0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Железная дорога некрасов вид лирики

Железная дорога некрасов вид лирики

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АНАЛИЗ (НЕКРАСОВ 1864).

Вера поэта в народ, в его духовные силы так сильно заражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании народной жизни, а не на идеализации народа.

Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе — Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.

Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:

Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок — свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.

Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!

Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:

Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит.

Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм,- ядреный, студеной — придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.

Этому способствует и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий — ударение на втором слоге:

Опять я в деревне, Хожу на охоту.

анапест — ударение на третьем слоге:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням.

В Железной дороге применен дактиль — ударение на первом слоге:

Все хорошо под сиянием лунным.

Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та.

Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям

А далее повторяются гласные у и ю, помогающие вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок.

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

Центральная часть стихотворения — разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла дорога:

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные.

Что там? Толпа мертвецов.

Эти картины, как и песня мертвецов, нужны поэту не для того, чтобы напутать читателя. Образы мирных детей труда производят впечатление скорбного величия:

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,

С разных концов государства великого —

Это все братья твои — мужики!

Образ народа-созидателя глубоко поэтичен и вызывает у автора любовь и уважение. Свои чувства он стремится внушить и маленькому Ване:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

В отличие от генерала, утверждавшего, что народные массы не создавать, разрушать мастера, поэт считает, что именно народ — творец всех материальных и духовных ценностей.

Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение — железную дорогу протяженностью в сотни верст,- свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению:

Да не робей за отчизну любезную.

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную

— Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Поэт отвергает показное генеральское народолюбие, за которым-презрение к народу и страх перед ним. С горькой иронией рисует Некрасов светлую сторону народной жизни (с точки зрения генерала). Почтенный лабазник (купец), нанимавший рабочих, так рассчитал их, что каждый подрядчику должен остался. Но при этом он держится как благодетель народа. Вот как купчина говорит со строителями-тружениками:

С богом теперь по домам — проздравляю!

Шапки долой, коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

И недоимку дарю!

Стихотворение завершается тягостным зрелищем рабского ликования:

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком ура! по дороге помчал.

Поэт-демократ снова и снова восстает против покорности, которая более всего мешает труженикам завоевать свои права. Сам этот гнев, выражающий чувства лучших людей России, помогал современникам Некрасова понять, что близится время, когда мужик разогнет свою спину горбатую и скинет всех, кто так удобно уселся на ней.

О влиянии Железной дороги на молодое поколение свидетельствуют воспоминания Г. В. Плеханова: Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили Железную дорогу, раздался сигнал, звавший на.с на фронтовое учение. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьем, находясь под сильнейшим впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!

Прославление революционного подвига в произведениях 70-х годов. Элегия (1874). В 70-е годы, когда в России широко разворачивается деятельность революционного народничества, а во Франции разгорается героическая эпопея Парижской коммуны, основная тема крупнейших произведений Некрасова — прославление революционного подвига, призыв к революционной борьбе. Этой теме посвящены поэмы Дедушка и Русские женщины. В них Некрасов обращается к прошлому, к эпохе декабристов. Поэт стремится показать преемственность между поколениями революционных борцов. Герой поэмы Дедушка (1870)-декабрист, вернувшийся из Сибири. Годы каторги и ссылки не сломили его, он продолжает проповедовать революционные идеи своей молодости, в духе этих идей воспитывает внука.

В поэме Русские женщины (1871 -1872) Некрасов воспевает подвиг жен декабристов. Первоначально поэму свою он назвал Декабристки, но потом дал ей заглавие Русские женщины, подчеркивая тем самым широкий обобщающий смысл созданных им образов. Читатель 70-х годов, думая о женах декабристов, не мог не вспомнить своих замечательных современниц, шедших в народ и отдававших жизнь делу революции.

Духовный облик лучших люден России 60-70-х годов XIX века отразился в стихотворении Элегия (1874), которое поэт назвал самым задушевным и любимым из последних своих стихов. В Элегии особенно отчетливо проявилась народность, составляющая сущность всего творчества Некрасова. Поэт выступает в этом стихотворении как страстный защитник и выразитель народных интересов.

Для поэта не существует грани между личными стремлениями и общественным долгом. В этом он не одинок: он идет по пути, проложенному Пушкиным,-вспомните послание К Чаадаеву, Деревню. Главный вопрос некрасовской Элегии: Народ освобож-ден, но счастлив ли на no звучит как самый задушевный, глубоко волнующий человека, л.чя которого счастье парода -это его личное счастье.

Некрасов напоминает читателю о великих освободительных тра- дициях русской поэзии, которая воспитывала в людях чувство гражданского долга, стремление к борьбе за свободу. В некрасов- ской элегии есть строки, напоминающие пушкинскую Деревню:

. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза.

Сравните с этими строками стихи Пушкина:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Некрасов говорит о пореформенной деревне, поэтому из его стихов исчезает образ неумолимого владельца, исчезает слово рабство, но остается главное: народы, покорствуя бичам, влачат жалкое существование. Сохраняется и выразительный глагол влачатся- идут через силу, едва передвигая ноги; остался и эпитет тощие, подчеркивающий степень народной нищеты. У Некрасова появилось еще и выразительное сравнение народа с голодным стадом, которое пасется на скошенном лугу.

Как и Пушкин в Деревне. Некрасов обращается с призывом к гражданам своей страны, наиболее чутко воспринимающим голос ЩШды и добра,- к молодому поколению:

Николай Некрасов — Железная дорога: Стих

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. »

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители. »
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты. » Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца. молодца.

С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю. »

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

Анализ поэмы «Железная дорога» Некрасова

Подавляющая часть творчества Некрасова посвящена простому русскому народу, описанию его бед и страданий. Он считал, что настоящий поэт не должен уходить от действительности в романтические иллюзии. Стихотворение «Железная дорога» — яркий пример гражданской лирики поэта. Оно было написано в 1864 г. и посвящено строительству Николаевской железной дороги (1843-1851 гг.).

Железная дорога между Петербургом и Москвой стало грандиозным проектом. Он значительно поднимал авторитет России, сокращал отрыв от развитых европейских стран.

При этом строительство велось отсталыми методами. Труд государственных и крепостных крестьян был фактически рабским. Государство не считалось с жертвами, на тяжелой физической работе в невыносимых условиях погибло множество людей.

Вступление к произведению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал называет не бесправную массу рабочих, а графа Клейнмихеля, прославившегося своей жестокостью.

Первая часть поэмы – лирическое описание прекрасного вида, открывающегося перед глазами пассажиров поезда. Некрасов с любовью изображает пейзаж «родимой Руси». Во второй части происходит резкая перемена. Рассказчик показывает сыну генерала страшную картину строительства железной дороги, которую предпочитает не видеть высшее общество. За движением к прогрессу стоят тысячи крестьянских жизней. Со всех концов необъятной Руси крестьян собрал здесь «настоящий царь» — голод. Титанический труд, как и многие масштабные российские проекты, буквально устлан костями людей.

Третья часть – мнение самоуверенного генерала, символизирующего собой тупость и ограниченность высшего общества. Он считает, что безграмотные и вечно пьяные мужики не имеют никакой ценности. Важны лишь высшие творения человеческого искусства. В этой мысли легко угадываются оппоненты взглядам Некрасова на роль творца в жизни общества.

По просьбе генерала рассказчик показывает Ване «светлую сторону» строительства. Работы закончены, погибшие похоронены, время подводить итоги. Россия доказывает миру свое прогрессивное развитие. Император и высшее общество торжествуют. Начальники строительных участков и купцы получили значительную прибыль. Рабочие награждены… бочкой вина и прощением накопленных штрафов. Робкий возглас «ура!» подхвачен толпой.

Картина всеобщего финального ликования невероятно горька и печальна. Многострадальный российский народ опять обманут. Символическая цена грандиозной стройки (треть годового бюджета Российской империи), унесшей тысячи жизней, выразилось для простых рабочих в бочке водки. Они не могут оценить настоящее значение своей работы, и поэтому благодарны и счастливы.

«Железная дорога», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся — ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

«Железная дорога». Анализ

Противоречивыми – и трагическими, и исполненными веры раздумьями о судьбе русского народа и его будущем наполнена и поэма Некрасова «Железная дорога». Она имеет сложную композицию: рассказ о строительстве железной дороги предваряет эпиграф, отражающий не суть авторской позиции, а ту точку зрения, с которой и спорит автор своей поэмой. Эпиграф передает разговор отца и сына. На вопрос ребенка, кто построил железную дорогу, отец-генерал отвечает: «Граф Клейнмихель».

Рассказчик не сразу включается в спор, точнее, заметим, что как такового спора в поэме нет: есть две несовпадающие точки зрения – рассказчика и генерала, но рассказчик не стремится доказать свою правоту генералу. Его рассказ, его слова обращены к мальчику, ребенку. Но начинается рассказ не сразу. Первая главка поэмы – описание «славной осени». Природа, описанная здесь, лишена ярких красок или роскошной красоты. Это – обычный для средней полосы России неброский осенний пейзаж, в сущности, совершенно непоэтичный: кочки и болота, красоту и поэзию которым может придать только «сияние лунное». Описывая эту неброскую природу, автор стремится подчеркнуть не невидимую обычному взгляду красоту, а свойственное ей ощущение покоя. Природа умиротворяет и человека: не вдохновенные гимны красоте мира вызывает она, а гораздо более прозаическое желание – отдохнуть душой и телом, выспаться:

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!

«Нет безобразья в природе!», «Славная осень!» – эти слова передают пафос первой части. Но лунный свет, заливающий Россию, открывает и иную жизнь – человеческую. Сном-видением предстают перед рассказчиком и его маленьким слушателем тысячи погибших строителей дороги, «толпа мертвецов», страшный хор, пропевший о труде и гибели. Местоимение «мы» еще более подчеркивает всеобщность безысходных судеб:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда.

В хор погибших строителей включается голос рассказчика, проводящего маленького Ваню по всем кругах ада. В своем «показе» строительства дороги рассказчик подчеркивает трагическую сторону строительства дороги. Пафос рассказа – судьба истинных строителей, вызвавших к жизни «дебри бесплодные» и обретших «гроб себе». Но цель рассказчика – не только «показать при лунном сиянии правду»: он выступает и как учитель жизни, внушающий мальчику необходимые ему для жизни истины, прежде всего, мысль о человеческом братстве:

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки
С разных концов государства великого –
Это все братья твои – мужики!

Исследователи обратили внимание на то, как тщательно отбирал Некрасов географические названия, стремясь в этом перечне представить всю Россию, весь русский народ назвать строителем этой железной дороги. Не случайно не дается и конкретное название дороги – рассказ получает широкое обобщение. Но повествователь не только стремится вызвать в душе генеральского сына сочувствие к крестьянской доле – в маленьком Ване он видит человека, от которого тоже зависит будущее страны. Поэтому в его обращении – и добрый совет: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не худо с тобой перенять», и слова-размышления о будущем России, внушающие мальчику веру в лучшее будущее страны:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.

Характерно акцентирование в этих строфах слова «вынес», «вынесет». Оно имеет переносный смысл – «вытерпел». Но автор не случайно избегает слова «вытерпел». Именно «вынес» – как богатырь на своих плечах, вынес всю тяжесть жизни и труда. Образ народа-богатыря, строителя, созидателя, «Божьего ратника» возникает и в словах: «Вынесет все – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Слово «дорога» в этих двух строфах имеет и прямое, и переносное значение, выступая метафорой жизни. Дорога железная и дорога-жизнь соотнесены автором. Железная дорога осмысляется и как этап жизни русского народа, и как символ его жизни, нынешней и будущей. Говоря о том, что народ «проложит» себе дорогу-жизнь, автор, несомненно, хочет подчеркнуть трудность и трагизм этого великого дела, которое потребует немало новых жертв – жизней. Кроме того, проложить дорогу можно только в нехоженых местах, на новом месте. Тем самым автор указывает и на то, что созидание новой жизни – это и великий труд, и поиск новых путей, отказ от привычной жизни. И на этот богатырский подвиг есть у народа силы. Но автор не спешит с оптимистическими утверждениями: счастье, по его мнению, не увидит даже юное поколение. И последняя, завершающая главка, вполне объясняет неверие автора в возможность быстрых перемен: не одно поколение пройдет, прежде чем народ избавится от терпеливой покорности.

Важно отметить, что рассказанная история строительства железной дороги предстает как один из эпизодов жизни не только России, но и всего человечества. Те законы, которые определяют жизнь русских бедняков, – осмысляются как вековечные законы человечества. Не случайно «показ» правды о строительстве дороги начинается с вступления-обобщения:

В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Широкое обобщение возникает и далее в поэме. Отрицая право бедняков называться «строителями» Ватикана и Колизея, собора святого Стефана, генерал, в сущности, выражает позицию бесчисленных единомышленников – живущих во всех уголках мира и во все эпохи. Мысль о великой несправедливости – о забвении истинных созидателей, творцов ценностей во многом определяет замысел поэмы.

Рассказывая историю строительства железной дороги, автор не только восстанавливает справедливость. Финальная главка поэмы вносит еще одну драматическую ноту: истинные строители и сами не понимают великую ценность своего труда. Последняя часть поэмы, рисующая «отрадную картину» – прощение строителей, «задолжавших» лабазнику, и их награждение бочкой вина, – еще более усиливает трагизм нарисованной картины. Сколько горькой правды в описании мужиков, узнавших, что они не только ничего не получат за свой труд, но даже остались должны: «Может, и есть тут теперича лишку, / Да вот поди ты. » – махнули рукой». Синекдоха, передающая единство слов и жестов, подчеркивает единство характеров и судеб. Нажившийся на строительстве лабазник да впрягшиеся вместо лошади в повозку купчины мужики, везущие «благодетеля», простившего «недоимку» и подарившего вина, – поистине страшный символ России. Голод-царь, бесконечное терпение и беззащитность народа, его неумение отстоять свои права – все это не позволяет автору рисовать подлинно отрадные картины или мечтать о скором изменении народной судьбы.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты“ Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения“Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Гиперболы“Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Метонимия“А по бокам-то всё косточки русские”.

Олицетворение“Свисток оглушительный взвизгнул”.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” . Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)

Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.

История создания

Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).

Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.

Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.

Образы и символы

Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.

Образ несчастного белоруса является собирательным образом крестьянина, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в землянках. Автора восхищает привычка русского мужика к труду, он уважает работу простого народа. Первые три главы посвящены тому, как обстояли дела при строительстве дороги на самом деле.

Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.

Темы и настроение

  • Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения. Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
  • Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
  • Также очевидна тема социального неравенства. Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
  • Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности. Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

  • Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
  • Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
  • Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
  • Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
  • Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Средства художественной выразительности

Среди тропов и выразительных средств можно выделить сравнения («около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «лед. .. словно как тающий сахар лежит», «листья. .желты и свежи лежат, как ковер», «. .. почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»), эпитеты («славная осень», «здоровый, ядреный воздух»), гиперболы («труд этот, Ваня, был страшно громаден»), олицетворение («свисток оглушительный взвизгнул»), метонимия («а по бокам-то все косточки русские»), обобщения («немец уж рельсы кладет», «видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый, больной белорус»), метафоры («чудо искусства», «скопище пьяниц»).

Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector