1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды восприятия в психологии

Виды восприятия в психологии и их краткие характеристики

Всю необходимую информацию об окружающем мире мы получаем с помощью восприятия, или перцепции, как этот процесс называют психологи. Есть и более примитивный, элементарный познавательный процесс – ощущение, но оно не дает целостного представления о реальности, и само по себя нами не всегда даже осознается. Мы не отдаем себе отчета о том, как возникает раздражение в чувствительных клетках органов чувств (рецепторах), как нервный импульс со скоростью более 100 м/с несется по нейронным цепям к строго определенному участку головного мозга. Возникшее там ощущение мгновенно обрабатывается, осмысливается, связывается с хранящейся в памяти информацией, и возникает образ.

Он-то и есть продукт восприятия – отражения объектов мира при непосредственном контакте с ними. Многообразие окружающего мира находит отражение в различных видах восприятия, которые связаны с разными сенсорными системами или органами чувств. Пять основных видов восприятия соответствуют зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовой чувствительности.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – одно из важнейших. По данным исследований, зрение поставляет нам более 80 % информации, а 20 % приходится на остальные органы чувств.

В основе зрительного восприятия способность человека ощущать световые потоки, причем свет разной длины волны, отражаясь от предметов, вызывает различные цветовые ощущения.

Чувствительность к свету у человека ниже, чем у кошки, а дальность зрительного восприятия меньше, чем у орла, но человеческое восприятие обладает множеством уникальных и полезных особенностей.

Цветовое зрение

Цвет – это не что иное, как свет различной длины волны, но он имеет огромное значение в нашей жизни. Цветовосприятие настолько важно для человека, что окружающий нас колорит может влиять на:

  • наше настроение;
  • работоспособность;
  • и даже на физическое состояние.

В обстановке, бедной красками, у человека возникает «цветовое голодание», а у маленьких детей даже задержка умственного развития (о специфике влияния цветов читайте здесь).

Высшие животные тоже способны различать цвета, но их способности в этом не сравнимы с человеческими. Даже обычный, нетренированный человек спокойно может различить 150 оттенков. А художники-колористы способны увидеть более 10 тыс. цветов.

Осмысленность зрения

Люди не просто воспринимают световые сигнала, наш мозг постоянно обрабатывает визуальную информацию. Зрительное восприятие осознанно. Думаем, каждый сталкивался с ситуацией, когда, увидев незнакомый предмет, мы мучительно стараемся понять, что это такое, роемся в памяти, пытаясь найти там что-то похожее или вызвать ассоциацию со знакомым предметом.

В отличие от человека, животные реагируют только на значимые для них предметы, а незнакомые оценивают по степени их опасности или съедобности.

Виды зрительного восприятия

Зрительное восприятие разнообразно, и в рамках этого перцептивного процесса выделяют несколько видов.

  • Восприятие формы, которое связано со способностью человека различать основную фигуру и фон. Они могут меняться местами, в зависимости от значимости и направленности внимания. Например, книга, лежащая на столе, заваленном бумагами, ручками, блокнотами и другими предметами, может нами восприниматься как центральный объект, а остальное будет фоном. Но если нам нужна, допустим, ручка, то объектом станет она. Хоть это касается только пространства, наполненного примерно однородными предметами.
  • Восприятие пространства – это тоже особый вид зрительного восприятия. Он включает в себя способность видеть глубину, объем, удаленность предметов и их форму. Интересно, что на сетчатке глаза возникает двухмерное изображение предмета, а в зрительном отделе головного мозга формируется его трехмерный образ. Считается, что эта способность связана с бинокулярным зрением, и изображение с 3D-эффектом возникает за счет наложения двух «картинок» от каждого глаза как в стереоскопе.

Однако все гораздо сложнее. Ведь если человек утрачивает способность видеть одним глазом, то картинка все равно остается трехмерной и объемной, так же и как восприятие глубины пространства. Наш мозг компенсирует недостающую информацию той, что хранится в памяти, достраивает изображение до необходимой «трехмерности».

Но зрительное восприятие еще не до конца изучено, в нем много непонятного и даже таинственного. Например, как мы видим движущиеся предметы?

  • Большинство исследователей считают, что информация о перемещении объектов поступает в головной мозг от нервных окончаний мышц глаза, когда он движется за объектом.
  • Другие ученые считают, что восприятие движения связано с перемещением изображения по сетчатке глаза.

Слуховое восприятие

В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.

К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.

  • Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
  • Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.

Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Осязание

Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.

Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.

Восприятие времени

Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.

Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:

  • настроения,
  • заинтересованности,
  • чувства тревоги,
  • состояния ожидания.

Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.

Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.

  • Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
  • А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
  • Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.

Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.

Понятие восприятия, свойства и виды восприятия

Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

Виды восприятия.

В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.

Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват­ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис­ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

Восприятие времени – отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо­ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

4. Свойства восприятия.

Наиболее важные особенности восприятия — предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет­ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Восприятие зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

Восприятие в психологии — его виды, свойства, ошибки (иллюзии) и особенности восприятия человека человеком

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

4 уровня восприятия

Данный процесс содержит в себе 4 уровня:

  1. Обнаружение – здесь мы понимаем, что есть определенный стимул извне (ухо воспринимает некий сигнал).
  2. Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
  3. Идентификация – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож из знакомых?).
  4. Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это детский смех за окном).

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

    Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.

Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.

Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.
Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.

В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:

  • Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  • Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ.

    Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
    Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия.

    Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.

  • Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.
  • Виды восприятия

    Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

    При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

    Существует несколько классификаций видов восприятия:

    По модальности:

    1. зрительное – создание зрительного образа:
    2. слуховое – восприимчивость звуков;
    3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
    4. обонятельное – различение запахов;
    5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

    В зависимости от ведущего анализатора:

    1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:
      1. кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
      2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
      3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

      Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

    2. Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
    3. Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.

    По способу актуализации:

    Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

    Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

    Ошибки в восприятии (иллюзии)

    В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

    Такие нарушения бывают двух видов:

    1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:
      1. аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
      2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
    2. Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).

      Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

    Восприятие человека человеком

    Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

    Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

    Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

    Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

    1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
    2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
    3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
    4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

    Краткое резюме

    Таким образом, восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам и эталонам. Также большое влияние на ваше впечатление могут оказать чужие мнения, высказанные людьми, имеющими для вас авторитет.

    Виды восприятия

    Общее понятие восприятия

    Восприятие представляет собой целостное отражение различных предметов, ситуаций, явлений, которые возникают в процессе непосредственного влияния физических раздражителей на поверхность рецепторов различных органов чувств.

    В качестве главной отличительной особенности восприятия от ощущения выступает предметность осознания тех факторов, которые воздействуют на человека, то есть целостное отображение предмета. При этом основой восприятия выступают ощущения. Каждый перцептивный образ основан на взаимодействии комплекса ощущений. Это связано с тем, что любой предмет или явление характеризуются несколькими различными свойствами.

    При этом каждое из этих свойств может вызвать то или иное ощущение. Несмотря на то, что восприятие базируется на ощущениях, они не являются единственными составляющими структуры восприятия. В эту структуру также входит опыт, полученный ранее, а также процессы осмысления того, что воспринимается. Иначе говоря, процесс восприятия включает помимо всего прочего психические процессы высокого уровня, к которым можно отнести память и мышление. Именно поэтому восприятие рассматривают как перцептивную систему человека.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Свойства восприятия

    Среди главных свойств восприятия выделяют следующие характеристики:

    1. Предметность, то есть способность отражения различных объектов и явлений окружающего в форме отдельных предметов.
    2. Целостность, то есть отражение объектов в совокупности их свойств.
    3. Структурность – свойство, которое проявляется в том, что человек воспринимает своего рода абстрагированную от возникающих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
    4. Константность, которая проявляется в постоянстве определенных свойств предметов в сочетании с изменением условий их восприятия.
    5. Осмысленность, то есть наличие взаимосвязи с мышлением.
    6. Активность (или избирательность) восприятия, которая заключается в восприятии в конкретный период времени только одного предмета или конкретной группы предметов.

    Основные виды восприятия

    В настоящее время в психологии получили распространение несколько оснований для классификации восприятия. В качестве основы одной классификации выступают различия в анализаторах, которые участвуют в процессе восприятия. Соответственно тому, какой анализатор несет в восприятии преобладающую функцию, различают такие виды восприятия, как зрительное, слуховое, осязательное, кине-стетическое, обонятельное и вкусовое. Еще одна распространенная классификация базируется на формах существования материи: пространство, время и движение. Соответственно данной классификацией можно выделить такие виды, как восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Восприятие времени является отражением объективной длительности, скорости и последовательности событий действительности. Базовым положением восприятия времени является ритмическая смена процессов возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. При этом восприятие времени происходит с участием различных анализаторов.

    Восприятие пространства заключается в чувственно-наглядном отражении пространственных свойств вещей, их взаимоотношений и движений. При этом весь процесс восприятия пространства построен на совместной деятельности различных анализаторов: зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного.

    Восприятие движения основано на том факте, что движение предмета человек воспринимает преимущественно благодаря тому, что указанный предмет меняя свое положение провоцирует последовательное возбуждение различных участков сетчатки.

    Помимо указанных видов восприятия различают также и такие как: процесс восприятия сложных звуков; процесс восприятия устной речи; а также процесс восприятия человека человеком.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Виды и свойства восприятия;

    Восприятие, как и все психические процессы, бывает нескольких видов, в психологии выделяют три группы восприятия:

    1) Виды восприятия различают в зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль:

    · обонятельное и т.д.

    2) В зависимости от цели восприятие бывает:

    · преднамеренное – сознательное поставленная цель, волевое усилие человека;

    · непреднамеренное – нет сознательной постоянной цели и отсутствует волевое усилие.

    3) В зависимости от степени организованности восприятие бывает:

    · организованное – наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предмета;

    · неорганизованное – непреднамеренное, бесплановое восприятие предметов.

    4) В зависимости от форм отражения материи восприятие бывает:

    · пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаления друг от друга и направления, в котором они находятся;

    · времени (чувство времени 1 минута) – это отражение времнной длительности, скорости протекания и последовательности явление действительности;

    · движения (характер деятельности, скорость деятельности, форма деятельности, ускорение, амплитуда, направление деятельности) – это изменение положения объекта в пространстве и во времени, т.е. направления и скорости.

    Таким образом,виды восприятия делятся на простые и сложные. К простым видам восприятия относятся: слуховые, зрительные, …, преднамеренное, непреднамеренное, организованное, неорганизованное; а к сложным – восприятие пространства, времени, и движения.

    В качестве ведущих свойств восприятия выделяют:

    · целостность – свойства, позволяющие целостный образ окружающего мира;

    · предметность – выражается в отнесённости наглядного образа к определённым предметам внешнего мира;

    · осмысленность – обеспечивает осознание того, что воспринимает человек в конкретный момент.

    · обобщённость – отражение единичных объектов как особого проявления общего;

    · константность – это относительная характеристика формы, величины, увеличение предмета при изменяющихся условиях;

    · избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими;

    · апперцепция – это направленность восприятия, зависящая от прошлого опыта человека;

    · объём – количество объектов, которое может воспринять человека в единицу времени;

    · точность – соответствие возникновению образа действительности;

    · полнота – степень этого соответствия;

    · быстрота – это скорость восприятия, время необходимое для адекватного восприятия предмета;

    · надёжность – длительность восприятия с требуемой точностью в течение заданного времени.

    Кроме того, большое значение в функционировании восприятия и проявления свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизиологические закономерности их проявления в ходе собственного субъективного восприятия человека: пространство, форма, объёмность, величина, глубина, удалённость, линейная и воздушная перспектива должны правильно ораться органами чувств.

    Восприятие как психический процесс имеет свои особенности:

    · предмет и фон восприятия: выделению конкретного объекта из общего окружающего мира способствует: контур, цвет, величина, место расположения, динамика. Выделяемый объект восприятия называется – предметом восприятия, а всё остальное – фоном;

    · роль прошлого опыта: в процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Всякое явление или предмет уже в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта, и это даёт возможность включить новое знание в уже имеющуюся систему наших знаний о мире;

    · активный процесс восприятия: восприятие всегда активный процесс, так как в процессе восприятия мы сравниваем, обобщаем, анализируем воспринимаемые объекты, т.е. идёт аналитико-синтетическая деятельность в коре головного мозга;

    · иллюзии восприятия: искажённое, неверное восприятие объекта. Чаще всего мы сталкиваемся с другими иллюзиями, но существуют и другие: слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые;

    · по характеру приёма информации: целостный тип (синтетический, без деталей), детализирующий тип (аналитический) – ориентирован на детали, подробности;

    · по характеру отражения получаемой информации: описательный тип (рассказ своими словами: что вижу, что слышу, что чувствую), объяснительный тип (общий смысл информации);

    · по характеру особенности самой личности: объективный тип (точность, непредвзятость), субъективный тип (субъективное отношение).

    ТЕМА 18(а). «Целостность восприятия мира» (2 часа).

    Тип урока:видео – семинар (обобщение, систематизация и применение знаний).

    Цель:способствовать осознанию студентами – будущими учителями, что целостность восприятия окружающей действительности напрямую зависит от сохранности всех видов ощущений.

    Задачи:

    1. Закрепить и обобщить знания учащихся о психических процессах: ощущениях и восприятия, их свойствах и видах.

    2. Развивать умение анализировать и рецензировать просмотренный видеофильм.

    3. Воспитывать личностные качества будущего педагога: самостоятельность, наблюдательность, заинтересованность и др..

    Оборудование: художественный видеофильм «С первого взгляда»; видеоаппаратура, карточки с алгоритмом рецензии видеофильма (по количеству учащихся).

    Структура урока:

    I часть:постановка цели и задач видео – семинара.

    Просмотр художественного видеофильма «С первого взгляда».

    II часть:рецензирование просмотренного фильма.

    III часть:подведение итогов видео – семинара.

    Д:/з.: подготовиться к тестированию.

    ТЕМА 19. «Общее понятие о внимании. Его виды и свойства. Диагностика внимания» (2 часа).

    Тип урока:комбинированный(усвоение, закрепление, обобщение и применение знаний).

    Цель:раскрыть основные закономерности протекания психического процесса внимания.

    Задачи:

    1. Закрепить и обобщить теоретические знания по пройденным темам «Ощущение и восприятие».

    2. Раскрыть общие закономерности внимания, его свойства и виды.

    3. Научить использовать диагностические методики с целью самопознания.

    Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.143-148.

    Л.Д.Столяренко. Психология. С.193-196.

    В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. С.99-102.

    В.А.Сонин. Психологический практикум. С.61-75.

    Оборудование: DV-проектор, компьютер, экран, презентация, бланки для ответов (по количеству студентов), психологические задачи по теме «Внимание», иллюстративный материал для упражнений на развитие свойств внимания.

    Восприятие в психологии и его виды

    Восприятие в психологии — это необычайно важное и значимое понятие, изучению которого посвящено огромное количество разнообразных трудов. Прежде всего, следует понимать, что же это такое. В качестве восприятия в психологии понимают то, как отражены явления, ситуации или же предметы окружающего мира.

    «Восприятие является результатом воздействия разнообразных внешних раздражителей на все человеческие органы чувств».

    При этом в определённом аспекте человеческое восприятие изучается как некоторая ступень, которая является следующей в эволюции человеческой психики после этапа простого ощущения.

    Какие же выделяют виды восприятия

    В психологии выделяют две основные классификации типов восприятия. Первая система классификации исходит из постулата, что восприятие как результат отражения любых предметов или же явлений в человеческом сознании является результатом совместной деятельности нескольких анализаторов. Впрочем, обычно подразумевается, что один определённый анализатор имеет приоритетное значение и, соответственно, получает и перерабатывает гораздо больший объём информации, чем другие. Результатом такого приоритетного значения отдельных анализаторов в восприятии могут быть разные виды:

    • зрительное;
    • слуховое;
    • вкусовое;
    • обонятельное;
    • осязательное (кинестетическое).

    Зрительное восприятие как психический процесс являет собой создание видимого образа определенных предметов, действий, событий с помощью глаз и зрительной системы человека. Было определено, что во время изучения и рассмотрения определённых предметов человеческие глаза совершают обычно скачкообразные движения.

    При этом в мозгу происходит обработка информации касательно наблюдаемых предметов и объектов. Человек наблюдает и изучает целостную картину, которая отражается в его сознании и анализируется. Вся картинка не равнозначна, а разделяется на основные и фоновые объекты. Основной объект (называемый фигурой) располагается впереди фона и воспринимается как замкнутое целое. Фон же воспринимается в качестве непрерывного пространства, находящегося позади фигуры. Данный закон разрабатывался в направлении гештальтпсихологии.

    Слуховое восприятие является формой восприятия, ориентирующегося на прием и анализ разнообразных звуковых сигналов. Отличительной чертой слухового восприятия является то, что оно характеризуется продолжительностью и последовательностью во времени, что связано с определённой длительностью по времени любого звукового сигнала.

    Полученный звуковой образ обычно комплексный, он состоит из самого воспринятого звука и образа объекта, который является источником звука. Отличительной чертой для естественных и искусственных звуковых сигналов в этом случае является совпадение (естественные звуки) и различие (искусственные) объекта и источника звука. Также отличием звукового восприятия является то, что оно может происходить в трёх плоскостях: горизонтальное, вертикальное, по глубине (ближе-дальше). Также для незнакомых звуков человек как правило ищет знакомые аналоги (опредмечивает их).

    Осязание обычно изучается в качестве сложной формы чувствительности, основанной на множественной информации, источниками которой являются большое количество разнообразных анализаторов, где тактильные идут в первую очередь. Несмотря на то, что способности к осязанию у человека есть по всей коже, отдельные её части имеют гораздо более высокую чувствительность. Такими частями являются тыльная часть ладони, кончики пальцев, язык.

    Осязательный образ, воспринимаемый человеком, формируется через кожный анализатор, состоящий из двигательного и тактильного. Специалистами выделяются разнообразные типы осязательного восприятия. Это пассивное, активное, бимануальное и мономануальное, непосредственное и инструментальное. Соединение и создание окончательного тактильного образа происходит за счёт разных движений руки человека, которая захватывает и ощупывает предмет.

    Комбинированное восприятие

    Следует понимать, что наиболее часто виды восприятия встречаются в комбинированном виде, за счёт чего достигается более сложное отражение действительности в человеческом сознании.

    Другая классификация типов человеческого восприятия основана на различных формах существования материи. Таким образом выделяют восприятие и анализ времени, движение и пространство. Другим крайне важным типом восприятия является изучение социальной перцепции, или же восприятие одним индивидом другого.

    Восприятие в психологии времени трактуется как отражение в сознании человека продолжительности и последовательности разных явлений или событий. Такое восприятие индивидуально для каждого человека и зависит от многих факторов. Под восприятием пространства понимают распознавание формы, величины и расположения объектов в трёхмерном пространстве. При этом задействованы зрительный, осязательный и кинестетический аппараты человеческого восприятия.

    Видео: Восприятие

    Источник http://fb.xuniverse.ru

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector