0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки французского главные герои

«Уроки французского» главные герои

«Уроки французского» главные герои рассказа Распутина живут в тяжелое время, но не забывают о чести и доброте.

Распутин «Уроки французского» главные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

  • мать мальчика,
  • директор школы – Василий Андреевич.
  • Тетя Надя – женщина, у которой живет главный герой.
  • Птаха — одноклассник главного героя
  • Вадик
  • Федька — младший сын тети Нади.

«Уроки французского» характеристика учительницы

Лидия Михайловна — учительница французского языка, умная и красивая. «Человек необыкновенный, непохо- жий на всех остальных», «…особенное, какое-то сказочное существо».

Черты характера Лидии Михайловны: чуткость, милосердие, чувство собственного достоинства, щедрость, отзывчивость, честность, смелость, мужество

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».

Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь помочь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

«Уроки французского» характеристика главного героя

В центре рассказа главный герой – неуклюжий мальчишка из села. Он приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» — так внешне можно описать главного героя.

Черты характера мальчика: честность, упорство, смелость, мужество, стойкость, воля, самостоятельность. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих.

Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Теперь Вы знаете кто главные герои рассказа «Уроки французского» Распутина и как они помогли в жизни друг другу.

Кто главные герои рассказа Уроки французского?

Главный герой в произведении Уроки французского — это мальчик. Ему 11 лет. Сам мальчик проживает у т.Нади вместе с ее сыном. Но не стоит забывать что у мальчика есть мать. Также не менее важный персонаж — сама учительница. И парочка ребят в школе, которые постоянно обежают мальчишку. Еще есть друг, который водится не с теми ребятами, с которыми стоило бы водиться.

Главными героями в произведении «Уроки французского» являются два персонажа.

Первый самый главный герой это мальчик 11 лет. Из бедной семьи но очень умный.

Второй герой, а точнее героиня учительница французского языка Лидия Михайловна.

Далее второстепенные роли.

Директор школы Василий Андреевич.

Мальчик по имени Вадик. Злой и плохой мальчик, который обижает младших и слабых.

Птаха — одноклассник главного героя. Птаха его прозвище. Тоже плохой мальчик, который всегда заодно с Вадиком. Персонажи отрицательные.

Мать главного героя.

Тетя Надя — женщина у которой живет главный герой.

Федька — младший сын тети Нади.

«Уроки французского» очень трогательная история про мальчика, которого мама отправила к родне, чтобы он там мог ходить в школу. Ему все предметы поддавались, кроме французского языка. Продукты, что мама ему слала съедали родственники, а Володя вечно недоедал. Чтобы немножко подзаработать на еду он связался с плохой компанией, где его втянули в игру. Об этом узнала учитель французского и решила способному парнишке помочь и заниматься с ним, и подкармливать и еще и начала с ним тоже играть в игру, специально поддаваясь чтоб он выигрывал. Ее уволили со школы в итоге за это. Основные герои здесь — это мальчик по имени Володя, и учитель по французскому Лидия Михайловна. Есть и второстепенные — хулиган, директор, родня Володи и его мама.

Главных героев всего двое — это учительница французского по имени Лидия Михайловна (кстати, в реальной жизни у этой добродушной женщины есть прототип, да и вообще это произведение очень автобиографичное) и одиннадцатилетний мальчик, который хочет во что бы то ни стало получить образование, поэтому вынужден жить вдалеке от матери у тети Нади, которая ему вовсе и не тетя. Мальчика зовут Володя.

Второстепенных героев много: та самая тетя Надя и ее сын Федя, мать Володи, директор школы, мальчики-разбойники: Птаха, Вадик.

Произведение очень сильное, цепляющее. Мы знакомимся с периодом послевоенного времени, о непростых судьбах людей той поры.

В рассказе «Уроки французского» всего два главных героя:

Это — мальчик, школьник, который перебрался жить в город и учится в школе. Мальчик живет впроголодь, он всегда голодный, поэтому чтобы хоть немного заработать денег на еду начинает играть в орлянку.

Вторым главным героем рассказа является учительница — Лидия Михайловна — молодая женщина, на вид очень строгая и серьезная, но на самом деле очень добрая. Она видит, что мальчик голодает, поэтому предлагает ему поиграть в на деньги, даже когда Лидия Михайловна уходит из школы, то все равно не забывает мальчика и шлет ему посылки с едой, чтобы он не голодал.

Главным героем рассказа Распутина является одиннадцатилетний мальчик, который хочет учиться, а потому мать отправляет его в райцентр. Автор повествует про послевоенные годы, когда царил голод, а денег у людей практически не было. Вот наш герой и ходил постоянно голодный, поскольку мать могла выслать ему только немного съестного. Мальчик хорошо учился, а ради того, чтобы купить молока был вынужден играть с ребятами в монетки на деньги.

Вторая героиня рассказа — учительница французского языка Лидия Михайловна, добрая и милосердная женщина. Она пытается помочь мальчику, видя его безрадостное положение. Лидия Михайловна не только учит его французскому, но и поддерживает в нем желание учиться.

Есть в рассказе и второстепенные персонажи, такие как лидер среди мальчишек Вадик и его друг Птаха. Имеется и грозный директор школы, которого совершенно не волнуют проблемы детей и учителей. Упоминается в произведении и мама главного героя, женщина трудолюбивая и бедная.

«Уроки французского» главные герои

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня

Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей. Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Имена и таблица характеристик героев могут быть полезны при написании сочинений и творческих работ по произведению. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

«Уроки французского»: герои рассказа Валентина Распутина

Меню статьи:

Рассказ «Уроки французского», герои которого живут и действуют в 1948 году, впервые вышел в 1973 году. Тогда читатели часто знакомились с литературными произведениями, покупая «толстые журналы», вроде «Невы» или «Советской молодежи». Вот и рассказ Валентина Распутина напечатали в одном из таких журналов.

Лейтмотивы рассказа «Уроки французского»

Читатель по мере знакомства с этим произведением заметит, что автор здесь затрагивает вечные темы: добро, зло и конфликт между ними, правда и ложь, безразличие людей, борьба нравственности и безнравственности, справедливость и притеснение человеческого достоинства.

Сюжет произведения Валентина Распутина

Итак, события рассказа разворачиваются в 1948 году. Тяжелые послевоенные годы. В 1947 году страна переживает голод. Таков контекст произведения, в котором действуют герои рассказа «Уроки французского».

Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина “Уроки французского”.

Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, грамотным и смышленым, «башковитым», как говорили. Соседи навещали дом мальчика, чтобы тот посмотрел облигации: ходили слухи, что юноша был наделен «счастливым глазом». Но вот беда: в селе была только начальная школа. Мать героя хотела, чтобы сын продолжал учебу. Сильная женщина – в период голода и разрухи – сумела отправить мальчика в районный центр.

Юноша болел малокровием, анемией. Ему требовалось молоко (а стакан молока стоил целый рубль – большие деньги по тем временам) и нормальное питание. Однако город требовал сильного напряжения: если в селе можно было попросить еду у соседей или обменять на что-то, то в городе нужны были деньги. Продукты можно было лишь купить. Мальчик часто голодал.

В школе юноша показывал успехи: все предметы давались мальчику хорошо, только вот произношение французского – плохо. Учительница французского языка демонстрировала недовольство, когда слушала выговор мальчика. Тогда он узнает: есть возможность заработать деньги, чтобы оплатить дополнительные уроки французского языка и получить нормальное питание.

Мы долго думали и решили, предложить вашему вниманию остросюжетную повесть Валентина Распутина “Пожар”, где раскрывается характер каждого местного жителя, заставляя показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Заработок состоял в азартной игре в «чику». Однако юноша знал меру и контролировал себя: выигрывая рубль, мальчик уходил. Однако постоянно это продолжаться не могло: в одну из игр мальчишки-игроки не позволяют нашему герою уйти. Юноша должен остаться и играть дальше – против Вадика. Тот учился в седьмом классе и считался местным «специалистом» по «чике», а потому стало ясно: у несчастного мальчика нет шансов выиграть. Вадик учинил драку и на следующий день мальчик пришел в школу в синяках.

Учительница узнала о произошедшем. Однако преподавательница подумала, что заработанные игрой в «чику» деньги мальчик тратит на покупку сладостей. Когда же юноша рассказал ей, что нуждается в средствах для поддержания здоровья, женщина изменила отношение к ученику.

«Француженка» решила: мальчику следует давать дополнительные, бесплатные уроки. Учительница звала юношу домой, предлагала чай и еду. Однако мальчик был горд, застенчив, робок и скромен, а потому отказывался есть.

Учительница имела достаточно средств и хотела помочь мальчику, но тот упорно не принимал ни приглашение на ужин, ни посылки с продуктами, которые та посылала ученику. Лидия Михайловна – так звали учительницу – переживала, что мальчик голодает. Чтобы помочь мальчику, женщина идет на хитрость: придумывает новую игру, которую называет «замеряшки» или «пристенок». Мальчик согласен играть: считая, что это справедливо, юноша соглашается на помощь женщины.

Скоро об этой игре узнает директор школы. Мужчина не стал разбираться в корнях игры, назвав поступок Лидии Михайловны попыткой совратить ученика. Учительница вынуждена покинуть школу и уехать на родину, на Кубань.

Однако и оттуда женщина старалась помочь мальчику, присылая посылки с продуктами. Однажды юноша получил яблоки, которых до этого момента никогда не ел, зная лишь по книжным картинкам.
.

А теперь – о героях…

Во время знакомства с сюжетом произведения «Уроки французского», герои которого проявляют почти всю, знакомую читателю, эмоциональную и нравственную палитру, мы уже наметили карту главных персонажей.

Мальчик

Безымянный герой, от которого читатель узнает о событиях рассказа. Юноше 11 лет, родом он из бедной семьи. Живет в деревне. Как и полагается персонажам такого рода, мальчик замкнутый и скромный. Герою свойственно одиночество и необщительность, видимо, он – интроверт, робкий и стеснительный.

Как мы говорили выше, юноша болен малокровием, ситуацию со здоровьем усугубляет постоянное недоедание. Ум и природная одаренность способствуют отъезду мальчика из дома – на учебу. Таким образом, юноша оказывается далеко от семьи. Ребенок скучает по дому, тоскует по матери.

Несмотря на юные годы, персонаж выказывает смелость, силу и стойкость характера. Автор характеризует любимца-героя как честного и мужественного, храброго и смелого, борющегося за справедливость.

Мальчик упорный и упрямый: недоедая, ученик все равно не берет еды у учительницы, так как считает это несправедливым, ведь так юноша бы стал тунеядцем. Для героя важно оправдать надежды, возложенные семьей, не оставить учебу. Жизнь юноши – сложна. Болезнь требует от мальчика нормального питания, которое тот не может себе позволить.

Тяжелые обстоятельства жизни не сломили мальчика: не жалуясь, герой находит способы выжить. Уроки французского превращаются в уроки не языка, но нравственности, уроки жизненного опыта.

Мать юного ученика

Сильная женщина: у нее трое детей, которых та воспитывает одна, без мужа. Видя, что сын проявляет недюжинные способности и талант к учебе, решает во что бы то ни стало «поднять» сына: мать отправляет ребенка на учебу в город, в райцентр. Семья бедная, переживает нищету, но женщина все равно старается передать сыну деньги и продукты.

Учительница французского языка

Имя учительницы – Лидия Михайловна. Ей приблизительно 25 лет. Несмотря на молодые годы, учительница мудра и добра. Читатель узнает, что женщина приехала из Кубани, там находится родина учительницы.

Героиня красива: молодая, стройная, черноволосая, глаза – немного косят, но это почти незаметно. Женщина хорошо обеспечена, не испытывает нужды. Однажды Лидия говорит, что к человеку приходит старость, если он теряет в себе ребенка. Из рассказов женщины читателю становится известно, что в детстве будущая учительница не отличалась примерным поведением, часто приносила родителям неприятности и переживания.

Поначалу Лидия Михайловна испытывает к ученику неприязнь: мальчик показывал успехи и одаренность в остальных предметах, но сложный и заковыристый французский язык давался юноше с трудом. Французские слова мальчик произносил с заметным акцентом. Учительница кривилась и отворачивалась, когда ученик силился что-то сказать по-французски.

Со временем отношение Лидии Михайловны к мальчику меняется. Учительница узнает, для чего юноша зарабатывал деньги, играя в «чику», узнает, что бедняга болен и недоедает. Может быть, только одна «француженка», молодая и, казалось бы, неопытная, увидела проблемы мальчика. Женщина приглашает ученика домой, пытается помочь ему, накормить. Но юноша принципиален и строг к себе.

Читатель видит, что правда и мораль относительны: хитрость может быть полезным средством, если используется во благо. Хитрость помогает Лидии Михайловне придумать новую игру для ученика: считая, что выиграть еду справедливо, тот соглашается на предложение учительницы.

Директор школы

Ученики побаивались директора районной школы Василия Андреевича. Строгий, дисциплинированный, громкий и шумный директор отличался принципиальностью и стереотипными взглядами на жизнь. Если какой-то из учеников совершал проступок, директор заставлял провинившегося объясняться перед всей школой, всеми учениками.

Однажды Василий Андреевич застал Лидию Михайловну, когда учительница играла с ребятами в новую, придуманную женщиной игру. Директор посчитал поступок женщины аморальным, обвинив Лидию Михайловну в извращенности и попытке совратить учеников. Разбираться в ситуации мужчина не стал.

Это – первостепенные герои «Уроков французского». Но есть и персонажи второго плана.

Дядя Ваня

Этот персонаж работает шофером. В один день, раз в неделю мальчик получает продукты – передачу от матери, которую доставляет юноше дядя Ваня.

Мальчик живет в съемной квартире. У собственницы этого жилья был сын – Федя. Именно Федька знакомит мальчика – главного героя рассказа «Уроки французского» – с ребятами, которые играют в «чику». Федина семья, да и сам мальчик, тайно воруют продукты у проживающего у них юноши, когда мальчик уходит на учебу.

Вадик

Семиклассник, которого местные ребята считают главным «специалистом» по игре в «чику». Вадик злой и неприятный персонаж, жестокий и беспринципный. Хитрюга Вадик обижает тех, кто слабее него, издевается над младшими по возрасту. Водит дружбу с Птахой – тоже задирой и драчуном. Однажды Вадик бьет главного персонажа – за то, что мальчик играет в «чику» лучше.

Птаха

Пятиклассник, тоже хулиган, товарищ Вадика. Но в 5-м классе Птаха учится второй год: в учебе юноша слаб, а в школу ходит через раз. Во всем подчиняется Вадику и прислушивается к товарищу. Любит драться и задирать других ребят.

Тишкин

Одноклассник главного героя. Среди остальных героев «Уроков французского» выделяется позицией наблюдателя. Хотя Тишкин первым рассказывает учительнице причину синяков и ран мальчика – главного действующего лица рассказа.

Герои рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» выделяются разнообразием и неоднозначностью. Читатель в очередной раз понимает: жизнь амбивалентна, и не всегда то, что мы видим, представляет истинную картину.

Герои рассказа Уроки французского (образы и характеристика) сочинение

Мальчик

Главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик. Учится он в пятом классе. Мальчик скромен, одинок и даже диковат. Находясь далеко от своей семьи, проявляя самостоятельность, он старается оправдать доверие родственников.

Автор в образе мальчика показывает, казалось бы – оксюморон, взрослого ребенка. Мальчик не берет подачек в виде еды, у него есть гордость. У него действительно сильный характер, он не жалуется на трудности в жизни.

Примечательно, что имени у героя нет, называют его либо просто мальчиком, либо главным героем. Тем самым автор пытается сказать, что главное для него – содержание.

Учительница Лидия Михайловна

Главный герой достаточно умен, хорошо учится в школе, однако у него проблемы с французским языком. Поэтому с ним начинает заниматься учительница Лидия Михайловна.

Так как действие рассказа происходит в послевоенное время, автор указывает на бедность мальчика. Учительница видит это и предлагает мальчику играть на деньги, благодаря чему герой перестает голодать.

Поступок молодой учительницы – настоящий подвиг. Она внимательна к своим ученикам, ей небезразлична судьба мальчика. Лидия Михайловна фактически готова была просто делиться едой с героем, но, получив отказ, не отчаивается и придумывает другой способ, тем самым спасая мальчика от голода.

Директор школы Василий Андреевич

Однако у директора школы другая педагогика. В целом его образ – олицетворение тирана. Директор с двадцатилетним стажем — строгий человек, его боятся все ученики школы, так как он любит ругать учеников и доводить их до слез. Он не хочет понимать причину поступков учительницы. Василий Андреевич осуждает ее за «развращение» ученика. Поэтому Лидии Михайловне приходится уехать на родину.

Однако она не забыла о человеке, который привел ее к такому результату. Она не злится на него, а наоборот – желает ему только добра. Автор указывает на деталь: она отправляет мальчику яблоки, которые он никогда в жизни не ел.

Мальчик, учительница и директор – основные герои произведения. Они раскрывают весь конфликт, помогаю понять основную идею произведения: быть человеком в любой ситуации.

Второстепенные герои произведения

Несмотря на небольшой объем, в рассказе достаточно много второстепенных персонажей. Они еще больше раскрывают образ главного героя.

Вадик

Противопоставляя мальчику, автор вводит образ Вадика, крепкого мальчика. Одевался он хорошо. Ему было 13 лет, и этим отличался от других в компании. Вадим отличался не только возрастом, но и своей силой и авторитетом. Несмотря на то, что Вадик был заводилой, положительным героем его назвать нельзя. Он груб, нечестен, всегда обманывает сверстников в играх. Однако никто не говорит ничего против, потому что все боятся Вадика.

Бедность главного героя противопоставляется положением Вадика. Но в то же время контрастируют душевные качества героев: мальчик честен и добросовестен, а Вадик коварен и непорядочен.

Птаха

У такого жестокого мальчика как Вадика были похожие друзья. Птаха – бездельник, оставшийся на второй год в пятом классе. Птаха – это прозвище. Автор как бы сравнивает его с тюремщиком. Все физические наказания исполняет именно Птаха. Возможно, он тоже боится Вадика, но чтобы не оказаться в изгоях, подчиняется ему. Настолько у него слабый характер, что про тело и не скажешь. Птаха также противопоставляется главному герою. Птаха и Вадик избивают его во время игры в «чику».

Федька

В эту игру главного героя научил играть Федька, сын хозяйки квартиры, в которой живет мальчик. Что касается этой семьи, они подворовывают еду у главного героя, хотя тот и сам живет в огромной нищете.

Тишкин

Еще один персонаж – Тишкин. Фамилия говорящая: он тихоня. Герой такой же слабак, не имеющий никаких моральных принципов. Он привык приспосабливаться к любым событиям.

Мама

Кроме образов школьников, которые противопоставлены главному герою, важно отметить образ его матери. Жизнь ее непроста, она одна в нищете воспитывает троих детей и хочет для них только лучшего будущего. Именно поэтому она отправляет главного героя в городскую школу, хотя понимала, что без старшего сына она останется без помощи по хозяйству. Работы у нее только увеличилось: тяжелее стало одной справляться с проблемами, так еще необходимо было обеспечивать сына, жившего в далеке от нее. Однако она хочет, чтобы мальчик, отличавшийся хорошими способностями к науке, смог чего-то добиться в жизни.

В рассказе «Уроки французского» герои непохожи и своим внутренним миром, и своим внешним содержанием. Однако они все показывают тяжелое положение того времени. И только сильные характером персонажи, способные на чуткость и милосердие, могут противостоять этому злу.

Таким образом, мы видим, как все персонажи произведения раскрывают образ главного героя, который отличается только положительными качествами. Окружение не смогло сломать его характер.

Вариант 2

Одним из самых сложных для понимания советских произведений является рассказ «Уроки французского» В.Распутина. Писатель создал его исходя из собственного опыта: будучи ребёнком, Валентин приехал в другой, незнакомый до сих пор город, но благодаря помощи учительницы Лидии Михайловны смог преодолеть трудности жизни и пережить непростой период.

Стоит обратиться к главным героям произведения, портреты которых списаны с реальных людей.

Рассказчик. Имени главному герою писатель не дал, но повествование ведётся от первого лица, будто автор сам рассказывает о событиях своей жизни. Мальчику 11 лет, и он учится в 5 классе школы в райцентре. Он был вынужден уехать из дома, от семьи, чтобы получить образование. Из-за этого герой живёт у знакомой тёти Нади.

Учится мальчик хорошо, но живёт бедно, из-за недоедания и малокровия он худой и бледный. Мама иногда присылает ему еду со знакомыми, но её воруют дети хозяйки квартиры. Герой скромен и молчалив, в то же время горд и отказывается принимать помощь от учительницы.

Лидия Михайловна. Прототипом стала учительница самого Валентина Распутина, которую звали точно так же. Он вспоминал, как она разбудила в нём интерес к литературе. Публикация рассказа в журнале «Советская молодёжь» помогла автору найти Лидию Михайловну и возобновить общение. В рассказе это молодая учительница, около 25 лет, красивая и добрая. У неё короткие волосы, а в глазах, по словам героя, есть едва заметная «косинка». Девушка приехала из Кубани и выросла в городе, всегда была хорошо обеспечена и ни в чём не нуждалась.

Это заботливая и внимательная учительница, старается вникать в проблемы учеников. Она смогла разглядеть в мальчике способного и умного, но голодного. После она старалась хитростью помогать герою едой, поддавалась в игре «пристенок», чтобы у него были деньги на еду и молоко.

Главные герои составляют основу произведения, но без второстепенных они бы не смогли раскрыться, показать личность читателю в полной мере.

Директор школы. Его зовут Василий Андреевич, и он строгий и грозный человек. Скорее всего, благодаря этому он работает в школе уже 20 лет. Ученики школы его боялись, так как он заставлял провинившихся перед всеми учащимися рассказывать причины плохого поступка. Директор увольняет Лидию Михайловну, когда узнаёт, что она играла с учеником в азартные игры. Он не понимает мотивов её поступка.

Вадик. Мальчик учится в той же школе, что и главный герой, но в 7 классе, ему 13 лет. Он злой и жестокий, держит в страхе младших ребят. Он дружит с ещё одним «разбойником» – Птахой. Вместе мальчики избивают главного героя.

Птаха – только кличка героя, настоящее имя неизвестно. Мальчик учится в одном классе с главным героем, но ему 12 лет – он остался на 2 год. Он постоянно затевает драки и всюду бегает за Вадиком.

Герои произведения Уроки французского

Основные персонажи

Главный герой – мальчик, около 11 лет. Растет в крайне бедной деревенской семье. Регулярно недоедает. Несмотря на некую отстраненность от окружающего мира, замкнутость и диковатость, довольно способный ученик. В свои юные годы уже обладает характером стойкого, справедливого, честного и доброго мужчины. Несмотря на то, что логичнее было бы бросить уроки, паренек не сдается и тянется к новым знаниям. Он очень вдумчивый и рассудительный. Как бы ни было плохо, ученик довольно гордый – он не принимает ничьих подачек.

Мама главного героя – работящая женщина, воспитывает троих детей без мужа. Прокормить их достаточно непросто. Кстати, именно она хочет, чтобы сын получил образование. Ведь, несмотря на бедность, быть эрудированным человеком очень важно. Иногда передает ребенку еду и немного денег – но учитывая материальное положение, получается это «с перебоями».

Лидия Михайловна – учительница французского. Ей около 25-30 лет. Имеет короткие черные волосы. Способна на сопереживание и сострадание. Видит, что происходит с учеником и очень хочет помочь. Однако ей приходится идти на хитрости, ведь просто так продукты питания и финансовые средства ребенок не берет в силу своей порядочности. Достаточно интеллигентна, открыта и честна.

Василий Андреевич – директор школы. Всегда общается громогласным голосом. Поэтому ученикам и педагогам всегда кажется, что он гневается и на всех кричит. Игру учительницы с учеников «в пристенки» посчитал вопиющим фактом и, не став разбираться в ситуации, выгнал девушку с работы.

Второстепенные герои

Дядя Ваня – работящий шофер. Возит в райцентр грузы различного рода. Привозит главному герою продукты 1 раз в неделю. Ничем не примечательный трудяга. К главному герою относится достаточно хорошо.

Федька – сын хозяйки квартиры, где жил основной персонаж. Достаточно подлый малый – ведь ворует еду и мальчика, пока он этого не видит.

Вадик – хитрый и злой парнишка подросткового возраста. Всегда готов унизить тех, кто физически либо морально слабее. Вместе со своим другом, хулиганом Птахой, избивает ребенка, потому, что тот играет в «чику» лучше всех. Однако сам побаивается что-либо свершать, поэтому привлекает более сильного друга – ведь даже если об инциденте станет известно, Вадик надеется «выйти сухим из воды».

Птаха – несмотря на репутацию драчуна и хулигана, парень не имеет своего мнения и слушает своего друга Вадика, который использует его силу в своих целях. Однако сам в этом себе никогда не признается. Ему кажется, что он успешен, и имеет все, чего, как правило, желают мужчины – силу и власть.

Тишкин – ученик, который наябедничал Лидии Михайловне про то, что ее «фаворита» избили Вадик и Птаха. Следит за азартными играми, но не принимает участия. Достаточно «скользкий» и осмотрительный. Оттого кажется слишком уж хитрым. Со стороны кажется, что он друг главного героя, но это далеко не так. Этот мальчишка «себе на уме», а соответственно уважает и любит только себя.

Герои рассказа Уроки французского

Несколько интересных сочинений

На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой

З усіх українських митців найвідомішим став саме Тарас Григорович Шевченко. Він став символом України. Його унікальність полягає ще й втому, що славу він здобув за допомогою лише одного невеликого збірника поезії. Шевченко прожив коротке життя

«Горе от ума» живет и поныне в наше время. Почему? Потому что написать сочинение на заданную тему, это как ответить на вопрос: достойны ли любви вообще люди. Как можно поделить любовь между юношей и девушкой?

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова

В. Распутин, «Уроки французского»: анализ, характеристика персонажей

В статье проведём анализ «Уроков французского». Это произведение В. Распутина, которое довольно интересно по многим характеристикам. Мы попробуем составить собственное мнение об этой работе, а также рассмотрим различные художественные приемы, которые были применены автором.

История создания

Анализ «Уроков французского» начнем со слов Валентина Распутина. Однажды в 1974 году в интервью иркутской газете под названием «Советская молодежь» он сказал, что, по его мнению, писателем человека может сделать только его детство. В это время он должен увидеть или почувствовать что-то такое, что позволит ему в более взрослом возрасте взяться за перо. И при этом он говорил, что образование, жизненный опыт, книги тоже могут укреплять такой талант, но зародиться он должен в детстве. В 1973 году был опубликован рассказ «Уроки французского», анализ которого мы будем рассматривать.

Позже писатель говорил, что ему не надо было долго искать прототипов для своего рассказа, так как он был знаком с людьми, о которых хотел рассказать. Распутин поведал, что он просто хочет вернуть то добро, которое для него когда-то сделали другие.

История рассказывает об Анастасии Копыловой, которая была матерью друга Распутина драматурга Александра Вампилова. Надо отметить, что автор сам выделяет это произведение как одно из лучших и любимых. Оно было написано благодаря детским воспоминаниям Валентина. Он говорил, что это одно из тех воспоминаний, которое греет душу, даже когда мимолетом вспоминаешь о них. Напомним, что рассказ полностью автобиографический.

Однажды в интервью с корреспондентом журнала «Литература в школе» автор рассказывал о том, как в гости заходила Лидия Михайловна. Кстати, в произведении она названа своим настоящим именем. Валентин сказал об их посиделках, когда они пили чай и долго-долго вспоминали школу и их поселок очень старый. Тогда это было самое счастливое время для всех.

Род и жанр

Продолжая анализ «Уроков французского», поговорим о жанре. Рассказ был написан как раз во время расцвета этого жанра. В 20-е годы самыми яркими представителями были Зощенко, Бабель, Иванов. В 60-70-х годах волна популярности перешла к Шукшину и Казакову.

Именно рассказ, в отличие от других прозаических жанров, быстрее всего реагирует на малейшие изменения в политической ситуации и общественной жизни. Это вызвано тем, что такое произведение быстро пишется, поэтому оно отображает информацию оперативно и своевременно. К тому же для корректировки этой работы нужно не так много времени, как для корректировки целой книги.

К тому же рассказ по праву считается древнейшим и самым первым литературным жанром. Краткий пересказ событий был известен ещё в первобытные времена. Тогда люди могли рассказывать друг другу о поединке с врагами, охоте и других ситуациях. Можно сказать, что рассказ возник одновременно с речью, и он исконно присущ человечеству. При этом он является не только способом передачи информации, но и средством памяти.

Считается, что такое прозаическое произведение должно быть объемом до 45 страниц. Занимательная особенность этого жанра в том, что оно читается буквально на одном дыхании.

Анализ «Уроков французского» Распутина позволит нам понять, что это очень реалистическое произведение с нотками автобиографии, которое повествует от первого лица и захватывает.

Тематика

Свой рассказ писатель начинает со слов о том, что перед учителями очень часто бывает так же стыдно, как и перед родителями. При этом совестно не за то, что происходило в школе, а за то, что было из нее вынесено.

Анализ «Уроков французского» показывает, что главной темой произведения являются отношения ученика и учителя, а также духовная жизнь, озаренная знаниями и нравственным смыслом. Благодаря учителю происходит становление человека, он приобретает некий духовный опыт. Анализ произведения «Уроков французского» Распутина В.Г. приводит к пониманию, что для него настоящим примером была Лидия Михайловна, которая проводила ему настоящий духовные и нравственные уроки, запомнившиеся на всю жизнь.

Даже краткий анализ «Уроков французского» Распутина позволяет понять идею этого произведения. Давайте разберемся в этом постепенно. Конечно, если учитель играет со своим учеником на деньги, то, с точки зрения педагогики, он совершает ужаснейший поступок. Но так ли это на самом деле, и что может стоять за такими действиями в реальности? Учительница видит, что на дворе голодные послевоенные годы, а её ученик очень сильный не доедает. Также она понимает, что мальчик не примет помощи напрямую. Поэтому она приглашает его к себе домой для дополнительных заданий, за которые вознаграждает его едой. Также она передаёт ему посылки якобы от матери, хотя на самом деле настоящий отправитель она сама. Женщина нарочно проигрывает ребенку, чтобы отдать ему свою мелочь.

Анализ «Уроков французского» позволяет понять идею произведения, скрытую в словах самого автора. Он говорит, что у книг мы учимся не опыту и знаниям, а в первую очередь чувствам. Именно литература воспитывает чувства благородства, доброты и чистоты.

Главные герои

Рассмотрим главных героев в анализе «Уроков французского» В.Г. Распутина. Мы наблюдаем за мальчиком 11 лет и его учительницей французского языка Лидией Михайловной. Женщине по описанию не больше 25 лет, она мягкая и добрая. К нашему герою она отнеслась с большим пониманием и сочувствием, и по-настоящему полюбила его целеустремленность. Ей удалось рассмотреть в этом ребенке уникальные способности к обучению, и она не смогла себя сдержать, чтобы не помочь им развиться. Как можно понять, Лидия Михайловна была необыкновенной женщиной, которая испытывала сострадание и доброту к окружающим её людям. Однако за это она поплатилась тем, что ее уволили с работы.

Володя

Теперь немного поговорим о самом мальчике. Он поражает своим желанием не только учительницу, но и читателя. Он непримирим, и хочет получить знания для того, чтобы выбиться в люди. Походу истории мальчик рассказывает, что он всегда хорошо учился и стремимся к лучшему результату. Но нередко он попадал в не очень весёлые ситуации и ему хорошенько доставалось.

Сюжет и композиция

Анализ рассказа «Уроки французского» Распутина невозможно представить без рассмотрения сюжета и композиции. Мальчик рассказывает, что в 48 году он пошел в пятый класс, а точнее поехал. У них в деревне была только начальная школа, поэтому для того, чтобы обучаться в лучшем месте, ему приходилось рано собираться и ехать за 50 км в райцентр. Таким образом мальчик оказывается вырванным из семейного гнезда и привычного для него окружения. При этом к нему приходит осознание, что он является надеждой не только своих родителей, но и всей деревни. Чтобы не подвести всех этих людей, ребёнок преодолевает тоску и холод, и старается максимально проявить свои способности.

Молодая учительница русского языка с особым пониманием относится к нему. Она начинает заниматься с ним дополнительно, чтобы таким образом покормить мальчика и немножко помочь ему. Она прекрасно понимала, что этот гордый ребёнок не сможет принять её помощь напрямую, так как она посторонний человек. Идея с посылкой была провальной, так как она накупила городских продуктов, что сразу же ее выдало. Но она нашла другую возможность и предложила мальчику играть с ней на деньги.

Кульминация

Кульминация события происходит в тот момент, когда учительница уже затеяла эту опасную игру с благородными мотивами. В этом читатели невооружённым глазом понимают всю парадоксальность ситуации, так как Лидия Михайловна прекрасно понимала, что за такие отношения с учеником она может не только лишиться работы, но и получить уголовную ответственность. Ребёнок ещё до конца не осознавал всех возможных последствий такого поведения. Когда случилась беда, он стал глубже и серьёзнее относиться к поступку Лидии Михайловны.

Финал

Финал истории немного перекликается с началом. Мальчик получает посылку с антоновским яблоками, которых он никогда не пробовал. Ещё можно провести параллель с первой неудачной посылкой его учительницы, когда она купила макароны. Все эти детали подводит нас к финалу.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина позволяет увидеть большое сердце маленькой женщины и то, как перед ним открывается маленький невежественный ребёнок. Всё здесь – это уроки человечности.

Художественное своеобразие

Писатель с большой психологической точностью описывает отношения между молодой учительницей и голодным ребенком. В анализе произведения «Уроки французского» следует отметить доброту, человечность и мудрость этой истории. Действие течет в повествовании довольно неспешно, автор уделяет внимание многим бытовым подробностям. Но, несмотря на это, читатель погружается в атмосферу событий.

Как всегда, язык Распутина выразителен и прост. Он использует фразеологические обороты для того, чтобы улучшить образность всего произведения. Причём его фразеологизмы чаще всего можно заменить одним словом, но тогда потеряется некий шарм истории. Также автор использует некоторые жаргоны и простонародные слова, которые придают рассказам мальчика реалистичности и жизненности.

Значение

Проведя анализ произведения «Уроки французского», можно сделать выводы о значении этого рассказа. Отметим, что творчество Распутина уже много лет привлекает к себе современных читателей. Изображая быт и повседневные ситуации, автору удается преподносить духовные уроки и нравственные законы.

Исходя из анализа «Уроков французского» Распутина, мы можем увидеть, как он прекрасно описывает сложные и прогрессивные характеры, а также как изменились герои. Размышления о жизни и человеке позволяют читателю найти в себе самом добро и искренность. Конечно, главный герой попал в сложную ситуацию, как и все люди того времени. Однако из анализа «Уроков французского» Распутина мы видим, что трудности закаляют мальчишку, благодаря чему его сильные качества проявляются всё ярче.

Позже автор говорил, что, анализируя всю свою жизнь, он понимает, что лучшим другом для него была его учительница. Несмотря на то, что он уже много прожил и собрал вокруг себя много друзей, Лидия Михайловна никак не выходит у него из головы.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что реальным прототипом героини рассказа послужила Л.М. Молокова, которая действительно занималась с В. Распутиным французским языком. Все уроки, которые он вынес из этого, он перенес в своё произведение и поделился с читателями. Прочитать этот рассказ следует всем, кто тоскует о школьных и детских годах, и хочет вновь окунуться в эту атмосферу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector