0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успенский собор во владимире

ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

  • Престолы:
    • Успения Пресвятой Богородицы (главный)
    • вмч. Пантелеимона Целителя
    • блгв. Андрея Боголюбского (северный)
    • блгв. Глеба Владимирского (южный)
    • Георгиевский (на стыке северного фасада собора с колокольней)
    • Чуда Архистратига Михаила в Хонех (в колокольне)
  • Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56
  • Тел.: 8 (4922) 32-52-01
  • Проезд: Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

    Первая церковь

    В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

    Древний кафедральный собор

    После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

    В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново пострена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой. В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей — «гробницей». Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

    7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

    В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол — в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1280 году был проведен ремонт собора. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIII–XIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя, собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр, в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери, в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века.

    Храм Московской епархии

    В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев«. В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

    В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда«. Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

    К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

    Кафедральный собор в Синодальный период

    В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен — казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. Иконы нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

    В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

    В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

    Новейшее время

    После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался [1].

    Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

    Описание

    Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

    Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

    Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

    Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

    Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

    Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

    Настоятели, ключари

    За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

    • Александр Виноградов (1903 — 31 мая 1908)
    • Сергий Богословский (16 сентября 1944 — 1 января 1945)
    • Алексий Громов (упом. 19 июня 1957 — 1960) [2]
    • Аркадий Тыщук (1962 — 1969)
    • Алексий (Кутепов) (май 1980 — март 1984)
    • Кирилл (Наконечный) (19 марта 1984 — 10 июня 1987)
    • Василий Войнаков (упом. ок. 2010)

    Святыни

    • Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский
    • Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже)

    Некрополь

    Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

    • Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)
    • Александр Виноградов, прот. (+ 1908)
    • Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
    • Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
    • Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
    • Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
    • Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)
    • Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)
    • Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)
    • Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)
    • Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)
    • Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

    См. также

    Использованные материалы

    [2] Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому // Вестник ПСГТУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2006, вып. 4 (21), с. 114

    Успенский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

    Успенский собор — это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.

    Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.

    В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

    Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.

    Адрес Успенского собора во Владимире

    Владимир, ул. Большая Московская, 56.

    Как добраться до Успенского собора во Владимире

    Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

    Режим работы Успенского собора во Владимире в 2019 г.

    Храм находится в совместном ведении русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время проведения служб вход в храм свободный. Храм открывается с утренней службой — обычно около 7 утра и закрывается с окончанием вечерней службы, обычно в 20:00.

    Часы работы музея:

    • С 13:00 до 16:45
    • Выходной день — понедельник

    Стоимость билетов в Успенский собор Владимира в 2019 г.

    В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

    • Для взрослых — 150 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 100 рублей
    • Фотосъемка в храме запрещена!

    Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.

    Из истории

    В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

    Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

    Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

    Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

    Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней. «

    Успенский собор при Андрее Боголюбском

    Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

    Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

    • Три отрока в печи огненной
    • Сорок мучеников севастийских
    • Вознесение Александра Македонского на небо.

    Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

    Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

    Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

    Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

    Перестройка Успенского собора

    Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

    К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

    В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

    В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

    Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

    В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

    Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

    В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

    Фрески Успенского собора

    Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

    После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

    В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

    После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

    Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

    Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

    В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

    Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

    С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

    Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

    Дальнейшая история

    В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.

    В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.

    Официальный сайт Успенского собора во Владимире

    Храм находится в совместном ведении:

    • Русской православной церкви: sobor33.ru
    • Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

    В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

    Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

    Успенский собор Владимира

    Тут были – 34

    была в августе 2019

    была в августе 2019

    была в июле 2019

    была в ноябре 2018

    был в августе 2018

    была в июле 2018

    был в июле 2018

    был в июле 2018

    был в июне 2018

    был в декабре 2017

    была в июле 2017

    была в июне 2017

    была в январе 2017

    была в июле 2016

    Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

    • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
    • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
    • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
    • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

    Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

    Описание Успенского собора во Владимире

    Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

    Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

    Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

    Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

    • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
    • длина — 22,5 и 30 метров.

    Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

    • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
    • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
    • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
    • начало XVII века — запустение;
    • 1774 г. — новый иконостас;
    • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
    • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
    • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

    В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

    Архитектура

    Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

    Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

    Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

    В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

    • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
    • четырехскатной кровлей;
    • приделом во имя Георгия Победоносца;
    • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

    Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

    Интерьер и внутреннее убранство

    Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

    В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

    В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

    Святыни

    В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

    • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
    • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
    • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
    • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

    В храме находятся иконы:

    • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
    • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
    • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

    В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

    Фрески Успенского собора

    В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

    Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

    Режим работы

    Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

    Богослужения

    С понедельника по субботу в 07:30 проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 09:00. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

    Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

    Что посмотреть рядом

    Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

    • Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
    • Дмитриевский собор;
    • парк имени Пушкина;
    • Дмитриевский парк;
    • Соборная площадь с памятником 850-летия Владимира;
    • памятник Андрею Рублеву;
    • памятник князю Владимиру и святителю Федору.

    Как добраться до Успенского собора Владимира

    До остановки «пл. Соборная» следуют:

    • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
    • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

    До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 139.

    В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

    • с автобусов — № 1С, 5, 6С, 17, 27, 36;
    • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

    На специальном сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

    От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 20 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

    Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

    Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

    Страница

    Свято-Успенский Кафедральный Собор г.Владимир

    Информация

    Другое

    Действия

    1 676 записей

    Началось восстановление полкового храма, который военные передали Владимирской епархии
    Министерство обороны передало Владимирской епархии здание церкви, которое целый век использовалось под нужды армии.

    Храм в запущенном состоянии, литургию здесь совершать невозможно, но каждую пятницу служится молебен с чтением акафиста Казанской иконе Божией Матери и панихида.

    Спустя три года после передачи в здании начались восстановительные работы.

    Друзья, уже завтра начинается крупнейший форум по церковной благотворительности. В Москву со всей России и других стран приедут более полутора тысяч волонтеров, социальных работников, сестер милосердия и священников, Показать полностью… которые руководят социальными отделами в регионах. Они будут решать, как еще можно помочь людям с инвалидностью, нарко- и алкоголезависимым, многодетным и приемным семьям.

    Особое внимание на форуме уделят теме поддержки людей в хосписах и больницах. Возглавит форум председатель Синодального отдела по благотворительности.

    Присоединяйтесь к нашей прямой трансляции в 11:30 по Москве!

    11 ноября 2019 г. православная молодежь г. Владимира вновь встретилась в Свято-Успенском кафедральном соборе. Вначале по традиции ребята совершили молебное пение у мощей св. благ. князя Глеба — своего небесного покровителя. Показать полностью… После молитвы в трапезной за чашкой чая состоялась беседа в рамках исторического цикла. Беседу провел выпускник Владимирской Свято-Феофановской Духовной семинарии, клирик Свято-Воскресенского храма г.Владимира чтец Роман Королев, который представил сообщение на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ».
    В теплой и дружелюбной атмосфере ребята поразмышляли о истории, направлениях просветительского служения братства и многом другом.
    Благодарим Романа за очень интересную беседу и содержательные ответы на вопросы ребят.

    Напоминаем, молодежные встречи проходят каждый понедельник в 18.00.

    Приглашаем всех ребят на еженедельные беседы и молитву!

    Дорогие отцы, братья и сестры!

    В последнее время в городе Владимире заметно активизировала свою миссионерскую деятельность бразильская секта «Церковь Бога», офис которой располагается под помещением магазина «Эльдорадо» напротив Показать полностью… комплекса Богородице-Рождественского монастыря.

    Эта секта и ранее попадала в поле зрения Владимирской епархии. Так, в 2013-2014 гг. адепты секты распространяли листовки с приглашением получить из рук руководителей секты бутылочки «Иерусалимской воды». При этом на рекламной открытке были изображены типичная православная водосвятная чаша и напрестольный Крест. После обращения Владыки Митрополита Евлогия в областную администрацию с протестом против использования православной символики в рекламе сектантов им было это делать запрещено.

    В настоящее время адепты секты «Церковь Бога» снова вновь используют сугубо православные понятия для привлечения новых адептов в свою секту. Так в октябре и ноябре месяцах этого года в городе распространяются листовки с приглашением записаться и получить «Иерусалимское масло».
    Просим всех православных быть бдительными и не соблазняться даже таким внешне привлекательным мотивом, как получение святыни из священного града Иерусалима. Пусть на совести сектантов остается подлинность изготовления в Иерусалиме этого масла, в наших храмах достаточно святынь, в том числе привезенных из Святой Земли, которые могут зримым образом освятить нашу земную жизнь (через помазание и прикосновение к этим святыням)

    Ввиду того, что приглашения раздаются сектантами вблизи железнодорожного и автомобильного вокзалов, просим особо бдительными быть приезжим и гостям города Владимира.

    С уважением ко всем Вам, сотрудники Миссионерского отдела Владимирской епархии.

    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Успенский собор во Владимире

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Свято-Успенский кафедральный собор Владимира по праву признан одним из наиболее значимых храмов в городе, который уже давно является обязательной частью любой экскурсионной программы. Само святилище было возведено во время правления князя Андрея Боголюбского в середине 12-го века, дабы стать в будущем главным Божьим храмом государства. Согласно сохранившимся летописям для его создания из всех земель, а также с романского Запада были приглашены талантливейшие мастера. А вот узнать более подробно, что представляет собой святилище, когда проводятся богослужения и как к нему добраться можно из нашей статьи.

    Описание Успенского собора Владимира

    Следует отметить, что храм является пятиглавым, трехапсидным пятизальным крестово-купольным из белого тесанного камня и совмещает в себе несколько периодов строительства. Изначальное его шестистолпное, трехапсидное, трехнефное ядро, которое создавалось в 1158-1160 гг. было дополнено в 1185-1189 гг. открывающимися внутрь святилища двухъярусными галереями, образовавшими дополнительные два зала.

    Планировочная же структура храма стала представлять собой квадрат благодаря образованным галереям всеволодовой постройки включающую в себя прямоугольное старинное ядро, при этом как у новой постройки, так и у древнего святилища площадь является приблизительно равной друг другу.

    Храм имел всего три притвора, а цоколь внешне выглядел как обычный непрофилированный отлив. Пересечения стен было выполнено с аркатурным-колончатым поясом, с поребриком над ним. Между колоннами простенки отделаны фресками, а молельню украшал зооантропоморфный скульптурный декор. Через лестничную башню, примыкающую у северной стены святилища к западному пряслу возможно было подняться к хорам храма.

    Суровость же глади стен расположенным с внешней стороны немного оживляется благодаря рельефам, которые частично были выполнены в период новой обстройки молельни и перенесены со стен святилища Андрея Боголюбского. В древней части храма с юго-западной стороны располагаются фигуры Артемия и Авраамия, причем фигуры, находящиеся на заиконостасных столпах, были расписаны лишь в 1189 г.

    Святыни

    А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

    Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

    Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

    Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

    Мощи святых в Успенском соборе Владимира

    Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

    Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

    • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
    • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
    • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

    Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

    Иконы Успенского собора Владимира

    К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

    • образ Царицы Небесной «Боголюбская»,
    • образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,
    • икона «Максимовская»,
    • божественный образ святителя Авраамия Болгарского с частицами его мощей,
    • лик Апостола Симона.

    Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Расписание богослужений Успенского собора во Владимире

    Представленная святыня открыта для посещений ежедневно с 07:00-20:00, кроме понедельника. Экскурсии же проводятся в период с 13:00-16:45, однако следует помнить, что во время посещения храма запрещено брать с собой собак, курить и разговаривать по мобильному телефону.

    Службы проводятся как в самом храме, так и в часовне возведенной в честь привезенной афонской чудотворной иконы «Достойно Есть» Божией Матери, которая располагается под колокольней. Часовня работает с 10:00-18:00, а богослужения в ней проводятся в следующем порядке:

    • с понедельника по субботу в 11:00;
    • в воскресенье в 12:00.

    Проводят молебен с произнесением Акафиста, а также совершается освящение воды. Попасть в часовню можно со стороны Площади Соборной.

    Как добраться к храму

    Владимирский Божий храм находится по адресу: ул. Большая Московская д. № 56, г. Владимир.

    Добраться же до него можно несколькими способами:

    • рейсовым или же транзитным автобусом, отправляющимся из Москвы;
    • на личном авто;
    • также можно доехать до Владимира на поезде, идущем с Ярославского или Курского ж/д вокзалов.

    Успенский собор (Владимир)

    Содержание

    Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

    Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года.

    Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

    В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново пострена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой. В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей — «гробницей». Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В1237 году галереи были расписаны.

    7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

    В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол — в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1280 году был проведен ремонт собора. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубежеXIII–XIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя, собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр, в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери, в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века.

    В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев». В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

    В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

    К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновиликоностас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания.

    К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

    В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна.

    4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен — казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. И

    В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

    В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

    После 1917 года собор был закрыт, и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался.

    Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

    Описание

    Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарноепокрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

    Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

    Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

    Кресты на главах металлические, кованые ажурные.

    Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе. Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

    Духовенство

    За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемоключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

    Сщмч. Патрикий (? — 3 июля 1411)

    Настоятели • Александр Виноградов (1903 — 1908) прот.

    • Алексий Громов (упом. 19 июня 1957 — 1960) прот.

    • Аркадий Тыщук (1962 — 1969)

    • Алексий (Кутепов) (май 1980 — март 1984)

    • Кирилл (Наконечный) (19 марта 1984 — 10 июня 1987)

    • Василий Войнаков (упом. ок. 2010) прот.

    • Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский

    • Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь

    Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

    • Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)

    • Александр Виноградов, прот. (+ 1908)

    • Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)

    • Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)

    • Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)

    • Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)

    • Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)

    • Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)

    • Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)

    • Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)

    • Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)

    • Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

    • Пантелеимон, целитель, великомученик — 9 августа
    • блгв. Андрея Боголюбского (северный)
    • блгв. Глеба Владимирского (южный)
    • Георгиевский (на стыке северного фасада собора с колокольней)
    • Чуда Архистратига Михаила в Хонех (в колокольне)

    Проезд

    Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская

    Адрес

    Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector