0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выявление лидеров в коллективе

Лидерство в коллективе (стр. 1 из 3)

на тему: Лидерство в коллективе

2. Качества лидера

3. Воспитание качеств хорошего руководителя

4. Лидер в коллективе

1. Лидер

Лидерство — это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею для своих личных интересов.

Лидерские качества могут быть либо врожденными, либо воспитанными.

Для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.

Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий лидер — это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Всякий лидер — это руководитель, но не всякий руководитель — лидер. У лидера всегда есть подчиненные (последователи) которые выполняют его поручения.

Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию — как профессиональному, так и личностному. Лидерство — это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта.

Выделяют две группы лидеров:

1. «Игроки». 2. «Открытые».

«Игроки» Используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, чтобы добиться более высокого положения они ни перед чем не остановятся.

«Открытые» Лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью «игрокам». Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. «Открытые» лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости. Такие лидеры встречаются реже, чем «игроки», так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

Кoнцeпция лидepcкиx кaчecтв paccмaтpивaeт лидepoв кaк ocoбыx людeй c вpoждeнным нaбopoм oпpeдeлeнныx чepт xapaктepa, кoтopыe пpиcyщи тoлькo им. Глaвнaя идeя дaннoй тeopии: лидepaми нe cтaнoвятcя — ими poждaютcя.

2. Качества лидера

Большинство людей, услышав слово «лидерство», связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Невротизм лидеру противопоказан. По-настоящему лидеры стремятся не только лидерству в бизнесе, но и к лидерству в своей повседневной жизни. Большинство людей во многом похожи на чашку. Они уже полны до краев. Их ум так переполнен мнениями, идеями и предпочтениями, что ничто новое не может туда проникнуть. А в нашу эпоху быстрых изменений, когда нужно постоянно знакомиться с новыми взглядами и понятиями, вооружаться новыми умениями, это серьезнейший недостаток. Лидеры должны опустошить свои чашки. Нужно всегда оставаться восприимчивыми к новым знаниям, а себя считать вечными учениками. Вы должны выработать в себе Ум Начинающего. Это важнейшее качество для лидера. Один из уроков лидерства, гласит: За миг до победы случаются мелкие затруднения. Самое главное в этот момент — сохранять сосредоточенность и продолжать верить. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности. Он справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности. Характер.

Характер должен быть твердым, как скала. Укрепление и всестороннее развитие характера это основное условие нашего развития не только как лидеров, но и как личностей. Ваш характер определяет вашу сущность. Это, в свою очередь, определяет то, как вы воспринимаете окружающий мир. Ваш способ восприятия мира определяет ваши поступки. Характер — это больше чем просто слова. Поэтому ни в коем случае нельзя отделять характер лидера от его действий. Истинное лидерство всегда означает привлечение других людей. Последователи перестают доверять лидерам, если узнают, что у тех неустойчивый характер, и никогда больше не идут следом за ними. Характер приносит успех в отношениях с людьми.

Чтобы превратиться в лидера, который притягивает к себе других, вы должны: Ставить каждому человеку пятерку Самое лучшее из того, что вы можете для людей, а заодно и привлечь их к себе, — это ожидать от них исключительно наилучшего. Если вы цените окружающих людей, поощряете их в разных начинаниях и помогаете им реализовать свой потенциал, то они полюбят вас за это. Дарить людям надежду Самый большой наш капитал — это надежда. Если вы в состоянии стать человеком, который наделяет этим даром окружающих, они будут тянуться к вам и навсегда останутся благодарными. Делиться собой и своими достоинствами Ведя за собой других людей, отдавайте им все, что у вас есть. Преданность. Преданность делу открывает двери для достижений. В качестве лидера вам предстоит сталкиваться с множеством препятствий и возражений. Если вы хотите добиться чего-нибудь, то должны быть преданы поставленной перед собой цели. Навыки общения.

Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя навыки общения. Если лидер не в состоянии ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их к действиям, то факт наличия у него идеи вообще не имеет значения. Компетентность.

Если вы разовьете в себе качество как компетентность, то люди придут к вам. Компетентность идет гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать, спланировать и сделать то, что нужно, таким образом, когда другим ясно, что вам известно, как поступать. Мужество.

Мужество считается первейшим из человеческих качеств. Проницательность.

Умные лидеры верят только в половину того, что слышат. Проницательные лидеры знают, какой половине верить. Проницательность — обязательное и незаменимое качество для любого лидера, который желает максимизировать свою эффективность.

Сфокусированность. Для того, чтобы стать эффективным лидером, для обретения той степени сфокусированности, требуются приоритеты и концентрация. Лидер, который установил для себя приоритеты, но нет должной концентрации, знает, что надо делать, никогда этого не делает.

Щедрость. Щедрость исходит от сердца и пронизывает каждый аспект жизни лидера, вплотную касаясь его времени, денег, талантов и имущества. Эффективный лидер действует в интересах других людей, а не исключительно в собственных целях. Инициативность.

Успех явно связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди все время шевелятся. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры. Инициативные лидеры не ждут когда кто-то вызовет в них мотивацию. Умение слушать. Чтобы вступать в контакт с сердцами людей, используйте свои уши. Подавляющее большинство проблем, связанных с общением, порождается неумением слушать. Умение слушать делает Вас умным. Большинству людей хочется, чтобы их считали умными, сообразительными, но человека, который бесконечно делает умные замечания, всегда лезет из кожи вон, чтобы выглядеть умным, окружающие не признают умным человеком. Существует надежный способ убедить другого человека, что Вы являетесь одним их наиболее мудрых и разумных персон — слушайте, слушайте и уделяйте внимание тому, что человек говорит. Люди расскажут Вам все, что они хотят от Вас, если Вы будете слушать. Вы не сможете по-настоящему понять другого человека, пока не будете готовы слушать его с вниманием, симпатией и терпением. Умение слушать может Вам принести богатство, материальное благосостояние, а также удовлетворение от успеха и счастье. Один из самых лучших комплиментов, который Вы можете высказать другому человеку — попросту выслушать его.

Решение проблем Нельзя позволять Вашим проблемам оставаться проблемами. Лидеры всегда идут навстречу каждому вызову. В этом и состоит одно из свойств, которое отличает победителей от нытиков. Независимо в какой области действует лидер, он столкнется с проблемами.

Способность работать с людьми и укреплять взаимоотношения с ними необходимы лидеру. Первое качество лидера применительно к взаимоотношениям — это способность понимать, что чувствуют и думают окружающие. Ответственность. Лидеры, желающие достичь совершенства и упорно работающие для ее достижения, всегда обладают чувством ответственности. И такой человек всегда живет в ладу с самим собой. Непременное свойство ответственного лидера — доводить дело до конца. Они добиваются результата независимо от ситуации. Если Вы хотите вести за собой других — Вы должны добиваться результатов. Уверенность.

Никому не нравится слабый и неуверенный в себе человек. Нам инстинктивно нравятся люди, которые знают, чего хотят и поступают так, будто совершенно уверены в том, что получают желаемое. Мы не любим сомневающихся людей и неудачников. Если Вы хотите нравится людям, дайте им понять, что Вы собираетесь побеждать, держите голову высоко поднятой, смотрите людям прямо в глаза, двигайтесь так, словно Вы знаете куда направляетесь. Самодисциплина. Без самодисциплины невозможно достичь успеха и преуспевающим человеком. Независимо от ого, насколько одарен лидер, он не может максимально развиться без самодисциплины. Успех прежде всего внутренняя работа. Лидерство начинается с самодисциплины. Как лидер, вы не можете вдохновить людей, если утром просыпаетесь угнетенным и подавленным. Не сможете повести людей к победе, если вам не хватает энергии и сил. Внешний успех начинается с успеха внутреннего. Чтобы овладеть искусством управления другими, вы должны овладеть искусством управлять собой. Самодисциплина позволяет лидеру дойти до самых высоких вершин и является ключом к долговременному лидерству. Если Вы хотите принадлежать к числу таких лидеров, одним из Ваших активов является самодисциплина. Установите для себя приоритеты и никогда не забывайте о них.

Выявление лидеров в коллективе

Как выявить лидеров в коллективе? Психологические тесты на выявление лидерских качеств. Эти тесты и игровые задания помогут выявить лидеров в классном коллективе, лидеров в лагере, а также определить ценностные ориентации участников коллектива.

Тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров

Тест на социальную заинтересованность

На листках бумаги необходимо изобразить треугольники (по одному на листе). Вершинами треугольников являются кружки, обозначающие других людей (например, «Р» — родители, «П» — педагог, «Д» — друзья и т. д.). Дети должны разместить кружок, обозначенный как «Я», относительно каждого из треугольников. Если кружок размещен внутри треугольника, значит, ребенок воспринимает себя частью этой группы («Р», «П», «Д» и т. д.), если вне — то отдельно (см. рис.).

Тест на идентификацию

Ребенку необходимо нарисовать в любом месте листа два кружка: «Я» и близкий человек (мама, папа, бабушка, дедушка, друг и т. д.).

Чем ближе кружки друг к другу, тем больше ребенок идентифицирует (соотносит) себя с другим человеком (рис.).

Тест «Кто Вы?»

(выявление личностных качеств)

Ребенку предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).

Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Тест «Несуществующее животное»

(оценка личностных качеств)

Материал: лист бумаги (белый) формата А4; резинка; простой мягкий карандаш (ручкой и фломастером рисовать нельзя).

Нужно придумать и нарисовать несуществующее животное, назвать его несуществующим именем.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части указывает на неуверенность в себе, низкую самооценку, подавленность, нерешительность, отсутствие попыток самоутвердиться.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали)

Голова, повернутая вправо, означает, что человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова, повернутая влево, характеризует человека, склонного к размышлению, нередко может означать нерешительность, страх, боязнь перед активным действием.

Голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Увеличенный размер головы (по отношению к фигуре в целом) означает защиту или агрессию (определяется в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный.

Глаза означают страх.

Ресницы — большая заинтересованность в восхищении окружающих (внешней красотой и манерой одеваться).

Уши — для человека очень важно мнение окружающих о себе.

«Рот». Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ — чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерненный, трактуется как легкая подверженность страхам и опасениям, недоверие. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: ребенок огрызается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков рот округлой формы означает боязливость и тревогу.

Перья — тенденция к самоукрашению или самооправданию и демонстративному поведению.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, акцент на свою половую принадлежность.

Несущая (опорная) часть фигуры — ноги, лапы, постаменты. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо либо не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональные или украшающие.

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря — это энергия, уверенность в себе, увлеченность своей деятельностью, участие как можно в большем количестве мероприятий.

Перья, бантик, завитушки, цветки — демонстративность, стремление обращать на себя внимания, манерность.

Хвосты, направленные влево, выражают отношение к собственным действиям, поступкам, направленные вправо — к решениями, размышлениям. Хвост направлен вверх — уверенность, положительно бодрое отношение к себе; вниз (падающий хвост) — недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих:

• агрессивная зашита — рисунок выполнен в острых углах;

• страх или тревога — затемнение контурной линии;.

• опасение или подозрительность — щиты, заслоны. Направлены вверх — против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших; направлены вниз — против насмешек в целом, боязнь осуждения; боковые — готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях, защита своих мнений, убеждений.

Общая энергия. Оценивается по количеству изображенных деталей. Чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии. Слабая, паутинообразная линия нажима говорит об астении; жирная с нажимом — о беспокойстве; резко продавленные линии, видимые с обратной стороны бумаги, выдают тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен тем или иным образом, т. е. к чему привязана тревожность.

Тематически всех животных можно разделить на угрожающих, тех, которым угрожают, и нейтральных. Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире; рисуемое животное представляет самого рисующего. Уподобление животного человеку — постановка животного в положение прямохождения (две лапы вместо четырех и т. д.), одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап — на руки выдают эмоциональную незрелость, инфантилизм.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, — тенденция к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, нежелание тестироваться.

Вмонтирование механических частей в живую часть животного (постановка на постамент, танковые и транспортные гусеницы, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, в тело — проводов, рукояток и клавиш, антенн и т. д.), как правило, характерно для больных шизофренией.

Творческие возможности выражаются обычно через большое количество сочетающихся в фигуре элементов. Отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

Название животного. Логическое соединение смысловых частей («Летающий заяц») — рациональность. Словообразование, имитирующее книжно-научный стиль, например использование латинских суффиксов или окончаний («Реболемпус»), говорит о стремлении демонстрировать свой разум, эрудицию. Названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («Гряктер») — легкомыслие. Юмористические названия («Пузыриес») — ироническое отношение к окружающему. Имеющиеся в названии повторяющие элементы «Тру- тру» — склонность к инфантилизму. Непомерно длинные названия — склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка).

Как выявить скрытых лидеров и развить их способности


Почему работники не реализуют свои лидерские способности?Какими способами можно выявить скрытых лидеров? Как развить лидерские качества у сотрудников?

Почти в любом коллективе есть сотрудники, которые обладают лидерскими задатками, но по каким-то причинам не проявляют свои способности или просто не догадываются о них. Знать, кто из работников является потенциальным лидером, необходимо. Во-первых, если в компании есть нереализованные лидеры, то они нередко начинают оказывать деструктивное влияние на коллектив. Во-вторых, сотрудников с лидерским потенциалом можно будет включить в кадровый резерв, назначить руководителями проектов, поручить решение организационных вопросов или же использовать их способности для создания команды. Но для положительного эффекта одного знания, кто скрытый лидер, недостаточно. Нужно развивать лидерские способности сотрудников.

Почему работники не реализуют лидерские способности

Для начала давайте определимся, что мы будем понимать под скрытыми лидерами. Не стоит путать их с неформальными лидерами. Последние знают о своих способностях и проявляют их в коллективе. Они официально не имеют руководящей должности, но благодаря своим личным качествам, поведению занимают особое положение. Знать, кто неформальный лидер, также необходимо, потому что такой сотрудник может привлечь коллег как к новому проекту, так и к саботажу решений руководства. Но, как правило, выявить таких сотрудников просто, их сразу видно в коллективе. Кстати, эксперты не рекомендуют переводить неформального лидера в формальный статус. Это не всегда эффективно. Новая роль может изменить человека, и он потеряет уважение в коллективе, либо коллеги не будут воспринимать его как руководителя.

Скрытые лидеры – сотрудники, которые имеют лидерский потенциал, но не знают этого или не проявляют его. Например, человек никогда не выделяется из общей массы, но стоит ему что-то предложить, на что-то намекнуть, как все вокруг уже загораются этой идеей, одобряют ее и поддерживают. Или же сотрудник в больших группах берет роль подчиненного, но активизируется в определенных ситуациях, в которых имеет преимущества по сравнению с остальными. После того как мы определились, кто такие скрытые лидеры, давайте разберем, что мешает им реализовать свой потенциал. Как отмечают многие эксперты, прежде всего, это страх быть нестандартными, не вписаться в социальные рамки и представления, принять необычное решение, а также боязнь взять на себя ответственность. Кроме этого, многие думают, что, проявляя лидерские качества, они могут перейти кому-либо дорогу или «влезть не в свое дело». Часто в мужском коллективе женщины не проявляют себя, оставляя роль лидера мужчине. Еще одна причина – наличие в коллективе более сильного лидера или нежелание именно в этой компании проявлять свой потенциал.

Какими способами можно выявить скрытых лидеров?

Есть несколько способов для того, чтобы распознать лидерские качества в человеке.

Специальные тесты. Сейчас огромное количество тестов на выявление лидерских способностей можно найти в Интернете или заказать их разработку именно для вашей компании.

Ролевые игры. Они должны отражать ситуации, когда сотрудникам необходимо будет самостоятельно принимать решения в сложных условиях, брать ответственность на себя, проявлять организаторские способности, показывать умение войти в положение другого, проявить эмпатию и т. п. Но обратите внимание, что такой метод имеет и свои недостатки, потому что проявлять себя в условиях игры и в реальной ситуации человек может по-разному.

Наблюдение. Как правило, обращают внимание на две характеристики: вербальные (смысловая и логическая составляющие речи) и невербальные сигналы (жесты, позы, мимика, бессознательные реакции). Но так как лидеры не всегда бывают общительны, по невербальным признакам надежнее выявлять степень доминирования человека. Кроме этого, для оценки лидерского потенциала могут использоваться ситуационное или кейс-интервью с помощью проективных вопросов, метод «три плюса и три минуса». Оцениваются, прежде всего, такие лидерские компетенции: готовность взять на себя ответственность, позитивное отношение к людям, обучаемость, умение и готовность вдохновлять, отстаивать свою точку зрения, принимать непопулярные решения.

Способы развития лидерских качеств

Все мероприятия по формированию лидерских качеств у сотрудников направлены на то, чтобы убрать страх перед ответственностью и повысить уверенность в своих силах, развить умение быстро принимать решения, разжечь интерес ко всему новому. Базой в подготовке лидеров являются тренинги и в первую очередь коммуникативные. Также эффективны тренинги с четко сформулированной задачей (повышение сплоченности, реализация творческого потенциала, формирование и развитие лидерских умений и навыков).

Не менее важны командообразующие тренинги, где очень явно могут проявляться лидерские качества у тех специалистов, которые в будущем смогут поднять за собой команду.

Не бойтесь включать в команду более трех человек с лидерскими качествами. Чем больше таких сотрудников в команде, тем эффективнее ее работа. При грамотной организации рабочего процесса и распределении ответственности среди лидеров команда приобретает мощный потенциал для достижения любой цели.

Доказали свою эффективность и корпоративные программы развития лидеров. Как правило, в них входят развивающие мероприятия, направленные на личностное развитие лидера, аудит личностных ценностей и укрепление ценностных ориентаций, специальные учебные курсы, интенсивное общение с успешными лидерами – носителями передовых ценностей и др.

О программах по развитию лидерства подробнее читайте здесь – http://www.kdelo.ru/art/67435-budushchie-kapitany-ili-dlya-chego-nujny-programmy-po-razvitiyu-liderstva.

К другим способам развития лидерского потенциала можно отнести корпоративные программы развития профессиональных и лидерских компетенций, тренинги (коммуникативные, психологические, командообразующие и т. п.). Также помогут создать условия для развития лидерского потенциала специальные проекты (многофункциональные, региональные), ротация (организационная и территориальная), стажировки и курсы по саморазвитию (деловое общение, лидерство, ораторское искусство, навыки управления личным временем, принятия решений и т. д.).

Как определить лидера в коллективе

В новом коллективе важно быстро разобраться, кто есть кто, чтобы выстроить верную линию поведения и не допустить ошибок, ведь их так редко прощают новичкам. Начинать, конечно, следует с головы, а не с хвоста, поэтому задача определить лидера в коллективе становится первоочередной и срочной. Речь идет обо всех группах без исключения, начиная школьным классом и заканчивая штатом работников. Отличие начальника от лидера в том, что первый управляет, а второй ведет за собой, поэтому не обращайте внимания на должности и ранги. Это не значит, что не нужно соблюдать субординацию, просто помните, что должности не всегда отражают реальное положение вещей.

«Менеджмент — это искусство делать вещи правильно. Лидерство — это искусство делать правильные вещи» Питер Друкер

Неформальный лидер – величина неабсолютная, то есть его лидерство не обязано проявляться абсолютно во всем. Также оно не обязано быть объективно обоснованным: мало ли какими средствами человек завоевал расположение коллег. Неформальное лидерство не всегда поощряется начальством, не всегда идет на пользу рабочему процессу и очень часто является источником раздора внутри коллектива. Неформальные лидеры бывают:

  1. Харизматиками. Это лидер от Бога, безоговорочный и полноценный. Харизматики возглавляют окружающих без усилий, они даже не всегда этого хотят. Тот случай, когда с обаянием просто ничего нельзя поделать. Выявление лидера в этом случае будет быстрым и точным.
  2. Ситуативными лидерами. Такой сотрудник берет инициативу в свои руки только в определенных случаях, инициатива при этом может быть как позитивной, так и негативной. Например, «кризис-менеджер» – находка для любой команды. Этот человек иногда способен вытащить внешне неразрешимую ситуацию за счет таланта ориентироваться в сложных условиях, не поддаваться панике и грамотно действовать. А вот бунтарь-революционер может включать лидера только в критические минуты, когда в коллективе растет недовольство и назревает бунт. При таких условиях на то, чтобы узнать лидера в группе, может уйти много времени.
  3. Душой компании. Это просто хороший парень, которого все любят. С ним редко бывают проблемы, потому что он – хороший. Такой лидер бесценен прежде всего для руководства, поэтому обычно он ладит с начальником. Именно ему поручают организацию работы, проведение реформ (особенно непопулярных) внутри коллектива и прочее подобнее, т. к. его инициативу легче принимают.

Свой для всех

Чтобы безошибочно выявить лидера в коллективе, смотрите на взаимоотношения между сотрудниками. В группах они всегда разные, чем больше людей, тем больше оттенков: от дружбы до вражды через безразличие. И только у лидера отношения со всеми почти одинаково положительные. С лидером все хотят общаться, его присутствие меняет настроение в коллективе, вызывает легкий ажиотаж со знаком плюс и подъем энтузиазма.

Немаловажно, что такой репутацией лидер обязан собственным способностям и качествам: доброжелательности, общительности и внимательности ко всем. Тем он и отличается от безразличного начальства, что всегда готов помочь любому, всегда знает с какой стороны зайти, чтобы предупредить конфликт или разрешить спор. К нему охотно идут с вопросами, его решения принимаются безоговорочно, хотя он и не пытается кому-либо их навязать. Однако определить лидера по чертам лица, внешности практически невозможно.

Последнее слово

Лидер говорит мало. С одной стороны, это человек действия, с другой – его слова имеют вес, а потому он не нуждается в многословии. Во время любого обсуждения лидер никогда не ввязывается в спор, хотя молчаливо участвует в полемике. Его позиция – выслушать и решить, поэтому лидер говорит последним. Его право на последнее слово при этом никто не оспаривает, это своего рода неформальная этика деловых переговоров внутри компании.

Зачастую даже начальник ждет, пока все сотрудники выскажутся, затем спрашивает мнение лидера. Можно не сомневаться, что именно ответ лидера будет принят начальством за мнение большинства. Если ситуация в коллективе сложная и требует проведения деловой беседы сотрудников с руководством, ее проводит лидер от лица всех.

Пример для подражания

Лидер может не быть самым ценным сотрудником, но на устах у коллег он всегда будет притчей. Его решения, поступки, предложения и инициативы, взгляды и суждения будут обсуждать и ставить в пример. Особенно хорошо это заметно, когда веского повода для поиска авторитетов нет, но все равно в разговорах то и дело звучит одно и то же имя. Часто начальники, несмотря на свой статус, завидуют лидерам, потому что это бросает тень на их личные амбиции, но опытный и мудрый руководитель будет искать ситуации практическое применение, а не бессмысленно исходить злобой.

Постарайтесь выявить неформального лидера и обязательно найдите общий язык с ним в первые же дни на новом месте работы. С него берут пример, а значит, отношение с его стороны – это почти вердикт.

Как распознать неформального лидера и общаться с ним: советы руководителю

В идеале начальник и лидер — один и тот же человек. Но на практике это далеко не всегда так. Узнайте, как выявить такого сотрудника в коллективе и выстроить с ним правильные взаимоотношения.

Журналист-копирайтер агентства системных интернет-решений Wezom.

Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив — это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ — социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком спора. Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором — вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное — распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой — быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать

  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

Как это использовать

  • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу — он будет с радостью её выполнять.
  • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
  • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

Как это использовать

  • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
  • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на принятие решений самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
  • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
  • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

4. Революционер

Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

Как это использовать

  • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
  • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
  • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
  • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один — вводить штрафы или уволить бунтаря.

5. Весельчак

О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

Как это использовать

  • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
  • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
  • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
  • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса — его конёк.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

Как это использовать

  • Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
  • По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
  • Поощрение — это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника — управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

Выявление лидеров в коллективе

Тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров

Тест на социальную заинтересованность

На листках бумаги необходимо изобразить треугольники (по одному на листе). Вершинами треугольников являются кружки, обозначающие других людей (например, «Р» — родители, «П» — педагог, «Д» — друзья и т. д.). Дети должны разместить кружок, обозначенный как «Я», относительно каждого из треугольников. Если кружок размещен внутри треугольника, значит, ребенок воспринимает себя частью этой группы («Р», «П», «Д» и т. д.), если вне — то отдельно (см. рис.).

Тест на идентификацию

Ребенку необходимо нарисовать в любом месте листа два кружка: «Я» и близкий человек (мама, папа, бабушка, дедушка, друг и т. д.).

Чем ближе кружки друг к другу, тем больше ребенок идентифицирует (соотносит) себя с другим человеком (рис.).

Тест «Кто Вы?»

(выявление личностных качеств)

Ребенку предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).

Квадрат— трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник— символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг— самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг— фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector