0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Женские имена из сказок русских

Секреты женских имен в русских народных сказках

Данная работа написана ученицей 5 класса Пашкевич Яной под руководством Юркевич И.В. Работа представляет собой итоговый годовой проект по литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Годовая проектная работа по литературе: «Секреты женских имён в русских народных сказках»

ученица 5 класса Б

Учитель: Юркевич И. В.

1.1 Цели исследования ……………. 3

1. 3Гипотеза исследования………….. 3

2.Русские народные сказки – это…… 4

3. Типы женских персонажей……… 6-8

4. Василиса Премудрая……………… 9

5. Практическая часть……………….10-12

7. Список используемой литературы. 14

Актуальность исследования обусловлена изучением женского имени в русской народной сказке. Сказка — прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Во многих волшебных сказках одними из героев являются женщины: Василиса – Премудрая, Марья – Моревна, Алёнушка и т.д. Нам стало интересно, влияют ли их имена на сюжет сказки. Мы заинтересовались этим вопросом, решили провести исследование и узнать секреты женских имён в русских народных сказках.

Гипотеза исследования: Возможно, народ давал имена сказочным персонажам такие же, какие встречаются и в реальной жизни, веря, что это имя поможет герою и сыграет важную роль в его судьбе.

Узнать секреты женских имён в русских народных сказках.

  1. Дать определение русским народным сказкам.
  2. Доказать или опровергнуть гипотезу.
  3. Попытаться выяснить, влияет ли имя персонажа на его судьбу, на особенности характеров героев.

Объект исследования : Сказки русского народа содержащие личные имена.

Предмет исследования: сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева» Русские народные сказки.

Сказка — это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.

Ежедневно слыша и произнося десятки имён, мы не успеваем задуматься: « Что они обозначают?»» Откуда произошли?». Поэтому мы считаем, что тема об именах собственных актуальна всегда. Личные

имена в сказках играют очень важную роль, так как определяют дальнейшую судьбу персонажа. Они конкретизируют определённое качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека. Сказки никогда не стареют, их слушали в старину, их слушают сейчас, надеемся, что их будут слушать и изучать и в будущем.

2.Русские народные сказки — это…

Русские народные сказки – произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – это всё то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими увлекательными поворотами и персонажами. Дети приходят в настоящий восторг, путешествуя со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживая с ними их приключения. Но в русских сказках наиболее важен план, который скрыт от неподготовленного взгляда обычного читателя – это концептуальный, символический уровень. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ сказки, особый код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения. Поговорим подробнее о символизме сказок, чтобы лучше понимать их глубокий смысл.

В русских народных сказках отчетливо проявляется два пространства, два мира – обыкновенный и «иной», потусторонний. Самой потусторонней реальностью является, Тридесятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание, основная часть всех действий и приключений происходит именно там, то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной.

3.Типы женских персонажей

Устойчивость характеров персонажей является одной из особенностей русских народных волшебных сказок. Одно из ведущих мест в типологии персонажей занимают женские образы. Если не рассматривать негативный ряд сказочных героев, то этот типологический класс включает в себя три категории — «богатырши-воительницы», «мудрые девы», «сироты» или «падчерицы». Мы рассмотрим и попытаемся выделить типичные черты, составляющие сущность этих образов, а также их связь с древней славянской мифологией и сюжетообразующее значение.

Каждый из трех основных выделенных нами типов персонажей обладает некими характеристиками, которые являются наиболее постоянными, не зависят от внутрисюжетных метаморфоз. Такой постоянной характеристикой может служить имя, индивидуальный статус, семейный статус, социальный статус и пространственный статус.

Имя или прозвище играет для женских персонажей большое значение. Оно очень важно и, как правило, определяется тем, какие действия этот персонаж совершает, оно влияет на судьбы и характер героев, делает текст конкретным, стилистически окрашенным, придает емкость и глубину. В нашем случае имя часто содержит оценочные характеристики, то есть те признаки, которые обыгрываются сюжетом.

В зависимости от того, кем является та или иная героиня, меняется и форма ее имени. Так, подлежит изменению имя Елена (греч. «светлая»): Елена Прекрасная, если речь идет о красавице-царевне, Алёнушка, если крестьянская девочка. Изменяется и имя Марья (евр. «горечь»): Марья-Маревна, если смелая дева-воин, Марья-царевна, если царская дочь, Марьюшка, или просто Машенька, если крестьянская девочка. Имя Василиса (греч. «царская») также имеет свои формы: Василиса, если мудрая дева, Василисушка, если девочка — сиротка. Часто главное качество героини (внешнее и внутреннее) определяют постоянные эпитеты: к Елене и Анастасии обычно прикрепляется эпитет Прекрасная, к Василисе –Премудрая. Прекрасной (Красой), а иногда Премудрой называется Марья, но очень редко.

Этимология многих сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например: Богатырка Синеглазка, Настасья — золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка. Н. В. Новиков в своей книге упоминает также такие варианты женских имен, как Наста-ся-прекрася, Настяся-пирикрася, Настася-привокрася, Настяся-самокрася, Елена-краса золотая коса, Марья-краса чёрная (долгая, руса) коса, Марья жёлтый цвет, Марья-царевна, Кисет-королевна, Настасья золотая (долгая) коса, Василиса золотая коса непокрытая краса.

Упоминания о золотых или серебряных волосах очень часто встречаются в сказаниях народного эпоса. По мнению А. Н. Афанасьева, это связано с солярными мифами. Почти у всех индоевропейских народов солнцу дается эпитет златокудрого. Помимо связи с древней славянской мифологией в имени фиксируется семейное положение персонажа (Солнцева сестра, Падчерица) его сословный статус (Марья-Царевна, Кисет-Королевна), его духовные (Василиса Премудрая) и внешние качества (Красота Ненаглядная, Елена Прекрасная, Замарашка). Некоторые из женских персонажей могут принимать внешне безобразный вид, превратившись в животное, окаменев, почернев, став жертвой козней сказочного злодея, (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Рога»). Но неприглядный внешний облик — контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства. Это обнаруживается при испытании героини в дальнейшем.

Неизменяемость имен на протяжении сказочного действия не позволяет включить в них все разнообразие атрибутов, которыми обладает данный тип персонажей и которые изменяются от сказки к сказке. Существует еще ряд признаков, по которым этот тип персонажей можно опознать, как бы они не именовались.

Признак индивидуального статуса героини выражается в особенности внутреннего мира и внешнего облика. Эти признаки задают основное разделение сказочных героинь на сверхъестественных существ и обычных людей. Дальнейшее описание женских образов может быть осуществлено с помощью целой системы признаков, отражающих внутреннее и внешнее состояние персонажа, а также связанных с оценочными категориями или категориями оппозиций.

Образы Царь-девиц (женщин-богатырш) встречаются в сказках не так часто, тем не менее, гиперболизация физической силы в сказках касается не только героя, но и героини. Как, мужские, так и женские положительные персонажи трактуются в едином героико-романтическом плане. Образы этих воинственных дев сходны с образами других волшебных женщин, поскольку Царь-девица является не только могучей полярницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной.

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты национального характера. По словам А.М.Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

В русских народных сказках женщины одеваются в длинные сарафаны, колпачки, красивые бусы, платочек и тапочки.

Мы провели опрос, в котором участвовали 30 человек.

На вопрос: Какие женские имена встречаются в русских народных сказках? Получили следующие ответы.

Героини русских сказок

Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной… В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:

«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель. В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».

И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…
из

Самые популярные сказочные имена для мальчиков и девочек

Имя — это наша память о родителях. В большинстве случаев, не считая экстренных, имя человеку дают мама и папа.

Еще в середине XX века и позже над именем для новорожденных особо не размышляли. Называли, как все. Или самым распространенным, или связанным с политикой. Какие уж тут красивые сказочные имена! В одном классе училось 6 Лен, 5 Наташ и несколько Владленов.

Сейчас родители стали относиться к выбору имени более серьезно. И не последнюю роль играют в этом фильмы, любимые исполнители, сериалы и мультфильмы. Иные называют чад в честь сказочных героев.

Сегодня мы поговорим о красивых именах, как сказочных, так и сериальных.

Имя для человека

В России принято давать имена в честь святых. Ибо большинство жителей огромной страны — православные христиане — и крестят своих детей.

Но есть исключения: кто-то называет детей совсем уж необычно. Россия, Цветана, Тришка, Король, Государь, Лютик — реально зарегистрированные в 2018 году имена. Ничем не хуже советской Даздравпермы или Оюшминальда.

А между тем в имени хранится что-то особое. Самое привычное слово для человека — его имя. Крещеные люди обращаются за помощью к святым, в честь которых названы, и реально получают ее. Носители сказочных имен гордятся ими. Имя придает человеку определенный шарм. Нет плохих имен, каждое по-своему прекрасно.

Имена для девочек

Хотите назвать дочку красивым именем? Обратитесь к русским сказкам. Все сказочные героини отличались скромностью, трудолюбием, красотой. А главное — у большей части русских сказок и мультфильмов счастливый конец. Давайте вспомним самые популярные имена сказочных героинь.

Варвара. И сразу вспоминается сказка «Варвара краса — длинная коса». Дочка царя морского, необычно красивая и трудолюбивая девушка. Встает перед глазами круглое личико с румяными щечками и большими глазами. Толстая коса девушки, ее тонкий стан. Скромная и добрая, она вышла замуж за красивого сына рыбака. И все закончилось хорошо.

Василиса. Она была работящей, очень доброй и красивой. Но постучала в дом беда, осиротела Василисушка. Мачеха ей прохода не давала, и бедняжка смиренно выполняла все прихоти злобной женщины. Поплачет в уголке, куколке пожалуется, бывало. Куколку эту ей мама подарила перед смертью. И по воле судьбы Василиса оказывается в царском дворце. Сам царь влюбляется в девушку и женится на ней. Тут и кончились мытарства Василисы.

Елена. Сейчас это редкое имя. А между тем в сказках Елены Прекрасные да Премудрые. Они становятся женами царевичей или царей, обладают талантами, и мозги у них неплохо работают. Не зря же премудрыми называют.

К сказочным женским именам можно отнести и Настеньку. Помните «Морозко»? Работящая да пригожая девушка растопила сердце Мороза. Он наградил ее щедро, а злой и ленивой сводной сестрице ничего не досталось от Морозушки-батюшки.

Марьюшка. В современном варианте — Мария. Марья-краса — царская дочь. Рукодельница премудрая. И красотой не обделена.

Феврония — очень редкое имя. И какое же оно сказочное? А как же: крошечка Хаврошечка была же. Вообще, правильнее — Феврошечка. Но сказку переделали на русский лад, вот и получилась Хавронья.

Инга. В зарубежном звучании — Инге. Знаменитая сказка Ганса Христиана Андерсена. Сначала эта девочка была очень злой и грубой. Дошло до того, что она бросила хлеб в лужу и наступила на него. Попала за этот проступок под влияние болотницы. В конце концов Инге удалось вернуть свое обличье, а болотница превратила ее в птичку. Девочка очень изменилась, стала отзывчивой и доброй.

Герда. Тут и объяснять ничего не надо. Всем известна девочка Герда, которая, пережив множество приключений, спасла своего друга Кая от жестокой Снежной королевы.

Имена для мальчиков

Какие имена сказочных персонажей можно подобрать для мальчиков? Сейчас подумаем сообща.

Андрей. Помните в сказке про Варвару-красу фигурировали два Андрюши? Очень ленивый, толстый и румяный — царский сын. А второй — стройный, веселый и кудрявый — сын рыбака. В итоге последний женился на красавице Варваре, а царский сын вернулся во дворец под покров мамочки да нянечек.

Василий — царевич. Жених Елены Премудрой и брат жестокого царя. Для Василия все закончилось хорошо. Женился на красивой и умной Елене, а про злобного брата и думать забыл.

Елисей. Прекрасный королевич, все его помнят?

Даниил. В сказке «Конек-Горбунок» так звали старшего брата Ивана-дурачка. На простонародный лад — Данила.

Гавриил или Гаврила. Средний брат из все той же сказки.

Иван. Иванушка-дурачок почти во всех русских сказках. Но если он так глуп, то почему блестяще выпутывается из любых ситуаций и становится мужем красавицы-царевны?

Алеша. Былинный Алеша Попович из сказки про Змея Тугарина. Победитель врагов и нечистой силы на Руси.

Никита Кожемяка. И снова былинный герой. Сильный, отважный. Настоящий русский богатырь.

Вот такие сказочные имена можно подобрать для сына.

Имена из мультфильмов

Хочется красивых и необычных имен? Давайте вспомним русские и зарубежные мультфильмы. Для девочек подойдут:

  • Забава, Любава, Аленушка, Алиса, Ариэль, Анжелика, Бэлль, Виллина, Джульетта, Жасмин, Ирма, Каролина, Кэнди, Лэйла, Люси, Мальвина, Муза, Малефисента, Майя, Нана, Рапунцель, Рокси, София, Стелла, Тиана, Фиона, Флора, Элла, Эмили.

Для мальчиков выбор меньше, но все же он есть:

  • Якоб, Эдвард, Элвин, Фред, Стив, Себастьян, Нильс, Ник, Навин, Мартин, Льюис, Лукас, Карл, Джеймс, Джулиус, Диего, Добрыня, Гастон, Гомер, Вэйлон.

Имена из сериалов

Говоря о сказочных именах, пройдемся по сериалам. Как современным, так и не очень.

  • Арья, Игритт, Санса, Маргери, Миссандея, Шая, Кейтилин, Тиена, Мирцелла, Зена, Габриэль, Лила, Алкмена, Ева, Надежда, Наджара, Эпини, Клеопатра, Фиби, Иви, Ливия, Жади, Ариана, Лорена, Мерлия, Гермиона, Бренда, Донна, Келли, Вэлари, Джина.

Без мальчишек никуда:

  • Эйгон, Григор, Сандор, Гарри, Рон, Эддарт, Брандон, Стив, Дилан, Роб, Варис, Сэмвел, Джиор, Рикон, Томен, Манс.

Имена богов и богинь

К сказочным именам можно отнести и мифы древних народов, имена их богов и богинь. Некоторые из них красивые на самом деле. И уж точно второго такого в окружении сына или дочки не будет.

  • Афина, Артемида, Афродита, Веста, Гера, Диана, Деметра, Исида, Калли, Каллиопа (нимфа), Талия, Эвтерпа, Мнемозина, Эрида, Персефона, Юнона, Геба, Флора, Фрейя, Лада.

Для мальчика неплохо звучат следующие варианты:

  • Аполлон, Антей, Арес, Феб, Борей, Гермес, Гефест, Дионис, Фавоний, Вирбий, Фавн, Сильван, Вольтурн, Сет, Осирис, Веспер.

Резюмируем

Задача статьи — рассказать читателю о сказочных именах и просто изысканных, не встречающихся часто. Основные аспекты:

Имена из русских сказок встречаются довольно часто.

Зарубежные имена необычны, но они должны сочетаться с фамилией и отчеством ребенка. Чтобы не получилось Ивановой Афродиты Ильиничны, например. Или Петрова Эддарта Васильевича.

Греческие имена очень звучные и выразительные. Практически не встречаются в России.

Имя — это судьба человека. Стоит несколько раз подумать, прежде чем нарекать ребенка.

Если в планах окрестить малыша, желательно подумать над православным именем для крещения.

  • Сказочные имена для девочек, особенно русские, очень хороши. Подойдут для православной семьи.
  • Заключение

    Как назвать сына или дочку, решают только родители. Но при выборе имени не стоит впадать в крайности. Ребенок вырастет, и вполне возможно, что над ним будут смеяться в школе только из-за плохо сочетающихся между собой фамилии и имени.

    Путь Света

    ЭЗОТЕРИКА

    Что такое эзотерика

    Тайные учения

    Религии

    Мантры

    Молитвы

    Работа над собой

    О карме

    Ответы на вопросы

    ОККУЛЬТИЗМ

    Что такое оккультизм

    Приворот

    Приворот: ответы на вопросы

    Магические травы

    Энергия трав

    Магия и энергия леса

    Имена. Совместимость имен

    Календарь именин

    Фамилии. Энергия фамилий

    Гороскопы мира

    Нумерология

    Психология

    Астрология

    Геомантия

    Экстрасенсорика

    Магия

    Магические технологии

    Магия в бизнесе

    Магическая война. Виды магических войн

    Защита от магии

    Целительство

    Если магия и целительство — ваша профессия

    Энергия денег

    Дни Силы

    Логотипы, бренды

    Подарки к любому празднику

    Выбор профессии

    Выбор оккультной профессии

    Домашние животные

    Ответы на вопросы

    ДИАГНОСТИКА

    Энергия домов

    Энергия адреса

    Энергия автомобилей

    Энергия часов

    Энергия ювелирных украшений

    КЛУБ

    Устав Клуба и условия вступления

    Первый год

    Второй год

    Третий год

    Четвертый год

    Пятый год

    Шестой год

    Седьмой год

    Восьмой год

    Девятый год

    Десятый год

    Одиннадцатый год

    Двенадцатый год

    Тринадцатый год

    Четырнадцатый год

    Дополнительные материалы

    КНИГИ

    Жизнь, любовь, приворот — 1, 2

    Магические нападения — 1, 2, 3, 4

    Звезда мага — 1

    Приворот и его последствия

    Звезды и магия

    Родовая магия — 1, 2

    Новые книги

    ГОРОСКОПЫ

    Бизнес гороскоп

    Денежный гороскоп

    Брачный гороскоп

    Оккультный гороскоп

    Гороскоп внешности

    Восточный гороскоп

    Западный гороскоп

    СТАТЬИ

    Долги и должники. Магический счетчик.

    Как клиенты обманывают специалистов — целителей, магов, астрологов, психологов и др.

    Как специалисты (маги, целители, астрологи, психологи и др.) обманывают клиентов

    В защиту целительства

    Соглашение о конфиденциальности
    Всё о Клубе

    КНИГИ

    Все наши книги

    Наша новая книга «Энергия европейских фамилий»

    Наша книга «Энергия фамилий»

    Наша книга «Энергия имени»

    Наша книга «Энергия камня»

    ПЛАТНЫЕ СТАТЬИ

    Платные статьи

    КОНСУЛЬТАЦИИ

    По приворотам и магии
    Личным и семейным проблемам
    Как защищаться от магии
    Энергоинформационная диагностика ситуации
    Просмотр прошлых воплощений и решение кармических проблем Читать здесь
    Пусть информация нашего сайта и все, что мы делаем, направят вас на путь, ведущий к Свету!

    Новые статьи

    Как узнать свое предназначение по дате рождения. Задачи воплощения. Цель жизни
    Оккультные и эзотерические школы
    Развитие магических способностей
    Древние славянские праздники
    Подарки к любому празднику
    Магия в торговле
    Магия в бизнесе
    Магия денег
    Магия в спорте
    Экстрасенсорика. Открытие третьего глаза
    Третий глаз. Как развить ясновидение
    Как открыть чакру. Ускоренный метод
    Оккультные имена
    Старинные книги по травам — травники
    Календарь сбора лекарственных растений
    Чёрная книга
    Чёрная библиотека. Гримуары
    Солнечные и лунные затмения в магии
    Чудодейственные пантакли и талисманы
    Оккультные профессии
    Гороскопы мира

    Имена. Самая полная информация

    Фамилии. Самая полная информация

    Официальный сайт Олега и Валентины Световид

    Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

    Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

    На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

    Сказочные имена

    Сказочные имена – это имена героев любимых с детства сказок. За каждым сказочным именем встает образ, характер, судьба. Люди помнят сказки, прочитанные в детстве, всю свою жизнь, а книги с любимыми сказками хранят для своих детей.

    Сказки содержат вечную мудрость, они дают правильное направление развития, ориентиры добра и зла, помогают сформировать необходимые душевные качества и правила поведения. Это часть духовной культуры народа, создававшиеся на протяжении многих веков.

    Сказочные имена

    Акелла

    Алёнушка

    Алёша Попович

    Баба-яга

    Багира

    Балу

    Бармалей

    Барон Мюнхгаузен

    Буратино

    Василиса Микулишна

    Василиса Прекрасная

    Варвара-краса

    Винни-Пух

    Гадкий Утёнок

    Герда

    Данила-мастер

    Дед Мороз

    Дед Мазай

    Добрыня Никитич

    Доктор Айболит

    Дуремар

    Дюймовочка

    Елена Прекрасная

    Елена Премудрая

    Жихарка

    Златовласка

    Змей Горыныч

    Золушка

    Иванушка-дурачок

    Иван-царевич

    Илья Муромец

    Кай

    Карабас Барабас

    Карлсон

    Кащей Бессмертный

    Колобок

    Конек Горбунок

    Король Дроздобород

    Кот Базилио

    Кот Леопольд

    Кот Матроскин

    Кот Мурлыка

    Кот в сапогах

    Красная шапочка

    Крокодил Гена

    Курочка Ряба

    Лиса Алиса

    Лутоня

    Мальвина

    Мальчик-с-пальчик

    Маугли

    Микки-Маус

    Мойдодыр

    Марья-искусница

    Марья-маревна

    Морозко

    Муха-цекотуха

    Незнайка

    Никита Кожемяка

    Олле-Лукойе

    Папа Карло

    Пеппи-длинный чулок

    Петушок-Золотой гребешок

    Принцесса на Горошине

    Почтальон Печкин

    Пьеро

    Просперо

    Пчела Майя

    Пятачок

    Русалочка

    Руслан и Людмила

    Садко

    Светогор-богатырь

    Серая Шейка

    Серебряное копытце

    Сивка-бурка-Вещая Каурка

    Синеглазка

    Скрудж

    Снегурочка

    Снежная Королева

    Синяя Борода

    Спящая красавица

    Соловей-разбойник

    Суок

    Три поросенка — Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

    Тугарин-змей

    Федот-стрелец

    Финист-ясный сокол

    Фока на все руки дока

    Хозяйка Медной горы

    Храбрый портняжка

    Царевна-Лебедь

    Царевна-лягушка

    Царевна-Несмеяна

    Царь-Горох

    Царь Додон

    Царь Салтан

    Чебурашка

    Черепаха Тортилла

    Чернавка

    Черномор

    Чипполино

    Чудо-Юдо

    Шамаханская царица

    Шапокляк

    Шерхан

    Щелкунчик

    Наша новая книга «Энергия имени»

    Олег и Валентина Световид

    Адрес нашей электронной почты: osvetovid@bk.ru

    На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

    Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

    При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид www.waylux.ru – обязательна.

    Внимание!

    В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

    На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

    Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

    Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

    Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

    Мы никогда не платили за рекламу для привлечения потенциальных клиентов.

    Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

    Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия «Обман ради наживы».

    Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

    С уважением – Олег и Валентина Световид

    Нашими официальными сайтами являются:

    Секреты женских имен в русских народных сказках

    Данная работа написана ученицей 5 класса Пашкевич Яной под руководством Юркевич И.В. Работа представляет собой итоговый годовой проект по литературе.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Годовая проектная работа по литературе: «Секреты женских имён в русских народных сказках»

    ученица 5 класса Б

    Учитель: Юркевич И. В.

    1.1 Цели исследования ……………. 3

    1. 3Гипотеза исследования………….. 3

    2.Русские народные сказки – это…… 4

    3. Типы женских персонажей……… 6-8

    4. Василиса Премудрая……………… 9

    5. Практическая часть……………….10-12

    7. Список используемой литературы. 14

    Актуальность исследования обусловлена изучением женского имени в русской народной сказке. Сказка — прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Во многих волшебных сказках одними из героев являются женщины: Василиса – Премудрая, Марья – Моревна, Алёнушка и т.д. Нам стало интересно, влияют ли их имена на сюжет сказки. Мы заинтересовались этим вопросом, решили провести исследование и узнать секреты женских имён в русских народных сказках.

    Гипотеза исследования: Возможно, народ давал имена сказочным персонажам такие же, какие встречаются и в реальной жизни, веря, что это имя поможет герою и сыграет важную роль в его судьбе.

    Узнать секреты женских имён в русских народных сказках.

    1. Дать определение русским народным сказкам.
    2. Доказать или опровергнуть гипотезу.
    3. Попытаться выяснить, влияет ли имя персонажа на его судьбу, на особенности характеров героев.

    Объект исследования : Сказки русского народа содержащие личные имена.

    Предмет исследования: сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева» Русские народные сказки.

    Сказка — это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.

    Ежедневно слыша и произнося десятки имён, мы не успеваем задуматься: « Что они обозначают?»» Откуда произошли?». Поэтому мы считаем, что тема об именах собственных актуальна всегда. Личные

    имена в сказках играют очень важную роль, так как определяют дальнейшую судьбу персонажа. Они конкретизируют определённое качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека. Сказки никогда не стареют, их слушали в старину, их слушают сейчас, надеемся, что их будут слушать и изучать и в будущем.

    2.Русские народные сказки — это…

    Русские народные сказки – произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – это всё то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими увлекательными поворотами и персонажами. Дети приходят в настоящий восторг, путешествуя со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживая с ними их приключения. Но в русских сказках наиболее важен план, который скрыт от неподготовленного взгляда обычного читателя – это концептуальный, символический уровень. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ сказки, особый код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения. Поговорим подробнее о символизме сказок, чтобы лучше понимать их глубокий смысл.

    В русских народных сказках отчетливо проявляется два пространства, два мира – обыкновенный и «иной», потусторонний. Самой потусторонней реальностью является, Тридесятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание, основная часть всех действий и приключений происходит именно там, то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной.

    3.Типы женских персонажей

    Устойчивость характеров персонажей является одной из особенностей русских народных волшебных сказок. Одно из ведущих мест в типологии персонажей занимают женские образы. Если не рассматривать негативный ряд сказочных героев, то этот типологический класс включает в себя три категории — «богатырши-воительницы», «мудрые девы», «сироты» или «падчерицы». Мы рассмотрим и попытаемся выделить типичные черты, составляющие сущность этих образов, а также их связь с древней славянской мифологией и сюжетообразующее значение.

    Каждый из трех основных выделенных нами типов персонажей обладает некими характеристиками, которые являются наиболее постоянными, не зависят от внутрисюжетных метаморфоз. Такой постоянной характеристикой может служить имя, индивидуальный статус, семейный статус, социальный статус и пространственный статус.

    Имя или прозвище играет для женских персонажей большое значение. Оно очень важно и, как правило, определяется тем, какие действия этот персонаж совершает, оно влияет на судьбы и характер героев, делает текст конкретным, стилистически окрашенным, придает емкость и глубину. В нашем случае имя часто содержит оценочные характеристики, то есть те признаки, которые обыгрываются сюжетом.

    В зависимости от того, кем является та или иная героиня, меняется и форма ее имени. Так, подлежит изменению имя Елена (греч. «светлая»): Елена Прекрасная, если речь идет о красавице-царевне, Алёнушка, если крестьянская девочка. Изменяется и имя Марья (евр. «горечь»): Марья-Маревна, если смелая дева-воин, Марья-царевна, если царская дочь, Марьюшка, или просто Машенька, если крестьянская девочка. Имя Василиса (греч. «царская») также имеет свои формы: Василиса, если мудрая дева, Василисушка, если девочка — сиротка. Часто главное качество героини (внешнее и внутреннее) определяют постоянные эпитеты: к Елене и Анастасии обычно прикрепляется эпитет Прекрасная, к Василисе –Премудрая. Прекрасной (Красой), а иногда Премудрой называется Марья, но очень редко.

    Этимология многих сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например: Богатырка Синеглазка, Настасья — золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка. Н. В. Новиков в своей книге упоминает также такие варианты женских имен, как Наста-ся-прекрася, Настяся-пирикрася, Настася-привокрася, Настяся-самокрася, Елена-краса золотая коса, Марья-краса чёрная (долгая, руса) коса, Марья жёлтый цвет, Марья-царевна, Кисет-королевна, Настасья золотая (долгая) коса, Василиса золотая коса непокрытая краса.

    Упоминания о золотых или серебряных волосах очень часто встречаются в сказаниях народного эпоса. По мнению А. Н. Афанасьева, это связано с солярными мифами. Почти у всех индоевропейских народов солнцу дается эпитет златокудрого. Помимо связи с древней славянской мифологией в имени фиксируется семейное положение персонажа (Солнцева сестра, Падчерица) его сословный статус (Марья-Царевна, Кисет-Королевна), его духовные (Василиса Премудрая) и внешние качества (Красота Ненаглядная, Елена Прекрасная, Замарашка). Некоторые из женских персонажей могут принимать внешне безобразный вид, превратившись в животное, окаменев, почернев, став жертвой козней сказочного злодея, (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Рога»). Но неприглядный внешний облик — контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства. Это обнаруживается при испытании героини в дальнейшем.

    Неизменяемость имен на протяжении сказочного действия не позволяет включить в них все разнообразие атрибутов, которыми обладает данный тип персонажей и которые изменяются от сказки к сказке. Существует еще ряд признаков, по которым этот тип персонажей можно опознать, как бы они не именовались.

    Признак индивидуального статуса героини выражается в особенности внутреннего мира и внешнего облика. Эти признаки задают основное разделение сказочных героинь на сверхъестественных существ и обычных людей. Дальнейшее описание женских образов может быть осуществлено с помощью целой системы признаков, отражающих внутреннее и внешнее состояние персонажа, а также связанных с оценочными категориями или категориями оппозиций.

    Образы Царь-девиц (женщин-богатырш) встречаются в сказках не так часто, тем не менее, гиперболизация физической силы в сказках касается не только героя, но и героини. Как, мужские, так и женские положительные персонажи трактуются в едином героико-романтическом плане. Образы этих воинственных дев сходны с образами других волшебных женщин, поскольку Царь-девица является не только могучей полярницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной.

    Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты национального характера. По словам А.М.Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

    В русских народных сказках женщины одеваются в длинные сарафаны, колпачки, красивые бусы, платочек и тапочки.

    Мы провели опрос, в котором участвовали 30 человек.

    На вопрос: Какие женские имена встречаются в русских народных сказках? Получили следующие ответы.

    Сказочные герои русских сказок: имена и описания

    Народная сказка — это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

    Иван-дурак

    Главный герой русских сказок — искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

    Кстати, слово «дурак» в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

    Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

    Богатырь

    Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет «не по дням, а по часам». Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

    Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

    Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

    Чудо-невеста

    Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

    Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

    Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

    Баба Яга

    Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).

    Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

    На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд «перепекания». На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

    Кощей

    Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского «кощей», что переводится как «невольник». Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского «костить» (ругать, вредить) или «кость». Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

    Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

    Змей Горыныч

    Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище «Горыныч» связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом «гореть».

    Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч — собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

    Силы природы

    В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

    Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

    Благодарные животные

    В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

    Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке «Буренушка» душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

    Жар-птица

    Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

    Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

    Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×