0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запиши кем был кузьма минин

Кузьма Минин

Кузьма́ (Козьма́) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий; конец XVI века — 21 мая 1616) — русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Содержание

Происхождение

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны [1] .

Версия о балахнинском происхождении Минина (ранее документально обоснованная историком-краеведом И. А. Кирьяновым в 1965 г.) ставится под сомнение; высказываются предположения, что балахнинские Минины были лишь его однофамильцами. Подобных взглядов придерживался ещё Мельников-Печерский; в наше время соответствующие утверждения выдвинула группа нижегородских учёных в статье, опубликованной в 2005—2006 гг. в сборнике «Мининские чтения». По их мнению, «балахнинская» версия не подтверждается повторным изучением документов из Центрального архива Нижегородской области (поминальные записи и Писцовая книга).

В конце XX века появилась версия, получившая распространение в СМИ, главным образом татарских [2] , что он, якобы, был сыном крещёного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев. Одним из первоисточников этих утверждений был анонс статьи в журнале «Огонёк», так и не напечатанной [3] . Эту версию официально озвучил главный казанский муфтий.

Даже насчёт отчества Кузьмы Минина существуют разные мнения : в 19 веке его обычно именовали «Кузьмой Захаровичем», сейчас более распространено мнение, что «Минин» — это не прозвище, а отчество.

Разные версии существуют и о роде занятий Минина : он то ли «солепромышленник», то ли «говядырь» (торговец скотом)

Участие в ополчении

Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры, в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин-человек среднего достатка и по ремеслу мясник. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина [4] :

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

— С.М.Соловьев. История России с древнейших времён. Том 8. Глава 8. Окончание междуцарствия

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина давали «третью деньгу», то есть третью часть имущества, либо, в некоторых случаях, пятую часть. Лица, которые не желали выделять требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковалось.

По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побеждён Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613) Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в 1615 ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время путешествия царя в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».

Смерть

Умер в 1616 году, «во время розысков» в казанских местах по случаю восстания татар и черемис. Минин Кузьма Минич был погребён на погосте приходской Похвалинской церкви.

Позднее, в 1672 году его прах был перенесён на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым Нижегородским Митрополитом Филаретом.

К 30-м годам XIX века собор обветшал и был снесён по указанию нижегородского губернатора М. П. Бутурлина [5] . В 1838 году был построен новый кафедральный собор, его фундамент был на несколько десятков метров сдвинут относительно старой постройки, а прах Минина и покоящихся рядом удельных князей был помещён в подцерковье.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей заповедник, а затем перенесён в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля.

По данным телепередачи «Искатели», в могиле на территории кремля лежит совершенно иной прах, а настоящие останки Минина продолжают оставаться в земле на том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор. [6] В настоящее время на месте кафедрального собора 1838 года постройки стоит деревянный крест.

С 1804 года над скульптурной композицией в Нижнем Новгороде в честь Козьмы Минина стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 году поступило 18 000 р., но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве. В 1818 году Минину и Пожарскому воздвигнут памятник в Москве, а в 1828 году — гранитный обелиск в Нижнем Новгороде.

Семья

У Кузьмы был единственный сын [7] — Нефёд. После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде — селом Богородское с деревнями — вдове Кузьмы Татьяне Семёновне и его сыну Нефёду. У Нефёда имелся двор на территории Нижегородского кремля, хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего. Сведения о нём довольно разрознены. В 1625 году он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626 году состоит «у государева фонаря» на двух царских свадьбах. Последнее упоминание в дворцовых разрядах относится к 1628 году. Он умер в 1632 году. Пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Куденетовичу Черкасскому.

Татьяна Семёновна Минина продолжала жить в Нижнем Новгороде. По-видимому, в преклонном возрасте она постриглась в монахини, окончив жизнь в одном из нижегородских монастырей (скорее всего, в Воскресенском, расположенном на территории кремля).

Оценки деятельности

Исторический портрет Минина большинство историков (в особенности И. Е. Забелин и М. П. Погодин) описывают как достойный почтения за его героические действия, упоминая его подвиг перед отечеством как решительный шаг в защиту Родины, в отличие от Н. И. Костомарова [8] , который считал его человеком «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели».

См. также

Примечания

  1. Илья Бражников. День очищения государства. 4.11.2008
  2. http://moskvatatar.ru/index/minin.html
  3. Феноменальный Кузьма
  4. Доподлинный текст обращения Минина неизвестен
  5. Маркиз де Кюстин. Николаевская Россия
  6. «Пропавшая святыня нижегородского кремля»
  7. О возможном втором сыне Леонтии и его потомках, проживавших в Тульской губернии см. статью И. И. Голова «Род Кузьмы Минина по новым материалам»
  8. * Костомаров Н. И. Глава 30. Козьма Захарич Минин-Сухорук и князь Дмитрий Михайлович Пожарский // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

Литература

  • Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.-сот. В. А. Шамшурин. — М. : Новатор, 1997. — 398 с : ил. — (Российские судьбы)
  • Забелин И. Е.Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время / И. Е. Забелин. — М. : Аграф, 1999. — 335 с — (Новая история)
  • Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. — М.: Мол. гвардия, 1981. — 352 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей).
  • Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195.

Ссылки

  • Голов И. И. Род Кузьмы Минина по новым материалам / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1975
  • Привалова Н. И. Семья Кузьмы Минина / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1979
  • Кузьма Минич Минин — татарин Кириша Минибаев
  • Сергей Баймухаметов «Феноменальный Кузьма»
  • Сергей Скатов. Козьма или Кузьма? — 2.11.2005
    • «Я предлагаю Минина расплавить…» Часть I. «Смутный» праздник — 24.07.2007
    • Часть II. «Докупаясь государства» — 25.07.2007
    • Часть III. Ничего не было! — 26.07.2007
    • Кузьма Минин — родом из Нижнего! — 12.03.2008
  • Карташова М. В. Балахна — Минин — Нижегородское ополчение / Журнал «Нижегородский Музей» № 7-8
  • Галай Ю. Г.Гробница Кузьмы Минина в Нижегородском Кремле

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Кузьма Минин» в других словарях:

Кузьма (имя) — Кузьма, также Козьма, Косма мужское имя, произходит от греч. Κόσμος «украшение». На других языках: по итальянски: Cosimo (Козимо) по французски: Cosme (Козм) по испански: Cosme (Косме) по португальски: Cosme (Кожми) Носители: Козьма Прутков… … Википедия

Минин, Кузьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Кузьма Минич Минин — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин, Кузьма Минич — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин Кузьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин Кузьма Минич — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин, Козьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин К. — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин и Пожарский (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Минин и Пожарский. Минин и Пожарский … Википедия

«МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» — Либретто оперы. При жизни Булгакова не ставилось и не публиковалось (в конце 1938 г. русские сцены М. и П. прозвучали по всесоюзному радио). Впервые опубликовано: Музыка России. Вып. 3. М., Советский композитор, 1980. Музыку для М. и П.… … Энциклопедия Булгакова

Кем был Кузьма Минин

В преддверие Праздника народного единства, отмечаемого в России 4 ноября решили мы расспросить историка, к.и.н., Алексея Морохина об одном из самых главных героев этого дня — Кузьме Минине. При всей своей популярности, мало что известно широкой публике об это лидере судьбоносного Народного Ополчения. Алексей Владимирович является автором книги о Минине и специализируется, в том числе, на изучении русской политики XVII-XVIII веков.

— Часто можно встретить его именование как Кузьма Минич Минин Сухорук. Очень необычное отчество. Отца звали Мин? А судя по тому, что фамилия аналогично отчества — так род вообще не прослеживается? Можно встретить, что он из татар крещенных был. Так всё же «who is mister Minin»?

— Имя Мина было достаточно широко распространено в России. К примеру, патриарха Никона в миру звали Никита Минин. Что касается прозвища «Сухорук» — это один из самых темных вопросов биографии народного героя. Встречается оно лишь в одном источнике –«Новом летописце», и в других документах не прослеживается. Если допустить, что это прозвище говорило о физическом недостатке, то какже тогда Минин лично участвовал в сражениях под Москвой в августе 1612 г. Род народного героя, по крайней мере, имена его родителей, прослеживается в поминальных записях – синодиках. В этом же источнике присутствует запись, которая позволяет говорить и о происхождении Минина – «Род Кузьмы Минина нижегородца». Следовательно, родом Кузьма Минин был из Нижнего Новгорода и происходил из православной семьи. Версия же о его татарском происхождении возникла в среде непрофессиональных историков, а точнее, журналистов, чисто умозрительно. Никакими данными она не подтверждается. Добавлю также, что Минин был торговцем мясом или рыбой. Других данных о его профессиональных занятиях нет. Кроме того, самый важный момент его «нижегородской» биографии – должность земского старосты, которая давала Минину важные полномочия и во многом объясняла то обстоятельство, что именно он обратился с призывом к нижегородцам собрать новое ополчение.

— Имя Кузьмы Минина неразрывно связано с Дмитрием Пожарским. Уж он то, знатных кровей, потомок княжеских кровей, восходящих к Юрию Долгорукому. Что вообще могло быть общего у этих двух героев?

— Вопрос очень интересный. Пожарский –представитель древнего рода князей Стародубских, Минин – выходец из народных низов. Видимо, они были неплохо знакомы задолго до организации в Нижнем Новгороде Второго ополчения, т.к. именно Пожарский настоял на том, чтобы Минин занимался оргвопросами, связанными с деятельностью земской рати. Других сведений о том, где и когда познакомились Минин и Пожарский, в распоряжении историков нет.

— Как вообще Кузьма Минин решил вести людей за собой? Что им двигало? Почему люди поверили ему?

— Традиционно данный факт биографии Минина объясняется его патриотизмом. Сохранились сведения о том, что во сне к Минину несколько раз являлся Сергий Радонежский, который и просил Кузьму поднять нижегородцев на борьбу с интервентами. Кроме того, в Нижний Новгород были присланы грамоты патриарха Гермогена с аналогичным призывом. Так что сбрасывать со счетов патриотическую составляющую мининского призыва нельзя. Но одновременно с этим нужно помнить, что Нижний Новгород того времени –один из крупных торговых центров, а следовательно, торговому люду, представителем которого и был Минин, было что терять в случае падения государственности.

— Вообще, подвиг Минина и Пожарского — действительно ли имела место персональная заслуга, либо это некий собирательный образ единения знати и простого народа во имя Родины?

Персональная заслуга Минина, несомненно, имела место. Именно он выступил с инициативой чрезвычайных сборов, т.е.новых налогов и принудительных займов у богатых горожан для организации Ополчения. При этом не следует забывать, что правительство царя Михаила Федоровича прекрасно осознавало это заслугу, о чем свидетельствуют пожалования Минину чина думного дворянина и ряда владений.

— В чем конкретно личный подвиг Минина?

— В том, что он нашел средства для организации ополчения. Причем не только в Нижнем Новгороде. По пути Второго ополчения на Москву чрезвычайные сборы с населения продолжали практиковаться по инициативе Минина и в других городах.

— Ополчение же могло фактически привести к власти Пожарского. Почему предпочли поддержать Романовых?

— После освобождения Москвы от интервентов временное правительство, которое было создано по пути следования Второго ополчения в Ярославле – «Совет всея земли», было распущено. Следовательно, действия были бы не легитимными. Кроме того, в России того времени было сословное общество, а Пожарский, хоть и был князем, но являлся не самым знатным представителем правящих верхов. Были и другие претенденты на престол –гораздо более знатные. В итоге победили Романовы как родственники Ивана Грозного по его первой жене Анастасии. Кроме того, их активно поддержало казачество, находившееся в Москве. А отряды Второго ополчения ко времени начала заседаний Земского собора в феврале 1613 г. были уже распущены по домам.

— При воцарении Михаила Романова Пожарский участвовал в коронации, был жалован боярским чином и землями. Далее последовали славные военные и дипломатические поручения? Минин же получил чин думного дворянина, что ниже боярского, работу на «важных посылках» со стабильным окладом. Закончилось единение народа и знати? Каждый получил по чину?

— Совершенно верно. В сословном обществе все было очень четко. Выходец из народных низов никогда бы не смог стать боярином. А заслуги Минина были оценены новым правительством вполне справедливо.

— А поддерживали ли отношения после Минин и Пожарский? Дружили, вспоминая боевые подвиги, либо развела их судьба?

— Сведений о контактах Минина и Пожарского после выбора новой династии в науке не имеется.

— После смерти единственного сына Минина Нефёда все жалованное имущество было передано князю Якову Черкасскому. А как обстояло дело с государственной и народной памятью о Кузьме Минине? Все 400 лет его помнили и любили, либо имя его периодически уходило и вновь восстанавливалось?

— Нельзя сказать, что все 400 лет в обществе любили и помнили Минина. О нем реально начинают вспоминать в обществе лишь со второй половины 18 столетия. Именно тогда в источниках начинает фиксироваться наличие его захоронения в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода. (Когда он там реально был похоронен — неизвестно). Происходит это во многом под влиянием ряда внешнеполитических обстоятельств, в частности, из-за разделов Речи Посполитой. Дальше –больше. Борьба с Наполеоном в начале 19 столетия – это новый всплеск внимания к Минину, что проявилось в создании огромного количества художественных произведений, посвященных народному герою. Окончательно культ Минина как и «места памяти» народного героя в Нижнем Новгороде оформляются в эпоху Николая I под влиянием ряда особенностей внешней и внутренней политики и с этого времени сохраняются в нашем обществе.

А ещё подписывайтесь на нас, ставьте лайк, читайте чаще. Впереди много интересного, ведь история не заканчивается.

Биография Кузьмы Минина

Кузьма Минич Анкудинов (1570-1616) — русский национальный герой, руководил ополчением во время борьбы против польской и шведской интервенции. Он был главным соратником князя Дмитрия Пожарского, героев увековечили в виде памятника в центре Москвы. Они смогли поддержать и повести за собой людей в трудный период. События тех дней навсегда остались на страницах российской истории. Кузьма всегда отличался тягой к справедливости, рассудительностью и острым умом. Благодаря этому ему удалось построить собственный бизнес, стать лидером народа и победить в схватке со сторонниками Лжедмитрия II. В 1612 и 1613 гг. он был членом «Совета всея земли» в Ярославле.

Юность и опыт в торговле

Точную дату и место рождения Кузьмы установить невозможно. Некоторые ученые утверждают, что полководец появился на свет в 1570 году в городе Балахне. Он рос в состоятельной семье. Отец, Мина Анкудинов, был соляным промышленником. Мать Доминика занималась воспитанием детей. Кроме будущего героя у нее было еще двое сыновей — Иван и Федор.

С ранних лет мальчиков приучали к труду. В их городе было принято, чтобы дети помогали родителям, работали с юного возраста. Когда Анкудинову исполнилось 11 лет, семья переехала в Нижний Новгород. Кузьма мог продолжить дело отца, но он предпочел идти своим путем. Именно поэтому юноша приобрел мясную лавку и занялся торговлей.

Выборы старосты

Бизнес у Минина шел неплохо, вскоре он построил собственный дом в посаде Благовещенской слободы. В Новгороде юноша также встретил свою любовь. Через несколько лет после знакомства они с Татьяной Семеновной поженились. Женщина родила супругу двоих сыновей — Леонтия и Нефеда.

В сентябре 1611 Кузьму избрали слободским старостой. Он успешно руководил жителями, заражал их своей энергией и продвигал отличные идеи. Но переломным моментом стало получение грамоты Патриарха Гермогена. В ней говорилось о необходимости немедленно подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Через некоторое время Анкудинов призвал к «собранию ратных людей». Он выступил с речью на городском совете, в котором приняли участие представители власти в духовенства. Кузьма призывал встать за свою веру, не жалея сил и имущества. Он отдал треть своих денег на организацию ополчения, а потом присоединился к Дмитрию Пожарскому, назначив его главным воеводой.

Управление ополчением

Минин неоднократно проявлял свои лидерские качества. Благодаря Пожарскому он получил особые полномочия, стал предводителем многочисленных бойцов. Он управлял хозяйством, распоряжался казной и устанавливал связи с населением в разных городах. Герой был жестким руководителем, он требовал у людей, чтобы они отдавали пятую, а иногда и третью часть имущества на ополчение. Если кто-то отказывался, их обзывали холопами, преследовали и лишали всех денег.

Зимой 1611 г. был основан «Совет всея земли». От имени этой организации Минин и Пожарский рассылали грамоты, призывающие участвовать в битве. Благодаря этому к ним вскоре присоединились отряды из других городов и сел. В конце марта 1612 было собрано ополчение из десятков тысяч людей на Волге.

Базой для подготовки к борьбе стал Ярославль. Это время было трудным для Анкудинова, поскольку безвестного торговца никто не хотел воспринимать всерьез. Князь Дмитрий Трубецкой не хотел даже видеть его имени на грамоте. Аристократы и дворяне также относились к полководцу с презрением. Большую часть дел они оставили в своих руках, не доверяя приезжим героям.

Кузьма занимался не только управленческой деятельностью. Он неоднократно участвовал в боях за Москву. В конце августа 1612 герой переправился через реку и нанес фланговый удар по войскам Ходкевича. Именно эта атака была решающей, она принесла бойцам победу.

Последние годы жизни

После окончания битвы герой остался служить в Москве. Он никогда не стремился к спокойной жизни, поэтому занимался сбором налога с купцов, участвовал в политической деятельности. В октябре 1612 вместе с Пожарским он ликвидировал семибоярщину.

В 1613 г. Минин участвовал в Земском сборе, призывавшем царствовать Романовых. Через некоторое время он был удостоен звания думного дворянина, а в 1615 г. получил вотчину под Нижним Новгородом. Благодаря расположению царя он мог заседать в Боярской думе, быть воеводой и раздавать указания.

В 1615 г. вместе с князем Ромодановским Кузьма отправился в Казань. Он сам вызвался проводить сыскную операцию по делу восставших черемисов. После длительных пыток виновный признался, но в Москву герой уже не вернулся. Он тяжело заболел на обратном пути, а через некоторое время погиб.

Минин смог добиться успеха во многом благодаря своим ораторским способностям. Его часто называли русским Демосфеном. Герой всегда верил в то, что он говорит и делает, и этой верой он заражал слушателей. Именно его речи помогли сделать Второе ополчение практически непобедимым. Примечательно, что такой убедительный оратор был совершенно неграмотным. Важные документы за него подписывал Дмитрий Пожарский.

Кузьма говорил о реальной угрозе порабощения, умел тонко чувствовать психологию людей. Он призывал их объединиться, но не забывал об ответственности и требованиях к каждому члену общества. Оратор знал, что людей больше интересует выживание, чем мифические высокие идеи, и он великолепно сыграл на этом. Слушатели оценили его искренние порывы и практичный подход, поэтому с удовольствием присоединились к битве.

Был ли Козьма Минин татариным по происхождению

Перед собором Василия Блаженного на Красной площади стоит памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим народное ополчение во время польской интервенции в Смутное время, что способствовало победе над Польшей в 1612 году. Личность одного из народных героев, Кузьмы Минина, во многом остается загадкой для историков. Существует версия, что он был татарского происхождения.

«Балахнинская» версия

Есть разногласия по поводу того, звали Минина Кузьмой или Козьмой (в XVI веке эти имена различались). В документах за 1613 год имя значится как Кузьма (Косма) Минич Минин, а в Никоновской летописи — Кузьма Минич Минин Сухорук (последнее, видимо, прозвище).

Общепринятая версия гласит, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны. В советское время она поддерживалась многими видными историками, например, И. А. Кирьяновым и А. Я. Садовским. Однако в наше время было выдвинуто предположение, что балахнинские Минины приходились знаменитому Кузьме лишь однофамильцами. Об этом писал еще П. И. Мельников-Печерский, а в 2005—2006 годах на эту тему была опубликована работа группы нижегородских ученых в сборнике «Мининские чтения».

Один из исследователей, С.В. Сироткин, пишет: «Изучение кадастровых и других документов по истории балахнинской семьи Мининых позволяет достаточно уверенно говорить об отсутствии их родства с Кузьмой Мининым».

В то же время подпись на одной из грамот называет нам имя родного брата Кузьмы Минина – Сергей. Достоверно известно, что среди балахнинских Мининых человека с таким именем не было. К тому же имя Анкудин (имя отца балахнинского солевара и предполагаемого деда национального героя) отсутствует в поминальном синодике Нефёда – сына Кузьмы.

«Крещеный татарин»?

В 2002 году в журнале «Огонек» появилась сенсационная статья историка В. Л. Махнача, в которой Кузьма Минин был назван «крещеным татарином Киришей Миннибаевым». Никаких сколько-нибудь серьезных доказательств данной версии не приводилось. Однако в 2006 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал гипотезу о татарском происхождении русского национального героя. Одновременно тезис этот был озвучен тогдашним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх объявил, что считает версию о татарской национальности Минина, по крайней мере, возможной, поскольку известно, что в ополчении было много татар, отправившихся освобождать Москву от интервентов, потому что Кузьма Минин был татарином. Хотя как могли татары, большинство из которых были мусульманского вероисповедания, относиться к «крещеному» собрату?

Тем не менее аргументы в пользу «татарской» версии находятся. Так, известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своей книге «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» высказывает предположение, что фамилия Минин может происходить от названия кипчакско-ордынского рода «мин», появившегося после завоевания кипчакских земель татаро-монголами. В Полном собрании российских летописей также сказано, что выходцы из рода мин звались в России Миниными.

Подвиг русского мясника

Но, с другой стороны, Кузьма Минин принадлежал к простому роду, и фамилии у него изначально не было. Фамилию ему дали лишь в 1613 году по отцу, христианское имя которого было Мина (кстати, на Руси оно появилось задолго до появления рода мин). То есть, скорее, Кузьма был все-таки из русской православной семьи.

Да и о роде занятий Мины, отца Кузьмы, существуют разные мнения. Одни источники называют его «солепромышленником», другие – «говядырем» (торговцем скотом). Точно известно, что он был избран нижегородцами посадским старостой. Сам Кузьма в начале XVII века открыл лавку в Нижнем Новгороде и занялся мясной торговлей. В 1608–1610 годах участвовал в составе местного городского ополчения в боях со сторонниками Лжедмитрия II. Впоследствии он вместе с князем Дмитрием Пожарским организовал Земское ополчение для помощи Москве против польских и шведских войск. В основном бывший мясник отвечал за «хозяйственно-финансовую часть», но храбро проявил себя и в сражениях, за что 12 июля 1613 года царь Михаил Федорович пожаловал его титулом думного дворянина и вотчинами.

Кстати, скончался Кузьма Минин в 1616 году под Казанью, куда он был направлен по случаю восстания татар и черемис. Историк Б. М. Пудалов считает, что версия о его татарском происхождении не может быть принята, «так как противоречит свидетельствам источников о глубоких православных корнях рода».

Кузьма Минин — биография

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) — деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского; один из наиболее популярных национальных героев русского народа.

Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца — Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II.

1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.

Кузьма Минин активно участвовал в боях за Москву 22-24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога — «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.

Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса.

Еще о Минине из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»

Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук — один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году. Биография до его выступления в 1611 года неизвестна.

Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.

С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы — Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, — Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.

Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения.

С званием «выборного человека», простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 года думным дворянством и землей в Нижегородском уезде. В 1614 году ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 года Минин был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого — до мая 1616 года — Минин умер.

Погребен Минин в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году — Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было). Сказания и повести о смуте, начавшие появляться с 1617 года, и другие известия свидетельствуют о высокой оценке подвига Минина его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его.

Историки XVIII века не дали научной обработки биографии Минина и его дела; не дошел до него в своей «Истории» и российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. «Пииты» XVIII века, любившие обращаться за сюжетами к родной старине, не создали ничего значительного и законченного о Минине, но с началом нового столетия появляется целый ряд панегириков ему и в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином. Это закреплено манифестом 1812 года.

Первой более или менее научной биографией Минина и оценкой его была для своего времени речь русского писателя, журналиста и историка Николая Алексеевича Полевого 1833 года. Статьи писателя Павла Ивановича Мельникова (1843 и 1850) и общие труды по истории Смуты — Соловьева (в «Истории») и российского историка и писателя Николая Ивановича Костомарова — представляют собой дальнейшие стадии в разработке истории Минина.

Отрицательной характеристикой Минина в «Личностях Смутного времени» (1871) Костомаров вызвал давший много нового, ответ историка и писателя Михаила Петровича Погодина и очень ценные статьи историка и археолога Ивана Егоровича Забелина, позже изданные отдельно и с дополнениями в виде книги: «Минин и Пожарский». Из дальнейшей литературы смотрите особенно «Очерки по истории Смуты» Сергея Федоровича Платонова и «Очерк истории нижегородского ополчения» Павла Григорьевича Любомирова. Большая часть материалов о Минине переиздана Нижегородским Археологическим Комитетом в сборнике «Памятники истории нижегородского движения». («Действия», т. XI)

Кузьма Минич Минин — татарин Кириша Минибаев

в История, 17.12.2013 0 2,102

Земский староста Нижнего Новгорода крещеный татарин Кириша Минибаев, он же Минин Кузьма Минич — организатор ополчения против польских интервентов в начале XVII в. Происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. После XVIII века о племенной принадлежности К.Минина упоминать перестали. «Минин» — первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией Мининых.

Отойдя от родовой профессии солепромышленников, К.Минин перебрался в Нижний Новгород и стал посадским, торговал мясом и рыбой. Избранный в сентябре 1611 года земским старостой, Минин призвал к «собранию ратных людей», первым показал пример, отдав треть своего имущества на организацию ополчения, и пригласил главным воеводой Д. М. Пожарского. Вместе с ополчением прошел до Москвы и участвовал в сражении, закончившемся изгнанием польских захватчиков.

После избрания царем Михаила Федоровича Романова в 1613 году Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину «в род их неподвижно». Жил в Москве и выполнял важные поручения правительства и царя, собирал пятину (20 процентов от имущества) с посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал вместе с другими боярами в управлении государством во время выезда царя на богомолье. Зимой 1615 в Поволжье восстали татары и черемисы. После подавления бунта был отправлен в Казань для выяснения причин недовольства. Умер Минин на обратном пути, не успев добраться до Москвы. В 1826 Минину и Пожарскому был поставлен памятник работы скульптора И.П. Мартоса в Москве на Красной площади.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому Сооружен скульптором И.П.Мартосом в 1804-18 гг. и первоначально поставлен перед Торговыми рядами на Красной площади. В 1930 г. памятник был передвинут к храму Василия Блаженного.

20 февраля 1611 года Кузьма Минин собрал народное ополчение. После провала авантюры с Лжедмитрием на политической арене появился новый, чудом воскресший лжецаревич. И вскоре его войска, а также отряды польских шляхтичей принялись разорять города и села России. В Нижнем Новгороде староста посадских людей Кузьма Минин собрал жителей на площади и призвал их дать отпор польским войскам.

«Речь его нижегородцам люба быть», — писали летописцы. Многие нижегородцы, слушая его речи, плакали от волнения. И вскоре широкой волной потекли пожертвования: деньги, ценности, домашние вещи. Земский староста вел им счет и сдавал в соборные подвалы. Известен из летописи рассказ о богатой вдове, которая из имеющихся у нее двенадцати тысяч рублей десять отдала на ополчение. Немалый вклад сделали предприниматели из солепромышленного клана Строгановых. Сам Минин отдал треть своего имущества.
Так собралась нужная сумма.

Дмитрий Пожарский родился в ноябре 1578 г. в семье князя Михаила Федоровича Пожарского. С 1593 г. князь Дмитрий начал службу при дворе царя Федора Ивановича. В начале царствования Бориса Годунова князя Пожарского перевели в стольники. Он получил поместье под Москвой, а затем был отправлен из столицы в армию на литовский рубеж.

После смерти Годунова Пожарский присягнул царевичу Дмитрию. При Василии Шуйском Пожарского назначили воеводой. За исправную службу царь пожаловал ему в Суздальском уезде село Нижний Ландех с двадцатью деревнями.

В 1610 г. царь назначил Пожарского воеводой в Зарайск. Там он узнал о низложении Шуйского заговорщиками во главе с Захарием Ляпуновым и поневоле присягнул польскому королевичу Владиславу.

Вскоре прошел слух, что король Сигизмунд сына своего в Россию не отсылает, а хочет сам царствовать над Русью и осадил Смоленск. Тогда по всем русским городам стало подниматься волнение и возмущение. Общие настроения выразил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, который в своих воззваниях призывал к восстанию против поляков.

Между Пожарским и Прокопием Ляпуновым установилась крепкая связь.

Пожарский отправился в захваченную поляками Москву, где начал готовить народное восстание. Оно началось стихийно 19 марта 1611 г. Чтобы остановить мятеж, поляки подожгли несколько улиц. Пламя к вечеру охватило весь город. Пожарскому пришлось сражаться с поляками, имея под началом всего лишь кучку верных ему людей. На второй день поляки подавили восстание во всем городе. К полудню держалась только Сретенка.

Не сумев взять острожец Пожарского штурмом, поляки подпалили окрестные дома. В завязавшемся бою Пожарский был тяжело ранен. Его вывезли из Москвы в Троице-Сергиеву обитель.

Кузьма Минин был старше князя Пожарского на десять или пятнадцать лет.

Детство его прошло в городке Балахне на Волге. В зрелые годы Кузьма владел лавкой на нижегородском торгу, под стенами кремля и был почитаемым горожанином. В 1611 г., в самый разгар Смутного времени, нижегородцы избрали его земским старостой. Минин сразу стал вести с горожанами разговоры о необходимости объединяться, копить средства и силы для освобождения Отечества. Нижегородцы всенародно приговорили начать сбор средств на ополчение. Большую помощь оказали ему богатые купцы и предприниматели.

На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей. Воеводой избрали героя московского восстания князя Пожарского.

У ополчения стало два вождя. Имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое. Нижний стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье и Сибирь. Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско. В феврале 1612 г. был образован «Совет всея земли».

На исходе зимы ополчение перебралось из Нижнего в Ярославль. Сюда со всех концов государства устремились защитники Отечества. Подмосковный лагерь казаков слабел, а войско Пожарского усиливалось.

Летом 1612 г. засевший в Кремле польский гарнизон нуждался в съестных припасах. На помощь ему из Польши шел большой обоз и подкрепление под командованием гетмана Ходкевича. В войске гетмана насчитывалось двенадцать тысяч человек. Если бы им удалось соединиться с осажденными, победить поляков было бы очень трудно. Пожарский решил выступить навстречу Ходкевичу и дать ему бой на московских улицах.

Пожарский расположился у Арбатских ворот. Линия фронта ополчения протянулась по черте Белого города от северных Петровских до Никитских ворот. От Никитских ворот через Арбатские до Чертольских, откуда ожидался лобовой удар гетманского войска, сосредоточились главные силы земской рати.

На рассвете 22 августа поляки стали переправляться через Москву-реку к Новодевичьему монастырю и скапливаться возле него. Как только гетманское войско двинулось на ополченцев, со стен Кремля грянули пушки, давая знак Ходкевичу, что гарнизон готов к вылазке. Русская конница при поддержке казаков устремилась навстречу врагу. Чтобы добиться перевеса, Ходкевич должен был бросить в бой пехоту. Русская конница отступила к своим укреплениям, откуда стрельцы повели огонь по наступающему врагу.

Осажденный гарнизон предпринял вылазку и обрушился с тыла на стрельцов, которые прикрывали ополчение у Алексеевской башни и Чертольских ворот. Однако стрельцы не дрогнули. Осажденные вынуждены были вернуться под защиту укреплений.

Ходкевич также не добился успеха. Вечером он отступил к Поклонной горе.

24 августа Ходкевич решил пробиваться к Кремлю через Замоскворечье и передвинул свои полки к Донскому монастырю. На этот раз атака поляков была такой мощной, что русские ратники дрогнули. Около полудня они были оттеснены к Крымскому броду и в беспорядке переправлялись на другой берег. Поляки могли без труда пробиться к Кремлю, и Ходкевич велел двинуть на Большую Ордынку четыреста тяжело груженных подвод.

Положение стало критическим. Не имея собственных сил для того, чтобы остановить продвижение врага, Пожарский отправил к казакам Трубецкого троицкого келаря Авраамия Палицына с тем, чтобы призвать их к совместным действиям.

Посольство это увенчалось успехом. Казаки вместе с людьми Пожарского напали на обоз.

Поляки с трудом отбили его и отступили. Это сражение окончательно лишило сил обе армии. Но Минин с небольшим отрядом скрытно переправился через Москву-реку напротив Крымского двора и ударил во фланг полякам. Поляки в панике отступили за Серпуховские ворота. Неудача Ходкевича была полной. Собрав свое войско у Донского монастыря, он отступил от Москвы 25 августа.

После победы силы двух ополчений объединились. 22 октября осаждавшие захватили Китай-город, а через три дня истощенный голодом гарнизон Кремля сдался.

В первые же дни после очищения Москвы земский совет, в котором соединились участники Первого и Второго ополчений, повел речь о созыве Земского собора и избрании на нем царя. Этот исторический собор собрался в начале 1613 г. и 21 февраля избрал на царствие шестнадцатилетнего Михаила Романова. Пожарский получил от царя чин боярина, а Минин стал думным дворянином. В 1615 г. по поручению Михаила Минин ездил для следствия в Казань. Возвращаясь в 1616 г. назад, он заболел и умер по дороге.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector