0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и формы девиантного поведения

Виды и формы девиантного поведения;

Исходя из целей и направленности девиантного поведения, можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.). Поведение, относящееся ко второму типу, наносит вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Третий тип отклоняющегося поведения, связанный с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьезным негативным последствиям для общества (убийство, терроризм и т. п.)

Социальные отклонения различаются по разным критериям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, этикет и др.): преступления (уголовные, административные и др.) и аморальные поступки (пьянство, наркомания и др.). Однако это деление может быть относительным, так как игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление; по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретристские); по субъекту(индивиды, социальные группы, социальные организации).

Основными формами девиантного поведения принято считать правонарушения, пьянство, наркоманию, проституцию и самоубийство.

В реальной общественной жизни девиации могут проявляться как в явной, открытой форме (пьянство, хулиганств), так и в скрытой (латентной) форме (угодничество, наушничество, карьеризм и т.д.).

В социологии выделяют по уровню и масштабности индивидуальные и групповые отклонения: например, в первом случае – это когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, мальчик из стабильной. благополучной семьи, проявляющий явные признаки деликвента, – это индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры – это индивидуальный девиант; это чудачество, экцентричность (гр. excentrique – странный с причудами, из ряда вон выходящий, чудаковатый); во втором случае – это групповое, рассматриваемое как комформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре, в каждом обществе есть много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества («подвальная жизнь» подростков, группа бюрократов …).

В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разделять на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

По ориентированности действий: экстравертивное – направленное на внешнюю среду, например, семейные ссоры, насильственные преступления, и интравертивное – ориентированное на себя: пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство и др.

По характеру выделяют первичное и вторичное отклонение. Эта концепция впервые была сформулирована и детально разработана Г. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он не классифицируется как девиант. Для него и окружающих его поступки – это шалость, экцентричность, ошибки. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на максимально одобряемое и неодобряемое отклонение приходится примерно 10-15 %, а 70 % составляют люди – «твердые середнячки», люди с несущественными отклонениями. Каждый человек за всю свою жизнь совершает множество мелких нарушений. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались, что они совершали один и более незаконных поступков, но при этом в большинстве случаев таких людей не считают девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичное отклонение – это поведение, нарушающее социальные нормы, в результате чего нарушителю наклеивается ярлык девианта и постепенно он сам начинает ощущать себя таковым.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Иногда в случае совершения даже первого отклонения к индивиду приклеивают ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным в жизни индивида: после этого появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой, иногда даже изоляция от нее. Постепенно этот человек может приобрести зависимость от других отклоняющихся преступных ассоциаций, которые постепенно отдаляют его от общества, прививая ему нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека и он может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Отклонения от норм могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Поэтому их принято делить на два вида: позитивные или культурно одобряемые девиации – средства прогрессивного развития, повышения уровня организованности системы, устранения устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения(самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант) и негативные или культурно осуждаемые девиации −это явления, нарушающие функционирование системы и подрывающие подчас ее основы, которые прежде всего вызывают внимание, так как они угрожают стабильности общества (например, преступления, наркомания, алкоголизм, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм и. т.д.). Носителями позитивных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры и др. Образцами негативных девиаций можно считать революционеров, террористов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д. Все вышеперечисленное уже является предметом социологии девиантного поведения.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

По эффекту для группы или общества в целом выделяют: культурно одобряемые отклонения (самопожертвование, выдающаяся роль, достижения, альтруизм и др.) и культурно осуждаемые отклонения.

Культурно одобряемые отклонения.Отклоняющееся поведение может стать поворотным в жизни индивида: после этого появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой, иногда даже изоляция от нее. Постепенно этот человек может приобрести зависимость от других отклоняющихся преступных ассоциаций, которые постепенно отдаляют его от общества, прививая ему нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, а в другом бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, выдающиеся артисты, спортсмены и т.д.- это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется, например, во время войны – полководцы, а в другое время – политические деятели, ученые. Какие же качества и способности поведения необходимы для социально одобряемого отклонения?

Во-первых, сверхинтеллектуальность, возвеличивание на основе которого, правда, возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельность (культурный деятель, крупный ученый).

Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого и культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы.

Во-вторых, особые склонности позволяют проявить уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности, т.е. делать работу лучше других.

В-третьих, сверхмотивация, одной из причин ее появления является групповое влияние (например, возвышение индивида в той области, где протекала деятельность его родителей). Очень интересна гипотеза русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например с солнечной активностью (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990). Безусловно, влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности.

Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, Наполеон – одиночество в детстве; Николо Поганини – нужда и насмешки сверстников …

В-четвертых, личностные качества, которые теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Например, смелость, отвага нужны солдату, а не художнику и поэту; общительность, умение общаться, твердость характера – политику и предпринимателю, а не писателю и художнику …

Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивидов в различных областях деятельности. Например, ученый – это отрешенный от окружающих, немного сумашедший, начитанный и оригинальный; артист – фантазер, темпераментный. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания и рекламы профессии, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения.

Личностные качества – это, безусловно, важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

В-пятых, счастливый случай не может сделать из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Например, Наполеон и Великая Французская буржуазная революция. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Этот фактор, конечно же не научный, но его не стоит сбрасывать со счетов.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве таковых почти в равной степени оказывались герои и злодеи, ленивые и сверхтрудолюбивые. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

В некоторых обществах малейшие отступления от традиций сурово карались. Все находились под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Например, Спарта в V в. до н.э., советские партийные органы ХХ в., в 60-70-е гг советская школа.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения вновь возрождаются в еще более яркой форме. В конце 80-х гг ХХ в. советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным, это чрезвычайно широкий круг явлений. К видам или формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Что же касается группы с максимально неодобряемым поведением, то в нее входят революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы …

Формы девиантного поведения

Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.

Основные варианты социального поведения.

1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.

Проявляется в двух основных формах:

— креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

— девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

Основные формы девиантного поведения

1) Преступность 2) Наркомания 3) Алкоголизм 4) Проституция 5) Суицид

— Побеги из дома и бродяжничество

— Страхи и навязчивости

— Вандализм и граффити

В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология — наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика — о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология — о действиях социальных законов, то роль психологии — раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка.

Исследователями выделяются следующие внутренние, психолоические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

— потребность в престиже, в самоуважении;

— потребность в риске;

— наличие акцентуации характера;

— отклонения в психическом развитии;

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.

Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания — это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком.

Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

— лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

— отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

— конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

— употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

— хранение наркотиков дома;

— состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:

— запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;

— проведение групповой антиалкогольной терапии;

— постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют — собственно-суицидальные действия, — суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек — демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики.

Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики.

Вандализм и граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований.

Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:

— Скука. Причина — желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

— Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять как работает система.

— Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

— Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата, который сжег храм только ради славы).

Граффити — оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.

Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити.

М. Кокорев выделяет три вида:

— специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.

На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

а) утверждение личности и групповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;

б) протест против социальных и культурных норм;

в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

г) мотивы творчества;

д) сексуальные мотивы;

е) развлекательные мотивы.

Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.

Социальная дезадаптация – школьная дезадаптация – Неуспевающие, одаренные, педагогически запущенные дети, дети и подростки с задержкой психического развития, с нервно-психическими нарушениями.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Девиантное поведение: виды, причины и проявления

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что такое девиантное поведение, вы можете прочитать в моей статье «Теории девиантного поведения», а в данной работе речь пойдет о таких особенностях этого феномена, как причины, виды и формы, специфика их проявлений. В статье представлено несколько классификаций девиантного поведения, рассмотрены общероссийские и частные факторы, немного рассмотрены подростковые и детские отклонения.

Причины девиантного поведения

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Виды и формы девиантного поведения

На сегодняшний день не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных интерпретаций по тому или иному признаку. Выбор опорной классификации зависит от сферы, в рамках которой анализируется девиантное поведение, и его главной характеристики.

Классификация Н. В. Барановского

Автор выделил социально-позитивное и социально-негативное отклоняющееся поведение.

  • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
  • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

Классификация В. Д. Менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

Классификацию этого автора я хочу рассмотреть подробнее и считаю ее опорной в своей работе. Автор выделяет следующие виды отклоняющегося поведения:

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • вандализм;
  • проституция;
  • сексуальные девиации.

Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

  1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
  2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
  3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
  4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

Классификация Р. Мертона

Социолог выделил пять видов отклонений:

  • подчинение;
  • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
  • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
  • ретритизм (уход от реальности);
  • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

Классификация А. И. Долговой

Подразделяет девиации на две группы:

  • отклоняющееся поведение;
  • преступность.

Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

Классификация О. В. Поликашиной

Выделяет следующие формы отклонений:

  • совершение правонарушений;
  • пьянство;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • употребление психотропных веществ;
  • ранняя половая распущенность.

Общепринятая классификация в клинической психологии

В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

  • агрессия по отношению к другим;
  • уничтожение имущества;
  • воровство;
  • другие серьезные нарушения правил.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

  • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
  • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
  • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

В отдельную категорию хочу вынести детские и подростковые девиации, которые в первую очередь обусловлены спецификой самих возрастов. Среди общих отклонений можно выделить следующие формы:

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Итоги

Таким образом, отклоняющееся от общепринятых норм поведение (девиантное) может возникать на фоне биологических, социальных и социально-психологических проблем. Факторы девиаций носят внутренний и внешний характер. Влияние, как правило, оказывают сразу несколько факторов, что затрудняет классификацию и план коррекции девиантного поведения.

Девиации отличаются по масштабу (в рамках семьи или страны), силе воздействия на личность, специфике воздействия (разрушают или развивают) и сфере деформации личности.

Единой схемы коррекции не существует, план подбирается согласно индивидуальным особенностям личности, имеющимся негативным факторам и первопричинам девиаций. Подробнее о способах диагностики вы можете прочитать в моей работе «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

Видео: жизнь в образе куклы: самовыражение, отклонение, уход от реальности или бизнес?

Спасибо за уделенное мне время! Надеюсь, материал окажется полезен для вас!

Разновидности и нормы девиантного поведения

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы рассмотрим типы девиантного поведения. Вы узнаете, какие формы и виды выделяют. Вам станут известны социальные нормы и корректировка девиантности.

Возможные типы

К основным вариантам девиаций относят:

  • индивидуальные формы — нарушение требований общественных норм, прав и морали одним индивидом, несущие за собой соответствующие последствия;
  • коллективные — неправильная деятельность определенной социальной группы, субкультуры, конфронтация с общепринятыми нормами.

Мертоном было выделено четыре варианта девиации.

  1. Инновация — пути достижения целей методами непринятыми в обществе, а именно шантажом, проституцией, финансовой пирамидой.
  2. Бунт — отрицание целей и способов, направленных на их достижения. Возникновение желания заменить их чем-то новым.
  3. Ритуализм — негативное отношение к целям общества. Например, ситуация со скрупулезными людьми, которые многократно проверяют проделанную работу, но не помнят о конечной цели.
  4. Ретретизм — нежелание достигать цели, бегство от них. Например, ситуация с алкоголиками, токсикоманами или наркоманами.
  • преступность — является самым опасным отклонением, отходящим от социальных норм;
  • алкоголизм (все чаще подвержена молодежь);
  • самоубийство — уровень возрастает в период социальных и экономических кризисов, нередко является последствием ассоциального поведения.

Типы девиантности в виде насилия:

  • мазохизм — являет собой половое извращение, направленное на самого человека, который получает удовлетворение путем ощущения боли (другой формой этого состояния является причинение себе страданий и самобичевание);
  • садизм — боль наносится другому человеку с целью получения сексуального удовлетворения;
  • самоубийство — крайняя степень насилия в отношении самого себя.

Типы, включающие в себя употребление психоактивных веществ:

  • алкоголизм – приводит к возникновению психических и физических процессов, которые являются необратимыми;
  • наркомания — болезненное влечение к употреблению запрещенных веществ, развиваются тяжелые нарушения психических и физических функций;
  • токсикомания – состояние, вызывающее необходимость в токсических веществах, химических средствах, транквилизаторах.

Виды девиантного поведения

  1. Деструктивный — нарушает социальные, нравственные нормы, вред наносится самому себе (накопительство, самоизоляция, мазохизм).
  2. Асоциальное поведение — вред наносится социальным общностям, соседям, семье (наркомания, алкоголизм).
  3. Аффективное поведение — семейный конфликт, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе.
  4. Противоправные нарушения, как правовых, так и моральных норм (грабеж, убийство, изнасилование).
  5. Аддиктивный — уход от реального мира, применение психоактивных веществ.
  6. Психопатологический — проявление психических болезней, расстройств.
  7. Диссоциальный – угрожающий целостности личности.
  8. Делинквентный — проявляется поступками криминального характера, в частности мелкими правонарушениями, например, мошенничество или хулиганство.
  9. Агрессивный — возникновение конфликтов, столкновение интересов в семье, в школе, среди коллег.
  10. Патологический — склонность к суицидальным мыслям, саморазрушению.
  11. Патохарактерологический — изменения возникают в характере человека в процессе нестандартного воспитания. Появляются сверхценные идеи, мнимые ценности, психопатии. Индивид может становиться опасным для общества.

Рассматривают типичные формы девиантности:

  • проституция;
  • уголовная преступность;
  • алкоголизм;
  • психическое расстройство;
  • наркомания;
  • азартные игры.

Разные виды девиантного поведения разделены на три классификации.

  1. Преддевиантный синдром – факторы, которые воздействуют на развитие девиантности.
  2. Докриминогенный. Не являет собой опасность для общества, в частности, нарушение норм морали, поведения в общественных местах, мелкие проступки, избегание общественной деятельности, употребление наркотических, токсических или алкогольных веществ.
  3. Криминогенный уровень. Когда совершаются проступки из группы уголовно — наказуемых, в частности, преступность, наркомания, алкоголизм.

Социальные нормы

Существование любой социальной системы обязательно в себя включает наличие различных норм регулирующего и упорядочивающего действия. Освоение этих норм приобретается путем социализации.

Социальные нормы собой представляют эталонные образцы и схемы поведения, модели, которые распространены в обществе и одобрены большинством его представителей. Они возникли на ранней стадии развитие общества, когда появилась необходимость в обеспечении эффективной совместной деятельности.

На сегодняшний день существуют нормы, касающиеся, как профессиональной этики, так и уголовного законодательства.

  • общесоциальные — которые действуют в обществе (законы, обычаи, этикет, традиции) и групповые — те, которые ограничиваются рамками определенной социальной группы, например, подростковой средой;
  • официально закрепленные, в частности законы, и неформальные, например, этикет и мораль;
  • нормы — правила, которые диктуют, как должен поступать человек в той или иной ситуации (их нарушение ведет за собой уголовное преследование) и нормы – ожидания, например, пользование столовыми приборами, чистка ротовой полости, поступление в университет после окончания школы.

Коррекция девиантности

  1. Воспитательная функция. Акцентирование на положительные черты, которые имелись у индивида до развития девиации.
  2. Стимулирующая. Убеждение человека в том, что необходимо заниматься положительной деятельностью.
  3. Компенсаторная. Формирует стремление борьбы с недостатками, желание добиться успехов и целей, которые являются наиболее успешными для конкретного индивида. Таким способом человек может самоутвердиться.

Борьба с девиантностью рассматривает две основные группы методов воздействия: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы в себя включают:

  • общественное влияние, а именно коррекция страхов, активно волевых дефектов, культура здорового смеха, самокоррекция, игнорирование, коррекция навязчивых действий и мыслей;
  • коррекция нервного характера, недостатков в поведении ребенка;
  • коррекция посредством труда;
  • рациональная организация коллектива детей.

Как видите, методы девиантного поведения включают в себя два основных подхода. В некоторых случаях достаточно педагогического влияния, в других — консультации с психотерапевтом.

Теперь Вам известны нормы девиантного поведения, а также его виды. На сегодняшний день, все больше людей подвержены развитию определенных девиаций. Однако, нужно учитывать и то, что нормы и правила в обществе постоянно регулируются, изменяются, поэтому то, что сейчас кажется девиантным поведением, со временем может стать нормальным.

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное , еще одно его название – делинквентное . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение . Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Виды и формы девиантного поведения

Формы и виды девиантного поведения

Девиантное поведение можно интерпретировать как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам. В этом значении девиантное поведение является предметом социологии, философии, политологии, юридических и других научных дисциплин, а также социальной работы См.: Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. — М.: Феникс, 2006. С. 355..

Необходимо заметить, что отклонения в других исторических условиях (или в иных странах, регионах) могут стать нормой, принятой обществом в моральном и правовом аспектах. Например, при смене одного общественного строя другим, при кардинальных изменениях в обществе и т. д. Приведем конкретные примеры этого. В 1919 г. в США было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 г. были открыты бары. В России в 1933 г. были запрещены аборты, а в 1955 г. вновь разрешены. Кровосмешение в большинстве стран запрещено, но в некоторых — разрешено. В большинстве стран сейчас существуют моногамные браки, а в некоторых — полигамные.

Об отклоняющемся (девиантном) поведении можно говорить и в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этого может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях См.: Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2006. — С. 205..

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на делинквентное(преступное), деструктивное, аддиктивное и суицидальное. Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

Делинквентное поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявленияхСм.: Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. «Девиантное поведение школьников» // Вопросы психологии, 2007. №3.С. 30..

Особый общественный резонанс вызывают убийства, совершенные лицами в возрасте до 18 лет. По данным МВД РФ, в 2009 году в России подростками совершено полторы тысячи убийств. К этим данным необходимо добавить еще 5 тысяч преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что каждый десятый преступник в России — подросток. Чувство неполноценности, одиночество становятся причиной объединения молодых людей в криминальные группы, например, в националистические экстремистские движения. На учете в МВД России состоят 453 подобные группировки общей численностью около 20 тысяч человек.

Особенности делинквентного поведения:

1) Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.

Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли.

2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия», 2007. — С.46..

5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением «трясти деньги» малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины — недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой См.: Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект, 2007. — С.259..

Агрессивно-асоциальное поведение (деструктивное) непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль. Это поведение направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Агрессия — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий — индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений См.: Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. — М.: Инфра-М., 2008. — С.108..

Ведущие признаки деструктивного (агрессивного) поведения:

— Выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях;

— Тенденция к разрушению;

-Направленность на причинение вреда окружающим людям; — Склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия См.: Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение у подростков. — Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 2009. — С. 56..

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций См. там же, С. 59..

В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций (по представлению различных авторов):

1) употребление алкоголя, никотина

По данным ВОЗ Россия занимает первое место по курящему населению, и по курению среди подростков. По заявлению Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в России увеличилось на 450 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 7% девушек и 40% юношей. В среднем в день они выкуривают 7 и 12 сигарет соответственно. Согласно данным исследования, проведенным департаментом образования города Москвы в 2011 году, в школах мегаполиса, курят 67,7% мальчиков в возрасте 15-17 лет и почти столько же девочек. При этом алкоголь регулярно употребляют 30% столичных школьников

2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды См.: Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. — М.: НИИ школьных технологий, 2009. — С. 76.

Применительно к России новейшего времени наркомания относится к числу самых распространенных пороков. Официально количество наркоманов с отметок, близких к нулевым в 1985 году, выросло с 209 100 больных в 2000 году и до 509 000 в 2009. В реальной российской жизни наркозависимых в стране не менее 6 миллионов человек, что составляет более 4,2 процента населения и превышает мировые показатели в пять — шесть раз. Зависимые от наркотиков в количестве от 900 тысяч до 1 млн. 100 тыс. — дети и молодые люди в возрасте от 11 до 24 лет См.: Жуков В.И. Социальный Набат. — М.: РГСУ, 2010. — С.93.

3) участие в азартных играх, включая компьютерные;

4) сексуальное аддиктивное поведение (Так по данным приводимых учёным Дерягиным, проявления садизма отмечаются у 5 % молодых людей и 2 % девушек, мазохизма — у 2,5 % молодых людей и 4,6 %девушек, трансвестизма — у 1 % людей)

5) переедание или голодание;

7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;

9) манипулирование со своей психикой;

10) нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы» и т.п. См.: Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М. 2007. — С. 200..

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Ситуация по самоубийствам среди подростков остается в нашей стране одной из самых напряженных. В начале 1990-х годов коэффициент самоубийств среди подростков почти удвоился. По данным Росстата, достигнув самого высокого показателя в 2002 году, он несколько снизился в 2004 году до 20,4 на 100 тысяч человек. Юноши гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки (32,8 на 100 тысяч человек против 7,6 — в 2004 году).

Если коэффициент самоубийств среди девушек оставался почти стабильным, то среди юношей этот показатель, начиная с 1989 года, удвоился.

По данным, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского самоубийства среди подростков составили: 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2007 году, 19,3 случая — в 2008-м, 20,1 — в 2009-м, 20,4 — в 2010-м, 22,5 — в 2011 году.

Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России огромны, по данным за 2010 год они составляют 110 раз — от 255, 4 на 100 тысяч в Чукотском АО до 2,3 на 100 тысяч в Чечне. В группу с низкими показателями вошли, помимо Чечни, Дагестан (3,1), Северная Осетия (4,6), Кабардино-Балкария (5,8), Карачаево-Черкесия (7,4), Ставропольский край (3,2), Рязанская (3,2), Брянская (4,4), Ростовская (5,8), Орловская (5,9), Курская (7,2), Калужская (7,2), Ульяновская (8,2), Белгородская (8,4) области и Москва (3,4). В группу с высокими показателями вошли, помимо Чукотского АО, Алтай (70,9), Бурятия (70,4), Читинская область (66,6), Якутия (55,1), Тыва (54,8), Хакасия (49,1), Иркутская (44,9), Камчатская (43,5) области, Еврейская АО, Удмуртия (55,4), Калмыкия (61,2) Положий Б.С. РФ нужна госпрограмма предупреждения суицидов//Медицинский вестник. — М.: Медицина, 2011. — № 36. — С.15..

Обстановку усугубляют и новые факторы современного мира, толкающие подростков к последней черте: СМИ, которые подробно освещают каждую историю самоубийства, вызывая стремление к подражательству у других подростков; Интернет, где можно свободно найти целые сайты и группы с подробными описаниями способов суицида; японская манга с трогательными историями о девочках, которые кончают с собой и становятся «счастливыми».

Суициды делятся на три основные группы:

Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.

Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

— Скрытый суицид (косвенное самоубийство)

Вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция См.: Рожков М.И. Воспитание трудного ребёнка. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Владос, 2005. — С. 117..

Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным формам отклоняющегося поведения, таким как делинквентное, аддиктивное, деструктивное и суицидальное девиантного поведения. Основные девиантного поведения в ходят в аддиктивную форму девиантного поведения. К основным видам девиантного поведения относят: употребление алкоголя, никотина, употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды, сексуальное аддиктивное поведение, «работоголизм»,телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах, сектантство, нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы» и т.п.

Итак, подростки как никто другой подвержены влиянию окружающей среды, которая часто влияет на них негативно. Создание нормативно-правовой базы, которая будет выступать гарантом защиты прав, свобод и интересов подрастающего поколения является важнейшей задачей современного общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector