0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устная и письменная речь

Устная и письменная формы речи

ФОРМЫ И СТИЛИ РЕЧИ

В основе классификации речи могут быть различные признаки, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и функционально смысловые типы речи.

В зависимости от формы обмена информацией – с помощью звуков или с помощью письменных знаков – выделяют две формы речи – устную и письменную .

По количеству активных участников общения речь может быть представлена в виде монолога (то есть развернутого высказывания одного лица) или диалога (разговора двух или нескольких лиц).

По признаку использования речи в той или иной области науки и практики выделяют функциональные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-бытовой, школьный. Каждый функциональный стиль обусловлен обстановкой и характером содержания общения, имеет свои специфические черты и собственный строй речи

Монологическая речь существует в виде устного или письменного текста, который характеризуется своей общественно-коммуникативной функцией, назначением, способом отражения действительности. В зависимости от целей монологического высказывания, наличия тех или иных содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют функционально-смысловые (коммуникативные) типы речи: описание, повествование, рассуждение .

Устная и письменная формы речи

Речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. Любой письменный текст может быть озвучен, т. е. прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств.

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т. е. звуки, являющиеся результатом деятельности органов произношения человека.

С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т. п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени — одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т. е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц, например. «Откройте учебники на странице 89. Рассмотрите рисунок прибора для получения кислорода. Дома зарисуйте установку. А теперь посмотрите, на столе у меня установлен аналогичный прибор». (Это речь учителя на уроке химии). Учитель при этом должен наблюдать и контролировать действия учащихся, которые не могут быстро и механически выполнять указания педагога. Поэтому в устной речи учителя появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, паузы, повторы.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Такой должна быть речь учителя при объяснении.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Такой устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько самостоятельных.

Многие огрехи письменной речи – функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение пауз, реприз, элементов колебания и т. п. – является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации. В устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Речь учителя все же должна более строго соответствовать литературным нормам, чем речь обывателя.

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (и соответственно звуковой речи) и вторична по отношению к устной речи. С другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения. Благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когданепосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством, т. е. находятся в разных географических точках, и временем. Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения ичасти текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано.

Привожу в качестве примера отрывок из работы «ТЕХНИКА И МЕТОДИКА НАТУРНОГО УЧЕБНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»:

«Под понятием «натурный учебный химический эксперимент» мы подразумеваем средство обучения химии в виде специально организованных и проводимых опытов с веществами (реактивами), включаемых учителем в учебный процесс с целью познания, проверки или доказательства учащимися известного науке химического факта, явления или закона, а также для усвоения обучающимися определенных методов исследования химической науки.

Учебный химический эксперимент следует рассматривать, прежде всего, как дидактический инструмент для достижения главных целей обучения. С помощью химического эксперимента в школе можно учить детей наблюдать явления, формировать понятия, изучать новый учебный материал, закреплять и совершенствовать знания, формировать и совершенствовать практические умения и навыки, способствовать развитию интереса к предмету и т.д.»

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, абзацы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом; официально-деловом и художественном стилях.

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах – «устной и письменной» надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией, мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

Устная и письменная речь

Литературный язык — высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, законодательство, культуру, словесное искусство, делопроизводство, межнациональное общение, бытовое общение.

Отличительной чертой литературного языка является также наличие двух форм речевого высказывания:

Различия

Их названия свидетельствуют о том, что устная речь — звучащая, а письменная речь — графически закрепленная. Это их основное различие.

Второе различие связано со временем возникновения: раньше появилась устная речь. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Третье различие связано с генезисом развития: устная речь — первична, а письменная речь — вторична, т.к., по мнению Христиана Винклера, письменность — это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи.

Английский парламентский деятель Фокс обычно спрашивал своих друзей, если они читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая речь!»

Восприятие этих двух форм высказывания отличается между собой и носит ситуативно-личностный характер. По мнению Хайнца Кюна:

«Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на следующий день в газетах или в парламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения».

Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был хорошим оратором. «Написанное» может быть насыщенным по смыслу; в крайнем случае, если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь — не письмо» — кратко и твердо сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.

Искусство речи является древнейшей из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло видную роль: Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. (С тех времен до наших дней дошло понятие «филиппики».) Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, то под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».

Одно старое изречение гласит:

«Это противный недостаток, если человек говорит, как книга. Ведь хорошо читается любая книга, которая говорит, как человек».

Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует на слушателя не только содержанием и формой, но всей манерой выступления. Речь взаимодействует между оратором и слушателем; создается для определенного мгновения и направлена на определенный состав слушателей.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. С одной стороны, они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи — буквы -обозначают звуки устной речи. Тем не менее, письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речи пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны великие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния.

Устная речь связана не только с личностью (ее направленностью, перцептивной организацией, психическими процессами), но и с невербальными элементами (мимикой, жестами, позами и т.д.). Она также связана со смысловым полем (ведь слово «спасибо» можно сказать с разной интонацией и смыслом), а письменная речь — однозначна по смыслу.

В устной речи возможны «вольности» и отсутствие нормативности (возможны замены слов и фраз, лексиконы, слова-паразиты), а письменная речь нормативна (имеет орфографические и синтаксические компоненты).

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции:

  • устная речь по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы,
  • письменная речь — как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и — в какой-то мере — переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда между близкими людьми достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь -ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, — более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь — это контекстная речь.

Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значение еще и потому, что выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т.д.), которыми так богата устная речь, особенно у некоторых людей, в письменной речи очень ограничены.

Письменная речь требует особенной продуманности, плановости, сознательности. В условиях устного общения собеседник и в какой-то мере даже молчаливый слушатель помогают регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.

Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть:

  • разговорной речью (беседа),
  • ораторским выступлением (доклад, лекция).

Жанрами речи являются монолог и диалог.

Эпистолярный стиль — особый стиль, значительно приближающийся к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда — в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное, шперрунг (поток мыслей).

Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Таким образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную лекцию-речь, доклад от письменной речи, с одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного стиля, с другой, значительно меньше. Это означает, во-первых, что устная и письменная речь — не противоположности, они воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для одной речи, переходят на другую.

Во-вторых, коренные различия между основными типами устной разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звучанием устной речи, но и с различием функций, которые они выполняют (устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и для коммуникативного общения, а письменная речь выполняет другие функций.

Речь устная и письменная 1 класс

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.

Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Устная и письменная речь

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок русского языка 1 класс

УМК «Школа России», «Русский язык» , Канакина В, П., Горецкий В. Г., 1 класс

Данная методическая разработка поможет организовать урок русского языка в 1 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Цель урока- создание условий для формирования первоначального представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения. Применяемые формы и методы работы делают урок интересным и увлекательным. Материал будет полезен начинающим и опытным педагогам.

Тема: Устная и письменная речь.

Цель: создать условия для формирования первоначального представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения

Планируемые образовательные результаты:

Осознание ценности изученного материала.

формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов…….

Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

Уметь различать речь устную и письменную

Ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

Уметь списывать предложения.……

Умение формулировать учебную задачу и удерживать ее.

Умение выявлять проблему.

Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Умение сравнивать, делать выводы.

Умение соблюдения позиции «понимающего»

Умение работать в паре.

Умение в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю.

Оборудование: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 1 класс, карточки с названиями видов речи, мультимедиа

Тип урока: урок изучения нового материала

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Сколько букв в слове аист?

Сколько звуков? Чем отличаются буквы от звуков?

Какой первый звук? Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначим на письме звук а? Буква а. Пропишем эту букву.

На доске: в небе , аист , летает, высоко(Розовые карточки)

Прочитаем запись на доске.

Составьте предложение из этих слов. (Слайд 2)

Вспомним правила записи предложения.

Найдите и подчеркните основу предложения. (Слайд 3)

2) Устная работа

— Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей) Для чего человеку нужна речь?

Вывод: речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми.

II )Самоопределение к деятельности

— Посмотрите на парту .

У каждого на парте (Работа в паре) голубые карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение», «речь про себя»(Слайд 4)

— Определите карточку, на которой записано «лишнее слово». (карточка «предложение»).Покажите ее мне.(Слайд 5)

— Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)А предложение –это то, из чего состоит наша речь.

— Попробуйте разделить эти виды речи на 2 группы.

— Какие группы получились?

По какому принципу вы разделили карточки на две группы?

Назовите мне тему нашего урока? Виды речи

Устная и письменная речь.

— Какие задачи поставим перед собой? (Получить ответ на вопрос: Узнать и запомнить-какой бывает речь? Уметь правильно определять устную и письменную речь.

III . Изучение нового материала

— Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

Что относится к устной речи? Почему? Что относится к письменной речи? Почему?

Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника.

1)Организация восприятия и осмысления новой информации (усвоение исходных знаний). (Работа с учебником с.7 упр. №3)

— Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

— Что такое письменная речь?

— Что такое устная речь?

Рассказали в парах друг другу.

2)Первичная проверка понимания (Работа с учебником с.7 №4)

— Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

— Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? (Нарисованы герои сказки.)

— Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

— Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

— Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

3) Работа с картинками. Соотнеси картинку и назови вид речи.(Слайды)

4)Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.

Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

– Распределите отгадки по столбикам.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Через поле и лесок

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

Листы бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

Интересный сундучок.
Ты не тронешь — он молчок,
Стоит ручку повертеть,
Будет говорить и петь.
Ответ: (Радио)

4)Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (Работа с учебником с.8)

— Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Что такое родной язык?)

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

— Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

— Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

— Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

— На с.8 прочитайте текст под рубрикой «Обрати внимание…»

— Какой вывод вы можете сделать?( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

— Прочитайте сведения о языке. Вывод мудрой черепахи

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.

— Найдите на с.8 словарное слово .Русский язык – это два словарных слова. Написание этих слов мы должны запомнить.(прописать в тетрадях)

Спишите предложение из упр. 5 о русском языке.

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык?(Слайд- многозн. Слова

7. Подведение итогов урока

-Вспомните, какая бывает речь?

-Какую речь мы называем устной?

— Какую речь мы называем письменной?

— Как называется наш родной урок?

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Тест по теме «Речь устная и письменная»

1 . Какие звуковые сигналы можно назвать речью?

 Мама!  Ку-ка-ре-ку!  И-го-го!

2. Дополни предложение: «Устная речь – это речь, которую мы …

 читаем или записываем

 произносим или читаем

 слышим или произносим

3. Какой речью ты воспользуешься, чтобы связаться с другом по телефону?

 устной  письменной  и устной, и письменной

4. Ученик приводил примеры письменной речи. Где правильный пример?

 Саша пишет письмо.

 Марина записывает домашнее упражнение по русскому языку.

 Света пересказывает текст о писателе.

5. Какой язык является государственным языком нашей страны?

 английский язык  русский язык  французский язык

Речь в жизни человека. Речь устная и письменная

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Рис. 1. Речевые действия (Источник)

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

Речь

устная письменная

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество (Источник)

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество (Источник).

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов (Источник)

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия (Источник)

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа (Источник)

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают sмs-сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать… вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать… не говори лишнего.

Бойся вышнего… коли нечего сказать.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Устная и письменная речь

Литературный язык — высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, законодательство, культуру, словесное искусство, делопроизводство, межнациональное общение, бытовое общение.

Отличительной чертой литературного языка является также наличие двух форм речевого высказывания:

Различия

Их названия свидетельствуют о том, что устная речь — звучащая, а письменная речь — графически закрепленная. Это их основное различие.

Второе различие связано со временем возникновения: раньше появилась устная речь. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Третье различие связано с генезисом развития: устная речь — первична, а письменная речь — вторична, т.к., по мнению Христиана Винклера, письменность — это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи.

Английский парламентский деятель Фокс обычно спрашивал своих друзей, если они читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая речь!»

Восприятие этих двух форм высказывания отличается между собой и носит ситуативно-личностный характер. По мнению Хайнца Кюна:

«Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на следующий день в газетах или в парламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения».

Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был хорошим оратором. «Написанное» может быть насыщенным по смыслу; в крайнем случае, если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь — не письмо» — кратко и твердо сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.

Искусство речи является древнейшей из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло видную роль: Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. (С тех времен до наших дней дошло понятие «филиппики».) Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, то под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».

Одно старое изречение гласит:

«Это противный недостаток, если человек говорит, как книга. Ведь хорошо читается любая книга, которая говорит, как человек».

Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует на слушателя не только содержанием и формой, но всей манерой выступления. Речь взаимодействует между оратором и слушателем; создается для определенного мгновения и направлена на определенный состав слушателей.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. С одной стороны, они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи — буквы -обозначают звуки устной речи. Тем не менее, письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речи пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны великие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния.

Устная речь связана не только с личностью (ее направленностью, перцептивной организацией, психическими процессами), но и с невербальными элементами (мимикой, жестами, позами и т.д.). Она также связана со смысловым полем (ведь слово «спасибо» можно сказать с разной интонацией и смыслом), а письменная речь — однозначна по смыслу.

В устной речи возможны «вольности» и отсутствие нормативности (возможны замены слов и фраз, лексиконы, слова-паразиты), а письменная речь нормативна (имеет орфографические и синтаксические компоненты).

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции:

  • устная речь по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы,
  • письменная речь — как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и — в какой-то мере — переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда между близкими людьми достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь -ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, — более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь — это контекстная речь.

Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значение еще и потому, что выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т.д.), которыми так богата устная речь, особенно у некоторых людей, в письменной речи очень ограничены.

Письменная речь требует особенной продуманности, плановости, сознательности. В условиях устного общения собеседник и в какой-то мере даже молчаливый слушатель помогают регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.

Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть:

  • разговорной речью (беседа),
  • ораторским выступлением (доклад, лекция).

Жанрами речи являются монолог и диалог.

Эпистолярный стиль — особый стиль, значительно приближающийся к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда — в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное, шперрунг (поток мыслей).

Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Таким образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную лекцию-речь, доклад от письменной речи, с одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного стиля, с другой, значительно меньше. Это означает, во-первых, что устная и письменная речь — не противоположности, они воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для одной речи, переходят на другую.

Во-вторых, коренные различия между основными типами устной разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звучанием устной речи, но и с различием функций, которые они выполняют (устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и для коммуникативного общения, а письменная речь выполняет другие функций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector