карточки с заданиями ,

таблички для оформления надписей на доске, портрет

Всезнамуса (мудрый филин).

— Кто пишет стихи? ( Поэт)

— Ребята, кто из вас пытался сочинять стихи? (Чтение детьми строк из своих

Маму я поздравлю.

Хоть я и проказник,

А кровать заправлю…

— Кому из вас стихи было написать легко, а кому – трудно?

Если бы у вас была возможность задать вопросы нашему Всезнамусу

( на доске появляется портрет мудрого филина) , о чём бы вы его спросили?

Работа над темой урока.

— Итак, писать стихи и трудно и легко , и легко и трудно.

Как же нам в этом разобраться? (Давайте попробуем исследовать эту проблему)

— Что нужно для того, чтобы писать стихи? ( Талант, ум, фантазия, старание…….)

— Сегодня мы постараемся раскрыть поэтические секреты ( на доске табличка:

2. Работа со зрительным рядом.

( Показ худ. фотографий из Приложения)

— Какие строки просятся к каждому изображению:

Зимний лес. Утро.

« Мороз и солнце, день чудесный…..» А.Пушкин

Тёмное зимнее небо.

« Буря мглою небо кроет…» А.Пушкин

Ельник, олень, снег.

« Густой зелёный ельник у дороги….» И.Бунин

Работа в картинной галерее учебника с репродукциями М.Шагала и С.Дали

По вопросам учебника.

3. Работа с музыкальным рядом.

— Послушайте муз фрагмент и подумайте, к какому изображению природы он больше подойдёт.

— Почему у каждого своё мнение? ( Мы все разные и чувствуем по-разному)

4. Работа с текстами учебника.

— Сегодня мы отправляемся в лабораторию искусств для изучения поэтических секретов. Прочитаем эпиграф:

— Художник, проводя опыты,

будь осторожен! Помни:

«Ум, роняя норму, лих и хил.»

— Кто поможет нам узнать, как называется приём чтения задом наперёд?

( Шалтай – Болтай. ПАЛИНДРОМ или ПЕРЕВЕРТЕНЬ )

— У Кота Учёного узнаем значения слов лих (смел), хил (слаб).

Демонстрируя свою смелость, рискуешь выглядеть глупым.

На доске запись : «Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат…»

— Что автор имеет ввиду?

— Как же стихи случаются?

— К.Бальмонт (на доске появляется портрет) , с творчеством которого мы уже

немного знакомы, поделился некоторыми подробностями в стихотворении

«Как я пишу стихи». (Чтение стихотворения про себя и вслух).

— Как вы думаете, автор шутит или всерьёз делится секретами поэтического творчества?

— Что значит «рождается поэтическая строчка внезапно»? (Немедленно, неожиданно)

— Какой момент описывает поэт? (Момент вдохновения)

(на доске появляется табличка « ВДОХНОВЕНИЕ»)

— Творчество для поэта это труд или вдохновение?(И труд и вдохновение)

Итак творчество = вдохновение + труд

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : подготовить выразительное чтение стихотворения

5. Восстановление деформированного поэтического текста

Работа в четырёх микрогруппах. У каждой микрогруппы одно деформированное четверостишие. После завершения работы четверостишия зачитываются выразительно по «цепочке».

(Используется материал поэтического произведения по усмотрению учителя.

Пришла на чёрные поля.

Ещё вчера была туманна Дождём одетая земля.

Деревья жалобно скрипели, Ручьи холодные текли. И вдруг метели налетели И сколько снега намели!

И тени медленно ложатся На сад, на кровли, на скамью, Снежинки вьются и кружатся И рвутся в комнату мою.

Они летят, легки и ломки И ослепительнее звёзд,

Как будто в синие потёмки Дрожащий перекинут мост. (Е.Благинина «Зима») )

Мой ум сегодня был пытлив:

Помог мне разобраться он,

Что вдохновенье без труда

Пустой и бесполезный …………( приз, звон , клад, стон)

( выбрать подходящее слово)

-Кто остался доволен своей работой сегодня?

— Кто считает, что уже кое – что знает о поэтических секретах?

— Кому хочется продолжить работу в лаборатории искусств ?

— Ну что же, в добрый путь! Далее нас ждут лингвистические эксперименты.

А о лингвистике постарайтесь узнать в словарях – справочниках.

Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях: Ч.1-2-е изд., испр.- Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 160 с.

Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 208 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с

Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector