4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великомученик иоанн новый сочавский

Житие святого великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Удивительны, прекрасны и иногда страшны подвиги великомучеников за веру Христову. Чудо состоит не в том, какие именно муки они испытывают. Великое чудо в том, что мучения они переносят радостно, воспевая Имя Христово. Даже страшная боль не сможет отвратить их от истинной веры. Таковым является и житие святого Иоанна Нового Сочаевского, память которого празднуется 15 июня.

Житие Иоанна Сочавского

Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде. Мужчине было около 30 лет, занимался он торговлей, но был христианином и свято верил в Бога.

Однажды он нанял корабль для поездки по торговым делам. Капитан судна которого был своенравным моряком, исповедовавшим язычество. Ему не по нраву пришелся благочестивый пассажир, который стремился помочь каждому, кто испытывал всяческие трудности в пути. Языческой натуре моряка были противны пост и молитва, доброта и всепрощение. Он вступал в спор со святым, пытаясь призвать его к вере в языческих божков, но в прениях всегда проигрывал, что вызывало в нем еще более сильные приступы раздражения.

Вскоре фряг придумал коварный план по уничтожению святого праведника. В тот момент, когда судно причалило к берегу Белграда, он пошел к местному градоуправителю-солнцепоклоннику и оклеветал блаженного Иоанна. Он уверил градоначальника в том, что его пассажир твердо намерен предать Христа и принять ислам.

Он дополнил, что Иоанн — богатый купец и мудрец, поэтому градоначальнику будет почетно, что на его счету окажется такой новообращенный.

Правитель повелел привести к себе Иоанна. Он принял его при множестве народа, с большим уважением и предложил всенародно отречься от православия. Иоанн знал, что в тот момент, когда он произнесет слова, опровергающие ложь капитана, наступит последний миг его земного жития. Он помолился, а потом вслух уличил градоначальника во лжи, указав, что это происки сатаны. Он призвал правителя города принять христианство, на что разгневанный словами Иоанна градоначальник приказал растянуть мужчину на земле и что есть силы бить его тело палками. От сильнейших ударов его кожа рвалась на куски, он получал такие увечья, от которых должен был тут же умереть.

Но Иоанн молился и благодарил Творца за возможность искупить грехи. Едва живого мужчину связали и бросили в темницу.

Окончание земного пути

Рано утром градоправитель приказал привести к нему мученика. Увидев его изможденного, но с просветлевшим ликом, он вновь рассвирипел. Иоанн произнес, что если мучитель приготовил ему новые муки, то пусть продолжает истязания. Разъяренный великой силой духа святого, мучитель приказал привести дикого коня, привязать Иоанна к его ногам и на полном скаку волочить его тело по улицам Белграда. Но случилось так, что один из иудеев взмахом меча отрубил святому голову.

По аналогии с Иоанном Крестителем, который окончил земной путь от усекновения святой главы своей мечом, Иоанна Сочавского стали называть Иоанном Новым.

Читайте о других христианских мучениках за веру:

Произошедшее чудо

Тело убиенного пролежало ночью на городской площади. Из-за боязни никто из христианского населения не посмел взять тело и похоронить. Но все видели зажженные лампады рядом с телом Иоанна. Трое мужчин в светящихся одеяниях воспевали над покойным заупокойные песни и псалмы.

Один из наблюдавших чудо иудеев решил, что трое мужей — это православные священники, пришедшие забрать тело для погребения. Он взял дома лук и стрелы, натянул тетиву и застыл в этой позе. Так он простоял до рассвета.

Утром исчезли лампады и мужья, но «стрелок» так и оставался недвижимым.

Любопытные люди подходили к нему и интересовались произошедшим, так что иудею пришлось рассказать им всю правду. Невольно он свидетельствовал во Славу Господню и случилось чудо — неведомая сила, ранее сковавшая его члены, отпустила тело и он смог расслабить руки.

Слух о страшном чудотворении дошел до мучителя-градоправителя. В страхе наказания Божиего, он разрешил верующим похоронить тело Иоанна в соответствии с христианскими традициями. Мученика с почестями погребли близ местной православной церкви.

Через некоторое время капитану-язычнику, который сдал святого Иоанна на растерзание белгородскому градоправителю, стала известна история гибели мученика. Он принес покаяние и принял решение привезти тело усопшего на родину в качестве святыни. Но мученик Иоанн явился в сонном видении настоятелю храма, возле которого он был погребен и рассказал о готовящемся преступлении.

Тогда прихожане приняли решение возложить святые мощи на алтарь храма, где они пролежали 70 лет.

Сила чудотворных мощей

Много чудес совершалось над нетленным телом мученика: сиял яркий свет, периодически появлялся огненный столп подобный тому, который сиял на площади. Мощи источали благоуханный аромат и при них случались исцеления.

О происходящих чудесах в 1402 году узнал правящий в те времена Молодовлахией воевода Александр. Он желал привести святые мощи к себе, на что белградские христиане дали свое согласие. Встреча нетленного тела святого мученика сопровождалась каждением, множеством свеч в руках встречающих, христиане были полны великой радости.

Мощи были положены в главной церкви города Сочавы, а святой Иоанн стал покровителем города. В 1589 году правитель Богдан III возвел новый собор и чудотворные мощи с почестями были перенесены в его стены.

При наступлении татар на Сочаву митрополит Анатолий вместе со всем городом молился пред мощами. С ними был совершен крестный ход, нетленное тело везли на повозке. Но дабы сберечь мощи, христиане приняли решение укрыть повозку в цитадели, но она оказалась недвижимой. Наутро Спаситель послал сильнейший ливень на город, река вылилась из берегов и в порывах дождя и шквалистого ветра татары отступили, не имея возможности передвижения по городу.

В 1686 году Ян Собенский со своим войском перевез святые останки в Польшу. Там они покоились почти 100 лет и являли миру чудеса Господни. Причем к силе чудотворных мощей прибегали представители католицизма. В 1783 году мощи вновь вернулись на родину в Сочаву.

Интересно. Среди многочисленных чудотворений по мольбам к мученику Иоанна особо примечательно чудо, случившееся с одной знатной дворянкой. Она решила тайно похитить частицу мощей святого и оторвала частичку его пальца. Попытки отправиться домой не увенчались успехом, потому что ее повозка застыла как вкопанная. Женщина поняла свою провинность, принесла раскаяние и вернула украденную часть пальца.

И до сих пор множество людей благодарят святого Иоанна за исцеление от слепоты глаз, немоты языка, паралича конечностей.

Молитвенные просьбы

Святой великомученик Иоанн Сочавский помогает предстательством перед Господом Богом не только людям, занимающимся торговлей и бизнесменам.

К нему стекаются реки молитвенников ради разрешения различных нужд:

  • проблемы со здоровьем;
  • невозможность зачатия;
  • распри в семейных отношениях;
  • испорченные отношения с детьми-подростками;
  • происки темных сил;
  • помощь в поиске работы;
  • защита от искушений;
  • наставление на путь истинный.

Еще о православных молитвах на все случаи жизни:

Какие существуют изводы иконы

Иконография образа Иоанна Нового краткая. Обычно святой изображается как молодой мужчина с пышными локонами волос и бородой. В одной руке он удерживает Святое Распятие, другая же рука поднята в благословляющем паству жесте.

На изводах с иконы святой иногда изображается держащим в руке свиток с текстом Святого Евангелия. Его образ символизирует преданность Иоанна духовным святыням.

Мощи

В настоящее время его тело покоится в Румынии в городе Сучаву в храме святого Георгия. На месте первого захоронения святого восстановлена часовня. Частица его мощей находится в этом же городе в Свято-Вознесенском соборе.

И до наших дней дошла слава о чудесах и исцелениях, происходящих от мощей святителя, претерпевшего сильнейшие муки своего тела во Славу Господа. Несмотря на нечеловеческие мучения, Иоанн Новый остался верен Спасителю, тверд характером и чист душой, за что ему была дарована великая слава как на небе, так и на земле.

ИОАНН СОЧАВСКИЙ

Великомученик Иоанн Новый родился в благочестивой христианской семье в городе Трапезунде около 1300 года. Как и отец, он занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле из родного города в Белгороде Босфорском, находившийся в те времена под властью татар-идолопоклонников. Во время плаванья по Черному морю Иоанн вёл беседы о вере с венецианским купцом Реизом (Reiz). [5] Видя себя посрамленным в споре, венецианец затаил злобу на святого и решил отомстить ему.

По пребытии в Белгород венецианец объявил знати города, что Иоанн намерен отречься от Православной веры. Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к ним, похулив веру во Христа. Святой же тайно молился, призывая на помощь Господа, и Он дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями. Наконец, один еврей схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову. Великомученик отошёл ко Господу в тридцатилетнем возрасте, в 1330 году.

Почитание и чудеса

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было с честью погребено при местной православной церкви.

Венецианец, предавший святого Иоанна на муки, замышлял украсть его тело из могилы. Но ночью, пока тот копал землю, святой Иоанн явился во сне пресвитеру Белгородского храма и воспрепятствовал этому. Священник спас святые мощи и перезахоронил их в алтаре храма. Здесь они пребывали 70 лет, совершая много чудес и исцелений.

Когда митрополит Молдавский Иосиф узнал о чудесах исходящих от святых мощей, он убедил благочестивого господаря Александра Доброго перенести их в столицу Молдавского княжества, Сочаву. Господарь отправил посольство из вельмож, духовенства и воинов с княжеской повозкой для того чтобы выкупить святые мощи. Когда посольство с мощами приблизилось к Сочаве, митрополит и господарь и весь народ вышли навстречу и прославили святого мученика. 2 июня 1402 года мощи святого Иоанна с большой честью были положены в соборной Мирэуцкой церкви и многие получили тогда от них чудесные исцеления. С тех пор святой великомученик Иоанн Новый почитался покровителем молдавского народа и стал именоваться Сочавским.

В 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор построенный господарем Богданом III. В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику, митрополит Анастасий (Крымца) отслужил всенощную службу и убеждал верных молить Бога о милости. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами, их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же, заступничеством святого, Бог послал шквальный дождь и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили.

В 1686 году, мощи святого, вместе со святителем Досифеем Молдавским и многими богатствами, были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву. В течении 97 лет они пребывали здесь, твроя многие чудеса, так что как православные так и римо-католики прибегали к заступничеству святого.

13 сентября 1783 года, благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея, эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы.

Из множества чудес связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие в 1898 году, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Её повозка не могла стронуться с места до тех пор пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многия свидетельства чудесных исцелений он слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960-х годах по молитвам святого.

Празднование святого великомученика Иоанна в Румынской Православной Церкви – один из величайших праздников, особенно в день памяти 24 июня, когда ежегодно совершается паломничество в честь святого.

Житие святого Иоанна написал Григорий (Цамблак) [6].

Использованные материалы

  • Ioanichie (Bălan), archim., Romanian Patericon. Saints of the Romanian Orthodox Church, vol. 1, Platina, Ca., St. Herman of Alaska Brotherhood, 1996, 118-127.
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1214.htm
  • Saint Herman Calendar 2008, 53.
  • Страницы греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
    • http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3534/sxsaintinfo.aspx
    • http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3768/sxsaintinfo.aspx
  • Комментарий читательницы Татьяны

[1] Германовский календарь указывает кончину в 1332 году. См. Saint Herman Calendar 2008, 53.

[2] Воспоминание избавления Сочав от татарского нашествия по молитвам святого в 1622 году. Память включена в месяцесловы Румынской, Греческой, Русской Православных Церквей.

[5] В другой версии жития говориться что оппонентом святого был капитан корабля. См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1214.htm .

[6] Оно сохранилось в сборнике Епархиального собрания (ГИМ, № 371).

ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ

[Белградский, Белгородский, Аккерманский, Трапезундский] († ок. 1330), вмч. (пам. 2 июня), особо почитаемый Румынской и Русской Православными Церквами. Биографические сведения об И. Н. весьма скудны и ограничиваются содержанием его слав. Жития. И. Н. был греч. купцом из Трапезунда (ныне Трабзон, Турция). Во время поездки по торговым делам в Сев. Причерноморье католик, владелец корабля, на к-ром плыл И. Н., возможно, видя в нем конкурента, оклеветал его перед градоначальником («епархом») — «персом» в «Белом городе» (Аккерман, Монкастро, Маврокастро; ныне Белгород-Днестровский, Украина), сообщив, что И. Н. хочет отречься от христианства и обратиться к распространенной в тех местах вере солнцепоклонников (при этом назвал его знатным вельможей: «. ничим же не вторый в первых вельможах Трапизонтея града»). Услышав это, «епарх» приказал И. Н. публично отречься от Христа. Степень исторической достоверности данного пассажа вызывает сомнения. Хотя среди населения средневек. Аккермана были выходцы из Ср. Азии (см.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 79-80) и можно предположить в их числе наличие солнцепоклонников (напр., хорезмийцев), однако, с одной стороны, описываемое время (правление хана Узбека, 1313-1342) было периодом активного утверждения ислама в Золотой Орде, во владениях к-рой находился Белгород (чему сопутствовала борьба с язычеством в разных его проявлениях), с другой — активный прозелитизм несвойственен язычеству. Поведение язычников-солнцепоклонников в Житии И. Н. соответствует модели поведения мусульман в Житиях балканских новомучеников XVI в. В житийных циклах икон XV-XVII вв. мучители И. Н. изображаются турками в типичных мусульманских одеждах. Когда в ответ И. Н. обличил поклонников солнца и звезд, «епарх» приказал подвергнуть его мучениям — бить до полусмерти суковатыми жезлами, а затем бросить закованного страдальца в темницу. Наутро последовали новые уговоры с обещанием скорого исцеления ран умелыми врачами. После повторного отказа мученика избили еще более жестоко и привязали к хвосту свирепого дикого коня, которого пустили по улицам города. Во время этого иудеи подвергли И. Н. поруганию, а один из них отрубил ему голову мечом. Тело страстотерпца оставили непогребенным. Ночью на этом месте чудесным образом явились многочисленные возженные лампады, некие световидные мужи совершали богослужение и каждение, а над телом святого встал огненный столп до небес. Один из иудеев, живший поблизости, решил, что к останкам святого пришли правосл. священнослужители с целью предать их земле по христ. обряду. Вооружившись луком, он хотел выстрелить, но его руки приросли к оружию, от которого он смог освободиться только наутро, рассказав о случившемся. Напуганный этим известием градоначальник приказал похоронить тело мученика местным православным, к-рые и совершили торжественное погребение (вероятно, близ храма).

Через неск. дней владелец корабля пытался завладеть останками святого и раскопал могилу. Однако мученик явился во сне пресвитеру этой церкви и сообщил ему «се бо украсти мя хотят». Тот устремился к церкви и «обрете гроб раскопан и тело без мала не отнесено». С помощью единоверцев ему удалось изгнать похитителей. Спасенные мощи И. Н. были положены в алтаре храма, где они пребывали более 70 лет.

В 1402 г. мощи И. Н. были торжественно перенесены из Белгорода в столицу Молдавского княжества Сучаву и положены в соборной церкви, в церемонии участвовали господарь Александр Добрый и митр. Иосиф. Во время перенесения мощей совершались многочисленные чудотворения. И. Н. стал для Молдавского княжества национальным святым, небесным покровителем страны, ее народа и правителей.

Во 2-й пол. XV в., вероятно в правление господаря св. Стефана III Великого, для мощей И. Н. была сооружена серебряная позлащенная рака со сценами жития мученика ( Voinescu. 1964; Idem. 1965; Бакалова. 1991). В 1686 г., во время похода в Молдову польск. армии во главе с кор. Яном II Собеским, мощи И. Н. были перенесены молдав. митр. Досифеем в Стрый, где они находились до 1691 г., а оттуда — в Жолкву. В Сучаву (вошедшую после войн с Турцией в состав монархии Габсбургов) мощи возвратились в 1783 г. по указу имп. Иосифа II.

Агиография

Житие И. Н. написано ок. 1402 г. в связи с перенесением его мощей мон. Григорием, «игуменом обители Пантократоровой и пресвитером Великой церкви Молдовлахийской», к-рого большинство исследователей (обзор мнений см.: Бегунов. 2005. С. 33-34, 70-72; Thomson. 1998; Он же. 2001) отождествляют с буд. митр. Киевским Григорием Цамблаком. Это отождествление периодически оспаривалось (напр.: Thomson. 1998; Он же. 2001), однако аргументы скептиков не могут быть признаны убедительными (см.: Бегунов. 2005. С. 70-72). В частности, эти исследователи игнорируют несомненную принадлежность одному автору служб И. Н. и кор. мч. Стефану Дечанскому ( Кожухаров. 2004. С. 179-192, 206-212). Внешне убедительным выглядит аргумент о простоте стиля Жития, несвойственной Цамблаку (см., к примеру: Томсън. 2001. С. 70-73), однако подобная особенность может объясняться ориентацией автора на неподготовленных читателей и слушателей, для к-рых слав. язык был неродным. Отрицание авторства Цамблака приводит на практике к появлению соименных двойников, одинаково именующих себя в заглавиях своих сочинений. При этом румынскими авторами осознанно или подспудно движет стремление поставить у истока национальной лит-ры не заезжего правосл. космополита, а соотечественника.

Житие И. Н. сохранилось в большом количестве списков XV-XVIII вв. (вероятно, не менее 60) преимущественно рус. происхождения (см.: Бегунов. 2005. С. 95-96). Старшие списки славяно-молдав. происхождения переписаны известным монахом-книгописцем Гавриилом Уриком: Архив СПб. ФИИ РАН. Колл. Н. П. Лихачева. № 364 (1-я треть XV в., без конца); Бухарест. БАН Румынии. Слав. № 164 (1438 г.), № 314 (1450 г.). Старший рус. список входит в состав Минеи служебной 20-е гг. XVI в. на июнь (Вильнюс. БАН Литвы. № 169).

В XVII в. Житие И. Н. дважды переводилось на румын. язык: в нач. столетия (Бухарест. БАН Румынии. Рум. № 34 — см.: Яцимирский. 1904. С. 462-463) и позднее митр. Молдавским свт. Варлаамом. Оно было опубликовано в последнем переводе в составе «Евангелия учительного» (Cartea româneasca de învăţătură — Cazania lui Varlaam) митр. Варлаама (Яссы, 1643), неоднократно переиздававшегося и позднее ( Бегунов. 2005. С. 95).

Осуществлялись в это время и переводы Жития на греч. язык: Никифором, патриархом Александрийским, Мелетием Сиригом, К-польским патриархом Каллиником III (1757) и прп. Никодимом Святогорцем ( Гонис. 1984; Бегунов. 2005. С. 94). Службы И. Н. на греч. языке были составлены в XVI в. Иустином Декадионом (Венеция, 1792) и в сер. XVII в. патриархом Александрийским Никифором (Яссы, 1819).

Помимо пространного Жития И. Н. митр. Григорий Цамблак написал также краткое Житие «Афлисис» с проложным стихом в начале текста. Оно читалось по 6-й песни канона во время богослужения. Мнение А. И. Яцимирского о том, что «Афлисис» был написан в 1534 г. нямецким игум. Феодосием ( Яцимирский. 1906. С. LIV; Бегунов. 2005. С. 213) в наст. время опровергнуто в связи с датировкой вильнюсского списка памятника 20-ми гг. XVI в. Проложное Житие сопровождает не все списки службы И. Н., из многих русских оно исключено.

В 1534 г. игум. Вознесенского Нямецкого мон-ря Феодосием на основании Жития было составлено Похвальное слово И. Н., не получившее распространения в рукописной традиции (содержится в прибавлении 1574 г. к молдав. Минее служебной на май 1467 г. (РГБ. Унд. № 81)).

Почитание на Руси

История почитания И. Н. в Московской Руси и на территории буд. Украины и Белоруссии принципиально отличаются друг от друга. Начало и конкретные обстоятельства этого процесса в первом случае никак не засвидетельствованы. Нельзя согласиться с мнением Ф. Г. Спасского, предложившего связывать распространение культа И. Н. в восточнослав. землях с деятельностью Григория Цамблака в качестве митр. Киевского ( Спасский. 2008. С. 37-38). Известные на сегодняшний день факты наглядно свидетельствуют, что пространные южнослав. Жития (к каковым можно отнести и Житие И. Н.) получают на Руси известность не ранее кон. XV в. ( Турилов А. А. К вопросу о периодизации русско-южнослав. лит. связей XV-XVI вв. // Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 68-74; Он же. 2001. С. 252-254). Аргументом против данной версии служит то обстоятельство, что в западнорус. землях, где было заметно влияние Цамблака, почитание И. Н. в XV в. не прослеживается. Более вероятно предположение, что почитание И. Н. (и соответствующие тексты) получило распространение в Московской Руси, минуя Западнорусскую митрополию, в посл. четв. XV в., когда между Молдавским княжеством и Великим княжеством Московским был заключен военно-политический союз, скрепленный в 1483 г. браком наследника престола Иоанна Иоанновича Молодого и дочери господаря Стефана Великого Елены. Старший известный рус. список службы И. Н., включающей также оба Жития (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 169. Минея служебная на июнь), вероятно новгородского происхождения ( Турилов. 2001. С. 251-252; ср.: Темчин. 1997. S. 163-169, 171) и датируется 20-ми гг. XVI в. ( Морозова Н. Кириллические рукописные книги, хранящиеся в Вильнюсе: Каталог. Вильнюс, 2008. С. 60). Во всяком случае в кон. 30-х гг. XVI в. Житие И. Н. и служба ему были настолько известны в Новгороде, что они составили лит. основу соответственно рус. Жития новомученика Георгия Нового Софийского, написанного по поручению архиепископа (впоследствии митрополита) Макария иером. Илией, и службы ему, созданной псковским свящ. Василием (в монашестве Варлаам) ( Калиганов. 2000. С. 61-64, 406-415). Одновременно Житие И. Н. включается в состав ВМЧ и оттуда переходит во все позднейшие минейные собрания XVI-XVII вв.: Чудовские (ГИМ. Чуд. № 315, 1600 г.), Тулуповские (РГБ. Троиц. № 679, 1627-1632 гг.) и Милютинские (ГИМ. Син. № 806, 1646-1654 гг.) Минеи-Четьи. Несколько сокращенный вариант Жития был включен в Пролог 1643 г. (и в позднейшие его издания — см.: Кенанов Д. Старобългарски текстове и южнославянски теми в печатния Пролог // Krakowsko-Wileńskie studia slawistyczne. Kraków, 1997. T. 2. С. 261). Через посредство ВМЧ Житие вошло также в состав «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского, июньско-августовский том которой был издан в 1705 г. В XIX в. Житие было переведено на русский язык в составе «Книги житий святых».

С сер. XVI в. служба И. Н. широко распространяется в составе «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на Московских Соборах 1547-1549 гг. В 1-й пол. XVII в. канон И. Н. почти дословно (сохр. даже именной акростих по богородичнам) был использован при написании канона вел. кн. Георгию Всеволодовичу ( Спасский. 2008. С. 38, 141-142; Кожухаров. 2004. С. 189-190).

Во имя И. Н. был крещен старший сын царя Михаила Феодоровича Романова, родившийся в 1633 г. и умерший в 1636 г. Сохранилась его мерная икона, написанная в 1633 г. (Архангельский собор Московского Кремля. Инв. Ж 550-1/2), в драгоценном окладе с изображением небесного покровителя ( Меняйло В. А. Русская иконопись в 1-й пол. XVII в. // Она же. Иконописцы царя Михаила Романова: Кат. М., 2007. С. 124-125. № 47).

С этим событием связано посвящение престола И. Н. в составе архитектурного комплекса дворцового Верхоспасского собора («Спас за золотой решеткой») в Московском Кремле — «Иоанн Белгородской, что в Верху». Большие работы по украшению интерьера вновь отстроенного в 70-х гг. XVII в. храма велись в 1678-1680 гг. Храмовый житийный образ («страсти») был выполнен Феодором Евтихием Зубовым ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 254-255).

На правосл. землях Речи Посполитой почитание И. Н., судя по рукописной традиции службы ( Kuczy ń ska. 19913. S. 27-30; Naumow. 1996. S. 51-53), получило распространение только в кон. XVII — XVIII в. по преимуществу в Галиции в связи с перенесением мощей из Сучавы в 1686 г. Житие, по всей вероятности, было здесь известно только в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского.

Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский — покровитель торгующих

Пятнадцатого июня ежегодно отправляются караваны автобусов и автомобилей разных марок в город Белгород-Днестровский, что под Одессой. Практически все пассажиры — это не совсем богомольцы, и не совсем паломники. Это — бизнесмены самого разного уровня. Всех их объединяет стремление получить помощь в делах у великомученика Иоанна Сочавского, считающегося покровителем торгующих. Для этого во множестве собирается деловой люд и возле источника в пригороде Белгород-Днестровского, названного в память о великомученике Иоанне Сочавском, и в городском кафедральном Свято-Вознесенском соборе, где находится частица мощей этого святого.

Конечно, 15 июня — знаменательный день не только для одесских торговцев, но и для духовенства Белгород-Днестровского, ибо пожертвования бывают весьма значительными. И это правильно, т.к. чего не сделаешь, чтобы улучшить положение дел в наше сложное, кризисное время. Все было бы замечательно, если бы бизнес-паломники одного дня знали хоть что-либо о святом, жившем в XII веке и принявшем мученический венец именно в этом древнем историческом месте. Автор данной статьи ставит перед собой именно такую, просветительскую, цель. А еще — пусть православный народ знает о Белгород-Днестровском, замечательном городе в Бессарабии, пусть едут сюда паломники за благодатью Божией и не только в день памяти святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, а постоянно, круглый год. Ведь здесь такие потрясающе красивые места, святой источник с удивительной историей и подземным храмом. Наконец, здесь живут память и дух православного святого, замученного мусульманами и иудеями за веру во Христа. И, конечно же, торговый, деловой люд пусть едет в древний Белгород-Днестровский за особой молитвой об успехе в своем малом, среднем и большом бизнесе. Господи, благослови! Итак, средневековье, XII век. По Черному морю, а тогда оно называлось Русским, идет торговый корабль. Команда и пассажиры — а это, в основном, купцы — многонациональная. Среди них молодой человек из города Трапезунд (нынешний турецкий Трабзон), который ведет себя как-то странно: не ест мяса и другой пищи животного происхождения, — говорит, что сейчас пост; не принимает участия во всеобщих увеселениях, помогающих скоротать время в пути, да еще и молится регулярно.

Этот человек — христианин, что было очевидно. Но среди купцов были и вездесущие венецианцы. Они тоже христиане, но не православные, как Иоанн, о котором и была речь выше, а римо-католики. Один из таких купцов — в истории сохранилось его имя — Реиз — затеял «богословский спор» с Иоанном. Цель его была не в поиске истины, а в желании посмеяться над святой православной верой, что называется, «уловить в словах» купца-схизматика, обидеть и унизить его. Но все получилось с точностью до наоборот: доброжелательный Иоанн с помощью Божией легко обошел в споре венецианца, доказав небесность Православия и чисто земное происхождение римо-католической церкви и ее учения. Взбешенный венецианец решил расправиться с ненавистным конкурентом, а помощником в этом неблаговидном деле ему стал капитан корабля.

Корабль негоциантов бросил якорь у стен города Аккерман, власти которого исповедовали ислам, а среди жителей было немало иудеев. Желая расправиться с конкурентом-схизматиком венецианец Реиз в компании капитана корабля отправился к градоначальнику и сообщил, что среди прибывших купцов есть один православный из Трапезунда по имени Иоанн, который желает принять ислам. Надо ли говорить, как обрадовался градоначальник такому известию, и как он был взбешен, когда этот православный купец отказался отречься от Христа. Иначе как бешенством поведение мучителей назвать нельзя — они избивали святого Иоанна палками из шиповника, до такой степени, что плоть страстотерпца разлеталась по месту мучения. Местное население, собравшееся на зрелище, что было не редкость в те суровые времена, было возмущено несправедливостью палачей по отношению к ни в чем не повинному человеку. Пытку приостановили, а великомученика, непрерывно молитвенно призывавшего Христа, бросили в темницу, откуда утром следующего дня его привели совершенно целым, здоровым и с просветленным неземной радостью лицом.

Бешенство мучителей усилилось, — Иоанна избили до такой степени, что стали видны внутренности. Тогда местные зеваки опять возмутились не виданной прежде жестокостью. И палачи привязали святого великомученика за ноги к хвосту лошади, а животное пустили по улицам города. Местные иудеи, выйдя из своих домов, бросали камни в страдальца Христова, а один из них, изловчившись, отрубил Иоанну голову. Тело великомученика отвязали и оставили лежащим на улице, тут же осталась и отрубленная голова. Местные христиане не решались взять и похоронить святые мощи.

Настала ночь. Местные жители были удивлены видением светящегося столпа и множества горящих лампад над телом великомученика, а три светоносных мужа совершали пение псалмов и каждение. Тогда иудей, отрубивший голову святому, решил, что это местные христиане пришли, чтобы похоронить православного купца, он схватил лук, стрелы и выбежал на улицу. Натянув тетиву, несчастный выпустил стрелу, но она не улетела, а он сам оставался неподвижным до самого утра, пока не рассказал жителям города о случившемся. Градоначальник был поражен этим рассказом и повелел похоронить святого великомученика с честью в местном православном храме. Однако, купец-венецианец, предавший Иоанна, не успокоился и решил выкрасть тело из могилы. Когда Реиз ночью уже раскапывал захоронение, святой великомученик Иоанн явился местному православному священнику, и тот успел спасти святые мощи, перезахоронив их под алтарем. Это был небольшой греческий храм, действующий и сегодня.

В последующие века мощи великомученика Иоанна неоднократно переносились, даря людям по вере их многие чудеса. В числе таких городов была и тогдашняя столица Молдавского княжества — город Сочава. Поэтому великомученика Иоанна Нового наименовали Сочавским и стали почитать как покровителя молдавского народа. Мощи великомученика становились и военным трофеем, — так они были захвачены в XVII веке польскими войсками Яна Собеского и на протяжении 97 лет пребывали в пленении в городе Жолква, источая, тем не менее, чудеса исцелений и православным, и католикам, прибегавшим к молитвенной помощи святого великомученика Иоанна Нового. Затем они вернулись в Сочаву. И только в 1884 году частица мощей была перенесена в Аккерман, место мученического подвига святого. Святыню положили в серебряный ковчег, где первоначально пребывали все мощи, и положили в той же греческой православной церкви. Ныне частица мощей пребывает в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Белгород-Днестровский. Такое имя носит сегодня древний Аккерман.

Особо православными богомольцами и паломниками почитается и источник святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, расположенный немного южнее Белгорода-Днестровского. По местной легенде он возник по молению местной девушки, красавицы Параскевы, происходившей из бедной христианской семьи, которая не желала становиться наложницей местного градоначальника-мусульманина. Преследуемая евнухами, Параскева по воле Божией, была поглощена разверзшимся под ее ногами камнем, а из него забил источник целебной воды. По преданию, святой великомученик Иоанн Новый Сочавский приходил сюда за водой, потому источник назвали в его память. Многие богомольцы получают здесь исцеление от недугов. Во времена гонений на Церковь святой источник был засыпан землей. Но один из рабочих положил на его месте большой камень, чтобы потомки смогли найти и вернуть святыню людям. Так и случилось, а камень тот и сегодня напоминает нам о вере и мужестве наших православных отцов и дедов.

Нынче источник благоустроен. Есть и купель, и специальное помещение с кранами, где можно набрать воды в емкости и увезти с собой. Здесь действует подземный храм святого великомученика Иоанна Сочавского, украшенный мозаичной иконой православного купца- исповедника из Трапезунда. Очевидно, что по торговым делам он неоднократно посещал Аккерман, но Господь благословил его принять мученический венец в том, последнем плавании.

Пусть же не только пятнадцатого июня, и не только торгующие призывают молитвенную помощь святого великомученика Иоанна Сочавского, пострадавшего от клеветы и зависти, но твердого в вере православной, тем и стяжавшего великую милость у Господа и Бога нашего Иисуса Христа помогать страждущему человечеству. По вере нашей и будет нам!

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святой родом из Трабзона

В 2014 году я побывал в Турецком городе Трабзон.

Портовый город на Чёрном море у устья реки Мучки, в котором в настоящее время проживают 427.000 человек.

В городе сохранился ряд памятников византийской архитектуры, включая бывший собор св. Софии, Панагия Хризокефалос (теперь мечеть Фатиха), церкви Св. Анны и Св. Евгения (теперь мечеть Йени Джума), а также городские стены. Имеется российское консульство .

Именно в этом городе, который в те времена, в 14 веке, назывался Трапезунд, родился православный святой великомученик, празник которого Православная Церковь празднует 15 июня, Святой Иоанн Новый Сочавский.

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Святой Иоанн часто по торговым делам плавал на коробле, отправляясь от берегов Трапезунда.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на. корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа. Господь дал святому мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову .

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Сочава — это современный город Сучава в Румынии. Именно в Румынии сейчас и находятся мощи великомученника Иоанна Сочавского родившегося и проживавшего в Трабзоне.

Сучава становится в 1401 г. резиденцией митрополита Молдавии. В эти же годы сюда были вывезены останки великомученика Святого Иоанна Нового, или Иоанна Трапезундского — греческого купца, замученного татарами в конце XIV века. Святой Иоанн Новый стал покровителем Молдавии. Вокруг могилы святого в Сучаве был построен храм митрополии. Это связало Сучаву не только с Константинополем (Стамбулом), но и с Трапезундом (Трабзоном).

Все последующие господари Молдавии, вплоть до XIX века, приносили ежегодно дары греческому монастырю Панагия Сумела южнее города Трабзона .

В 1565 г. под турецким давлением столица была перенесена в Яссы. Иоанн Новый замучен в городе, который в настоящее время называется Белгород-Днестровский. Там и был похоронен (место погребения сохранилось до наших дней) до перенесения мощей в Сучаву.

В 1912 году в Трабзоне и районе проживали: мусульмане — 89 225 чел., греки — 38 625 чел., армяне — 11 915 чел. В начале ХХ века в городе Трабзон и его близлежащих сёлах насчитывалось 89 действующих армянских церквей. Все они были разрушены на протяжении ХХ века. Сегодня в Трабзоне уже ни чего не напоминает о жизни в этом городе святого великомученика Иоанна Сочавского.

В то время как в Румынии и Молдавии этот святой очень известный и популярный. Этот святой покровительствует Молдавскому государству.

Не менее великое почитание святого было и на Руси. Уже в середине 16 века святому великомученику Иоанну Сочавскому на территории современной России происходили торжественные богослужения.

Какой почёт и духовную силу имел этот святой на Руси видно из того, что первый русский Царь династии Романовых, Михаил Фёдорович Романов своего старшего сына назвал Иоанном и он был крещён в честь Великомученика Иоанна Сочавского . Правда этот царственный ребёнок прожил всего три года, родился в 1633 году и умер в 1636 году.

Но в Архангельском соборе Московского Кремля и по сей день храниться мерная икона в драгоценном окладе, небесного покровителя царевича-младенца Иоанна Михайловича Романова.

Кроме того, рождению и крещению Иоанна Михайловича Романова в Дворцовом Верхоспасском Соборе Московского Кремля, был освещён престол одного из пределов в честь великомученика Иоанна Сочавского.

Святой великомученик Иоанн изображается человеком средних лет с довольно короткой окладистой бородой, в мирском облачении, с крестом в правой руке и мечом в левой — символами мученической кончины святого.

Сохранилась в России житийная икона святого Иоанна 30х годов 17 века долгое время ошибочно считавшаяся образом мученика Иоанна Воина . Икона происходит из придела во имя святого великомученика Иоанна московской церкви Гребневской иконы Божией Матери, устроенного в честь небесного покровителя царевича Иоанна Михайловича, и, вероятно, была написана к освящению престола 29 мая 1635 г. Она имеет значительные утраты красочного слоя, особенно на житийных клеймах на левом поле. Святой Иоанн изображен в рост в синем хитоне, препоясанном полосатым кушаком, и в красном гиматии. В правой руке держит крест, в левой — свиток. Средник окружают 16 клейм с подробными надписями на фоне: «Рождество Иоанна», «Крещение», «Прение о вере с итальянским купцом во время плавания в Белгород», «Купец доносит правителю города о желании Иоанна отречься от веры», «Иоанна приводят к правителю, и он исповедует христианство», «Иоанна избивают палками», «Иоанн перед правителем после пыток», «Иоанна заточают в темницу», «Иоанн перед правителем вновь отказывается отречься от веры» (изображение утрачено), «Иоанна, привязанного за ноги к коню, волокут по городу», «Усекновение главы», «Ангелы поют над телом Иоанна», «Некий иудей хотел застрелить «световидных мужей»», «Отпевание Иоанна», «Погребение Иоанна».

В настоящее время, Святой Иоанн Сочавский считается покравителем всех торговцев и помогает благочестивым христианам в делах торговых.

Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский

Я помогаю священникам служить молебны в Богоявленском кафедральном соборе. До начала этого маленького богослужения нужно составить список святых, которым верующие заказали молебен. Каждому святому молятся в какой-то определённой нужде: болящие — святому великомученику и целителю Пантелеимону об исцелении; учащиеся — святому преподобному Сергию Радонежскому об успешной учёбе; мамы — Пресвятой Богородице, именуемой «Млекопитательницей», о детках. Вот далеко неполный список святых, которым нужно молиться за кого-то или в какой нужде >>>>>>>>.

Обратила внимание, что некоторые заказывают молебен святому великомученику Иоанну Новому Сочавскому. Этому святому молятся люди, занимающиеся бизнесом и предпринимательством. Многие наши благотворители тоже предприниматели, но они, к сожалению, не знают, что небесный покровитель торговых и коммерческих дел — святой великомученик Иоанн.

Предприниматели, которые приходят к нам в собор на водосвятный молебен, уносят с собой бутылку с освящённой водой и окропляют ей свои офисы и производственные помещения, чтобы благодать Святаго Духа и помощь св. вмч. Иоанна помогали им в их созидательных делах.

Часто новым друзьям «Русской Берёзы» — добрым людям предпринимателям мы рассказываем о св. вмч. Иоанне и советуем обращаться к нему за помощью и покровительством. По символической случайности наш фонд был зарегистрирован 15 июня (по новому стилю) — в день памяти св. вмч. Иоанна. Может быть поэтому среди наших друзей столько деловых людей. Именно так называли на Руси купцов, фабрикантов, заводчиков — людей ДЕЛА И СОЗИДАНИЯ.

Жизнеописание этого святого, принявшего мученическую кончину за Христа и Православную веру, мы приводим в нашем народном журнале «Русская Берёза», дабы все деловые люди знали, кто является их небесным покровителем, к кому в трудную минуту прибегать за помощью.

День памяти — 2 июня (по старому стилю)

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на. корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» ( Мк. 13,11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Тропарь
Великомученику Иоанну Новому, Сочавскому

Житие на земли добре окормляя, страдальче,

милостынями, и частыми молитвами, и слезами,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×